Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

9aa8625077df3d00097ce499ff13f4ef_XLВ последнее время средства массовой информации самых разных стран мира уделяют повышенное внимание к развивающимся экономикам, среди которых нередко фигурирует и Казахстан. Некоторые зарубежные экономисты и эксперты считают нашу страну сумевшей найти оптимальный путь от советской республики к самостоятельному государству с динамично развивающейся экономикой.

При этом нередки упоминания о том, что казахстанские политики и чиновники часто делают амбициозные заявления о будущем своей страны. В частности, не прошли мимо ушей мирового сообщества слова президента Нурсултана Назарбаева о вхождении Казахстана в тридцатку наиболее развитых государств мира. Или заявление председателя Национального банка Кайрата Келимбетова о том, что Казахстан – это новый Сингапур в Центральной Азии. И, что опыт развития нашей страны принимается как важный для внедрения у себя многими развивающимися государствами.

20131021145943Аналитики определяют семь основных моментов, которые заслужили внимание у экспертных кругов самых разных стран.

Момент первый.

Казахстан – это страна с сырьевой экономикой, главный акцент в которой был сделан именно на развитие этого преимущества. В прошлом году у нас было добыто в 2,4 раза больше цветных металлов, в три раза больше газа, в 3,3 раза больше нефти и в 15 раз больше урана, чем в 1990-м. При этом, по мнению экспертов, в экономических кругах Казахстана есть понимание того, что ключом к успеху является интеграция в международные бизнес-проекты, вследствие чего Астаной уделяется большое внимание привлечению зарубежных инвесторов. Сейчас частные компании с международным участием обеспечивают 60,2 процентов добычи казахстанской нефти и 53,2 процентов урана. Объем накопленных иностранных инвестиций на 1 января 2015 года составил 141,6 миллиардов долларов, или 63 процента ВВП.

Момент второй.

С самого начала реформ казахстанские власти определили стратегию развития страны – не только количественные, но и качественные показатели. Казахстанские власти пришли к выводу, что стране нужно подниматься вверх в глобальных индексах, повышать качество и транспарентность государственного управления, упрощать механизмы принятия и исполнения решений, развивать проектный принцип управления и ориентироваться на результат, а не на процесс. В итоге в прошлом году Казахстан занял 50-е место в глобальном индексе конкурентоспособности. Правительство страны ориентировано не на освоение средств, а на достижение результатов. В 2013–2014 годах в Казахстане построено 3 300 километров автомобильных и 1 400 километров железных дорог.

Момент третий.

Казахстан сделал ставку на единственно возможный поступательный путь: скачанные файлы (2)сначала развивать сырьевой сектор, затем проводить современную индустриализацию с плавным переходом к инновационной экономике. Правительством страны поставлена цель: к 2025 году довести объем инвестиций с 19 до 30 процентов ВВП, а долю несырьевого экспорта – до 70 процентов. Основным проводником этих перемен названы не государственные монополии, а малый и средний бизнес, доля которого в экономике должна составить не менее 50 процентов. Фундаментом для создания современной хозяйственной базы выступают пятилетние планы инфраструктурного развития. Казахстан ориентируется на модель индустриализации, принятую в свое время в Юго-Восточной Азии. При этом намерен реализовывать ее, опираясь на местные, а не импортируемые природные ресурсы. Плюс ко всему задачей ставится привлечение не менее 10 крупных транснациональных корпораций в ближайшие пять лет для наращивания выпуска промышленной продукции.

Момент четвертый.

Казахстан пока еще не строит «экономику знаний» в том виде, в каком она существует на Западе, но правительство совершенно правильно расставляет акценты в сфере образования и науки. В «Стратегии-2050» говорится о том, что Казахстану более всего необходимы трансферт передовых технологий и обучение специалистов. Также отмечается гарантирование государством получения молодыми людьми технического образования. Кроме того, идет процесс активного внедрения международных образовательных и профессиональных стандартов, позволяющих применять новейшие строительные материалы и технологии.

Момент пятый.

Правительство Казахстана, основываясь на международном опыте, реализовало принципы организации финансов, являющиеся наиболее оптимальными для сырьевой экономики: если бюджет базируется на доходах от экспорта первичных товаров, то налоговый пресс на экономику вполне может быть ослаблен. В настоящее время налог на прибыль в Казахстане составляет 15 процентов, НДС – 12 процентов, НДФЛ – 10 процентов, страховые платежи – 15 процентов. Совокупная налоговая нагрузка в прошлом году снизилась до 27,6 процентов ВВП. При этом внимание Казахстана к иностранным инвесторам остается крайне высоким: Национальный банк назначен ответственным за создание в Астане международного финансового центра, формируемого по примеру того, что сегодня функционирует в Дубае – с независимой администрацией, судебными органами, действующими на принципах британского права. В Астане понимают, что привлечение инвесторов зависит от того, как будут гарантированы их финансовые интересы.

Момент шестой.

Казахстан следует курсу осторожного сотрудничества с целым рядом более крупных игроков, чем он сам. Он входит в Таможенный союз с Россией и Беларусью, но вот уже год как позволяет въезжать на свою территорию без виз гражданам 20 стран, являющихся крупнейшими инвесторами. В этом году страна вступает в ВТО, в следующем –  намечено подписание нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС.

Момент седьмой.

Казахстан готов эффективно использовать свои логистические возможности. Строит автомобильную трассу от Достыка к Актау и железнодорожную линию Жезказган – Бейнеу. Согласно планам правительства, пропускная способность станций Достык и Алтынколь к 2020 году будет увеличена почти вдвое – с 22,7 миллионов до 45 миллионов тонн, а порта Актау – доведена как минимум до 22 миллионов тонн. Обсуждается фантастический проект моста через Каспий, объединяющего автомобильную и железную дороги. Управлять этими транспортными артериями будет Dubai Port World – самый диверсифицированный логистический оператор в мире, в активе которого 60 действующих и 11 строящихся портов и терминалов в 31 стране.

При этом в экспертных мнениях нет однозначного ответа, станет ли Казахстан вторым Сигапуром – слишком уж различны экономика, история и геополитическое положение этих двух государств. Однако существует точка зрения, что наша страна – это пример нового молодого государства, которое предлагает другим странам, появившимся на мировой арене 20-30 лет назад, крайне интересную парадигму развития, основанную на сбалансированном развитии всех отраслей национальной экономики, на гарантировании своей безопасности через заинтересованное сотрудничество с самыми различными центрами силы, на интеграции в глобальную экономику и принятии ее норм.

Рубрика: