АЛТЫНОРДА
Новости

Активизация морских грузопотоков

актауПо итогам четырех месяцев текущего года морской порт Актау по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличил показатели по отгрузки сухих и нефтеналивных грузов на 226 тысяч тонн.

 

Актауский морской торговый порт, являющийся основой транспортного комплекса области, занимает значительное место в транспортной инфраструктуре Казахстана. Это единственные морские ворота республики, предназначенные для международных перевозок различных грузов. Он является ключевым звеном в транспортном коридоре  Казахстана – ТРАСЕКА. Этот коридор еще называют «Новым Шелковым путем».

В оперативном режиме порт обслуживает экспортно — импортные, транзитные грузы ряда предприятий Казахстана, России, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов и Центральной Азии. Круглогодичный режим работы, передовая перегрузочная техника, многоцелевой терминал по обработке контейнеров, генеральных и навалочных грузов, крытые и открытые территории хранения грузов, а также прочные связи со многими ведущими экспортерами страны, позволяют говорить о морском порте Актау, как о конкурентоспособном предприятии.

АО «НК «Актауский международный морской торговый порт» увеличил пропускную способность за счет автоматизации всех процессов и активизации грузопотока. Так. По итогам четырех месяцев текущего года в порту Актау было отгружено свыше 3 млн. 739 тыс. тонн сухих и нефтеналивных грузов, что на 226 тыс. тонн больше аналогичного периода 2013 года.

В рамках развития международного транспортного коридора ТРАСЕКА, за последние годы наблюдается устойчивый рост объемов транзитных грузов, переваливаемых через железнодорожно-паромный комплекс порта. Общий объем перевозок паромных грузов за 4 месяца 2014 года составил 609 тыс. тонн против 349 тыс. тонн за аналогичный период 2013 года.

Кроме того, объемы по перевозке грузов посредством паромов увеличились благодаря тому, что на паромном комплексе внедрена автоматизированная система управления (АСУ), которая позволяет интегрировать IT-системы всех участников перевозочного процесса.

Результатом этих мероприятий стало увеличение пропускной способности паромного терминала, которая достигла отметки 2,5 млн. тонн в год. В текущем году объем перевозок паромных грузов ожидается порядка до 2 млн. тонн.

актау

В целом увеличение перевозок паромных и других грузов через порт Актау является следствием оживления деловой активности и товарооборота между разными странами, а также результатом постоянной работы по привлечению дополнительных грузов в рамках международных коридоров, проходящих через порт.

Работники республиканского госпредприятия могут похвастаться и другими показателями.

К примеру, увеличены показатели перевалки сухих грузов. За январь-апрель 2014 года через порт отгружено 1 млн. 407 тыс. тонн сухих грузов против 951,8 тыс. тонн соответственно. Из общего объема через порт отгружено 355 тыс. тонн  металлопродукции.

По мнению руководства порта, перспективный рост объемов перевозок через порт Актау  в текущем году в первую очередь будет связан с подтвержденными потребностями экспортеров, развитием транзита грузов из Китая и России, а также ввиду активного развития нефтегазового сектора западного Казахстана и крупных инфраструктурных проектов, реализуемых в Мангистауском регионе.

Увеличены объемы перевозки зерновых через зерновой терминал «Ак Бидай», расположенный на территории порта Актау. По итогам 4-х месяцев 2014 года через терминал было отгружено  302 тыс. тонн зерна против 176 тыс. тонн за аналогичный период 2013 года.

Производственные мощности терминала по перевалки позволяют обрабатывать до 350 тонн зерна в час. Годовой объем перевалки  через терминал составляет до 500 тысяч тонн. В перспективе планируется увеличить производственные возможности терминала до миллиона тонн зерна в год.

Напомним, что Иран является одним из крупных покупателей казахстанского зерна.  Как известно, в прикаспийской республике Казахстан открыл собственный зерновой терминал в иранском порту Амирабад. Это позволяет нашей республике дополнительно отправлять на экспорт полмиллиона тонн зерна по данному коридору. Строительство зернового терминала в Иране стало завершающим звеном создания транспортно-логистической цепочки экспорта казахстанского зерна на рынок Ирана и стран Закавказья, поскольку Казахстан имеет зерновые терминалы помимо порта Актау еще и в порту Баку.

Кроме того, с открытием железнодорожной магистрали Узень – граница с Туркменистаном – до иранского пункта Горган Казахстан сможет увеличить поставки зерновых посредством железнодорожного сообщения. Общая протяженность этой дороги составляет 677 километров.

Более того, зерновой терминал «Ак Бидай» также предоставляет возможность экспортировать казахстанское зерно через Волго-Донской канал в Ирак, Афганистан, Грузию, Армению и другие страны мира через Персидский залив и Черное море.

К сожалению, стоит отметить, что незначительно снизилась отгрузка нефти и нефтепродуктов. Так, по итогам 4-х месяцев общая перевалка нефти и нефтепродуктов составила 2 млн. 332 тыс. тонн против 2 млн. 558 тыс. тонн за аналогичный период 2013 года.

В течение января-апреля 2014 года в порт заходило 590 судов. За аналогичный период 2013 года портом обслужено 570 судов.

Как ранее сообщалось, объем перевозок через порт Актау в 2013 году составил 10 млн. тонн грузов. Завершение в 2014 году строительства трех терминалов для перевалки генеральных видов грузов, контейнеров и зерна позволит увеличить пропускную способность порта Актау с 16,5 млн. до 19 млн. тонн.

Актауский торговый порт, имеющий стратегическое значение для развития экономики западного региона республики, является единственным международным морским портом в Казахстане.

 

Александр ПОКАТИЛОВ