АЛТЫНОРДА
Блог Гайнижамал Шекей

Гайнижамал ШЕКЕЙ. ГОСУДАРСТВО, ЧИНОВНИКИ, ЗАКОНЫ – ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ПОЭТОМУ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОДОТЧЕТНОЕ ГОСУДАРСТВО, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГОСАППАРАТ И ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА

images«Формирование  профессионального государственного аппарата», «Обеспечение верховенства закона» и «Траспарентное подотчетное государство» – это формулировки трех из пяти недавно провозглашенных Лидером нации  народных реформ, названных Планом Нации. Что особенно важно, их происхождение не умозрительно, они не придуманы, не высосаны из пальца, а естественным образом проистекают из статей 1 (п.1) и 3 (п.п.1. 2 и 4) Основного Закона РК, содержание которых  определяет жизнь и судьбу каждого казахстанца – гражданина Казахстана.

Поэтому не грех лишний раз и с чувством глубокого гражданского удовлетворения вспомнить и повторить содержание: этих статей Конституции РК: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы»,  «Единственным источником государственной власти является народ», «Народ осуществляет  власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам». Ну и в соответствии с п.4 статьи 3 Основного Закона РК – «Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов…». Так что План Нации  выверенный, обоснованный, составлен в полном соответствии с основами основ нашего государства.

Как известно, любой хороший план – это половина успеха  как на поле боя, так и в мирной жизни. И теперь, имея на руках такой четкий план действий, как недавно презентованный Президентом РК Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ  План Нации,  казахстанцы с уверенностью смотрят вперед, на предстоящие несколько десятилетий. А такая уверенность в нашем  современном «качающемся мире»  дорогого стоит. При этом казахстанцы  дорожат днем нынешним, являющимся хорошим трамплином для будущих успехов, и помнят о заслугах прошлых поколений, создававших  исторический пьедестал Казахии. Ведь не зря сказано, что «народ, который не помнит своего прошлого, не имеет будущего».

Кроме того, политическими науками роль личности в истории признана весьма значительной. Сегодня мировое сообщество признает, что в эту сложную эпоху перемен во главе Казахстана стоит опытный политик и признанный Лидер нации. Действительно, время показало, что нашему молодому государству с самого начала обретения Независимости нужен именно такой капитан, как глава государства Н.НАЗАРБАЕВ. И вот как определил Елбасы главную задачу на предстоящие годы, стоящую перед Казахстаном : «Сделать непотопляемым наш государственный корабль и даже несмотря на время  мировых бурь уверенно войти в число 30 государств-лидеров грядущего мира».

images (4)

Твердая убежденность Елбасы в достижении нашей страной своих амбициозных целей, строится на том, что разработанный им мега-проект План Нации «100 конкретных шагов дальнейшего государственного строительства – «это наш ответ на глобальные внешние и  внутренние вызовы и одновременно план по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях. Осуществление реформ – первостепенная общенациональная задача на предстоящие 10-15 лет».

Как известно сегодня каждому казахстанцу-патриоту, План Нации под названием «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ» направлен на модернизацию ключевых сфер жизни казахстанского общества. В широком смысле  План Нации означает  модернизацию нации. Вот как разъяснил суть президентских реформ Н.НАЗАРБАЕВ в своей инаугурационной речи после избрания на новый срок на внеочередных выборах в апреле этого года: «Я назвал план реформ Планом Нации, потому что реформы требуют непосредственного участия каждого гражданина Казахстана. Реформы – дело народа, а не только государственной машины. Суть реформ —  в модернизации нации. Именно качество нации, сила духа народа, способность принять вызовы времени и идти вперед было и будет определяющим фактором успеха государства».

Итак, из этих 100 конкретных шагов на модернизацию государственного аппарата будет направлено 15, на модернизацию судебной системы и работы правоохранительных органов – 19, на совершенствование госуправления для создания транспарентного и подотчетного государства – 10 конкретных шагов. Остальные 50 шагов – на высокотехнологичный экономический рост и развитие человеческого капитала, еще 6 шагов —  на укрепление общеказахстанской идентичности и создание нации единого будущего на системе ценностей «Мәңілік Ел».

Поэтапную реализацию 5 реформ, координацию действий       госорганов, бизнес-сектора и гражданского общества будет осуществлять Национальная комиссия по модернизации при Президенте страны. А чтобы лучше использовать успешно апробированный международный опыт, будет создан  Международный консультативный   совет в составе авторитетных иностранных и казахстанских экспертов.

А теперь о содержании плана «100 шагов».  Реформа «Формирование профессионального госаппарата» (с 1 по 15 шаги). Это: модернизация процедуры поступления на госслужбу; отбор на основе компетентностного подхода; обязательный испытательный срок;  централизация процедуры отбора, внедрение трехступенчатой системы отбора; повышение оплаты труда; переход на оплату труда по результатам; введение региональных корректирующих коэффициентов к должностному окладу; обязательное предоставление служебного жилья без права приватизации; законодательное закрепление системы регулярного обучения госслужащих; переход на конкурсный отбор для карьерного продвижения госслужащих; допуск к работе на госслужбе для зарубежных менеджеров, отдельных специалистов из частного сектора и граждан РК; внедрение новых этических правил; усиление борьбы с коррупцией; принятие нового закона о госслужбе; проведение комплексной аттестации действующих госслужащих.

Реформа «Обеспечение верховенства закона» (с 16 по 34 шаги): Оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию, переход от пятиступенчатой к трехуровневой системе правосудия; ужесточение механизма отбора кандидатов на судейские должности;  выделение института правосудия из структуры академии госуправления; усиление подотчетности судей;  внедрениие аудио- и видеофиксации всех судебных процессов обязательном порядке;  расширение области применения суда присяжных;  обеспечение баланса между обвинением и защитой в судах; создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам; создание в Астане Международного арбитражного  центра  суда AIFC на примере опыта в Дубае; создание Международного совета при Верховном суде с участием авторитетных  зарубежных судей и юристов; сокращение участия прокуроров в суде по гражданско-правовым спорам;  развитие института частных судебных исполнителей ;  улучшение системы отбора сотрудников полиции на основе компетентносного подхода; включение работников правоохранительных органов в систему госслужбы;  создание местной полицейской службы, подотчетной местным и исполнительным органам; обеспечение прозрачности полиции за счет создания системы общественных советов по рассмотрению жалоб граждан на действия полицейских; создание интернет-портала «Карта уголовных правонарушений»; разработка комплексной стратегии  социальной реабилитации и стандарта социальных услуг для граждан, освободившихся из мест лишения свободы; модернизация пенитенциарной системы в рамках развития государственно-частного партнерства.

Реформа «»Формирование транспарентного подотчетного государства» (с 91 по 100-й шаги). Это: переход к госуправлению по конкретным результатам в рамках стандартизированных процедур мониторинга, оценки и контроля; формирование компактной системы гос.планирования, сокращение количества  госпрограмм, упразднение отраслевых программ, переформатирование стратегических планов и программ развития территорий;  внедрение новой системы аудита и оценки работы госаппарата; внедрение «Открытого правительства», разработка закона «О доступе к информации»; внедрение практики ежегодных публичных выступлений руководителей госорганов перед населением, размещение их отчетов на официальных веб-сайтах; обеспечение онлайн-доступности статистических баз данных центральных госорганов; расширение возможности граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие саморегулирования и местного самоуправления; внедрение самостоятельных бюджетов местного самоуправления на уровне аула, села, поселка, города районного значения; закрепление статуса и полномочий  общественных советов при госорганах и акимах; создание госкорпорации «Правительство для граждан», Международная сертификация госуслуг на соответствие стандартам менеджмента качества серии ISO 900.

Эти три реформы из пяти намеченных Планом Нации являются базовой основой для двух остальных – «Индустриализация и экономический рост» и «Создание нации единого будущего».

Реформа «Нация единого будущего» (с 85 по 90 шаги) – это формирование идентичности и укрепление единства народаВ их числе: разработка патриотического акта «Мәңгілік Ел»; разработка и реализация масштабного проекта Ассамблеи народа Казахстана «Большая страна – большая семья», нацеленного на укрепление казахстанской идентичности и создание условий для формирования целостной гражданской общности;  разработка и реализация национального проекта укрепления гражданской идентичности «Менің Елім», в рамках которого предусмотрена реализация серии технологичных проектов, один из них – создание масштабного интернет-проекта «Энциклопедия Казахстана»;  разработка и реализация национального проекта по продвижению идеи Общества Всеобщего Труда с учетом планов реализации программы инфраструктурного развития «Нұрлы Жол», второй пятилетки индустриализации, а также персональных историй успехов казахстанцев (героев нашего времени) и Стратегии «Казахстан-2050»;  разработка и реализация национального проекта «Нұрлы Болашақ», внедрение ценностей Мәңгілік Ел в действующие учебные программы школьного образования; информационное сопровождение и продвижение реализации институциональных реформ, а также идеи казахстанской идентичности в СМИ, Интернете,  масс-медиа нового поколения, а также в социальных сетях.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Реформа «Индустриализация и экономический рост» (с 35 по 84). Она охватывает объемный фронт работ, которые дадут возможность провести модернизацию во всех сферах экономики и народного хозяйства. В том числе, это введение в рыночный оборот земель сельхозназначения, оптимизация таможенной, налоговой систем, процедуры легализации имущества и денежных средств, внедрение всеобщего налогового декларирования доходов и расходов,  оптимизация процесса получения разрешений в строительной сфере, реорганизация отрасли электроэнергетики, изменение концепции работы антимонопольной службы и ее приведение в соответствие со стандартами ОЭСР (Организация экономического развития и сотрудничества – это международная организация развитых стран), привлечение как минимум 10 ТНК (транснациональных корпораций) в перерабатывающий сектор для создания экспортных товаров и выхода Казахстана на мировые рынки, привлечение стратегических (якорных) инвесторов, имеющих успешный опыт создания туристических кластеров и для создания единого оператора по содержанию и развитию дорожно-транспортной нфраструктуры, привлечение стратегических инвесторов для развития производства молока и молочной продукции, по примеру новозеландской «Fronterra» и датской «Arla», и для развития производства и переработки мяса, внедрение проекта «Евразийский трансконтинентальный коридор», превращение Астаны в  деловой, культурный и научный центр Евразии, создание международного финансового центра на базе Astana (AIFC) и на базе инфраструктуры EXPO-2017 с введением английского языка в качестве официального на территории финансового центра и т.д.

Будут также  развиваться наукоемкая экономика, авиасообщение и авиаперевозки, для повышения конкурентоспособности кадров будет вводиться поэтапно переход на английский язык обучения в старшей школе и в вузах. Будет внедрено обязательное социальное медицинское страхование,  для либерализации трудовых отношений будет разработан новый Трудовой кодекс, а также будет проведена оптимизация социальной помощи через усиление ее адресного характера.

Надо отметить, что недавно, как раз после принятия «Плана Нации — пяти институциональных реформ»,  в Женеве было официально объявлено решение Рабочей группы о завершении 19-летних переговоров по вступлению Казахстана во Всемирную Торговую Организацию  (ВТО). Наша страна сумела в ходе длительных сложных переговоров по вопросам «казахстанского содержания»,  рынка финансовых услуг и телекоммуникаций, поддержки сельского хозяйства отстоять свои национальные интересы. По поводу  вступления Казахстана в ВТО Н.НАЗАРБАЕВ  выступил с обращением к казахстанцам, отметив: «Символично, что двери ВТО распахнулись перед нашей страной в тот момент, когда мы начинаем претворять в жизнь «Пять народных реформ». Стандарты ВТО совпадают с духом этих реформ – прозрачностью, эффективностью, конкурентоспособностью». Лидер нации особо подчеркнул, что вступление Казахии в ВТО будет способствовать интеграции нашего молодого государства в мировую экономику, вхождению в 30-ку развитых стран мира и выполнению Плана Нации «100 конкретных шагов».