Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

С Новым годомНе сбылись заклинания политических кликуш, утверждавших в конце девяностых, что с массовым отъездом русских из Казахстана, экономика страны развалится. Напротив, в последние десять лет Казахстан демонстрирует устойчивую тенденцию роста. Не стал исключением и 2013 год.

Под занавес уходящего года в казахстанском правительстве подвели итоги своей работы, которые в целом демонстрируют положительную динамику. Темп роста экономики, как ожидается, составит 6 процентов. Что намного выше, чем у той же России. Таким образом, Казахстан выглядит бодрячком на фоне других государств, а среди них есть и развитые страны. По данным правительства уровень безработицы в ноябре у нас составил 5,2 процентов. С начала этого года реальные доходы населения выросли на 2,4%, реальная заработная плата – на 0,9 процентов. В общем и целом, позитивная динамика наблюдалась по многим направлениям, а потому хотелось бы акцентировать внимание на социально-значимых из них.

 

Даешь жилье!

За многочисленными цифрами и сводками правительства, важно вместе за всей этой статистикой не упустить главного – человека живущего в Казахстане. Поэтому, вполне логично обратить внимание на строительную индустрию. Так, согласно отчету правительства в уходящем году в данной сфере наблюдается положительная динамика прошлых лет – рост на уровне 2,9 процентов.

Напомним, что строительная индустрия в Казахстане наиболее сильно пострадала в результате глобального кризиса. Но тогда правительством был принят ряд мер по поддержанию отрасли на плаву. В результате, удалось избежать апокалипсического сценария и выйти на показатели роста. Но очевидно, что речь идет не просто об отдельной отрасли экономики Казахстана. Со строительством тесно связано решение «квартирного вопроса». А поэтому, данное направление правительства можно смело назвать социально-значимым. И отрадно, что в данной сфере наблюдаются признаки роста.

Жилье

«По итогам года мы планируем ввести в стране порядка 6,8 миллиона квадратных метров жилья против 6,6, которые были предусмотрены в самой программе («Доступное жилье 2020»)», – сообщил первый заместитель премьер-министра Казахстана Бакытжан Сагинтаев.

По предварительным данным правительства, за январь-ноябрь 2013 года по всем источникам финансирования на жилищное строительство направлено 434,1 млрд. тенге инвестиций или 118,1 процентов к аналогичному периоду 2012 года. Если эта тенденция сохраниться, то строительная отрасль выйдет на траекторию устойчивого роста. В связи с этим в правительстве говорят, что мы поступательно движемся к поставленной Главой государства задаче к 2020 году – довести ежегодный ввод жилья в Казахстане до 10 млн. кв. метров.

На цифру стоит обратить внимание. Поскольку в советский период в Казахстане в год сдавалось порядка 9 млн. квадратных метров жилья. При этом в республике в тот период проживало меньше населения, чем сегодня (напомним, что в 2013 году в стране появился 17-миллионый житель, – ред.). В итоге коэффициент Доступности жилья для Казахстана (величина, которая позволяет оценить, за сколько лет семья со средним доходом сможет накопить на покупку квартиры, если все свои средства направит только на приобретение жилья, – ред.), по оценкам специалистов, сегодня составляет 9,3 года. Для сравнения для России данный индикатор не превышает 5 лет.

Нам следует стремиться к тому, чтобы среднестатистический казахстанец смог за короткое время приобрести свое жилье. Достижение этой цели зависит от темпов роста в строительной отрасли, задача которой удовлетворить спрос на квартиры на внутреннем рынке.

 

Городской романс

Текущий год в Казахстане прошел под знаком развития городов. Так получилось, что они все чаще попадали в центр внимания руководства страны и экспертов. Так в этом году на пленарном заседании Евразийского форума развивающихся рынков – «Евразия в XXI веке: лидерство через обновление», глава государства сообщил о планах создания еще двух крупных мегаполисов в Казахстане.

«Мы имеем задачу создать еще 2 мегаполиса, а также ряд «умных», «зеленых» и безопасных городов», – отметил Нурсултан Назарбаев в сентябре.

Кроме того, глава государства обратил внимание на необходимость появления новых центров инновационного роста.

«Наш выбор – это развитие городских агломераций как мощных точек роста. Долгосрочная цель – формирование агломераций, мегаполисов мирового уровня: Астана и Алматы», – сказал президент.

Дальнейший рост городов республиканского и областного значения позволит снять нагрузку с Астаны и Алматы, которые в последние годы столкнулись с притоком людей, ростом численности населения, и как следствием с проблемой развития социальной инфраструктуры. К примеру, власти столицы предлагают ввести «ценз оседлости», с тем, чтобы хоть как-то ограничить наплыв людей из других регионов Казахстана.

Шымкент«Я за внедрение этой меры, эта инициатива исходит от нас. Вопрос не в том, чтобы ограничить количество жителей в Астане. Вопрос в другом: если у нас сильный миграционный переток с других регионов, отрицательное сальдо в промышленных регионах страны, то как будут развиваться другие регионы страны, если трудоспособное население уезжает с этих регионов?», – отметил аким столицы Имангали Тасмагамбетов.

По словам первого заместителя главы правительства Бакытжана Сагинтаева, сейчас идет работа по дальнейшему формированию центров экономического роста: агломераций, опорных городов и сел, моно- и малых городов. В этом годы принят межрегиональный план развития Астанинской и Алматинской агломераций до 2020 года. Кроме того, были определены агломерации 1-го уровня (Астана, Алматы, Шымкент) и агломерации 2-го уровня (Актобе и Актау). Соответственно были приняты Планы мероприятий по развитию Актюбинской, Актауской и Шымкенсткой агломераций до 2020 года.

Близкая тема – развитие 27 моногородов страны, где проживает 1,5 млн. человек. Напомним, что в данный момент действует специальная программа, направленная на снижение социальной напряженности в таких населенных пунктах страны, а также по их дальнейшей диверсификации. Прежде всего, за счет развития стимулирования малого и среднего бизнеса. На эти цели в 2013 году выделено 4,6 млрд. тенге, на обустройство моногородов – 6,7 млрд. тенге, реализацию инвестиционных проектов – 7,5 млрд. тенге.

Реализация программы продолжиться в 2014 году. Она позволит решить проблему неодинакового развития казахстанских регионов, которые, по словам Сагинтаева в целом показывают хорошую динамику. Так по темпам роста ВРП по итогам полугодия в первую пятерку попали г.Алматы (9,9%), Алматинская область (9,8%), ВКО (8,7%), ЗКО (5,8%), ЮКО (5,5%). Астана по этому показателю заняла 7-ое место – 5,4 процента. Рост ВРП ниже 1-го процента был в Акмолинской и Павлодарской областях.

 

Продовольственная безопасность

Рост численности населения Казахстана заставляет задумывать об обеспечении продовольственной безопасности, которая зависит от развития сельского хозяйства. Как отметили в правительстве, в 2013 году выпуск сельхозпродукции увеличился на 10,9%. Динамичный темп был обеспечен главным образом за счет существенного сбора зерновых культур, которые по сравнению с прошлым годом выросли почти в полтора раза (на 6,9 млн. тонн) и стабильной динамикой роста продукции животноводства.

Так в текущем году зерновые убраны с площади более 15,7 млн. га, намолочено 20,9 млн. тонн зерна в первоначальном весе при урожайности 13,3 ц/га, что на 3,6 ц/га выше уровня прошлого года. Валовый сбор зерна в весе после доработки прогнозируется на уровне 18,5 млн. тонн. За январь-ноябрь 2013 года производство мяса по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 1,2% и составило 801,6 тыс. тонн. Рост объема производства куриных яиц вырос на 5,6% (3567,2 млн.шт.), коровьего молока – на 1,4% (4605,5 тыс. тонн) и мяса всех видов – на 1,2% (801,6 тыс. тонн).

Сельское хозяйство

В связи с этим в 2013 году ожидается, что рост валовой продукции сельского хозяйства составит около 8 процентов по сравнению с прошлым годом.

Другим показателем развития является диверсификации экономики Казахстана. И здесь есть свои приятные сюрпризы. Так по данным правительства, в этом году выросла инвестиционная активность. Рост вложений в основной капитал составил 8,7%, что стало самым высоким годовым показателем в посткризисный период. Кроме того, в 2013 году в стране завершилась первая пятилетка «индустриализации», которая была инициирована в разгар глобального кризиса. В следующем году начнется новый этап индустриализации.

«Сейчас идет работа над проектом второго пятилетнего этапа индустриализации на период до 2020 года. Учитывая опыт первой пятилетки, наши дальнейшие шаги должны быть четко выверены и просчитаны. При разработке задач следующей пятилетки следует сделать упор на качество, эффективность, взаимосвязанность всех проектов», – сказал глава государства в декабре в ходе телемоста Дня индустриализации в Астане.

В принципе, «новая экономическая политика» государства уже сейчас дает отдачу. По данным правительства в 2013 году сохранился позитивная динамика в промышленном производстве (2,2%), в горнодобывающей (3,1%) и в обрабатывающей отрасли (1,5%). Ускорилась динамика в отрасли машиностроения – рост в годовом выражении на 15% и в производстве прочей неметаллической продукции – на 11%. Как поясняют в кабмине: «достижению положительных темпов промышленности во многом способствует реализация государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР)».

 

Дорожная карта

Казахстан расположен на стыке Европы и Азии. Такое региональное положение сулит дивиденды республике. «Я верю, что интеграция Европы и Азии – это только дело времени», – отметил в 2012 году назад в немецкой столице президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Если два геоэкономических региона сольются, то только благодаря нашей стране, расположенной на торговом пути между ними. Для этой цели в Казахстане ведется строительство автобана «Западная Европа – Западный Китай», который будет отвечать мировым стандартам качества. Как сообщили в правительстве, в 2012 году был открыт проезд протяженностью порядка 700 км. пути, в этом – 806 км. В следующем году будут фактически завершены основные работы по строительству автобана «Западная Европа – Западный Китай» на территории Казахстана (Общая протяженность казахстанской части международного автобана 2787 км пути, – ред.).

В целом в Казахстане протяженность автомобильных дорог составляет более 96 тысяч километров, многие из них требуют ремонта. Как отметил в правительстве, в этом году было отремонтировано свыше 4 тыс. км автомобильных дорог общего пользования. Из них 2,3 тысяч километров дорог республиканского значения и 2,1 тысяч километров местного значения. Подводя итоги уходящего года, в правительстве сообщили о планах на год грядущий. Как стало известно, в рамках реализации «Стратегии – 2050» разработана Госпрограмма развития инфраструктуры и интеграции транспортной системы страны до 2020 года. В ее рамках будет построено и отремонтировано более 6 тыс. км автодорог по различным направлениям. На эти цели планируется выделить 5220 млрд. тенге, в том числе 3135 млрд. тенге из республиканского бюджета.

Стоит отметить, что в этом году казахстанские дороги стали предметом жесткой критики президента Нурсултана Назарбаева. В октябре, на расширенном совещании в правительстве он обратил внимание министра транспорта и коммуникаций РК Аскара Жумагалиева на то, что при строительстве дорог используются старые технологии.

«Недавно я узнал, что в России строится дорога «Казань – Москва» с использованием нового типа железобетонных изделий. Срок возведения всего 2 года. Стоимость сокращается почти на треть, а у нас дороги, которые только что сделаны, требуют ремонта через год после начала эксплуатации, в том числе здесь, в столице», – отметил глава государства.

Также президент сообщил, что в мировом рейтинге Казахстан занимает 117-е место из 144 стран, что вызывает тревогу и не только у автолюбителей. Поскольку от состояния дорог в прямом смысле зависит качество жизни казахстанцев. В связи с этим ожидается, что в Казахстане станут использовать передовые технологии при строительстве дорог.

Строятся и новые железнодорожные линии «Жезказган – Бейнеу» и «Аркалык – Шубарколь». Они свяжут запад и восток Казахстана. И при этом решат проблему тупиковости Жезказганского региона и города Аркалык.

Кстати, под занавес 2013 года начато курсирование пассажирского поезда между Алматой и Талдыкорганом. На маршруте задействованы пока 3 вагона. Но по мере роста пассажиропотока, количество составов будет увеличено.

«В общей сложности эта сумма составит 165 миллионов тенге в год. Стоимость билета в купейном вагоне будет стоить две тысячи тенге», – сообщил Сырым Касымов, начальник Управления пассажирского транспорта и автодорог Алматинской области.

Кстати, в декабре авиакомпания «Жетысу» открыла рейс «Талдыкорган – Алматы – Талдыкорган». На маршруте работает самолет Як-40. За один полет он перевозит до 32 пассажиров. В воздухе борт находиться порядка 40 минут. Стоимость билета составляет всего 7,5 тыс. тенге. Это не только выгодное предложение. Транспортная инфраструктура оказывает влияние на экономическое развитие регионов, на рост благосостояния людей.

 

Вызов столетия

В Стратегии «Казахстан 2050», глава государства назвал водно-энергетическую проблему одним из серьезных вызовов 21-го столетия, которая будет оказывать влияние на развитие стран. В свою очередь узбекский лидер Ислам Каримов, в ходе визита в Астану, даже предостерег, что данная проблема способна спровоцировать войну.

«Все может усугубиться настолько, что это может вызвать не просто серьезные противостояния, но даже войны», – отметил Каримов в сентябре 2012 года.

С такой оценкой соглашаются и эксперты, которые еще раньше называли водно-энергетическую проблему Центральной Азии сложной, способной дестабилизировать обстановку в регионе. Дело в том, что решение проблемы тесно связано с экономическим развитием, демографическим состоянием наших стран, обеспечением продовольственной безопасности.

Согласно компьютерному моделированию, к 2040 г. общий объем дефицита воды в целом по Казахстану может составить 12,2 млрд. м3 в год из-за ожидаемого сокращения ежегодных трансграничных притоков и роста ежегодного потребления в сельском хозяйстве. Чтобы ответить на вызов столетия, по оценкам казахстанского правительства, к 2020 году нам необходимо на 33 процента снизить потребления воды на единицу ВВП, а к 2040 году – на 77 процентов.

ода

В связи с этим в текущем году по поручению президента была разработана Госпрограмма по водным ресурсам, которая призвана решить проблемы дефицита воды и обеспечения водной безопасности страны. Основными ее мерами являются внедрение влагосберегающих технологий в сельском хозяйстве, модернизация в городах очистных сооружений и внедрение системы оборотного водоснабжения в промышленности.

«И здесь для правительства, для акимов, для всех хозяйствующих субъектов, для малого и среднего бизнеса появляются достаточно большие возможности в рамках реализации этой программы. Открываются возможности развития государственно-частного партнерства, частных инициатив, привлечения инвестиций в эту отрасль, эта программа действительно очень важна для нашей страны, которая считается маловодной», – сообщил в декабре глава правительства Серик Ахметов.

Напомним, что ранее в Казахстане реализовывалась другая правительственная программа «Чистая вода», суть которой обеспечить доступ населения к питьевой воде. На этот раз речь идет о широком использовании водосберегающих технологий.

Кстати, под занавес уходящего года стало известно о том, что Казахстан и Китай в «ближайшей перспективе» подпишут соглашение о вододелении 24 трансграничных рек между двумя странами. Об этом сообщил глава внешнеполитического ведомства Ерлан Идрисов. По его словам, аналогичный документ Казахстан намерен подписать с Россией.

«Практически по всем вопросам мы приходим к консенсусу, проводим совместные семинары и консультации… Ведется работа по подписанию соглашения о сохранении реки Урал», – сообщил глава МИД РК.

 

Рубрика: