Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

jeleznaya_dorogaЭкономическое противостояние между Европой и Россией достигло своего пика. Падение цен на нефть и всевозможные западные санкции подорвали российскую экономику. В целях еще большего ослабления позиций России ЕС пошел на более решительные меры – ограничить зависимость рынка от российского газа.

Именно поэтому сейчас диверсификация, можно сказать, самое модное слово. Но поставками газа все не ограничивается. Как оказалось, поиск “обходных путей” имеет место и при формировании транспортных коридоров и реализации железнодорожных проектов. Таким шагом, к примеру, станет создание Трансевразийского железнодорожного пространства (в обход России), которое позволит обеспечить выход грузов из Китая в Европу через Каспийское море.

На самом деле, это несколько самостоятельных проектов, которые вместе и позволят это пространство сформировать. И по мере реализации проектов этот пазл постепенно собирается.

Так, уже запущен первый грузовой состав от логистического терминала в городе Ляньюньган китайской провинции Цзянсу в Казахстан. Эту железнодорожную линию, соединяющую порт на Желтом море неподалеку от Шанхая и город Алматы на юге Казахстана, можно считать частью нового пути для экспорта товаров из Центральной Азии. И это вполне обоснованно.

Казахстан уже выступил с инициативой пуска контейнерного поезда “Китай-Казахстан-Каспий-Кавказ-Турция-Европа” (Silk Wind) в рамках транспортного коридора TRACECA (Европа-Кавказ-Азия). Проект Silk Wind позволить вдвое сократить сроки поставок по сравнению с морским транспортом, с 35 до 12-14 дней. А это – достаточно хороший показатель для транспортировки грузов. Сейчас проект находится на стадии согласования четырехстороннего межправительственного соглашения, которое может быть подписано к вводу в эксплуатацию железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК).

Именно БТК (должен соединить железные дороги Азербайджана, Грузии и Турции), который планируется запустить к концу 2015 года, по праву можно считать основными недостающим звеном этого Трансевразийского пазла, который охватит пространство от Пекина до Лондона.

Пиковая пропускная способность БТК составит 17 миллионов тонн грузов в год. На начальном этапе этот показатель будет находиться на уровне 1 миллиона пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов. Кроме Казахстана, интерес к БТК проявляют Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индия. Это достаточно привлекательное и короткое направление, которое позволит обеспечить поток грузов между Европой и Азией.

images

В выигрыше от этого будут не только отправители и получатели, но и страны-тразитеры (Азербайджан, Грузия и Турция). Но есть и проигравшие в этой игре – Армения и Россия.

Армения, экономическое состояние которой оставляет желать лучшего, в очередной раз останется не у дел. В обход нее прошли и нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, и Южнокавказский газопровод, а теперь и железная дорога БТК. И ясно, что до освобождения оккупированных азербайджанских территорий, о каких-либо отношениях Азербайджана с Арменией и речи быть не может. Что касается России, то кроме того, что она потеряет значительную часть грузопотока, так это еще и очередной шаг назад в отношениях с Западом.

Но с другой стороны, говорить о том, что Россия полностью сдала свои позиции в Каспийском регионе, неправильно.

Не нужно забывать про транспортный коридор “Север-Юг”. Это маршрут общей протяженностью 7200 километров от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Бомбей). Он создан для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (через Каспийское море), и далее в Северную и Западную Европу.

Составной частью коридора “Север-Юг” является проект соединения железнодорожных систем России, Азербайджана и Ирана. Недостающим звеном здесь остается железная дорога Казвин-Решт-Астара (Иран)-Астара (Азербайджан), которая соединит Азербайджан и Иран. Этот проект достаточно активно поддерживается Россией: вплоть до желания Москвы принять активное участие в процессе строительства железнодорожной инфраструктуры в обеих странах. Ну и старания российской стороны понять в принципе можно, поскольку уступать свои позиции на Каспии ей не очень-то уж и хочется.

Но в большем выигрыше от всего этого опять остается Азербайджан. Перед страной открыты большие возможности для развития торговых отношений с соседними государствами и реализации собственного транзитного потенциала. Выгодное географическое положение Азербайджана позволяет ему в будущем стать важным региональным хабом на стыке Азии и Европы. Это, в свою очередь, несет не только экономические выгоды, но и еще более увеличивает геостратегическое значение страны для всего континента.

Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Читать полностью: http://news.day.az/economy/559564.html

Рубрика: