АЛТЫНОРДА
Блог Гайнижамал Шекей

Гайнижамал ШЕКЕЙ. ОБЗОР КАЗАХСКОЙ ПРЕССЫ

обзорМы начинаем подачу обзоров статей из  казахских газет. Как показала первая публикация (27 .04. 2014,) аудитория «Алтын-Орды» проявила  большой интерес к заявленным темам, поднимаемым казахскими газетами. Так как казахская проблематика наиболее полно охватывается именно казахскими изданиями, что дает более выпуклую и всестороннюю информационную картину общественно политической жизни страны. (Ред).

На прошедшей неделе в казахской прессе были подняты такие насущные, имеющие  острое общественно-политическое содержание темы, как проблемы репатриации этнических казахов на историческую родину, жизнь казахской диаспоры в Монголии, проект «Дети-казахи за рубежом», о манкуртизме и манкуртах и др.

Как известно, для любого современного независимого государства проведение политики возвращения на историческую родину когда-то вынужденных покинуть землю предков соотечественников имеет общепризнанное гуманитарное значение в части восстановления исторической справедливости.

А  также  является частью  государственной демографической политики и, соответственно, увеличения трудовых ресурсов на фоне современного общемирового процесса снижения деторождаемости, что напрямую влияет на показатели естественного прироста населения. К тому же репатриация напрямую влияет на укрепление национальной безопасности, ибо способствует численному росту населения и   воспроизводству новых поколений. То есть репатриация вносит ощутимый вклад в  решение демографического вопроса и в дело обеспечения национальной безопасности.

Особенно большое значение репатриация имеет для современной казахской  нации, так как сегодня каждый третий этнический казах живет за пределами Казахстана. Во времена царской и советской колонизации казахи, гонимые холодными ветрами истории, целыми аулами вынужденно покинули родную землю. В эпоху «железного занавеса» о возращении даже и не мечтали, это стало возможным только после благословенного 1991 года, принесшего Независимость.

За 23 года своего суверенного существования  Казахия построила новейшую государственность и к началу 21 века стала «состоявшимся государством», является второй родиной для представителей 140 национальностей. Однако около 5 млн. потомков этнических казахов, когда-то изгнанных с родной земли, до сих пор живут в более чем 40 странах мира. И это при том, что по территории РК занимает 9-е место в мире, а по низкой плотности населения – находится на одном из первых мест в мире.

Естественно, все годы со дня обретения Казахией  суверенитета вопрос репатриации казахов на историческую родину и проблемы с их обустройством являются животрепещущей темой в казахских средствах массовой информации (печатных, электронных).

Ведь для Казахстана – это счастье, что в ближнем и дальнем зарубежье имеется такая значительная казахская диаспора . А решение демографической проблемы является для нашего молодого государства залогом национальной безопасности, залогом реализации Стратегии «Казахстан-2050», «громадье планов» которой требует значительных трудовых ресурсов.

Однако все годы независимости процесс репатриации постоянно тормозится, подвергается искусственному сдерживанию. Поэтому в казахской прессе с таким же постоянством поднимаются вопросы ликвидации  всяких надуманных препятствий для возвращения этнических казахов на историческую родину.

Так, в газете «Қазақ үні» от 30 апреля было опубликовано Открытое письмо на имя Премьер-министа Карима МАСИМОВА, подписанное ответственным секретарем Республиканского общественного объединения «Отандас-ел» Кайратом БАЙТОЛЛАҰЛЫ  «Оралмандарға азаматтық берудегі тосқауылдар неге тоқтатылмайды(Почему не прекращается возведение препятствий для получения оралманами гражданства Казахстана?»).

Надо отметить, что вопрос, выведенный в заголовок, звучит риторически. Действительно, чего уж тут, морща лоб,  долго размышлять – ведь все дело в самих чиновниках, все зависит от наших высших законодательного (Парламент) и исполнительного (Правительство) органов. Наши внутриполитические вопросы мы решаем сами, значит, и виновных надо искать у себя дома.

Ни для кого не является большим секретом, что все верхние эшелоны власти битком набиты казахами-манкуртами, которые выросли и выучились в русскоязычном культурном поле. И если в Казахстан вольется двух-трехмиллионный поток этнических зарубежных  нағыз ұлтжанды (настоящих патриотов) казахов, то без знания родного казахского языка и к тому же без желания его освоить местные русскоязычные казахи-чиновники вскоре останутся без работы. Поэтому они готовы хоть сейчас сдать Казахию имперской России и остаться при своих интересах русскоязычных вассалов.

Автор Открытого письма пишет,  что недавно Правительство  устами министра труда и социального обеспечения Тамары ДУЙСЕНОВОЙ заявило, что теперь гражданство оралманы могут получить  в течение года, могут расселяться по своему желанию, а в 7 областях им будут предоставляться в аренду квартиры, которые можно будет приватизировать через 5 лет. Это вдохнуло надежду в сердца зарубежных казахов, перед которыми забрезжила надежда вернуться на землю предков.

Но, как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Оказывается, в число документов, которые нужно собрать для получения статуса «оралмана», или  для того, чтобы получить постоянную регистрацию, или для получения казахстанского гражданства, входят  не отвечающие здравому смыслу такие бумаги, как:

1. Справка об отсутствии судимости в стране проживания. – Но ведь Китай граждан с судимостью вообще не выпускает из страны. (!?)

2. Справка о выписке из места постоянной регистрации и справка о выходе из гражданства Китая. – Но ведь в Китае не выдают таких справок, не получив подтверждения о получении гражданства РК.(?!)

3. Справка из посольства Китая в РК , подтверждающая получение оралманом гражданства РК. – Как будто  функция дачи гражданства нашей страной передана консулу другого государства. (!?)

И что же делать казаху, мечтающему о возвращении на историческую родину, если ему, с одной стороны,  якобы облегчают процедуру оформления получения гражданства РК. И в  то же время требуют от него собрать документы, которые, заведомо так устроено, получить невозможно.?!

Кроме того, как указывается в Открытом письме, в последние годы сильно сократилось число студентов-оралманов. Раньше они получали регистрацию в студенческих общежитиях, затем получали гражданство, после чего имели возможность устраиваться на работу. А теперь они не могут получить гражданство, и соответственно не могут найти работу, получить регистрацию.

Здесь два варианта:

— во-первых, два года назад закон о миграции был изменен и так написан, чтобы было больше лазеек для коррупции;

— во – вторых, это саботаж чиновниками -манкуртами  государственной политики репатриации.

Таким образом, сегодня все происходит так же, как и в 90-е годы. Тогдашний министр Соболев  на одном из совещаний заявил казаху-руководителю Агентства по миграции при Минтруде РК: «Ты давай мне цифры по русским, а не по оралманам, не надо мне по казахам». Его больше волновало, что русские уезжают, и было «до лампочки», сколько прибывает этнических казахов. Вот так вершила миграционную политику ставшего независимым Казахстана «могучая кучка» соболевых-павловых-коржовых  по принципу «что хочу, то и ворочу».

А сегодня  этим занимаются казахи-коррупционеры и казахи-манкурты.   То есть все делается не по уму, по принципу «иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что». Лишь бы «задушить» оралманов справками и притормозить их возвращение  домой – на родину.

Именно руками чиновников-манкуртов в последние два  года была приостановлена  программа переселения соотечественников на родину  «Нұрлы көш». Одним словом, чистый саботаж государственной программы переселения оралманов в РК и набивание чиновниками собственных карманов за счет страданий репатриантов.

На казахскоязычном сайте «BAQ.KZ» 29 апреля  опубликовано интервью, взятое Майгуль СУЛТАН у акима региона Баян-Ольгей в Монголии (по нашему акима области) – Дармена КУЗЫКЕЙУЛЫ. Беседа шла на тему о жизни казахской диаспоры в регионе Баян-Ольгей, расположенном  на западе Монголии.

Оказывается, в регионе 92 процента населения составляют казахи, переселившиеся  сюда спасаясь бегством от царской колонизации, и особенно  во время двух голодоморов и репрессий, устроенных Советской властью в первой трети 20 века.  За годы независимости из Монголии в Казахстан переселились 70 тысяч казахов. Всего в Монголии сейчас проживает около 150 тысяч казахов, из них в Баян-Ольгее – более 90 тысяч,  в столице Улан-Баторе и ее окрестностях – около 20 тыс., в Кобдинском районе – сыше 10 тыс., остальные 30 тысяч – в других регионах Монголии.

Из 42 школ в Баян-Ольгее  казахских школ – 32, остальные 10 – с монгольским языком обучения. Многие получают высшее образование в Казахстане, Турции, арабских странах. В регионе выходят несколько газет и журналов на казахском языке при поддержке областных дотаций, на казахском языке вещают три телеканала, беспрепятственно можно смотреть все казахстанские телеканалы. Дети особенно любят смотреть казахстанский  детский телеканал «Балапан», который смотрят и монголы, и казахи. Регион тесно сотрудничает с Казахстаном в гуманитарной и экономической областях.

Казахская диаспора в Монголии сумела сохранить свой родной язык, традиционную религию – ислам,  национальные традиции и праздники. Так, регулярно проводится  праздник охотников с ловчими птицами «Бүркіт тойы», а на площади им.Шынгысхана в Улан-Баторе ежегодно проходят гулянья в честь встречи Наурыза. В этом году мероприятие  посетил Президент Монголии Цахиайгийн ЭЛБЭГДОРЖ.

На вопрос журналиста о нашумевшей в прошлом году истории  возвращения монгольских казахов-репатриантов обратно в   Монголию, Д. Кузыкейулы ответил так: «Назад из Казахстана вернулись не 800, как сообщали СМИ, а около 300 казахов-оралманов. Им будет возвращено монгольское гражданство после выхода из гражданства РК. Некоторые «ловкачи» использовали документы своих родственников, не выезжавших их Монголии. Дело этих 842 лиц рассмотрела специальная комиссия из Улан-Батора, которая вернула им монгольское гражданство и социальные пособия и выплаты».

Здесь можно добавить, что по наущению наших казахстанских чиновников-коррупционеров из миграционной службы,  часть монгольских казахов воспользовалась чужими документами и получила незаконные выплаты у нас, которыми надо было поделиться с нашими чиновниками-казахами. Но затем на этой почве разгорелся коррупционно-политический скандал, в результате монгольские казахи  сочли за благо вернуться на свою вторую родину.

В интервью «Каковы итоги телепроекта «Казахстанские дети за рубежом»?, взятом журналистом газеты «ҚАЗАҚСТАН ZAMAN» Нургуль ЖАМБЫЛКЫЗЫ у автора и ведущей проекта  Жанар БАЙСЕМИЗОВОЙ, говорится о судьбах казахстанских детей, усыновленных в страны дальнего зарубежья. После показа серии передач в рамках этого проекта увеличилось число желающих взять детей-сирот на воспитание в свои семьи. Среди  них есть и казахстанские дипломаты, работающие за рубежом.

Как рассказывает Жанар, несколько лет назад вопрос о непростой судьбе усыновленных из России и Казахстана детей, подвергшихся  жестокому обращению и насилию со стороны приемных родителей, впервые поднял корреспондент американской газеты «Milford Daily News» Линдсей КОРКОРАН. Если бы не он, мы до сих оставались бы в неведении относительно судьбы сирот. Конечно, в основном приемные родители – хорошие люди, но встречаются факты усыновления с целью донорства органов и прочих негуманных целей, о чем как-то сделала  заявление и Генпрокуратура. Ведь наши дети были усыновлены не только в развитые страны, но и в те, в которых много зарегистрированных случаев продажи детей.

Всего из Казахстана дети вывезены в 30 стран дальнего зарубежья, приблизительно, всего около 9 тысяч, из них  в США – около 7 тысяч детей, есть даже в  ЮАР, Австралии, на Мальте. Но данные каждого ведомства разнятся, и конечно, отследить судьбу каждого из них невозможно, законы этому препятствуют. Также известно, что среди усыновителей много миссионеров, есть представители разных социальных групп – богатые, средний класс, бедные, одинокие люди и др. На сегодня за рубежом  достигших совершеннолетия казахстанских детей  более 600. К примеру, Тамерлан из Нью-Йорка не хочет расставаться с казахстанским гражданством, еще один казах- американец  Ермек хочет увидеть город, в котором родился – Алматы, а Толеген из Швейцарии хочет приехать в Казахстан и открыть конеферму – видимо, гены их тянут назад.

И что интересно,  по данным агентств по международному усыновлению,  в списках нет детей из  Узбекистана,  Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана, но там есть дети из России, Украины, Казахстана, ЮАР, Вьетнама и др. Если лет 5 назад зарубежные усыновители тратили на усыновление 25-30 тыс. долларов, то сейчас  уже – 60 тыс. долларов.

По мнению Жанар, в нашей стране надо создавать условия для более широкого  усыновления, опекунства и патронатного воспитания  внутри страны, чтобы само понятие «детский дом» ушло из нашего сознания.  Для этого необходимо воспитывать в наших согражданах  духовность, сострадание к ближнему, душевную доброту, возрождать традиции национальной системы воспитания детей и молодежи. Тогда и сирот станет намного меньше.

Мы гордимся, что у Казахстана бескрайняя территория, недра которой полны подземными богатствами. Но какой прок, если  у нас нет места  для наших же детей и, сидя на сундуке с золотом, мы не можем накормить лепешкой сироту…

В этом же номере газеты «ҚАЗАҚСТАН –  ZAMAN» опубликована статья Мырзана Кенжебая «Кто такие манкурты?».

По мнению автора, после 23 лет независимости в стране с 80%-ным тюркоязычным населением (из них 67% — казахи, 13-15% представители тюркских народов – азербайджанцы, узбеки, татары, башкурты и др.), начиная с органов власти – все должны говорить на государственном казахском языке. Но почему-то в Казахстане с 20% русскоязычным населением русский язык на почетном месте, а казахский – на задворках. Эта языковая политика вкупе с доминированием русского языка на информационном пространстве порождает манкуртов, с  каждым годом увеличивая их численность.

По мнению автора, русскоцентристский подход к изучению нашей национальной истории также способствует манкуртизации народа. До сих пор говорится о добровольном присоединении Казахстана к Российской империи как о благе, и что русские защитили нас от джунгаров. Хотя на самом деле после распада Золотой Орды сформировалось Русское государство, с которым казахи, особенно западные казахи, 250 лет  вели кровопролитную борьбу за свои территории, защищая их от посягательств русских. А от джунгаров мы избавились сами, их потом добили китайцы. Что касается «добровольного присоединения», то здесь имели место междуусобные распри внутри самих казахов и политические маневры.

Манкуртизация нашего народа, начавшаяся еще со времен  колонизации, идет полным ходом все годы суверенитета, — считает автор.. Чего не скажешь о наших соседях по региону –Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане. Так, в аэропорту Домодедово прибытие и вылет пассажирского самолета из Узбекистана объявляют на узбекском языке – «Тошкенден келятыпты», «Тошкенге кетятыпты». То же самое на азербайджанском языке о прибытии и вылете самолетов в Баку и из Баку. На борту узбекского лайнера написано – «Узбекистон һава иоллары». А у нас – «Эйр Астана»! В салоне самолета обслуживающий персонал говорит на русском, музыка и объявления – все на руском и английском, только не на казахском языке.

К политике манкуртизации М.Кенжебай относит и трехъязычие, согласно которому дети в школах должны овладеть сразу тремя языками – казахским, русским и английским. Эту политику он называет «АГОРКАЗ» , составное слово  от  анг, рус, каз) — то есть растет поколение, которое не очень хорошо владеет родным языком, зато будет мыслить, говорить и думать на языке «агорказ». И что из этого выйдет в дальнейшем – неизвестно.

Мы сегодня в рамках манкуртизации ведем политику отлучения нашего народа даже от нашей национальной кухни, которая проверена столетиями. Узбеки даже в центре Москвы едят свой плов и нарын, запивая  зеленым чаем, а азербайджанцы сами едят и продают там свой люля-кебаб, лаваш, турки – свой донер, и то же самое у них на родине.

А мы, казахи,  кормим наших детей пиццей и гамбургерами, из напитков – только фанта, спрайт и прочая химия. Да мы и сами забыли вкус национальной кухни, а молодежь не знает, как правильно приготовить курт, жент, иримшик, мясо по-казахски, — с сожалением констатирует автор статьи.

Почему в Центральной Азии подобная  антинациональная политика, основанная на взращивании манкуртизма и манкуртов, проводится только в Казахстане?! Почему этого всего и прочего негатива нет ни в соседних Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, ни в Азербайджане?! – Эти вопросы автор в тысячный раз выносит на страницы СМИ. Но ответа на них никто не дает, а манкурты во власти продолжают активно внедрять политику манкуртизации в народные массы.

ссия