обзор каз.прессы 24 марта, 2011 41 комментарий

Чем Наурыз хуже «Нового года»?

Sorry, this entry is only available in Russian and Kazakh.

(41) Комментарии

  1. ?lippe says:

    Праздник науруз известен казахам давно, его они отмечали, но не праздновали. Как можно праздновать когда ты выходишь из зимы, согым на исходе, дрова на зиму и сенаж не заготавливался? Скот ослаблен, зимние пастбища покрываются коркой льда и грозят джутом. Начинается самый ответственный период “кой коздайды”, а следом за ним “бие байляйды”, а самое главное нет кумыса, самого главного атрибута любого праздника казаха. Казахи говорят “ак мол болсын”, это о кумысе. Кумыс для казаха, это все равно, что пиво для европейцев, его наличие важно, т.к. не везде в степи можно найти питьевую воду и пить ее без последствий для своего здоровья.
    Всю долгую зиму, сидя в кыстау (кишлаке), казах мечтал о кочевье, о джайляу, о новых жеребятах (приплоде), кумысе… может поэтому казахские народные песни унылы и печальны… Именно это и есть настоящий народный праздник казаха Отамалы Май!
    Популярность наурыза слаба, потому что нет каких либо упоминаний о его праздновании, о его традициях и обычаях сохранившихся в устной казахской традиции – песнях, легендах, сказаниях, поговорках…

  2. предыдущему says:

    ты братан не понял суть. наурыз – это праздник по случаю наступления весны. потому что весной вырастает трава, скот отправляют на выпас, а на дастархан ложат все оставшееся от зимнего запаса.
    кумыс у казахов был в наличии всегда, потому что его просто так не распивали, наливали только хорошим гостьям и пили обычно по хорошоим случаям.
    а народные песни пусть и унылые, но зато с глубоким смыслом, которую понимают только казахи.

  3. преведущему ЧУКЧЕ says:

    _потому что весной вырастает трава_
    где это выросла трава? посмотри от Алтая до Урала еще лежит снег…
    _а на дастархан ложат все оставшееся от зимнего запаса_
    правильнее сказать закупают в соседнем сельпо…
    _кумыс у казахов был в наличии всегда_
    в апреле “бие байлайды” и с этого момента начинается дойка кобыл, появляется возможность готовить кумыс. кобыл доят 210 дней, то есть до начала согыма, потом молока нет, нет и кумыса. Вы наверное чукча и делаете кумыс из оленьего молока, тогда охотно верю…
    _потому что его просто так не распивали, наливали только хорошим гостьям и пили обычно по хорошоим случаям_
    по поводу праздников и кумыса, начало 19 века:
    “Празднества киргизские состоят в следующем: Коль скоро приглашенные гости соберутся, хозяева просят двух или трех из почетнейших посетителей угощать прочих и смотреть за порядком, самых же знатнейших избирают для раздачи наград в играх. Потом разносят по всем очищенным для праздника кибиткам кушанья и огромные чаши с кумысом (Богатые родственники и приятели в пособие хозяину привозят с собою на празднества свой кумыс и даже пригоняют скот для угощения) . Подкрепив силы, приступают к разным играм и забавам, как то: к борьбе, скачке, стрельбе из лука, песням и музыке.”
    Об обычном (ежедневном питье):
    “Между напитками их первое место занимает кумыс, за ним следуют выгоняемое из него вино айрян, арака, саумал и простое молоко.
    Кумыс приготовляется следующим образом: вливают свежее кобылье молоко в турсук, или кожаный мешок, прибавляют к нему немного кислого коровьего молока, или курту и, оставляя смесь сию киснуть, бьют оную деревянного колотушкою, к концу которой приделывается деревянный же круг с провернутыми в нем скважинами, или кусок дерева, выдолбленный снизу. Чрез два или три дня кумыс поспевает, и его начинают употреблять, беспрестанно подбавляя вместо отлитого количества свежее кобылье молоко. Таким образом, напиток сей, однажды сделанный, долго не переводится. Киргизы очень любят оный и , так много пьют летом, что раздуваются или пухнут, и почти не употребляют никакой другой пищи…
    Из кумыса выделывают вино…
    Саумал есть кумыс, смешанный с водою и свежим молоком….”
    Для чукчи выделил, что
    Кочевье начинается после того как ягнята смогут пастись, 50 дней от роду, раньше они все вымрут….

  4. ?llipe says:

    Киргизы очень любят оный и не имея возможности делать его зимою, так много пьют летом,
    6 и 2 строка с низу, почему то не проходит в общем тексте

  5. второму says:

    ок. ты прав.
    согласен с тобой. я наврал чутка

  6. арат says:

    міне бізді? орысша с?йлеитін азаматтарымыздын ?о?амды? пікірлері ?те сауаттылы? м?дениеті, арсы?да бір орыс бар ?аза?ты кыр?ыз деп атап, ?тірік істеп ?аза?тардын намысына тиіп сай?ал с?здерімен.

  7. Anonymous says:

    арат,озинин мамбетский рожаны карап алсаншы. Надан

  8. Anonymous says:

    И все-таки наурыз прекраснейший праздник,яркий,светлый,добрый..Настоящий…

  9. ?llipe says:

    Ни кто не оспаривает праздник Науруз. Праздник науруз известен казахам давно, его они отмечали, но не праздновали. Речь идет о главном национальном празднике, грандиозном. Который может стать визитной карточкой Казахстана, как Фиеста в Испании, карнавал в Бразилии итд. У нас есть традиции….

  10. арат says:

    аноним сен орыс??л бол?ан адамсын бірі?шіде ?аза? тілі?де ?аза? с?здерін д?рыс жазып ?йрен шала болмай, ?олы?ан бо? келмейтін кызтеке.

  11. М says:

    Я очень люблю все праздники на свете.Новый год-это морозец кусачий ,ёлка,подарки,горячие пельмени и бешбармак, и тортики с мандаринами,шампанское и лимонады шипучие.Из детства ещё сердце замирает от предновогоднего счастья. Наурыз люблю за весенний воздух и предчуствие обновления и лета долгожданного.И опять за угощение,с которым все встречают радушно гостей. Это праздники людей объединяющие,сплачивающие,скрепляющие семьи.Пусть они будут только радостные. Первый комментатор такой умничка,так много интересного поведал. Но сейчас Наурыз наполнился совсем другим смыслом.Просто хочется сбросить шубы и порадоваться жизни. С праздником!

  12. Тибер says:

    Классно написали.Все. Умненькие у нас комментаторы.Молчат только чаще всего.Но уж если заговорят-не оторвёшься читать. Молодцы.Всем спасибо. За информацию.

  13. Ант says:

    Наурыз-праздник растущий,наплняющийся новым смыслом. Но! Холодновато ведь ещё для карнавала. Поэтому и юрты ставят из-под палки,и угощение на холоде не очень-то в заиндевевшие губы лезет. Наверное прав первый комментатор.Праздник был именно как поддержка духа в самые трудные истощившиеся времена после зимы. И чтобы вдохнуть надежду людям,уставшим от тягот.

  14. Р says:

    Давайте и я чего-нибудь расскажу про мой любимый напиток.Кумыс кочевники боготворили ещё со скифских времён.Чем его дольше выдерживают,тем больше процент алкоголя он содержит.Лечебные свойства его известны.Казахи шутят,что кумыс не помогает только от смерти.Есть официально признанные лечебницы туберкулёзные.В Бурабае и Башкирии.Другое целебное свойство кумыса-его способность повышать потенцию,средство против старения и полового бессилия.
    Есть ещё ферментированное верблюжье молоко-шубат,восстанавливающий силы после болезни,хорош для лечения диабета и болезней имунной системы. Казахи употребляют 4 вида молока-овечье,коровье,верблюжье,кобылье.Чай с молоком,кто не знает? И кисломолочные:каймак(снятые или варёные сливки),айран и катык(сквашенные как кефир и йогурт),сузбе и иримшик-разновидности творога.Последние,будучи посолены,тщательно отцежены,отформованы и высушены на солнце,-курт, как вы поняли. Растолчённый и разведённый бульоном или горячей водой может служить самостоятельным блюдом.При простуде супер:потогонное,снимает кашель и жар.Масло сбивают в деревянных маслобойнях,отцеживают промывают в воде,солят и держат в высушенных козьих желудках.Такое масло хранится долго,не прогоркает,так как “дышит” сквозь поры желудочной ткани,и со временем становится лечебной мазью,помогающей при кожных заболеваниях и заживляющей даже самые сложные раны. Эх,рассказывал бы и рассказывал.Кладезь народная. Так что всё было для Наурыза,для сытного застолья.

  15. Р says:

    Поворотным моментом в жизни Казахской Степи является начало календарного года-21-22 марта.”Наурыз”-Новый День. Слово персидское.В ночь накануне Наурыза жгут костры и прыгают через них,молодёжь ходит с зажёнными факелами,женщины собираются вместе и всю ночь варят наурыз-коже-суп из семи инградинтов(вода,соль,мясо,пшеница,просо,рис,молоко)и при этом,мешая суп в котле,поют песни и произносят благопожелания. С рассветом солнца приступают к первой трапезе-едят наурыз-коже,желают друг другу долголетия,затем навещают родных,где установлены столы-достарханы,полные яств.Конные соревнования обязательны. На трапезах старикам подают по твёрдой традиции вареные бычьи головы,звучат кюи,состязаются в красноречии акыны.Молодёжь строит качели(алтыбакан) и играет в игры. Я ещё помню в гостях играл в аксуйек(белая кость),суть которой-поиск заброшенной в открытую степь берцовой кости барана.Праздник Возрождения.
    Абай сказал о триединстве,которое казах берёт с собой в дальнейший путь из этого Нового Дня:”Это-Опыт,завещенный прошлым,Память,наша путеводная нить,и Надежда,неиссякаемый источник силы.Это и есть бессмертие Души Казахстана”. Вот,что такое Наурыз.

  16. ?llipe says:

    _Это и есть бессмертие Души Казахстана_
    Что Абай так и сказал? А может это плод Вашего больного воображения?

  17. ?llipe says:

    _Я ещё помню в гостях играл в аксуйек(белая кость),суть которой-поиск заброшенной в открытую степь берцовой кости барана._
    Много снега перерыл?

  18. Р says:

    Ссылка для *llip неверящего.Книга “Душа Казахстана” Текст Алмы Кунанбай. Фотографии Уэйна Истеп. Правильно замечено.Моя грубая опечатка. Автор Алма Кунанбай.
    А вёсны бывали разные,однако.А на юге так вообще….Правда я лично с северов целиноградских.Но бывал,бывал.В гостях с папашей у его друзей. Едал,пивал,играл.Эх….Молодость.То есть детство.

  19. Kv says:

    Кто знает,где в Москве купить курт?Замучил бронхит,привязал к дому,а дела не ждут и не до праздника.Кумыс и шубат,я понял,сегодня же куплю в “Седьмом Континенте”А вот курт?

  20. ?llipe says:

    Алмы Кунанбай
    ============
    ну вы не путайте реальность с художественным вымыслом, воображением….

  21. Р says:

    А вся жизнь-это не реальность,а мифы. Люди сначала придумают ,скажем,эпос,а потом живут по нему,придерживаясь напридуманных канонов. Новые времена свергают старые гимны и создают новые,на обломках и стоят потом в почётных караулах и честь отдают. Причём ,тому,которое вчера ещё в шею гнали и называли разбойничьим делом. Нет логоса сменяющего логос,а есть миф сменяющий миф.
    Сейчас,правда,наверх выплыли цинники,которые деньги рубят воровством и мздоимством и не парятся никаими мифами,кроме жаждой личного обогащения. Так я лучше в народном “вымысле” поживу,чем с ними, с барыгами в их камфортных дворцах – малинах.Но! Украшенных,заметьте, всеми атрибутами современных национальных, вновь воссозданных мифов.Что ж тогда считать-то Душой Казахстана? Неужели этих ньюмифотворцев лукавых? Мда. “Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман”;конечно он лучше,чем горькая подробная правда-летопись современных “временных” лет.Поэтому так вяло и воссоздаётся старый дух народного праздника.Не видят ещё в нём того самого Возрождения…Хотя у всех есть в памяти обрывки настоящего,того самого народного,которое докатилось каким-то чудом до нынешней эпохи.А что по-Вашему Душа Казахстана? Да и есть ли она в эпоху глобализма,когда “души” не в моде,а только они, мани-мани-мани?

  22. Симон says:

    Привычка. Новый Год-праздник детства,который празднует всеь мир. А новые праздники народ игнорирует.Нам нарядными бы с шариками поздней,тёплой весной пройти с детьми по площади,”ура” покричать,а потом долго сидеть за праздничным столом и говорить задушевно,а то и попеть и потанцевать,когда листва зелёная вовсю бушует. А счас холодно,ветренно,темно,куда идти? Снега нет белого,остатки чёрного,подтаявшего. Ни то ни сё. Может в Иране тепло и абрикосы цветут,или в других тёплых странах, а у нас погода не праздничная.Хочется завернуться в плед и возле батареи книжки приключенческие читать под лампой настольной с жёлтым абажуром,и ветер колючий за окном слушать.Моё мнение.

  23. арат says:

    о самом главном забыли господа, рассмотреть с научной точки зрения тонкий расчет на праздник, с древних времен наурыз отмечают 22 числа так как 21 числа день и ночь равны, затем идет обратный отчет с 22 день становится длиннее ночи и дни становятся все длиннее и теплее, именно этот день последний и самый длинный день зимы, народ собирался вместе со всей степи что бы узнать как пережили зиму сколько людей осталось, сколько скота осталось, ведь прожить в степи зиму равносильно подвигу кочевникам противостояло не только погода бураны, в которой первой задачей кочевников было сохранить табуны но и волки, и плюс к этому меж. родовые отношения (конокрадство). И еще про последние запасы еды о которых так яро спорят, на самом деле в наурыз после пережитого казахам ничего не стоило пустить под нож скотину, щедрость в праздик это в крови, так же как и встречать гостя, у русских да было последние запасы еды но а казахи на этих запасах передвигались и про запас был на несколько лет вперед. Также 14 наурыза казахи встречались это предвестник праздника а никак не праздик о котором говорят по новостям именно 14 числа день называется “корсу” увидится, встретится, казахи встречальсь обнимались и радовались что живы здоровы, и готовились к празднику именно в этот день казахи посылали скакунов по степи узнать все ли живы здоровы из родственников, подготовка к празднику затем наурыз а уж потом кумыс, казы карта, игры, скачки, и.т.д.

  24. арат says:

    да и еще что за кость там в степи ищут казахи, заврался чуток ник “Р” может быть я незнаю просветите кто знает.

  25. Симон says:

    Написал же уже человек,что сведения брал у одной нистовой тётки в её напечатанной на иностранные деньги книге Душа Казахстана. Алмы Кунанбай. Она там ещё русских костерила,что они целину подняли и ковыль повывели,гы-гы.Теперь,печалится она взахлёб, Казахстан -ведущий производитель элитной пшеницы твёрдых соротов,а если бы прислушались к ней, чудной бабе,то вместо хлеба жевали бы ковыль.Сколько же ****повылазило книжки писать.И посты.

  26. Anonymous says:

    арат,закрой рот… и сваливай из этой темы))) Надоело твою мразную рожу лицезреть…

  27. арат says:

    КЫЗТЕКЕ это опять ты не напрягаися не то опять обделаешся засранец, мен са?ан адам сия?ты айттым ?ой сен аурусы? сені? басын істемеиді бар да емдел, егер де са?ан ем к?мектеспесе ?л кезде атты? к?йры?ына ар?а? мен мойынды байылап атты ?амшымен тартып жібер, бас?а амал жо? сені? жа?даиы? ?те ?иын. ?бден орыс болып бол?ансы??ой, сен ия ?аза? емесі? ия орыс емесі?, екі ортада маймыл болып ж?рген бишарасын.

  28. Anonymous says:

    о, не спишь,пень?? Я думал что ты уже лег, или покинул нас нормальных,уйдя на тот свет. Обрадовался так сказать. Мне на твои псевдо-патриотические лозунги наплевать. Я не склонен делиться по признаку национальности, уважаю и русских, и казахов своих. Но конечно не таких псих-больных как ты. У тя на лице написано что ты придурок и шиза. Куда не пойду ты своей тупостью травмируешь мою неокрепшую дестскую психику)))Видеть не могу твоей рожи))))

  29. Anonymous says:

    и чо ты все кызтеке,кызтеке?? Небось в самом это все наболело,сидит, свербит… У кого что болит тот о том и говорит, а я сразу понял что ты небесного цвета, ко всем пристаешь тут. главное к комментаторам мужского пола))) Не выйдет, не получится, ты ни геям ни здешним не нужен…

  30. Anonymous says:

    ты мне сразу показался странным арат. Наверное с утра до вечера ждешь моих комментов. Даже и не надейся, я не из вашей породы голубых. Даже если ты будешь самым последним человеком на свете!! Иди в гей клуб… Нечего на цивильном сайте прохлаждаться…

  31. Рахат says:

    Аноним! Ты анонизмом не занимайся! Себя позорич! Арат мужик прав!!!

  32. Т says:

    Разбор полётов профессионалами.
    Итак.Арат. Весьма возможно,что человек в бытовом смысле неплохой.Но! Обыденный и приземлённый.Отзеркаливающий перемены узкими ,доступными ему скромными средствами его несильного природного мышления .Перемены характеризуются и успешными проектами(развитием экономики современной в виде коммерции природных ископаемых и ввоза китайских товаров,а так же очень быстрым ростом самосознания казахской нации,что приветствуется и в стране и в мире, и ещё появившегося широкого образования,международого уровня,которое тоже хлынуло со свободными ветрами перемен). Теперь о плохом. Материал,на который пали эти возможности у “аратов” оказался слабоват,не потянули они масштаба перемен и, как следствие, усвоили самые простые лозунги,типа Казахстан для казахов и казахского языка,а остальные изыски о развитии цивилизации открытой для мира,наук,промышленности,высокотехнологичных отраслей разных секторов экономики они легко посылают в вируальную топку. Вопрос в следующем. Много ли таких “аратов” на просторах моей родины или неопасный умеренный процент.Потому что если много,то лучезарный план Серика Малеева о процветающей стране будущего Алтын Орда никогда не состоится,а скорее победит алармистский прогноз братьев Стругацких и Тарковского-Сталкер. Только ,боюсь,что совсем даже и не “сталкер” “арат”,а совсем даже наоборот.

  33. арат says:

    в чем то согласен с “профессионалом” но только в общих чертах, интелектом не блещу но имею свою точку зрения и мнение, и о простых лозунгах о которых вы говорите и приписывая их к моему мнению “типа Казахстан для казахов и казахского языка” увы вы не угадали скорее всего вы имели в виду “казахский язык для Казахстана и в первую очередь для казахов” данное высказывание я поддерживаю полностью и думаю многие казахстанцы придерживаются моего мнения, так как любое слово или предложение имеет определение которое дает расклад и суть слова также значение каждого слова, которое можно неправильно понять и растолковать а смысл моих слов таков, в любой другой стране мира существует национальная идея и ни кому не секрет какой идее придерживаемся мы, “деньги” но это ведь не самое главное в жизни человека есть и другие ценности к примеру “семья” но даже в семье есть идея которую нобходимо воплотить в реальность основываясь на национальных тадициях, уважение к старшим отношение к религии, поведение в обществе все это передается ребенку через родной ему язык и язык же воспитывает в ребенке идею национального характера. Я не скрываю мои высказывания резкие но в основном к казахам так как считаю что казах в первую очередь должен придерживатся нацинальной казахской идее для развития нашего общества ведь казахи госудаство образующий этнос и будущее страны зависит от казахов не понимание казахов друг друга это последствие тотолитарного режима, который разделил общество на русско говорящих и казахо язычных и в этом непонимании требутся та самая национальная идея которая смогла бы объяденить народ но только объединение дожно проходить с помощью понятного для все казахского языка толькл тогда сформируется казахское общество с национальной идеей будущего, а на данный момент некоторые казахи пренебрегают родным языком чем и вызывают у меня к ним скажу честно отвращение как к изгоям общества. И еще хватит говорить о давно заезженной теме Тарковского о Сталкере это прошлый век смотри в будущее глазами Танидзаки.

  34. Т says:

    Арат,прости,если обидел.Это широкое обощение.Ни в укор,а просто размышления ради. Понимаешь,мыслящий человек,ведь он никогда не накидывается на собеседника,даже если совсем с ним не согласен ни по одному пункту. Он выслушивает и аргументированно высказыват своё выстраданное мнение,убеждая,а может быть даже и не стараясь переубедить собеседника. Это и есть культурная беседа двух воспитанных людей и более. А если кидаться с кулаками ,даже виртуальными,на интернетсообщество-это скучно.Ну,поматерим друг друга,ну,обзавём цензурными ругательствами нашу национальность или нецензурно,мозги от этого засыпают,только кулаки просыпаются. А это уже не развитой век,21-ый,а кменный,первобытный.А собеседники не культурные люди в пиджаках и галстуках,а некоторые в бабочках и при фраках,а в набедренных повязках дикари.И главное:грошь цена получается их убеждениям,если они кувалдой или дубиной их в чужие головы вкалачивают. Об этом пытаются сказать комментаторы.Но отчаиваются и сами срываются на крик. Мда.

  35. Т says:

    К тому же мы все не шибко грамотные,честно сказать.”Мы все учились понемного,чему-нибудь и как-нибудь”,-сказал поэт. И о нас нынешних тоже.Но важно уяснить,мне кажется, всем, что пытаясь прославить своё,родное,исконное:как-то культуру,язык,традиции,историю,не стоит ругать чужое.Надо помнить,что для каждого человека эта тема чувствительная и оскорбить,копаясь нахрапом и с недоброжелательством в ней,можно сразу,как говорит “улица” в торец получить.Тут уж не до высоких бесед,понимаете. Время сейчс позволяет воздвигать свои новые государства в прекрасных проектах и планах,удивлять мир,восхищать своими достижениями.Но зачем же при этом всё время прохаживаться по чувствам рядом живущего соседа.Попробуй эксперимента ради соседу по дому,например, плюй в лицо при каждой встрече,не думаю,что долго придётся ждать ответа и надеяться на благополучие своей семьи. Сожжёт к едреней матери весь дом и может случиться,что даже суд его оправдает,пояснив,что было это в состоянии аффекта за систематические осокрбления совершено,в ярости и гневе доведённом. Поэтому “ступай осторожно по своему пути.И не закидывай зловонной грязью чужой путь,соседний”.Словами тоже.

  36. арат says:

    в реальной жизни все однобыденно те же лица та же улица, и многие с котрыми поддериваеш естественное общение они в основном согласны с твоим мнением, взглядом но стоит залезть в инет все наооборот столько всякого д. и умников типа я казах но до безпямятства люблю русских и никак не могу понять почему нельзя говорить слова своими словами не скрывая свою любовь а я ну не сдержался может быть где то. Но я ведь не знал что на том конце проводе сидит малолетка, которому вместо того что бы учить уроки сидит ночами в инете и всяческий пытается меня оскарбить в результате чего я сорвался, мы ведь взрослые люди и можем наити компромис ну а дети, им это вредно столько всего говорится о суйциде детей но а родителям по барабану, проблема не только одного индивида эта проблема нашего общества люди ведь разные во всех отношениях и единомышленников в чем то тем более у нас найти трудно, ну если я вас чем то задел прошу прощения.

  37. Т says:

    Очень радостно,что мы поговорили уважительно друг к другу,даже высказав какие-то жёсткие позиции.А на малолеток не надо реагировать.Хотя порой и вправду трудно.Но всегда на сайте массово сидит публика внятная и думающая. Которая ценит инет именно как возможность поговорить.Мы ведь по сути сейчас очень одиноки в своих изолированных жилищах.А инет нас объединяет в клуб по интересам. Если нам нравится в гостях у Серика,это же здорво.Он тему запевает,немного обостряет,чтобы мы не спали за компами, и мы вперёд!в смысле говорим откровенно.Но поверьте,с уважением друг к другу и к стране,которая нас всех объединила и пока ещё дружно собирает в один круг под своим синим небом. Праздник-то какой прекрасный.Весенний.Возрождающий жизнь!

  38. Anonymous says:

    казахи будут прадзновать наурыз, но думаю пиарить свой праздник не нужно. а то в стране ходят всякие….

  39. нацшов says:

    О чем спор? Кому не по душе Наурыз, на земле есть места где его не празднует. Вот и перезжайте. И вам и нам хорошо. Хотите считайте день смерти христоса началом нового года.

  40. Anonymous says:

    А мне наурыз п.х.. Зато выходные дни совсем кстати))))

  41. 1111 says:

    согласен!

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.