Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

обзорМы начинаем подачу обзоров статей из  казахских газет. Как показала первая публикация (27 .04. 2014,) аудитория «Алтын-Орды» проявила  большой интерес к заявленным темам, поднимаемым казахскими газетами. Так как казахская проблематика наиболее полно охватывается именно казахскими изданиями, что дает более выпуклую и всестороннюю информационную картину общественно политической жизни страны. (Ред).

На прошедшей неделе в казахской прессе были подняты такие насущные, имеющие  острое общественно-политическое содержание темы, как проблемы репатриации этнических казахов на историческую родину, жизнь казахской диаспоры в Монголии, проект «Дети-казахи за рубежом», о манкуртизме и манкуртах и др.

Как известно, для любого современного независимого государства проведение политики возвращения на историческую родину когда-то вынужденных покинуть землю предков соотечественников имеет общепризнанное гуманитарное значение в части восстановления исторической справедливости.

А  также  является частью  государственной демографической политики и, соответственно, увеличения трудовых ресурсов на фоне современного общемирового процесса снижения деторождаемости, что напрямую влияет на показатели естественного прироста населения. К тому же репатриация напрямую влияет на укрепление национальной безопасности, ибо способствует численному росту населения и   воспроизводству новых поколений. То есть репатриация вносит ощутимый вклад в  решение демографического вопроса и в дело обеспечения национальной безопасности.

Особенно большое значение репатриация имеет для современной казахской  нации, так как сегодня каждый третий этнический казах живет за пределами Казахстана. Во времена царской и советской колонизации казахи, гонимые холодными ветрами истории, целыми аулами вынужденно покинули родную землю. В эпоху «железного занавеса» о возращении даже и не мечтали, это стало возможным только после благословенного 1991 года, принесшего Независимость.

За 23 года своего суверенного существования  Казахия построила новейшую государственность и к началу 21 века стала «состоявшимся государством», является второй родиной для представителей 140 национальностей. Однако около 5 млн. потомков этнических казахов, когда-то изгнанных с родной земли, до сих пор живут в более чем 40 странах мира. И это при том, что по территории РК занимает 9-е место в мире, а по низкой плотности населения – находится на одном из первых мест в мире.

Естественно, все годы со дня обретения Казахией  суверенитета вопрос репатриации казахов на историческую родину и проблемы с их обустройством являются животрепещущей темой в казахских средствах массовой информации (печатных, электронных).

Ведь для Казахстана – это счастье, что в ближнем и дальнем зарубежье имеется такая значительная казахская диаспора . А решение демографической проблемы является для нашего молодого государства залогом национальной безопасности, залогом реализации Стратегии «Казахстан-2050», «громадье планов» которой требует значительных трудовых ресурсов.

Однако все годы независимости процесс репатриации постоянно тормозится, подвергается искусственному сдерживанию. Поэтому в казахской прессе с таким же постоянством поднимаются вопросы ликвидации  всяких надуманных препятствий для возвращения этнических казахов на историческую родину.

Так, в газете «Қазақ үні» от 30 апреля было опубликовано Открытое письмо на имя Премьер-министа Карима МАСИМОВА, подписанное ответственным секретарем Республиканского общественного объединения «Отандас-ел» Кайратом БАЙТОЛЛАҰЛЫ  «Оралмандарға азаматтық берудегі тосқауылдар неге тоқтатылмайды(Почему не прекращается возведение препятствий для получения оралманами гражданства Казахстана?»).

Надо отметить, что вопрос, выведенный в заголовок, звучит риторически. Действительно, чего уж тут, морща лоб,  долго размышлять – ведь все дело в самих чиновниках, все зависит от наших высших законодательного (Парламент) и исполнительного (Правительство) органов. Наши внутриполитические вопросы мы решаем сами, значит, и виновных надо искать у себя дома.

Ни для кого не является большим секретом, что все верхние эшелоны власти битком набиты казахами-манкуртами, которые выросли и выучились в русскоязычном культурном поле. И если в Казахстан вольется двух-трехмиллионный поток этнических зарубежных  нағыз ұлтжанды (настоящих патриотов) казахов, то без знания родного казахского языка и к тому же без желания его освоить местные русскоязычные казахи-чиновники вскоре останутся без работы. Поэтому они готовы хоть сейчас сдать Казахию имперской России и остаться при своих интересах русскоязычных вассалов.

Автор Открытого письма пишет,  что недавно Правительство  устами министра труда и социального обеспечения Тамары ДУЙСЕНОВОЙ заявило, что теперь гражданство оралманы могут получить  в течение года, могут расселяться по своему желанию, а в 7 областях им будут предоставляться в аренду квартиры, которые можно будет приватизировать через 5 лет. Это вдохнуло надежду в сердца зарубежных казахов, перед которыми забрезжила надежда вернуться на землю предков.

Но, как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Оказывается, в число документов, которые нужно собрать для получения статуса «оралмана», или  для того, чтобы получить постоянную регистрацию, или для получения казахстанского гражданства, входят  не отвечающие здравому смыслу такие бумаги, как:

1. Справка об отсутствии судимости в стране проживания. – Но ведь Китай граждан с судимостью вообще не выпускает из страны. (!?)

2. Справка о выписке из места постоянной регистрации и справка о выходе из гражданства Китая. – Но ведь в Китае не выдают таких справок, не получив подтверждения о получении гражданства РК.(?!)

3. Справка из посольства Китая в РК , подтверждающая получение оралманом гражданства РК. – Как будто  функция дачи гражданства нашей страной передана консулу другого государства. (!?)

И что же делать казаху, мечтающему о возвращении на историческую родину, если ему, с одной стороны,  якобы облегчают процедуру оформления получения гражданства РК. И в  то же время требуют от него собрать документы, которые, заведомо так устроено, получить невозможно.?!

Кроме того, как указывается в Открытом письме, в последние годы сильно сократилось число студентов-оралманов. Раньше они получали регистрацию в студенческих общежитиях, затем получали гражданство, после чего имели возможность устраиваться на работу. А теперь они не могут получить гражданство, и соответственно не могут найти работу, получить регистрацию.

Здесь два варианта:

– во-первых, два года назад закон о миграции был изменен и так написан, чтобы было больше лазеек для коррупции;

– во – вторых, это саботаж чиновниками -манкуртами  государственной политики репатриации.

Таким образом, сегодня все происходит так же, как и в 90-е годы. Тогдашний министр Соболев  на одном из совещаний заявил казаху-руководителю Агентства по миграции при Минтруде РК: «Ты давай мне цифры по русским, а не по оралманам, не надо мне по казахам». Его больше волновало, что русские уезжают, и было «до лампочки», сколько прибывает этнических казахов. Вот так вершила миграционную политику ставшего независимым Казахстана «могучая кучка» соболевых-павловых-коржовых  по принципу «что хочу, то и ворочу».

А сегодня  этим занимаются казахи-коррупционеры и казахи-манкурты.   То есть все делается не по уму, по принципу «иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что». Лишь бы «задушить» оралманов справками и притормозить их возвращение  домой – на родину.

Именно руками чиновников-манкуртов в последние два  года была приостановлена  программа переселения соотечественников на родину  «Нұрлы көш». Одним словом, чистый саботаж государственной программы переселения оралманов в РК и набивание чиновниками собственных карманов за счет страданий репатриантов.

На казахскоязычном сайте «BAQ.KZ» 29 апреля  опубликовано интервью, взятое Майгуль СУЛТАН у акима региона Баян-Ольгей в Монголии (по нашему акима области) – Дармена КУЗЫКЕЙУЛЫ. Беседа шла на тему о жизни казахской диаспоры в регионе Баян-Ольгей, расположенном  на западе Монголии.

Оказывается, в регионе 92 процента населения составляют казахи, переселившиеся  сюда спасаясь бегством от царской колонизации, и особенно  во время двух голодоморов и репрессий, устроенных Советской властью в первой трети 20 века.  За годы независимости из Монголии в Казахстан переселились 70 тысяч казахов. Всего в Монголии сейчас проживает около 150 тысяч казахов, из них в Баян-Ольгее – более 90 тысяч,  в столице Улан-Баторе и ее окрестностях – около 20 тыс., в Кобдинском районе – сыше 10 тыс., остальные 30 тысяч – в других регионах Монголии.

Из 42 школ в Баян-Ольгее  казахских школ – 32, остальные 10 – с монгольским языком обучения. Многие получают высшее образование в Казахстане, Турции, арабских странах. В регионе выходят несколько газет и журналов на казахском языке при поддержке областных дотаций, на казахском языке вещают три телеканала, беспрепятственно можно смотреть все казахстанские телеканалы. Дети особенно любят смотреть казахстанский  детский телеканал «Балапан», который смотрят и монголы, и казахи. Регион тесно сотрудничает с Казахстаном в гуманитарной и экономической областях.

Казахская диаспора в Монголии сумела сохранить свой родной язык, традиционную религию – ислам,  национальные традиции и праздники. Так, регулярно проводится  праздник охотников с ловчими птицами «Бүркіт тойы», а на площади им.Шынгысхана в Улан-Баторе ежегодно проходят гулянья в честь встречи Наурыза. В этом году мероприятие  посетил Президент Монголии Цахиайгийн ЭЛБЭГДОРЖ.

На вопрос журналиста о нашумевшей в прошлом году истории  возвращения монгольских казахов-репатриантов обратно в   Монголию, Д. Кузыкейулы ответил так: «Назад из Казахстана вернулись не 800, как сообщали СМИ, а около 300 казахов-оралманов. Им будет возвращено монгольское гражданство после выхода из гражданства РК. Некоторые «ловкачи» использовали документы своих родственников, не выезжавших их Монголии. Дело этих 842 лиц рассмотрела специальная комиссия из Улан-Батора, которая вернула им монгольское гражданство и социальные пособия и выплаты».

Здесь можно добавить, что по наущению наших казахстанских чиновников-коррупционеров из миграционной службы,  часть монгольских казахов воспользовалась чужими документами и получила незаконные выплаты у нас, которыми надо было поделиться с нашими чиновниками-казахами. Но затем на этой почве разгорелся коррупционно-политический скандал, в результате монгольские казахи  сочли за благо вернуться на свою вторую родину.

В интервью «Каковы итоги телепроекта «Казахстанские дети за рубежом»?, взятом журналистом газеты «ҚАЗАҚСТАН ZAMAN» Нургуль ЖАМБЫЛКЫЗЫ у автора и ведущей проекта  Жанар БАЙСЕМИЗОВОЙ, говорится о судьбах казахстанских детей, усыновленных в страны дальнего зарубежья. После показа серии передач в рамках этого проекта увеличилось число желающих взять детей-сирот на воспитание в свои семьи. Среди  них есть и казахстанские дипломаты, работающие за рубежом.

Как рассказывает Жанар, несколько лет назад вопрос о непростой судьбе усыновленных из России и Казахстана детей, подвергшихся  жестокому обращению и насилию со стороны приемных родителей, впервые поднял корреспондент американской газеты «Milford Daily News» Линдсей КОРКОРАН. Если бы не он, мы до сих оставались бы в неведении относительно судьбы сирот. Конечно, в основном приемные родители – хорошие люди, но встречаются факты усыновления с целью донорства органов и прочих негуманных целей, о чем как-то сделала  заявление и Генпрокуратура. Ведь наши дети были усыновлены не только в развитые страны, но и в те, в которых много зарегистрированных случаев продажи детей.

Всего из Казахстана дети вывезены в 30 стран дальнего зарубежья, приблизительно, всего около 9 тысяч, из них  в США – около 7 тысяч детей, есть даже в  ЮАР, Австралии, на Мальте. Но данные каждого ведомства разнятся, и конечно, отследить судьбу каждого из них невозможно, законы этому препятствуют. Также известно, что среди усыновителей много миссионеров, есть представители разных социальных групп – богатые, средний класс, бедные, одинокие люди и др. На сегодня за рубежом  достигших совершеннолетия казахстанских детей  более 600. К примеру, Тамерлан из Нью-Йорка не хочет расставаться с казахстанским гражданством, еще один казах- американец  Ермек хочет увидеть город, в котором родился – Алматы, а Толеген из Швейцарии хочет приехать в Казахстан и открыть конеферму – видимо, гены их тянут назад.

И что интересно,  по данным агентств по международному усыновлению,  в списках нет детей из  Узбекистана,  Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана, но там есть дети из России, Украины, Казахстана, ЮАР, Вьетнама и др. Если лет 5 назад зарубежные усыновители тратили на усыновление 25-30 тыс. долларов, то сейчас  уже – 60 тыс. долларов.

По мнению Жанар, в нашей стране надо создавать условия для более широкого  усыновления, опекунства и патронатного воспитания  внутри страны, чтобы само понятие «детский дом» ушло из нашего сознания.  Для этого необходимо воспитывать в наших согражданах  духовность, сострадание к ближнему, душевную доброту, возрождать традиции национальной системы воспитания детей и молодежи. Тогда и сирот станет намного меньше.

Мы гордимся, что у Казахстана бескрайняя территория, недра которой полны подземными богатствами. Но какой прок, если  у нас нет места  для наших же детей и, сидя на сундуке с золотом, мы не можем накормить лепешкой сироту…

В этом же номере газеты «ҚАЗАҚСТАН –  ZAMAN» опубликована статья Мырзана Кенжебая «Кто такие манкурты?».

По мнению автора, после 23 лет независимости в стране с 80%-ным тюркоязычным населением (из них 67% – казахи, 13-15% представители тюркских народов – азербайджанцы, узбеки, татары, башкурты и др.), начиная с органов власти – все должны говорить на государственном казахском языке. Но почему-то в Казахстане с 20% русскоязычным населением русский язык на почетном месте, а казахский – на задворках. Эта языковая политика вкупе с доминированием русского языка на информационном пространстве порождает манкуртов, с  каждым годом увеличивая их численность.

По мнению автора, русскоцентристский подход к изучению нашей национальной истории также способствует манкуртизации народа. До сих пор говорится о добровольном присоединении Казахстана к Российской империи как о благе, и что русские защитили нас от джунгаров. Хотя на самом деле после распада Золотой Орды сформировалось Русское государство, с которым казахи, особенно западные казахи, 250 лет  вели кровопролитную борьбу за свои территории, защищая их от посягательств русских. А от джунгаров мы избавились сами, их потом добили китайцы. Что касается «добровольного присоединения», то здесь имели место междуусобные распри внутри самих казахов и политические маневры.

Манкуртизация нашего народа, начавшаяся еще со времен  колонизации, идет полным ходом все годы суверенитета, – считает автор.. Чего не скажешь о наших соседях по региону –Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане. Так, в аэропорту Домодедово прибытие и вылет пассажирского самолета из Узбекистана объявляют на узбекском языке – «Тошкенден келятыпты», «Тошкенге кетятыпты». То же самое на азербайджанском языке о прибытии и вылете самолетов в Баку и из Баку. На борту узбекского лайнера написано – «Узбекистон һава иоллары». А у нас – «Эйр Астана»! В салоне самолета обслуживающий персонал говорит на русском, музыка и объявления – все на руском и английском, только не на казахском языке.

К политике манкуртизации М.Кенжебай относит и трехъязычие, согласно которому дети в школах должны овладеть сразу тремя языками – казахским, русским и английским. Эту политику он называет «АГОРКАЗ» , составное слово  от  анг, рус, каз) – то есть растет поколение, которое не очень хорошо владеет родным языком, зато будет мыслить, говорить и думать на языке «агорказ». И что из этого выйдет в дальнейшем – неизвестно.

Мы сегодня в рамках манкуртизации ведем политику отлучения нашего народа даже от нашей национальной кухни, которая проверена столетиями. Узбеки даже в центре Москвы едят свой плов и нарын, запивая  зеленым чаем, а азербайджанцы сами едят и продают там свой люля-кебаб, лаваш, турки – свой донер, и то же самое у них на родине.

А мы, казахи,  кормим наших детей пиццей и гамбургерами, из напитков – только фанта, спрайт и прочая химия. Да мы и сами забыли вкус национальной кухни, а молодежь не знает, как правильно приготовить курт, жент, иримшик, мясо по-казахски, – с сожалением констатирует автор статьи.

Почему в Центральной Азии подобная  антинациональная политика, основанная на взращивании манкуртизма и манкуртов, проводится только в Казахстане?! Почему этого всего и прочего негатива нет ни в соседних Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, ни в Азербайджане?! – Эти вопросы автор в тысячный раз выносит на страницы СМИ. Но ответа на них никто не дает, а манкурты во власти продолжают активно внедрять политику манкуртизации в народные массы.

ссия

 

 

 

 

 

Рубрика: