Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

 image7438Одни сравнивают Аблай-хана с немецким канцлером Бисмарком, другие – с русским царем Петром I, с личностями, которые оставили глубокий след в истории своего народа.

«Какие цели ставил перед собой и народом Абылай хан, что ему удалось и чего он не смог достичь, что завещал и о чем предупреждал этот исполин нашей истории будущие поколения, какой урок мы можем извлечь из событий того периода?», – вопрошает глава государства Нурсултан Назарбаев в приветственном слове к участникам конференции, посвященной 300-летию Абылай хана.

Неординарную личность трудно измерить одним лекалом, очевидно только одно, Аблай хан опередил свое время, и даже сегодня он представляет неподдельный интерес для нынешнего поколения казахстанцев.

 ан

Хан «шатер»

Не секрет, что кумиром для президента является Аблай хан, который смог сплотить разрозненные роды, сохранить в тяжелое время государственность казахов, остановить натиск джунгар. Об этом глава государства говорил неоднократно, и в канун 300-летия, он снова обратил свое внимание на хана великой степи.

«В каждом обществе именно великие личности были ответственны за процветание народа и являлись примером для нации и будущих поколений. Одним из таких великих сыновей казахского народа является Абылай хан», – отметил президент.

По словам Нурсултана Назарбаева «в Абылае гармонично сочетаются почитаемая народом мечта о независимости и исключительная воля и решимость». Большой заслугой Аблай хана стало объединение жузов, которые в тот период были вольницей, отданной на откуп родоначальникам. На такой шаткой основе нельзя построить государственность, и тем более ответить на военно-политические вызовы того времени. Поэтому, во время своего правления Аблай хан прилагал максимальные усилия к тому, чтобы объединить разрозненные жузы и укрепить «вертикаль власти». Этого требовали обстоятельства! Сильный противник, в лице Джунгарского ханства, не оставлял выбора.

«Абылай, – отмечает в статье «Воплощая мечты Абылая» Нурсултан Назарбаев, – всегда отличался характером взвешенного политика, гармонично сочетающего мужество и разум. Именно благодаря этому в трудные и суровые времена, воодушевив народ и собрав его под единым знаменем, он смог спасти казахское государство от исчезновения».

Достигнув сплоченности и единства народа, Аблай хан смог противостоять врагу. Но для укрепления государственности требовалась централизованное правление. Такую задачу ему удалось решить лишь отчасти.

«Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали власть хана. В то же время он не мог полностью сокрушить авторитет биев и был вынужден считаться с их волей. Наиболее влиятельными политическими фигурами были Казыбек би и Бухар жырау», – отмечает казахский просветитель Чокан Валиханов.

ан.jpgд.jpgэ.jpgд

Выстроить вертикаль власти Аблай хану не удалось, но его авторитет и уважение в народе заставил многих прислушаться к его мнению. И если когда-либо в прошлом казахи были сплоченными, то, несомненно – во время правления Аблай хана.

Из исторических источников известно что, в тот момент численность населения ханства достигло 3 млн. человек. Это произошло не только благодаря демографическому росту, но и в результате расширения самого казахского ханства за счет территориального присоединения соседних и родственных народов. К примеру, ойратов джунгар, которые искали убежище от китайской армии.

 

Объединить этнически неоднородную среду, даже сегодня не всем под силу, а в тот период было трудно разрешаемой задачей. Этногенез в ХVII столетии ограничивался ассимиляцией: целенаправленной политики по размыванию отличительных культурных черт какого-либо народа и привитие ему новых. Аблай хан искал в окружающих, не то, что их разъединяет, а то, что объединяет и консолидирует народ. Как повествует история, в ходе одного сражения с джунгарами будущий хан попал в плен и долгое время пробыл в заточении. Но свое время он даром не терял. Он изучил монгольский и маньчжурский языки. И еще… несмотря на статус пленника, Аблай хан общался с хунтайши Галданом Цереном и сблизился с Амурсаной, ойратским нойоном.

Сегодня есть модное слово – «мультикультурное общество», индивиды которого ведут себя толерантно по отношению к представителям других культур и даже поощряют многообразие. Считается, что такое общество возникнет в XXI столетии. Наше внимание приковывает тот факт, что правитель ХVII века, демонстрировал черты, которые присущи для «мультикультурного человека». И что интересно, такие качества присуще в большей степени казахстанскому обществу, которое покоиться на вершине межнационального мира и стабильности.

«Сегодня, когда формируются новые идеалы и ценности молодой нации, все эти вопросы являются предметом духовных исканий и всеобщего обсуждения. Пусть и впредь вдохновляют нас идеи великого Абылай хана в строительстве сильного государства и формировании единой и процветающей нации!», – отметил Нурсултан Назарбаев в своем приветственном слове к участникам конференции, посвященной 300-летию Абылай хана

 

Лучшие из лучших…

Не менее интересная та политика, которую Аблай хан проводил внутри казахского ханства. А она впитала его личный жизненный опыт, несет отпечаток его очень непростой судьбы. После смерти своего отца Коркем Уали-султана, он удалился от ханской ставки, а позже был забыт своими знатными родственниками.

С юных лет, Аблай хан был предоставлен сам себе, жил среди простолюдинов. Как говорит народная молва, в молодости он подрабатывал у богатых собственников табунов, а проще говоря, был пастухом. Живя, таким образом, он плохо одевался, за что получил прозвище «Сабалак» – нищий, которое было как клеймо. С подобным именем в сословно разделенном обществе фактически не возможно было поднять наверх. И, тем не менее, у Аблай хана получилось «оседлать» общество, которое он застал. Как это получилось? Тем более, как говорят исторические источники, он скрывал свое знатное происхождение. В определенной мере, этому способствовала война с джунгарами, в которой принял участие будущий хан великой степи.

«Участвуя во многих набегах, – пишет казахский просветитель Чокан Валиханов, – сначала как рядовой воин, он показывает подвиги необыкновенной храбрости и хитрости. Полезные его советы и стратегические соображения упрочивают за ним имя мудрого».

В сражении близ горы Улы-Тау в традиционном единоборстве батыров он убивает наследника джунгаров Галдан Цэрена Шарыша. Кстати, во время поединка он бросился на противника с криком «Аблый», призывая тем самым на помощь дух своего деда. Это имя, после победы над джунгарским воином, стало его именем. В кровопролитной войне он не раз выходил победителем, демонстрировал хорошие навыки полководца и батыра. Умение и смекалка, сила и воля бросаются в глаза. В конце концов, при поддержке военной знати, он избирается старшим султаном в сильном и многочисленном роде атыгай. И уже мало кто вспоминал о том, что когда Аблай был погонщиком табунов.

\ан.jpgд

Аблай хан являет пример меритократии, что в переводе означает «власть лучших», которая основывается на личных, незаурядных заслугах и способностях индивидов. Как уже отмечалось, он скрывал свое знатное происхождение, и продвигался из самых низов общества по социальной лестнице благодаря своим военным, организаторским качествам, своему жизненному опыту. Тем самым он противопоставлял «голубую кровь» заслугам. А это был уникальный опыт для великой степи, где институты демократии не были столь развиты, как в наше время. И, тем не менее, восхождение Аблай хана шло по избираемым должностям, где от претендента требовали не только знатные корни, но и авторитет среди элиты и народа. Заручиться доверием последних, как человеку, выросшему среди простых людей, было не трудно. Ведь он, как никто другой понимал их.

Такая особенность в биографии казахского хана должна быть интересна и нашему поколению. Как показывает опыт Аблай хана, трудно достичь успеха, если в карьерном росте образовался «разрыв», когда кандидаты на соискание должности в госаппарате, едва закончив заморский вуз, сразу «оседают» в правительстве. К примеру, в соседнем Китае, любой желающий оказаться в кресле министра горит желанием поработать в провинции, т.к. без этой графы в послужном списке он не может претендовать на следующую, более высокую ступень в партийно-государственной иерархии. Наши же министры из-за дефицита практического опыта часто не в состоянии дать внятный ответ на простой вопрос, кроме как… «потому что, потому что!».

Любопытно, что в период правления Аблай хана, в степи появилось столько ярких людей, что сегодня в небольших городах Казахстана не хватит улиц, чтобы присвоить им имена деятелей того исторического времени. Конечно, кто-то скажет, что 17-ый век стал для казахского ханства сложным и по своему «осевым временем». И в такие трудные годины на общественной арене появляются «люди-герои». Так ли это? Возможно, в такой точке зрения есть своя доля истины. Но в этом имелась и большая заслуга Аблай хана, который приближал к себе незаурядные личности, опирался на их мудрость и авторитет в своей политической деятельности.

 

Между медведем и драконом

Джунгарское или казахское ханство? История неотвратима и сурова, кто-то должен был остаться и продолжить существовать, а кто-то кануть в лету. Получилось так, что Джунгария столкнулась с Китаем и исчезла. В определенной степени, такой выбор был предопределен той политикой, которую проводил Аблай хан.

Создавая государственность, Аблай хан не мог игнорировать две крупные державы, которые простирались у самых границ ханства – Россию и Китай, и от которых зависела независимость. Хотя обе империи наблюдали за тем, как в степи два ханства – Казахское и Джангарское, – воюют друг с другом, и до известного момента активно и непосредственно не вмешивались в борьбу, тем не менее, их влияние и всю их опасность осознавал Аблай хан. Об этом говорит в первую очередь его политика, которая получила название между медведем и драконом, подразумевая Россию и Китай.

Великий хан стремился избегать прямой конфронтации с крупными соседями, проявлял лояльность и к России и к Китаю, но при этом не впадал в зависимость от них. К примеру, в 1757 году он отправляется в Пекин, чтобы вступить в подданство китайского императора как вассальный князь, сохраняющий самостоятельность, но уплачивающий дань. И одновременно с этим, Аблай хан отправляет в Петербург своего родственника Жолбарыса в знак подтверждения российского протектората.\

ан.jpgд.jpgэ

         Впрочем, на этом опасная игра с медведем и драконом в степи не ограничивалась. Казахское ханство при Аблае, хоть и воевала с джунгарами, вместе с этим, использовал их в качестве орудия сдерживания России и Китая. Известен период, когда казахский хан предоставил убежище мятежному ойратскому нойону Амурсане, которого преследовали китайские власти. Был период, когда казахское ханство противостояло регулярной армии Циньской империи. Известно, что в период крестьянской войны 1773-1775 годов в России Аблай хан встречался с Пугачевым, который бросил вызов царской системе. За это в 1778 году он был утвержден Екатериной II лишь ханом Среднего жуза. Правда, самому Аблай хану от такого решения было ни горячо, ни жарко. Поскольку он сам проводил свою самостоятельную политику. В конце концов, России и Китаю стало очевидно, что с ханом великой степи и его ханством следует считаться.

«Битвы, которые велись во главе с Абылай ханом во имя независимости казахского народа в то сложное геополитическое время, – отметил в приветственном слове глава государства Нурсултан Назарбаев к международной научно-практической конференции «Абылай хан и его историческая эпоха», – это яркие страницы национальной истории».

Сегодня пришли иные времена, Китай и Россия являются партнерами Казахстана. Но шестеренки геополитической «машины» в Центральной Азии остался таким же, каким они был в 17 веке, где, чтобы сохранить независимость, необходимо постоянно соблюдать баланс и равновесие интересов крупных держав. С момента обретения независимости в 91-ом году, Казахстан провозгласил многополярный внешнеполитический курс, который покоиться на принципе прагматизма. С одной стороны, Астана занимает беспристрастную позицию к ведущим державам, с другой – наращивает с ними отношения.

Любопытно, что американские эксперты, которые занимаются Центральной Азии, несколько лет назад пришли к выводу, что на наши страны, и в частности на Казахстан, невозможно оказывать извне влияние. Иными словами, за океаном признают, что мы не только де-юре, но де-факто стали независимыми.

 

 

Рубрика: