Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Логоти3Кем был Чингиз-каган по этническому происхождению? На каком языке он говорил? По разным исследованиям, он предстает монголом, татарином, тюрком, китайцем, казахом и т.д. Это не очень корректно, ибо таких этнонимов в современном значении в ХII-ХIII столетиях не существовало. Однако с помощью этимологии имен, титулов, названий родов, их генеалогии, терминов военного, государственного устройства, названий предметов обихода и т.д. попробовать определить языковую принадлежность Чингиз-кагана и его происхождение.            

5 июня 2013 года в ЕНУ им. Гумилева с участием Государственного секретаря РК Марата Тажина прошло расширенное заседание Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан. В своем выступлении Марат Тажин отметил: «Нам следует воссоздать реальную картину периода империи Чингизхана, понять, в том числе, и его этническую природу, избежав как спекуляций на эту тему, так и упрощенного традиционного подхода». 

шынгысхан

 

 

История как роман

«История – это роман событий…». Такое несколько романтическое определение французского философа ХYIII века К.Гельвеция оказалось отчасти и пророческим. В самом деле, развитие историографии, в том числе и современной, имеет тенденцию время от времени переписывать прошлое: меняются главные герои, сюжеты, концепции, как в художественном произведении.

Еще древние греки относились к истории не как к науке, а как к литературе, в которой художественная форма изложения играла существенную роль. При этом исторические события интересовали античных авторов не сами по себе, а по значимости их воздействия на умы современников. И как таковая античная историография была близка к политической науке.

Как ни парадоксально, такое отношение к истории дожило до наших дней, несмотря на открытия компаративистов, критический анализ источников, проведенный исследователями в ХIХ-ХХ вв.

Наиболее откровенно и последовательно «воздействие на умы» проводилось в СССР. Научное кредо одного из первых советских историков М.Н.Покровского «История – это политика, опрокинутая в прошлое» стало золотым правилом советской историографии. Под политический прессинг попали не только труды многих историков, но даже сами первоисточники.

С приобретением независимости Казахстана на наших глазах меняется и отношение к его истории: возвращаются его национальные герои, возрождаются культурные, исторические ценности, пересматриваются многие устарелые, ненаучные концепции, прежде всего о роли и значении Степи на евразийском континенте и т.д.

В то же время внимательное знакомство с 5-томной «Историей Казахстана» выявляет неутешительную картину. Целый пласт истории Степи, связанный с образованием Монгольской империи, Золотой Орды всецело основан на концепции и оценке советского времени (ср. с «Историей Казахской ССР» в 5 томах).

За одним из крупнейших событий второго тысячелетия – образованием империи Чингиз-кагана – до сих пор стелется шлейф загадок и предрассудков. Суеверные описания авторов XIII века («ветер гнева божьего») сменились в XVIII–XX вв. противоречивыми объяснениями феномена Чингиз-кагана и его государства. Эта империя, возникшая как бы волшебством, ставила в тупик историков, ибо не просматривались корни не только этого государства и народов, его заселявших, но и происхождение его создателя. Несомненно, это результат печально известной борьбы с «пантюркизмом» в СССР. В итоге мы не знаем ни тюркского происхождения Чингиз-кагана, ни восточных корней тюркских народов, прежде всего казахов.

Волчий племянник

Язык основного источника «Юань чао би ши» («Тайная история династии Юань», 1240 г., в русском переводе «Сокровенное сказание»), хоть и называется старописьменный монгольский, не является прямым предком современного монгольского (см. Б.Я.Владимирцов. Сравнительная грамматика монгольского письменного языка и халхаского наречия. Л., 1929). Это сказание написано на неизвестном до сих пор монгольско-тюркском диалекте. Скорее всего, это древний язык тюрков, потомки которых проживают в провинции Ганьсу КНР (см. Д.Ельдесов. Тайная история Чингиз-кагана. Простор. 11, 2004).

Общеизвестны легенды о прародительнице тюрков – Волчице. Из первоисточников прослеживается «волчье» происхождение рода Чингиз-кагана. Родословная в Степи имела вековые законы, и никто не мог их игнорировать. Основное ее правило: помни свою родословную наизусть и ничего не изменяй. Поэтому никто не мог присвоить себе «волчье» прошлое, не имея тюркского происхождения в узком смысле, т.е. не будучи из каганского, тегинского или иного привилегированного рода. Во всяком случае, упоминание в родословной Чингиза и в названии его рода «волчьего» имени наводит на такую мысль.

На прямую связь с древними тюрками (тукю-тюркют китайских авторов) указывает название рода Чингиз-кагана – боржигин (от борйигин, «Сокровенное сказание»). Рашид-ад-дин дает объяснение этого слова с позиции народной этимологии: «серые глаза», «синеокий» (ср. монг. «бор» – «серый, сивый» (о масти); тюрк. боз-бор – «серый»). Однако слово йигин-жигин со значением «глаза, очи» не зафиксировано ни в монгольских, ни в тюркских языках.

Но если посмотреть отражение названия в древнетюркском «зеркале», то значение слова становится предельно ясным: бөрi йегин – «волчий племянник»: (тюрк. бөрi «волк», тюрк. йегин «племянник», турец. йеген «племянник», ср. каз., кирг. жиен «племянник»). Такая семантика «борйигин» улавливается в первых словах сказания: «Предком Чингиз-кагана был Сивый Волк». А между тем об отсутствии следов тотемизма у предков современных монголов писал еще Б.Я.Владимирцов в своей книге «Общественный строй монголов».

В самом деле, волк-волчица считаются легендарными прародителями в Центральной Азии только у древних тюрков и древних уйгуров (см. Н.Я.Бичурин. Собрание сведений… Т.1, Л.Н.Гумилев. Древние тюрки). Свою генеалогию древние тюрки вели от волчицы, зачавшей от мальчика-царевича, убитого врагами, а уйгуры – от девушки, отдавшейся волку.

Значение «йегин» уточняется в рамках тюркской удельно-лествичной системы престолонаследия, по которой младший брат наследовал старшему, а старший племянник – дяде (Л.Н.Гумилев. Удельно-лествичная система у тюрок в VI–VIII веках.// Сов. этнография. – 1959. – № 1). То есть, племянник являлся царевичем. Знаменитый Куль-тегин (древнетюркс. тегин – «принц-царевич») был племянником Капаган-кагана. В данном случае йегин и тегин являются синонимами. Кроме этого, йегин у древних тюрков являлся титулом. В сказании встречаются титулы – дигин, чигин, отчигин (тюрк. «царевич огня», то есть наследник, младший сын), в основе которых йегин-тегин.

Этимология названия «борйигин» – «волчий племянник», «волчий царевич», несомненно, указывает на связь с генеалогией древних тюрков, которые сами себя называли в честь прародительницы бори, а китайцы – фули (от бури). Внук Чингиза, сын Чагатая, назван этим именем – Бури.

Воины

Алтай – родина предков Чингиза

В русской летописи XII века неоднократно упоминается орда Бурчевичей в южнорусских степях, известных в восточных источниках как борджиоглы (тюрк. «сын волчьего хозяина»). Случайное ли это сближение родовых названий – борджиоглы и боржигин – или имеются родственные корни в лице древних тюрков?

В 1220 году 30-тысячный корпус под командованием Джебе и Субетая сразился на Кавказе с объединенными силами кыпчаков и аланов. Не одолев их, полководцы Чингиз-кагана сказали кыпчакам: «Мы и вы – одного племени и происходим из одного рода, а аланы нам чужие. Мы с вами заключим договор, вы же оставьте нам аланов».

Боржигин является материнским родом, как и род волчицы у тюрков: «в дуалистическом миропонимании VI–VIII вв. символика пола была определяющим принципом» (Л.Н.Гумилев). Легендарная прекрасная Алан без мужа родила Бодончара – родоначальника поколения борйигин. Само имя предка означает «племенной вождь» (древнетюрк. бодун – «племя, народ», чур – «вождь»). Это титул, ибо Бодончар подчинил небольшое племя.

Так и «дышат» «вечным камнем» древних тюрков титулы, встречающиеся в генеалогии Чингиз-кагана: тудун – титул тюркской чиновной аристократии, кулюк – герой, букв. «славный, знаменитый» от древнетюрк. ку – «слава», бильге – «мудрый», отчигин (то есть оттегин) – «принц огня» и т.д. Тюркским является и титул каган.

Род Чингиз-кагана был пришлым среди местных племен, кочевавших между рек Онон и Керулен: его предки «явились, переплыв Тенгиз (внутреннее море)», то есть озеро Байкал. Чингиз и члены его рода отличались и внешне от типичных монголоидов. Каган выделялся высоким ростом, голубыми глазами, рыжими волосами и бородой, за что его прозвали Солнцеликим. Родиной предков Чингиза можно считать горы Алтая, где скрылись остатки древних тюрков, на связь с которыми указывает значение «борйигин». Есть и хронологическое соответствие: по генеалогии возраст рода кагана определяется приблизительно в 400–500 лет.

Недаром армянский летописец Григор Акнерци писал о воинах Чингиза: «Мы слышали, что они из туркестанской родины своей перешли в какую-то восточную страну, где жили долгое время».

Рашид-ад-дин напрямую связывает происхождение боржигинов с тюрками. В сочинении историка о происхождении тюрков (и предков Чингиза) говорится, что они были загнаны в горы. Горная долина, где они скрылись, называлась Аргунэ-кун (древнетюрк. арғу – «долина между горами», қон – «оседать»). Для того чтобы выйти наружу, они расплавили гору, состоявшую из железной руды. Как известно, древние тюрки первыми в Центральной Азии освоили промышленную добычу железа на Алтае и вошли в историю как «плавильщики железа».

Род Чингиз-кагана не забывал о «расплавленной горе», плавке железа и кузнечном деле и отмечал наступление нового года приготовлением кузнечных мехов, горна и угля (Рашид-ад-дин).

Само имя Чингиз-кагана Темучжин (кит. форма) означает «кузнец» (тюрк. темурчи, монг. төмөрч(ин)). По «Сокровенному сказанию», в то время, когда Йесугай-багадур пленил татарского предводителя Темучжин-Уге (древнетюрк. уге – «мудрый», титул правителя), у него родился сын, «его и нарекли поэтому Темучжином».

Известный французский зоолог Ж.Кювье по одной найденной кости восстанавливал строение вымерших животных. В «Тайной истории» есть возможность проследить не только отдельные кости (роды). В нем можно найти целые «скелеты», основания по истории возвышения Чингиза, об истоках его государства и этногенезе народов, его заселявших, если рассматривать отражение основных терминов и событий в тюркском «зеркале».

Например, в сказании встречается слово «ордо» (ставка хана, дворец). Слово «орду» встречается еще в тюркских рунических надписях. Путем чередования «т/д» образованы тюркские слова «орту» – «середина» и «орду» – «ставка хана» (ср. улус орду – «центр улуса, управления»). К тому же есть историческое свидетельство Рубрука: «Отсюда двор на их языке называется ордой, что значит середина, так как он всегда находится посередине их людей» («Путешествие в восточные страны», глава XXI). Рубрук фиксировал элементы устной речи, в основном тюркские слова.

(Продолжение следует)

Дастан ЕЛЬДЕСОВ

d.eldesov@mail.ru

 

 

 

 

 

Рубрика: ,