обзор каз.прессы 27 сентября, 2015 98 комментариев

ДУХОВНОСТЬ.ИХ ДЕВИЗ БАЙМУРАТ БАТЫР

Контент заблокирован

Загрузка...

(98) Комментарии

  1. Салтанат says:

    Я хочу спросить у Вас, а от Бояуа кто родился

  2. Ельтай Кутыбаев says:

    Бояуа родились-Бериш,Серкеш,Есентемир,Байбакты,Ыссык(Кадырсик),Алтын,Алаша,Алшын,Тана,Кызылгурт,Адай,Жаппас.

  3. Casey Slaven says:

    bulky account you’ve carry

  4. Cruises 2012 says:

    Are you looking for the best deals on cruises 2012? Well, we can understand that why you are looking for such deals. These days, there are so many travellers like you who are searching for cruises 2012 deals.

  5. Ерлан says:

    Я думаю, что в полне было бы заслуженно назвать какой нибудь населенный пункт вблизи Кызылорды именем Баймурат Батыра.

  6. жаппас says:

    И поставить памятник.

  7. Нурсултан says:

    иа, дурыс айтасыздар!

  8. Даулет Бекмаганбет says:

    Я из рода аксуйыр жаппас нету в интернете вести о роде аксуйыр, если что отзовитесь), Наги Илясов это Сырдаринском районе в Теренузякском кенте

  9. Галия says:

    Мен Баймурат жаппаспын. Баймурат жаппастан тараган Малбасардын урпагымын. Кызылорда каласында турамыз. Осы ата — бабаларым туралы толык малиметтер билгим келеди

  10. Жаппас says:

    Уважаемые соплеменники,
    Я тоже Баймурат Жаппас, потомок легендарного Баймурат Батыра , героя национально — освободительного движения Казахов против джунгарских захватчиков, также одного из активных противников колонизации Российской Империи Казахской степи. Имя его достойно иметь места с такими легендарными личностями Казахского народа как Кабанбай батыр, Богенбай батыр, Наурызбай батыр и др. , а то что его имя неполучила достойного места в нынешних реалях Казахстана, это вина его потомков, наша вина. Поэтому Я полностью поддерживаю своих братьев предложивших поставить ему памятник.

  11. Жаппас says:

    Уважаемые соплеменники,
    Я тоже Баймурат Жаппас, потомок легендарного Баймурат Батыра , героя национально — освободительного движения Казахов против джунгарских захватчиков, также одного из активных противников колонизации Российской Империи Казахской степи. Имя его достойно иметь места с такими легендарными личностями Казахского народа как Кабанбай батыр, Богенбай батыр, Наурызбай батыр и др. , а то что его имя неполучила достойного места в нынешних реалях Казахстана, это вина его потомков, наша вина. Поэтому Я полностью поддерживаю своих братьев предложивших поставить ему памятник.

  12. Жаппас says:

    Дорогие братия и сестры,
    Предлагаю собирать пока сторонников поддерживающих поставить памятник Баймурат батыру.

  13. жаппастар адаспандар баймурат батыр жаппастын каракозинен шыккан.и сосын мойнак,алтын,кетешагул деген жаппастан бала болмаган,алтын жапп says:

    я жаппас достяр. ДОСТИЯР сынь шалтака,шалтак сын жаппаса.

  14. асылбек says:

    батырдын есими уранга айналган себебин ажем айтып отыратын жонгармен болган бир шайкаста казактар жениле бастаган екен сонда батыр аягынан кылыштан жараланган куйи аруактап алга умтылып шапкан екен оны корген артындагылар баймураттап илесе шабуылга шыгып сол шайкаста жениске жеткен екен содан кейн баймурат уранга айналган екен

  15. Ерсайын says:

    Легендарный батыр Баймурат был предан забвению по политическим причинам. Он был противником присоединения Казахстана к России. Его имя должно стоять на равне с другими Великими батырами защищавших родную землю от ойратов и других врагов!

  16. НУРЛАН says:

    БАЙМУРАТ БАБА АРУАГЫН КОЛДАП ЖУРСИН

  17. Талгат Шатырбаев says:

    Я ЖАППАС СУМУРУН ИЗ КОСТАНАЯ ХОТЯ ЗНАЮ ЧТО ПРЕДКИ ИЗ КЫЗЫЛ ОРДЫ ВСЕМ САЛАМАЛЛЕЙКУМ

  18. БУЛАТ says:

    Я ЖАППАС ОТЕК ИЗ КОСТАНАЯ , МОИ ПРЕДКИ ТОЖЕ БЫЛИ ИЗ КЫЗЫЛ ОРДЫ. ТАК СКОЛЬКО НАС ВСЕГО ! ВСЕМ ЗОРОВЬЯ И ПОМНИТЬ НАШИХ ПРЕДКОВ

  19. базарбек says:

    Мы ДОСТИЯР ЖАППАСЫ из КОСТАНАЯ предки с Кызыл-орды здоровья всем.

  20. Аноним says:

    Яжаппас тагай.единая наша девизия баймурат.соединяемся

  21. Галия says:

    от Баймуратов из Кзыл Орды и Алматы пламенный салем. Гордитесь, но кичьтесь! Любите свою землю, свой народ и делайте нашу жизнь лучше, передавайте историю о наших предках детям. Патриотизм — это каждодневный труд: правила ПДД соблюдать, мусор не бросать, стариков уважать и им помогать, детей воспитывать в труде и уважении к своим соотечественникам. И тогда жизнь в Казахстане станет лучше, чем в Швейцарии! ))

  22. Ринат Ильясов says:

    Дорогие соплеменники создана инициативная группа из представителей общественности Алматы, Кызылординской и Атырауской областей, которая готовит письмо на имя Премьер Министра РК и Акимов названных областей с просьбой назвать улицы в городах Астана, Алматы, Кызылорда и Атырау, также назвать один из поселков Кызылординской области именем выдающегося Баймурат Батыра, героя национально-освободительной войны казахского народа против Джунгарских завоевателей первой половины 18 века. Все кто поддерживает данную инициативу прошу писать по адресу: intertec@ssp.kz на имя Рината Ильясова.Могу отправить копию письма.

  23. Болат Ильясов says:

    Появились еще сведения о легендарной личности казахского народа Баймурат-Батыре, которые любезно предоставила замечательный казахский историк и ученый Ерофеева Ирина Викторовна. Так как материал в полном объеме не пропускает компьютер буду писать частями.

  24. Болат Ильясов says:

    Вот, что пишет И. Ерофеева:
    «Баймурат — река, протекающая в Западном Казахстане. Образуется северо-западнее г. Жанайшокы от слияния рек Талды и Когалыжар, впадает с юга в оз. Улькенколь (Ыргызский р-н Актюбинской обл., Жанкельдинский р-н Костанайской обл.).
    Антропоним или геноойконим образовался в середине XVIII в. от личного имени конкретного человека, кочевавшего со своими сородичами в то время в долине реки. Этим человеком стал некий богатый казах Младшего жуза по имени Баймурат, который был убит в одной из стычек с тяньшанскими кыргызами. После смерти хозяина этих пастбищных мест родственники Баймурата назвали речку, расположенную на территории занимаемого им прежде урочища, Баймуратом».

  25. Болат Ильясов says:

    Далее продолжает И. Ерофеева:
    «Происхождение топонима впервые зафиксировано в 1771 г. участником академических экспедиций 1768 — 1774 гг. в азиатские регионы Российской империи Христофором Барданесом, побывавшим в северо-западной и центральной частях Казахской степи…..».

  26. Болат Ильясов says:

    «….. В составленном им после возвращения в Петербург рукописи специального труда «Киргизская, или казацкая хорография», Барданес, основываясь на устных рассказах местных казахов, указал: «Между озер Бурматбай и Аксакалбарбы есть небольшая речка Баймурат, где за несколько лет киргиз (казах — авт.) достаточной кочевал, и от тех киргизов, калмыки бурутами называют, убит. Скот же его и протчие пожитки, и все, что можно было, ими забрато. Сей же казак назывался Баймурат, отчего после и речка сие имя получила» (ИКРИ-4. С. 110).

  27. Болат Ильясов says:

    И в конце добавляет И. Ерофеева:
    «Топоним сохранился в современной топонимической номенклатуре Казахстана».

    Ерофеева Ирина Викторовна, является кандидатом исторических наук, Ведущим научным сотрудником Казахского научно-исследовательского Института культуры Министерства культуры и спорта Республики Казахстан.

  28. Болат Ильясов says:

    Есть еще интересная легенда о бриллиантах бая Баймурата.

    «Олег Кусков (художник — мое прим.) не раз готовил выставки, посвященные юбилею города (Костанай — мое прим.). И одна из его любимых тем — легенды. На выставке в Картинной галере представлены новые сюжеты. Один из них — легенда о бриллиантах бая Баймурата, который продал скот в Троицке, а взамен получил два больших бриллианта — кос тана (кос — пара, тана — драгоценность, бриллиант). По пути домой во время ночевки на крутом берегу Тобола Баймурат захотел увидеть в воде их отражение. Но нечаянно уронил в воду. И люди услышали крик бая: «Кос-тан-ай!»….

  29. Ильясов Болат says:

    Косвенное подтверждение о богатстве Баймурат-Батыра можно получить из книги Александра Сергеева «Петербургский Посол»:

    «Владевший тысячными стадами, старшина…..» (Баймурат — мое прим.).
    Или же это:
    «Баймурат охотно продал ему целый косяк».

  30. Ильясов Болат says:

    Но Баймурат-Батыр был славен не своим богатством, а тем, что отчаянно боролся за независимость казахских степей. И об этом свидетельствует этот эпизод из книги Алесандра Сергеева:

    » — Ладно вам всем на весь стан орать! — шикнул Тевкелев……………..
    ………. А он Баймурат-батыр, сказывают хану и мне противник, -……
    ……ладно, волков бояться — в лес не ходить….».

  31. Ильясов Болат says:

    Вышеприведенный эпизод указывает на позицию Баймурат-Батыра, который был противником присоединения казахских земель к Российской империи.
    Конечно, сложно судить о тех временах, но те скудные сведения, которые доступны нам, свидетельствуют о том, что личность была неординарная и значимая для казахского народа, который активно и бескомпромиссно защищал интересы своего народа.

  32. Ильясов Болат says:

    Хотелось бы написать несколько слов о девизе рода Жаппас — Баймурат…. Мне кажется, что это был не девиз, а боевой клич или же уран по-казахски.

  33. Ильясов Болат says:

    В нашем семейном предании происхождение этого боевого клича (уран) описывается таким образом. У Баймурата было пять жен и одна из них была добыта в сражении с калмыками(ойраты) и была естественно ойраткой. От нее родится сын Алан, который и сам впоследствии станет батыром, он и возведет имя своего отца Баймурата в боевой клич(уран). Я еще помню, как в детстве нас называли уранга шыккандар, то есть взошедшие на боевой клич.

  34. Ильясов Болат says:

    Возвращаясь к теме о топонимике Казахстана, где зафиксирована имя нашего великого предка Баймурат-Батыра…. Видимо то урочище, где находится речка Баймурат носит также название Баймурат Батыра. Если будет возможность надо провести или же хотя бы попытаться провести там мероприятие и организовать в эти местах какие-то программы с рассказами о семейных преданиях, которые наверное есть у нас… Если у кого-то есть идеи на этот счёт, то пишите моему брату Ринату Ильясову на эл. адрес:
    Intertek@ssp.kz

  35. Ильясов Болат says:

    Меня, в последнее время, очень интересует личность Баймурат-Батыра. Безусловно, личность легендарная, который оставил после себя неизгладимый след в истории, что получило свое отражение в следующем замечании в книге Радика Темиргалиева «Эпоха последних батыров (1680 — 1780)…..

  36. Ильясов Болат says:

    ….. Вот, что пишет Радик Темиргалиев:

    «На сцене появился знаменитый батыр Баймурат, чье имя впоследствии стало боевым кличем рода жаппас. Вероятно, пленники являлялись сородичами батыра, чем и объясняется его заступничество, Абулхаир оказался принуждён отдать пленников Баймурату».
    Радик Темиргалиев. «Эпоха последних батыров ( 1680 — 1780 )». Алматы. «Print-S». 2009. Стр. 100.

  37. Ильясов Болат says:

    Эти слова Радика Темиргалиева коротко, емко и ярко характерезуют личность Баймурат-Батыра, как человека легендарного и значимого в истории казахского народа! Нет, никаких сомнений в том, что этот человек обладал значительным влиянием и властью в казахской степи…. Видимо, его позиция против присоединения казахских степей к России и послужила причиной его последующего устранения с политической арены, которую я датирую примерно 1765 — 1767 гг…. А царская Россия эта умела делать, тем более, что все возможности к такому роду действий у царской России были в избытке….

  38. Ерлан, из рода Жаппас-Баймурат says:

    Болат Нагиевич, спасибо Вам за написанное. Очень интересно. Прошу продолжать выкладывать информацию о Баймурат батыре.

  39. Ильясов Болат says:

    Спасибо Ерлан… К сожалению, сведений о Баймурат-батыре немного, что характерно для всех, кто вел кочевой образ жизни… Так, что мы не выпадаем из этого списка.
    Но, вернемся к замечательному казахскому ученому и историку Ерофеевой Ирине Викторовне. Она недавно издала прекрасный труд с подборкой писем казахских ханов… И меня заинтересовало ее очень ценное замечание о хане Абулхаире…

  40. Ильясов Болат says:

    Вот, что пишет Ирина Викторона Ерофеева:
    «В первые месяцы «великого бедствия» («актабан шубырынды» — мое прим.), наступившего весной 1723 г. Абулхаир был единственным из степных правителей, кто не поддался психологическому стрессу и общей панике в результате массированного натиска джунгарских войск и уже в конце того года возглавил вооруженное сопротивление казахского народа сильному неприятелю…..

  41. Ильясов Болат says:

    ………. В начале 1724 г. он освободил захваченный ойратами Туркестан, заставив джунгарского военачальника Лоузана-Шоно(ум. в 1732) отступить к хребту Каратау. Около года Абулхаир удерживал Туркестанский район под своим контролем….».

    Естественно и полностью очевидно, что хан Младшего жуза — Абулхаир опирался, прежде всего, на таких казахских батыров как табын Букенбай и жаппас Баймурат и др… Из этого следует, что при организации такого сопротивления эти батыры играли одну из ведущих ролей, а может быть и определяющих ролей….

  42. Ильясов Болат says:

    Далее и это пишет Ирина Викторовна Ерофеева:
    «Принимая во внимание личную смелость, выдающиеся организаторские способности и воинские заслуги Абулхаира, казахские ханы, султаны избрали его зимой 1726 г. на многолюдном курултае представителей народа, состоявшегося предположительно в Приаральских Каракумах, верховным командующим общеказахского ополчения для изгнания джунгар с завоеванных земель».
    И. В. Ерофеева. «Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675 — 1821 годов. Сборник исторических документов в двух томах. Том I. Письма казахских правителей. 1675 — 1780».

    Приятно осознавать, что в числе батыров на этом Курултае, находился казахский батыр Баймурат…. Этот Курултай, можно считать, переломным в противостоянии казахов и джунгар…

  43. Ильясов Болат says:

    Еще одно очень любопытное свидетельство приводит Ирина Викторовна Ерофеева:
    «Весной 1730 г. после победы над джунгарами в урочище Аныракай Абулхаир получил известие о вторжении башкирских батыров в северные кочевья Младшего и Среднего жузов и не позднее начала мая того же года заключил мирный договор с джунгарским хонтаджи Галдан-Цереном(1727-1745), а затем вместе с младшим ханом Самеке(1724-1738) спешно откочевал на север региона».

    Этот эпизод из труда Ирины Викторовны Ерофеевой наглядно демонстрирует причину ухода хана Абулхаира после победоносного сражения…. Также обращает на себя внимание факт согласия джунгарского хонтайджи Галдан-Церена заключить мирный договор, а это свидетельствует о воинской силе хана Абулхаира, в войсках которого находились такие батыры как табын Букенбай и жаппас Баймурат и др….

  44. Ильясов Болат says:

    Ирина Викторовна Ерофеева при личной встрече сообщила, что в тот период времени, джунгарский хонтайджи Галдан Церен предложил породниться хану Абулхаиру, что вызвало большой «переполох» в степи…. В общем, предложение джунгарского предводителя объяснимо, так как Абулхаир-хан являлся чингизидом, а породниться с чингизидом было честью для джунгара Галдан-Церена…. Любопытно другое…почему именно Абулхаир-хану поступило это предложение. Я считаю это объясняется тем, что именно Абулхаир-хан сумел оказать организованное сопротивление джунгарам со своими батырами, в числе которых находились такие батыры как Букенбай и Баймурат….

  45. Ильясов Болат says:

    Для меня Ирина Викторовна раскрыла и с другой стороны противостояние казахов и джунгар, а именно, что это противостояние было также соперничеством между казахами и джунгарами за тороговые пути… Если учесть, легенду о бриллиантах Баймурата, который продал свой скот в Троицке и купил бриллианты, то со всей очевидностью можно утверждать, что в этои противостоянии батыр Баймурат находился на первых ролях…. Подтверждение этому мы уже находим в прекрасной книге замечательного казахского историка М. С. Муканова….

  46. Ильясов Болат says:

    Вот, что пишет М. С. Муканов:
    «В своих сведениях «о Киргиз-кайсаках (казахах — М. М.), разделяемых обыкновенно на Большую, Среднюю и Меньшую орды, оренбургский генерал-губернатор Г. Волконский сообщает………. Шесть отделений рода жаппас племени байулы насчитывают 7200 семей (места кочевок автором не указаны, говорится только, что они торгую в Троицке и Орской крепости».
    М. С. Муканов. «Этническая территория казахов в XVIII — начале XX веков». Алма-Ата. 1991.

    Это свидетельство того, что торговля скотом Баймурата в Троицке продолжалась его сородичами жаппасами, основы которого видимо еще заложил сам Баймурат-батыр в торговом соперничестве с джунгарами…. Видимо, контроль над этими торговыми точками, определялся уже на полях сражений…

  47. Ильясов Болат says:

    Что еще примечательно, между Троицком и Орском, ближе к границе с Казахстаном находится село Баймурат, которое существует и ныне…. А административно село Баймурат относится к Адамовскому району Оренбурской области.

  48. Ильясов Болат says:

    Я часто, читаю на разных форумах, что все жаппасы происходят из Кзыл-Ординской области…. Думаю, что это ошибочное мнение. Считаю, что родовыми кочевьями жаппасов был район возле речки Баймурат и выше до Орска и Троицка — это так называемые места жайляу. А река Сырдарья была местом зимовок — кыстау. Абулхаир — хан же отвоевал уже оба берега реки Сырдарья по всему течению у каракалпаков, где одну из ведущих ролей, в этой военной экспедиции, играл Баймурат-батыр…. В нашем семейном предании сохранились следующие слова каракалпаков:
    «Сырдын жидесI балама азыг едi, агашы бузаума казык едI….деп каракалпактар жылап кеттI…».
    Это также свидетельствует о том, что роль Баймурат-батыра была очень значимой в расширении казахских степей, в том числе и южном направлении.

  49. Ильясов Болат says:

    Но, вернемся еще раз к хану Абулхаиру…. Мне кажется его роль в истории Казахского ханства более значима, чем это может показаться на первый взгляд. Процитируем еще раз Ирину Викторовну Ерофееву, вот что она еще пишет:
    «Более того, Абулхаир был единственным в истории кочевого государства казахов верховным предводителем-ханом, кому глава Джунгарского ханства предложил междинастийный союз путем заключения брака его дочери от калмычки Баяны с официальным наследником джунгарского престола Цэваном Доржи. Однако хан не поддался на настойчивые уговоры Галдан-Церена и дважды проигнорировал его брачные инициативы».

    Из этого отчетливо становится ясным, что в глазах джунгарского хонташи Галдана Церена именно Абулхаир-хан был самой значимой и влиятельной фигурой казахской степи, что в свою очередь, не совсем укладывается в привычную нам картину казахской истории…. Кроме того, он единственный хан, который не платил алман джунгарам и не отправлял знатных заложников джунгарскому хонтайджи…. Это лишний раз свидетельствует о военной мощи Абулхаир-хана и основу этой военной мощи составляли такие батыры как табын Букенбай и жаппас Баймурат и др….

  50. Ильясов Болат says:

    Интересно, также и то, что и Абулхаир-хан был убит(по некоторым сведениям Барак-султаном), как и Букенбай-батыр в сражении с туркменами, как и Баймурат-батыр в стычке с бурутами…. Все трое и хан Абулхаир и батыры Букенбай и Баймурат, которые внесли решающий вклад в переломный момент казахской истории в борьбе с джунгарами были убиты. Может это совпадение, не знаю…может быть…. Но и Букенбай-батыр и Баймурат-батыр погибли в бою, защищая казахские степи….

  51. Скуксились :))) says:

    Первый комментарий датирован 2011 годом:))))Ахаха))))

  52. Скуксились :))) says:

    А кому вы пишете на русском языке свои коментарии о ваших ханах,баях,батырах и других угнетателях казахского народа?
    Русским насрать на ваших угнетателей а казахи должны усваивать это на казахском языке а не на языке колонизаторов!:)))

  53. Аноним says:

    Слава Казахским батырам

  54. Аноним says:

    Баймурат батыр был истинным патриотом своей земли, защищавшим интересы простого народа.
    —————————————————-
    А кто косяк упорол , что продался русскому царю???
    Фамилии в студию!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    Кто правильных братков русакам сдал???????????

  55. Аноним says:

    Казахи не имеют душу потому что они животные.Так устроенно их тело,животные гены преобладают над человеческими.

  56. комментатор says:

    Как только историю рассказывают и объясняют настоящие ученые, такие как И.Тимофеева, М.С. Муканов,, Радик Темиргалиев, которого читаю с огромным удовольствием, становится безумно интересно. Как только историю начинают разъяснять люди с националистическим душком, не важно с какой стороны, становиться противно и неинтересно.
    Также противно и неинтересно, как читать напечатанные выше комментарии очередного анонима, пытающегося оскорбить казахов, но при этом оскорбляя и унижая, самим своим существованием свой народ.

  57. Ильясов Болат says:

    Почему же вы скрываете свое имя уважаемый комментатор? Если вы внимательно все читали, то я цитировал и Радика Темиргалиева и М. С. Муканова, которые открыли многие скрытые стороны жизни Казахского ханства…. Но, по-настоящему мир кочевого Казахского ханства открыла для меня Ирина Викторовна Ерофеева… И открывает она их на основании многих писем казахских ханов, которые писали, между прочим, на чагатай-тюрки… И вся их переписка с джунгарскими хонтайши велась также на чагатай тюрки… Я не претендую на «истину в последней инстанции», но думаю, что определенное видение истории Казахского ханства на основании труда Ирины Викторовны Ерофееевой может сложиться у любого человека, естественно и при условии, если читать этот труд с должным анализом и терпением….

  58. Ильясов Болат says:

    Вообще понятие «националистический душок» это ярлык, который можно повесить, при желании, на любого человека…. И этот прием обычно используют для того, чтобы людей патриотично настроенных к своей стране «упрятать» куда подальше…. Я еще помню, как в 1987 году в средствах массовой информации Казахстана вовсю «кипели и бурлили» обвинения в адрес казахов в их «махровом национализме»….
    Я же лучше предпочел бы услышать более аргументированный ответ тому, что я пишу с анализом и обоснованием ошибок, если таковые есть и я открыт к такому роду диалога… А вешать ярлыки, занятие не самое пристойное, можно сказать с «душком», но уже иного свойства….

  59. Ильясов Болат says:

    Продолжим дальше рассматривать личность хана Абулхаира и при этом я опять буду опираться на труд Ирины Викторовны Ерофеевой, а она пишет следующее:
    «Эти уверенные победы фактически предопределили будущий успешный исход восьмилетней казахско-ойратской войны и широко прославили полководческое искусство и мужество старшего хана среди казахского населения трех жузов. Именно Абулхаиру принадлежит главная заслуга в устранении нависшей над казахским народом опасности подчинения Джунгарской державе и последующего расчленения по частям между инокультурными юго-восточным и южным соседями….
    ….. Кроме того, в это же время Абулхаир-хан получил в мусульманском мире Центральной Азии титул Гази — «Победитель неверных» — и стал вторым по счету после хана Тауке и последним в истории казахской степи обладателем этого почетного звания».
    И. В. Ерофеева. «Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675 — 1780. Сборник исторических документов в двух томах. Том I. Письма казахских правителей. 1675 — 1780. Алматы. «АБДИ». 2014. Стр. 100.

    Здесь ясно и однозначно прослеживается выдающаяся роль казахского хана — чингизида Абулхаира в войне казахов против джунгар, которое как выясняется и к большому сожалению, недостаточно освещена в официальной казахской истории…
    При этом хочется написать, что в числе батыров, которые сражались рядом с ним были такие батыры как табын Букенбай и жаппас Баймурат…. Но, опасаясь обвинений в «националистическом душке», видимо придется писать, что это были инопланетяне Букенбай и Баймурат….один прилетел с Луны, а другой с Марса….

  60. Ильясов Болат says:

    Вообще избирательно-селекционное толкование истории является «хронической болезнью» советской, а затем уже и российской историографии, не лишена этих характерных черт и казахская историческая наука….
    Первым, кто «прорубил» эту стену, показав эту историю несколько с другой стороны был замечательный казахский историк, лингвист, поэт и общественный деятель Олжас Омарович Сулейменов, прекрасную книгу о казахской истории написал до этого другой выдающийся человек Мухамеджан Тынышпаев и теперь можно уже с уверенностью констатировать, что таким историком является и Ирина Викторовна Ерофеева, благодаря которой мы можем узнать многие скрытые от нашего внимания стороны жизни кочевого Казахского ханства…

  61. комментатор says:

    Уважаемый Болат Ильясов, ради Бога, ни в коей мере, сказанное мной, не относится к Вам. Если у вас создалось впечатление, приношу мои извинения. Я думаю, вы понимаете о ком я. Увы, на этом сайте, этого добра полно. Особенно, в последнее время. Ну да, компьютер же все стерпит, любую гадость. Насчет И.В.Ерофеевой, полностью согласен. Но, увы, зайдите в самый большой столичный ли, алматинский ли магазин, вы не найдете там её работ. Так, иногда редкие статьи. Согласитесь, что историческая наука, особенно, не в чистом её виде для специалистов, а, скажем для простого, типа меня, читателя, находится в Казахстане, да и вообще в бывшем СССР, в крайне неблагополучном состоянии. Что мне вам об этом говорить. Вы и сами это прекрасно знаете. Это или поиски только негатива, или преувеличивание чего либо своего и унижение другого. Я не думаю, что в истории казахско-российских отношений было, преимущественно, только плохое. Скорее наоборот. Ну, например, бесконечно говорят о непримиримой борьбе Кенесары с царским режимом, опуская при этом и факты сотрудничества, и вообще не вспоминая о том, что его сыновья, даже после смерти отца, честно и верно служили русскому царю. Частенько изображают его, чуть ли не врагом русского народа, но он же воевал и с кокандцами и киргизами. Следовательно, он враг и узбеков и киргизов. Вряд ли можно наши понятия и желания применять к историческим событиям. К чему это приводит мы видим в ситуации в Украине. Где мои родственники- украинцы и родственники моей жены- русские, пытаются отказаться от общей истории.

  62. Ильясов Болат says:

    Уважаемый комментатор…это я прошу у вас извениния, если не правильно интрепитировал ваши слова… Согласен с вами полностью. Это характерная особенность многих историков «лепить» нужные им образы, при этом забывая, что все, что они пишут можно перепроверить из других источников…. Ну да ладно, это уже другая тема, хотя косвенно задевает и эту тему….

  63. Ильясов Болат says:

    Уважаемый комментатор, это я прошу у вас извинения, что неправильно интерпретировал ваши слова. Полностью согласен с Вами. Некоторые историки «лепят» нужные им образы, не опасаясь того, что все, что они пишут можно перепроверить из других источников…

  64. Ильясов Болат says:

    Но, двинемся дальше…. Вот, что еще пишет Ирина Викторовна Ерофеева о хане Абулхаире:
    «В 1726 — 1727 гг. хан разработал и успешно реализовал на деле глубоко продуманный план поэтапного наступления казахов на широко рассеянные по Степи крупные караульные отряды джунгар, основанный на точном учете учете всех мест их дислокации и численности людей в каждом карауле. В 1727 — начале 1730 гг. он оперативно руководил многочисленными воинскими силами степняков на огромном театре военных действий от мелкосопочника Улытау и Приаральских Каракумов до южной периферии Бетпакдала, северных предгорий Кыргызского Алатау и района Чу-Илийских гор; своевременно координировал боевые операции локальных ополчений и осуществлял сложнейшие тактические маневры в различных ландшафтно-географических зонах региона.
    Абулхаир был ведущим организатором и главным героем всенародного сопротивления казахов джунгарской агрессии, добился расширения казахских кочевий на севере и западе региона…….».

    Постараюсь, проанализировать эти слова Ирины Викторовны Ерофеевой…. Первое, что бросается в глаза это то, что Абулхаир-хан сплотил всех казахов в борьбе с джунгарами и расширил казахские кочевья на севере, западе и юге.., Если учесть, что именно на севере находились такие пункты торговли как Троицк и Орск, то сразу становится очевидным, что именно эти территории контролировал жаппас Баймурат-Батыр. Я также писал, что в нашем семейном предании сохранились сведения об его непосредственном участии в расширении мест кочевания казахов и по реке Сырдарья, на юге. Иначе, на севере и на юге, роль Баймурат-Батыра в расширении территории казахов была определяющей и это уже не подлежит никакому сомнению. А если принять во внимание эпизод из книги «Перербургский Посол», то и на западе Баймурат-Батыр чувствовал себя «как дома»…. Кроме этого любые военные действия надо обеспечивать материально, а все возможности для этого у Баймурат-Батыра имелись… Ведь, не случайно еще в начале XIX в. в Троицке и Орске торговали и успешно жаппасы…..

  65. Ильясов Болат says:

    Мой интерес к личности хана Абулхаира не случаен, так как через оценку его могущества. и влияния в казахской степи можно попытаться определить масштаб личности и Баймурат-Батыра…. Поэтому вновь обратимся к труду Ирины Викторовны Ерофеевой и вот, что она пишет:
    «В посланиях разных ханов, султанов и старшин 1715-1718 и 1730-1780 гг., адресованных на «высочайшее имя», к категории старших ханов и верховных правителей трех жузов, отнесены после Тауке: ханы Каип I (1715-1718), Абулхаир (1719-1748), Абулмамет (1748-1770), Абылай II (1771-1780), хотя наивысший статус первого и третьего из этих четырех сколько-нибудь определенно не обозначен в их интитуляциях………
    Так например, Абулхаир-хан официально оформлял этносоциальные и территориальные пределы своей власти в письмах на высочайшее имя терминами: «кыргызказаги йуртынын хан» — «киргиз-казахского йурта», «кыргызказаги халкынын хан» — «хан киргиз-казахского народа» и «киргизказаги ва каракалпагы хан» — «хан киргиз-казахов и каракалпаков», что вполне соответствовало его реальным монархическим прерогативам. Убедительным подтверждением этому является употребление влиятельными казахскими старшинами и супругой Бопай-ханым в посланиях российским императорам по отношению к Абулхаиру титулов улкен хан — «главный хан» и улкен haм haкыкат хан — «главный и действительный хан»……».

    Из этого можно уже смело делать вывод, что хан Абулхаир обладал высшей властью в казахской степи, иначе однозначно был верховным ханов всех трех казахских жузов…. Если учесть, что на всеказахском Курултае в 1726 году хан Абулхаир был избран верховным главнокомандующим всех казахских воинских объединений, то становится очевидным, что он обладал наиболее мощными рычагами власти в то неспокойное и драматичное для казахов время… А ведь наиболее приближенным среди всех батыров к нему был знаменитый батыр табын Букенбай, следовательно роль этого батыра была одна из решающих и определяющих в казахо-джунгарской войне, а это уже вызывает у меня целый ряд интересных вопросов….
    И вот здесь у меня перед глазами вырисовывается фигура Баймурат-батыра или как выразился Радик Темиргалиев в своей книге «Эпоха последних батыров: «На сцене появился знаменитый батыр Баймурат, чье имя впоследствии стало боевым кличем рода жаппас…». Действительно, много ли батыров той эпохи, чье имя впоследствии стало боевым ураном? Если обратиться к книге выдающегося казахского историка Мухамеджана Тынышпаева, то выясняется, что таких батыров было три — это Карасай-батыр из рода шапрашты, это Кабанбай-батыр из рода найман и Баймурат-батыр из рода жаппас….

  66. Алтынбек says:

    мир всем вам! Я из Карагул Жаппас, кто может помочь информацией о моих предках. заранее большое спасибо

  67. Бауыржан says:

    Болат, дрбрый вечер!

    Пытался отправить вам письмо на электронную почту, к сожаленью оно не доставлено. Напишите, подалуйста ваш электронный адрес повторно.

  68. Аноним says:

    Менде баймурат жаппаспын! Наги Ильясов менин атам.

  69. Нурбек says:

    Добрый день!
    Большая просьба. Могли бы отправить подробный шежыре рода Жаппас. Я сам Жаппас, но не знаю свою генеалогию. Отец рано умер, он был единственным сыном у родителей, поэтому не успел мне передать свой «Жеты ата». Сам родился в ЗКО Жанбыекский район п.Таир Жароков
    Ответ прошу направить на мой эл адрес: n_uakitov@bankastana.kz

  70. монгол says:

    дзе-дзе…. Мокштаков и здесь наследил бугагагагагага. хорошо что туран.инфа закрылась….
    господа казаХи, к чему героизировать то, что не было героизмом?

  71. Алаш says:

    монгол, да к тому, чтобы монголы скорее осознали случайность полученного ими этнонима и утратили иллюзии относительно своего «великого» прошлого. У монголов убогая история лесных забайкальских племен, случайно занявших освободившиеся степи ЦА после ухода казахов из-за изменившихся климатических условий.

  72. Марат says:

    Я Досмекей Жаппас из Уральска. В Актюбинской области в районе поселка Иргиз есть река Баймурат. Там его могила. Он был одним из 12 советников Абылай хана. В Оренбурге есть поселок Баймурат, Там 70% Жаппасы.

  73. Ильясов Болат says:

    Еще несколько сведений о Баймурат-батыре….
    В списке влиятельных биев, батыров и старшин, составленных Тевкелевым в 1731-1733 гг. упоминается Баймурат-батыр как старшина рода жаппас, но он упоминается как единственный представитель вообще всего рода байулы….. Видимо, он был уполномоченным всего рода байулы.
    Но уже списке обращений на имя Тайного советника В. Н. Татищева от 12 августа 1738 г. уже нет упоминания о Баймурат-батыре и вообще жаппасов. От родов байулы упоминаются только Байбарак-батыр из рода алаша и Байсав-би из того рода алаша.
    А в списке влиятельных биев, батыров и старшин от 1748 года от байулы фигурирует уже жаппас Утетелеу-бий и Байсав-би из рода алаша.
    На основании этого я делаю предположение, что к 1738-1748 гг. Баймурат-батыра уже не было в живых. Видимо, царская Россия в лице своего преданного сподвижника полковника Тевкелева с помощью наемных бурутов устранили неудобного и непокорного Баймурат-батыра… Это подтверждается тем, что в письме Абулхаир-хана полковнику Тевкелеву от 17 августа 1748 года влиятельными биями рода байулы считаются уже Байсав-би рода алаша и Утетелеу-би рода жаппас.
    Из этого однозначно следует, что к этому времени Баймурат-Батыра не было уже в живых…..
    Можно конечно сделать и такое предположение, что Баймурат-батыр к этому времени утратил свое влияние….но, это по моему мнению, отвергается тем, что имя Баймурат-батыра впоследствии стало боевым ураном рода жаппас и алтын, а также его имя народная память сохранила в названиях реки, холма, моста и населенных пунктов…. Причем, к каждому названию есть своя причина…. Допустим, в Узбекистане есть аул Баймурат, где наш предок в поединке с джунгарским батыром одержал победу и взял в жены его дочь…. Далее, холм Баймурат-батыра, где он получил ранение в ногу, но продолжал битву, а речка Баймурат носит его имя потому, что в этом месте он был убит наемниками бурутами. А вот почему назван мост Баймурат-батыра и пос. Баймурат уже в России я не знаю…. Но, уже из перечисленного видно, что Баймурат-батыр прожил яркую жизнь, оставив упоминание о себе с нынешней территории Узбекистана до территории России, иначе посвятил свою жизнь защите казахских земель везде, где появлялся враг…..

  74. Ильясов Болат says:

    Когда заканчивал писать предыдущее сообщение, перед глазами появился образ моего отца, который нацепив звезду Героя Советского Союза, мчался в далекую Россию спасать очередного провинившегося своего родственника, как в свое время делал Баймурат-батыр, осадив ставку посланника российской императрицы, чтобы освободить двух своих соплеменников…. Защищать своих, свою землю, свой народ при любых обстоятельствах было присуще для обеих батыров….

    Что еще символично на юге Балхаша произошла Анракайская битва, в котором участвовал Баймурат-батыр. Но там же на Балхаше проживают аргыны, которые считают Баймурат-батыра своим батыром, причем с гордостью рассказывают все его деяния слово в слово повторяя и наши семейные предания…. Видимо, Баймурат защищал и аргыннов, если они в свей памяти сохранили его образ и деяния и до такой степени сроднились, что уже не считают его чужим…. Об этом нам рассказывал, уроженец тех мест, ныне к сожалению покойный, Даулет Кияшев….
    Иначе, Баймурат-батыр выступает в образе национального героя, который защищал казахов везде, где появлялся враг и оставил память о себе, как бескомпромиссного защитника земли казахской….

  75. Ильясов Болат says:

    Просматривая родословные таблицы к генеалогии киргиз-казакских родов блистательного инженера и замечательного историка Мухамеджана Тынышпаева с интересом обнаружил примечания , сделанное Мухамеджаном Тынышпаевым к роду байулы и вот, что приводится в примечаниях:

    «Примечания:
    …………. Отетелеу Каскин (джаппас), Джандык-би Масаков (маскар), Джаркын Джарасов (байбакты), Сейткул Мынбаев (алаша) в 1738 году приняли присягу на подданство России ( Краф. Сбор. узаконений о киргизах)».

    Я, естественно, обратил внимание на то, что присягу в 1738 году на подданство России от жаппасов принял Отетелеу Каскин…. Выше я писал, что Абулхаир-хан в своем письме от 17 августа 1748 года на имя Тевкелева писал, что влиятельным бием рода байулы является жаппас Отетелеу.
    Тогда продолжим свое рассуждение дальше….
    Если в 1738 году присягу на подданство России от джаппасов принял Отетелеу, то следовательно Баймурат-батыр такую присягу не принимал. А из этого неотвратимо следует вывод, что к 1738 году, вероятней всего, Баймурат-батыра уже не было в живых. Значит, Баймурат-батыр прославился в период казахско-джунгарских войн между 1710-1730 гг. Иначе, Баймурат-батыр 20 лет непрерывно воевал с калмыками, джунгарами, туркменами…. И при этом сумел скопить огромные богатства, что свидетельствует о том, что вероятней всего, не проигрывал битв со своими противниками, ведь имущество и богатство достается всегда победителю…. И вот здесь мне вспоминается его сын Алан-батыр, который был рожден, от плененной знатной джунгарки, по некоторым сведениям дочери джунгарского батыра, а по нашим семейным преданиям от знатного джунгарского вельможи(хонтайши). Алан-батыр мой прямой предок, которого воспитали среди найманов, по-дальше от непокорной матери джунгарки, которая согласно нашим семейным преданиям, предприняла попытку побега от Баймурат-батыра, чтобы впоследствии вырастить его среди джунгар и отправить воевать против самого Баймурат-батыра и казахов и таким образом отмстить за своего убитого отца…. До сих пор помню, как в детстве нас (аланов) за глаза материли «…..аралас….», иначе помесь….. Но, Алан-батыр, выросший среди найманов, достойно продолжит деяния своего отца, по нашим семейным преданиям, именно Алан-батыр возведет в боевой уран имя своего отца….

  76. Ильясов Болат says:

    Есть одно очень интересное замечание Радика Темиргалиева к его книге «Эпоха последних батыров», которое звучит следующим образом:

    «Конечно, в библиотеках и книжных магазинах имеется множество разнообразных трудов, посвященных деяниям великих батыров, но, увы, практически все эти работы написаны на основе фольклорных материалов либо являются плодом фантазии автора».

    Вооружившись столь ценным замечанием этого, безусловно талантливого историка, постараемся построить свое видение эпохи последних батыров.
    Думается, следует начать с пламенной речи Букенбай-батыра из рода табын на всеказахском курултае 1710 года, изложенного устами Я. П. Гавердовского:

    «Отомстим врагам нашим, умрем с оружием, не будем слабыми зрителями разграбленных кочевок и пленных детей наших…… Еще нет недостатку в добрых конях! Еще не опустели колчаны с стрелами острыми».

    Именно на этом курултае будет принято решение вооруженному сопротивлению против джунгар и именно после этой пламенной речи Букенбай-батыр будет выбран верховным главнокомандующим казахских ополчений….
    Теперь постараемся проанализировать, с учетом вышеизложенного обстановку в казахской степи….

    Итак, из вышеизложенного очевидно, что в период между 1710 и 1726 гг. верховным главнокомандующим казахских ополчений был табын Букенбай-батыр (1726 г. главнокомандующим казахских ополчений будет избран Абулхаир-хан). Следовательно, все победы казахов над джунгарами в этот период времени были одержаны под руководством Букенбай-батыра из рода табын. Также Гавердовский сообщает:

    «…… Буканбай, бий киргизский, имел между сими горами (неподалеку от р. Иргиз — Р. Т. ) свое кочевье, а на бугре — маяк, откуда давалось знать о приближении неприятеля».
    Радик Тмиргалиев. «Эпоха последних батыров». Стр. 79.

    Здесь Гавердовский горами называет возвышенность или плато Нура, до сих пор казахи называют это место как «Нура тауы», иначе гора Нура, что видимо и ввело в заблуждение Гавердовского….
    Теперь обратимся к фольклорному материалу, иначе к моему семейному преданию о Баймурат-батыре… А она гласила, что наш предок Баймурат-батыр похоронен возле Нуры, что впоследствии подтвердилось в записях российского путешественника Христофора Барданеса… Следовательно, эти места являлись оплотом казахского сопротивления джунгарам и видимо отсюда организовывались боевые вылазки против джунгар. Но, в нашем семейном предании сохранился и такой факт, а именно, что раньше джаппасы шли на неприятеля с боевым ураном «Тостаган». Если обратиться к книге Мухамеджана Тынышпаева «Материалы к истории киргиз-казакского народа», изданной в Ташкенте в 1925 году, то выясняем, что боевой уран рода тама и является «Тостаган». Удивительное совпадение фольклорного материала и исторических данных. Из этого вывод, что Баймурат-батыр шел на врага с боевым кличем «Тостаган», как и Букенбай-батыр…. Но, ведь места, где организовывалось боевое сопротивление джунгарам и являются родовыми кочевьями самого Баймурат-батыра.
    Теперь вернемся к еще одному замечанию Радика Темиргалиева:

    «Ясно, что богатство батыра в первую очередь зависело от количества и качества его побед над врагом».

    Если оценивать силу и мощь батыра по этому критерию, то выясняется, что Баймурат-батыр был наиболее мощным и сильным батыром тех времен, причем всегда…. Не зря Букенбай-батыр упоминал в своей пламенной речи, призывавшей казахов к сопротивлению, что «….еще нет у нас недостатку в добрых конях!…». Здесь опять вспоминается замечание российского губернатора Волконского, что в Троицке и Орске торговали жаппасы…. А чем могли торговать кочевники? Конечно, только скотом или как говорил Букенбай-батыр «…..добрыми конями, в которых не было недостатку».
    Слава, добытая в боевых сражениях Баймурат-батыром, приведет к тому, что его имя станет боевым ураном не только рода жаппас, но и рода алтын. Это два разных рода, так как тамги у этих родов разные (чтобы избежать неразберихи с родом алтын-жаппас)….
    С учетом этого, у меня назревает следующий вопрос…. А какие боевые ураны батыров того периода времени были у двух родов? Если опять обратиться к труду Мухамеджана Тынышпаева, то выясняется, что только боевой уран Баймурат. Удивительно!

    Небольшое уточнение… Из тех батыров, которые были современниками Баймурат-батыру, боевым ураном станут Бактыбай-батыр из рода шекты, Байбарак-батыр из рода алаша и Кабанбай-батыр из рода найман…. Карасай-батыр из рода шапрашты прославится во времена Тауке-хана….

  77. Ильясов Болат says:

    Выше допустил ошибку, надо читать «…..боевым ураном рода табын и является «Тостаган»…». Перепутал табын и тама…

  78. Ильясов Болат says:

    Еще раз хотелось бы акцентировать свое внимание на следующем замечании Радика Темиргалиева в его замечательной книге «Эпоха последних батыров»:

    «На сцене появился знаменитый батыр Баймурат, чье имя впоследствии стало боевым кличем рода жаппас. Вероятно, пленники являлись сородичами батыра, чем и объясняется его заступничество. Абулхаир оказался принуждён отдать пленников Баймурату».

    Здесь следует дополнить этот эпизод из книги Радика Темиргалиева. А именно тем, что имя Баймурат-батыра станет боевым ураном не только рода жаппас, но и рода алтын. Иначе, имя Баймурат-батыра станет боевым ураном сразу двух родов — жаппас и алтын. В этом можно убедиться, если внимательно просмотреть «Материалы к истории киргиз-казакского народа» блистательного казахского интелегента, инженера и историка Мухамеджана Тынышпаева, изданного в Ташкенте еще в далеком 1925 году.
    Из всех батыров того периода времени только имя Баймурат-батыра удостоится чести стать боевым ураном сразу двух родов, что свидетельствует о его значительной роли, а может быть и определяющей роли в казахо-джунгарской войне….

  79. Ильясов Болат says:

    Попробуем еще раз рассмотреть тему боевых уранов (я естественно, хотел бы рассматривать это через деяния своих предков) и конечно же попытаться понять атмосферу тех далеких времен через исторические данные и наши же семейные предания….

    Итак, в период между 1710 и 1726 гг. главнокомандующим казахских ополчений был табын Букенбай-батыр и все победы, одержанные казахскими ополчениями в этот период времени были осуществлены под непосредственным руководством Букенбай-батыра из рода табын. А каким был боевой уран рода табын? Если вновь обратимся к «Материалам к истории киргиз-казакского народа» Мухамеджана Тынышпаева, то узнаем, что боевым ураном рода табын был «Тостаган».
    А ведь я уже писал выше, что согласно нашим семейным преданиям у жаппасов боевым ураном также был «Тостаган». Следовательно, и табын Букенбай-батыр и жаппас Баймурат-батыр шли на врага с боевым кличем «Тостаган». Но, при этом надо иметь ввиду, что Букенбай-батыр был также главнокомандующим казахских ополчений… И здесь назревает следующий вопрос…. А на кого мог опираться Букенбай-батыр? Думаю, что учитывая богатство и влияние Баймурат-батыра, то прежде всего на него, ведь боевой уран у них-то был общий. Далее, места где организовывалось сопротивление казахов джунгарам находились в кочевьях вдоль реки Иргиз и плато Нура, там же протекает и речка Баймурат, по крайней мере, так утверждают Гавердовский и Барданес…. Из этого следующий вывод, что кочевья самого Баймурат-батыра являлись основой джунгарскому сопротивлению… Не случайно, аргыны, проживающие на Балхаше, где и произошла Анракайская битва, считают его своим батыром. Более того даже делают ссылку на книгу Сергеева «Петербургский Посол», где образ старшины Баймурат-батыра выступает в роли отрицательного героя, но это образ был отражен с точки зрения советских историков, что ныне отнюдь не является недостатком, что звучит даже несколько забавно…. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что Баймурат-батыр обладал гораздо более значительной властью и влиянием, чем может показаться на первый взгляд… Видимо, Баймурат-батыр защищал и аргынов. Также, можно предположить, что Баймурат-батыр пользовался уважением и среди найманов, ведь (опять согласно нашим семейным преданиям) его первой женой(байбише) была найманка дочь одного из двух очень состоятельных и влиятельных найманских братьев Ерден и Жузен… Именно к ним отправит на воспитание своего сына Алана (рожденной от джунгарки) Баймурат-батыр, сказав, что они и есть его настоящие родственники по матери…
    Получив найманское воспитание, Алан-батыр (именно так называют его) впоследствии возведет имя своего отца в боевой уран сразу двух родов жаппас и алтын.
    Но вернемся к Букенбай-батыру из рода табын… Букенбай-батыр будет в аманатах у калмыков с 1726 года, поэтому начиная с 1726 года верховным главнокомандующим казахских ополчений будет избран хан Абулхаир, который и возглавит казахские войска в судьбоносной Анракайской битве на юге Балхаша, где и проживают (может совпадение, не знаю) аргыны, называющие Баймурат-батыром своим батыром…
    Сам же Букебай-батыр вернется от калмыков (согласно И. Ерофеевой) в середине 1728 года. Следовательно, Букенбай-батыр принимал участие в Анракайской битве, вместе с Баймурат-батыром и оба шли на врага с боевым кличем «Тостаган». А ведь главнокомандующим в этой победоносной битве был Абулхаир-хан, ближайшим сподвижником которого был бывший главнокомандующий казахских ополчений табын Букенбай-батыр, но как я и отмечал выше, общим боевым ураном и для Букенбай-батыра и для Баймурат-батыра был боевой клич «Тостаган». Следовательно, этой боевой операцией руководили Абулхаир-хан и табын Букенбай-батыр и одну из решающих и определяющих ролей в этой битве выполнял и Баймурат-батыр.
    Продолжим рассуждение дальше, если в период между 1710 и 1726 гг. главнокомандующим казахских воинских ополчений был табын Букенбай-батыр то 1726 по 1730 гг. верховным главнокомандующим казахских воинских ополчений был Абулхаир-хан. Из этого неотвратимо следует вывод, что все победы казахских воинских ополчений в период между 1710 и 1730 гг.(включая Анракайскую битву) были одержаны благодаря полководческому искусству, смелости и стойкости этих двух людей Букенбай-батыра из рода табын и Абулхаир-хана…. Но, при этом надо иметь ввиду, что общим боевым ураном и Букенбай-батыра из рода табын и Баймурат-батыра был боевой клич «Тостаган». А это видетельствует также о том, что опорой для Абулхаир-хана были два батыра Букенбай-батыр и Баймурат-батыр. Значительная роль, в этом треугольнике, Баймурат-батыра доказывается тем, что имя Баймурат-батыра станет впоследствии боевым ураном сразу двух родов, да к тому же его кочевья являлись оплотом джунгарскому сопротивлению, где как говорил в своей пламенной речи Букенбай-батыр «….не было недостатку в добрых конях…».

  80. Ильясов Болат says:

    Выше допускал опять ошибки, которые несколько исказили суть….слова «…..являлись оплотом джунгарскому сопротивлению…» надо читать «….являлись оплотом сопротивления против джунгар…»….

  81. Ильясов Болат says:

    Мне кажется, необходимо еще раз акцентировать свое внимание на следующем эпизоде из книги, замечательного казахского историка Ерофеевой:

    «Более того Абулхаир был единственным в истории кочевого государства казахов верховным правителем-ханом, кому глава Джунгарского ханства предложил междинастический союз путем заключения брака его дочери от калмычки Баяны с официальным наследником джунгарского престола Цэваном Доржи. Однако хан не поддался на настойчивые уговоры Галдан-Цэрена и дважды проигнорировал его брачные инициативы».
    И. В. Ерофеева. «Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675 — 1821 годов. Сборник исторических документов в двух томах. Том I. Письма казахских правителей. 1675 — 1780 гг. стр. 102.».

    Попробуем этот эпизод разобрать подробнее…
    Итак, очевидно, что предложение о междинастийном союзе от главы джунгарского государства однозначно свидетельствует, что Абулхаир-хан был самой мощной и значимой личностью в Казахском ханстве, с кем приходилось считаться даже самому Галдан Цэрену и очень серьезно. В таком случае закономерен вопрос…. А кто составлял основу этой мощи? Естественно, ближайщий сподвижник Абулхаир-хана и главнокомандующий казахских ополчений Букенбай-батыр из рода табын, а также сражавшийся рядом с Букенбай-батыром под единым боевым ураном Баймурат-батыр… Здесь для большего обоснования написанного необходимо уже привести вот это замечание Радика Темиргалиева из его книги «Эпоха последних батыров»:

    «Ясно, что богатство батыра в первую очередь зависит от количества и качества его побед над врагом».

    О богатстве Баймурат-батыра слагают легенды, что прямо указывает, что количество и качество его побед просто зашкаливало…. Не случайно, что Баймурат-батыр сражался рядом с главнокомандующим казахских ополчений под единым боевым ураном… А имя уже самого Баймурат-батыра станет впоследствии боевым ураном сразу двух родов…

  82. Ильясов Болат says:

    Продолжим дальше свое рассуждение, для этого опять обратимся к труду замечательного историка Ерофеевой:

    «Параллельно с ними он (Абулхаир-хан — мое прим.) поддерживал регулярные дипломатические контакты с Джунгарской державой, но в отличие от младших казахских ханов — Кушыка, Абулмамбета и Жаубасара и влиятельных султанов Барака и Батыра неизменно отказывался платить алман и посылать в ургу знатных заложников аманатов».
    Там же. Стр. 102.

    Во как! Иначе, Абулхаир-хан посылал куда по-дальше Галдан-Цэрена с его армией и при этом не испывал никакого раболепия перед ним в отличие от других казахских ханов и султанов. А почему именно так вел себя хан Абулхаир по отношению к могущественному, в то время, джунгарскому хонтайши Галдан-Цэрену? Ответ тот же…. И объясняется это тем, что его батыры, такие как Букенбай и Баймурат чувствовали себя достаточно сильными и мощными, чтобы не дать себя покорить джунгарам, ведь боевой уран у них-то был общий…. Как говорил в своей пламенной речи Букенбай-батыр: «….не кончились еще острые стрелы в колчанах….и не было недостатку в добрых конях…».

  83. Ильясов Болат says:

    О роли и значении личности хана Абулхаира в трагический период казахско-джунгарских войн достаточно обстоятельно и подробно мы написали с помощью такого блистательного историка И. В. Ерофеевой.
    Теперь, видимо, интересно будет узнать, а что пишет И. В. Ерофеева о ближайшем соратнике и сподвижнике хана Абулхаира Букенбай-батыра из рода табын:

    «Бокенбай (Букенбай, Богенбай) Караулы (ум. в начале 1742) — знаменитый батыр рода табын поколения жетыру Младшего жуза, близкий сподвижник хана Абулхаира……
    В 1710 г. принял активное участие в народном курултае в Каракумах, где выступил с инициативой объединения воинских сил различных казахских родов и племен для организованного отпора джунгарам и был избран на этом степном форуме сардаром боевого ополчения…. В течении последующих двадцати лет почти беспрерывно воевал с джунгарскими войсками вместе с ханом Абулхаиром и командовал крупными воинскими отрядами казахов….
    Благодаря успешной полководческой деятельности и незаурядной интеллектуальной способности Бокенбай приобрел к началу 30 — х гг. XVIII в. большое политическое влияние в казахских кочевьях…».
    И. В. Ерофеева. «Эпистолярное наследие казахской правящей элиты. 1675 — 1821 годов. Сборник исторических документов в двух томах. Том I. Письма казахских правителей. 1675 — 1780 гг. стр. 412».

    Как видно из вышеизложенного Бокенбай-батыр из рода табын был одним из организаторов казахского вооруженного сопротивления джунгарам. И его роль в этом была решающей… Но, при этом надо понимать, что он опирался также на такого влиятельного и сильного батыра как Баймурат, с которым они шли на врага под общим боевым ураном…..
    Видимо, вот эта связка двух сильных батыров и явилась основой сопротивления казахов против джунгар в этот трагичный период казахской истории… Этому мы можем найти подтверждение, если не будем забывать, что имя самого Баймурат-батыра станет боевым ураном сразу двух казахских родов и такой чести удостоится только Баймурат-батыр…

  84. Ергани руым Баймурат Жаппас says:

    Баймурат батырдың ерлигин атамнан естиген кезимде ертек секилди еди. Енди қарасам атам шындықты айткан екен

  85. Ильясов Болат says:

    Аргынский след Баймурат-батыра….
    Выше я писал, что часть аргынов считают Баймурат-батыра своим батыром. Для того, чтобы обосновать это утверждение, считаю необходимым сделать ссылку на изданную аргынами рода каракесек следующий труд:

    Каргул Казангапулы. «Баймурат руынын шежiресi, тарихи естелiкатер, жыйнактары». Караганды. 2000 жыл.

    Давайте зафиксируем этот факт и двинемся дальше… Для этого необходимо обратиться к нашим семейным преданиям, изложенной устами моей бабушки, происходившей из рода кереит…. А она утверждала, что Баймурат находился рядом с Барак-султаном, при этом говорила:
    «Жауга бiздiн бабамыз шабады, атактын барi Барак-султанга калады»
    Это предположение я решил изложить И. В. Ерофеевой, которую она решительно отвергла. Естественно, мнение такого маститого исследователя и ученого как Ирина Викторовна Ерофеева, ставило меня в безнадежное положение… Но, тем не менее я решил «вдохнуть жизнь» в слова моей бабушки…
    Во-первых.. Откуда знать моей бабушке, женщине абсолютно безграмотной, иначе не умевшей не читать не писать, про Барак-султана через 300 лет после тех событий. Даже нынешние окончившие вуз историки вряд-ли сходу смогут ответить про Барак-султана. Тогда необходимо задать такой вопрос… А кто такой Барак-султан? Для ответа на этот вопрос обратимся к труду уважаемой Ирины Викторовны Ерофеевой:

    «Барак, полное имя и титул — Барак-Мухаммад-султан (ум. в феврале/марте 1750), султан Среднего жуза, с сентября 1749 г. — хан большой группы родов племени найман, части аргынов и конратов Среднего жуза…..
    Выдвинулся в число аристократических лидеров кочевого населения Среднего жуза в период ойрато-казахской войны 1723-1730 гг., проявив в сражениях с внешними неприятелями воинскую доблесть и талант военачальника. В 1726-1727 гг. участвовал в военных походах хана Абулхаира и Самеке против волжских калмыков и яицких казаков, а с 1727-1730 гг. — в наступательной компании общеказахского ополчения под верховным под верховным командованием Абулхаира против джунгар, в ходе которой получил почетное звание батыра. В результате успешных военных действий на северо-западе и юго-востоке региона Барак существенно повысил к началу 30-х гг. XVIII в. свой престиж на территории Степи, где его влияние на общее положение дел уже тогда превосходило властные полномочия ханов Кушыка и Самеке и других казахских султанов».
    И. В. Ерофеева. «Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675-1821 годов. Сборник исторических документов в двух томах. Том I. 1675-1780». Стр. 259. Алматы. 2014.

    Итак, Барак-султан был значимой личностью в казахской степи, которого изберут в 1749 году… Вот, что пишет об этом И. В. Ерофеева:

    «Осенью 1749 г. Барак, находясь в районе среднего течения Сырдарьи, был избран ханом…..
    В конце того же года под его власть пришли многие другие роды найманов, часть отделений рода каракесек аргынов и некоторые роды конратов».
    Там же. Стр. 260.

    На этом месте необходимо акцентировать свое внимание, что в числе родов, избравших Барак-султана ханом были и каракесек аргыны. Но, выше мы зафиксировали тот факт, что Баймурат-батыра свои батыром будут считать именно каракесек аргыны….
    Почему так получилось, я постараюсь объяснить далее, но уже по найманскому следу Баймурат-батыра….

  86. Ильясов Болат says:

    Предыдущее сообщение «съел» компьютер, поэтому если будет дублирование, то прошу извинить….

    Итак, найманский след Баймурат-батыра…
    Как я и писал ранее у Баймурат-батыра был сын Алан, рожденный от знатной джунгарки (возможно, знатной калмычки). После того, как непокорная джунгарка предпримет попытку побега, чтобы вырастить еще не рожденного сына (если родиться сын) в ненависти к самому Баймурат-батыру и отправить его воевать против Баймурат-батыра и таким образом отмстить за своего убитого отца…. Понимая опасность исходившей от непокорной джунгарки, Баймурат-батыр отправит своего сына к родственникам своей первой жены (байбише) найманки также из известного и состоятельного найманского рода. Отсутствие материнской ласки и отцовского присмотра у Алана, видимо, вынуждало Баймурат-батыра чаще находиться среди найман, а возможно оставаться на длительное время среди них… Но, мы знаем, что султаном большой группы родов найман, части конратов и аргынов рода каракесек был Барак… Это обстоятельство, вполне могло послужить причиной достаточно быстрого сближения между Баймурат-батыром и Барак-султаном, которое впоследствии трансформировалось и в военный союз… Но, потомки Баймурат-батыра с горечью отмечали, что военных побед добивался наш предок (Баймурат-батыр), а вся слава доставалась Барак-султану… Можно предположить, что Баймурат-батыр сознательно шел на это, чтобы обеспечить полный присмотр и безопасность своему сыну… Ведь, не случайно аргыны рода каракесек называют Баймурат-батыра своим батыром и думается имеют на это полное право….

  87. Ильясов Болат says:

    Тогда что же получается? Все военные успехи Барак-султана были достигнуты благодаря вооруженной поддержке Баймурат-батыра (об этом свидетельствуют наши семейные предания), где вся слава доставалась Барак-султану, а Баймурат-батыру уверенность в безопасности его сына….
    Но, если иметь ввиду, что Барак был султаном аргынов рода каракесек, которую в свою очередь, считают Баймурат-батыра своим батыром, то вышеизложенные мои предположения и наши семейные предания имеют полное право на их признание историческим фактом, причем неоспоримым историческим фактом…

  88. Ильясов Болат says:

    Видимо, придется еще раз вернуться к аргынскому следу Баймурат-батыра… И вот почему? Суть заключается в том, что есть вероятность такого предположения, что существовал еще один Баймурат-батыр…. Что-ж, постараемся опровергнуть и такое предположение…
    Для опровержения такого предположения, я обратился к труду Кенесбая Табылдиева «Казахские Батыры», изданной в издательстве «Фолиант» в 2008 году. В этом фундаментальном издании приводится список всех казахских батыров, причем в алфавитном порядке. И вот там на стр. 59 описывается Баймурат-батыр, причем в единственном числе… Для сравнения — только Богенбай-батыров было — 4, а Бокенбай-батыров — 3! А вот Баймурат-батыр только в единственном числе! Следовательно, вооруженная поддержка, которую оказывал Баймурат-батыр Барак-султану, можно считать окончательно доказанной… Ведь, Барак-султан был султаном у каракесек-аргынов, но именно каракесек аргыны признают Баймурат-батыра своим батыром. В этом суть аргынского следа Баймурат-батыра, соответственно доказательства сотрудничества Баймурат-батыра и Барак-султана… Но, на аргынский след, приводит найманский след Баймурат-батыра, который в свою очередь формировался победами Бамурат-батыра над джунгарами и уже на полях сражений, где и обретет славу его имя в памяти благодарных потомков…

  89. Ильясов Болат says:

    У многих, вероятно, в голове сидит факт убийства Барак-султаном Абулхаир-хана…. Как быть с этим? Думаю, будет правильным, если на этот счёт предоставим слово нашему замечательному историку Ирине Викторовне Ерофеевой:

    «Взмерчивым о себе мнением» и политической недальновидностью Барака воспользовался в стратегических интересах России опытный администратор оренбургский губернатор И. И. Неплюев. В течении нескольких лет он искусно взращивал обильной лестью и престижными подарками, подобающему носителю ханского титула, честолюбивые амбиции самонадеянного султана и одновременно расчетливо игнорировал все просьбы и предложения вспыльчивого и несдержанного Абулхаира, сознательно принижая его персональный имидж в общественном сознании кочевого населения трех жузов. Благодаря целенаправленному проведению в жизнь этой тактической линии давнее соперничество двух политических партнеров переросло в 1747 — 1748 гг. в острое противоборство друг с другом, что в конечном итоге привело к трагической гибели одного, затем и другого аристократического лидера казахов».
    И. В. Ерофеева. «Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675 — 1821 годов. Сборник исторических документов в двух томах. Том I. Письма казахских правителей. 1675 — 1780. Стр. 260. Алматы. 2014.

    Совершенно ясно, что изощренно колониалистическая политика царской России не оставляло никаких шансов наивным кочевникам и противостоять такой мощи было практически невозможно… Но, они держались, пусть так, но держались, отодвигая полное порабощение на унизительных условиях все дальше на историческую перспективу…
    До этого в сражении с туркменами, защищая Мангышлак погибнет Бокенбай-батыр из рода табын…
    Будет убит наемниками бурутами и мой прямой предок Баймурат-батыр….
    Но, каждый из них не жалея своей жизни защищал казахские земли, где чингизиды Абулхаир и Барак вместе со своими батырами сложили свои головы….

  90. Бауржан says:

    ищу Жаппас шагалаков,мне интересно знать откуда мы вышли шагалаки, мой предки кочевали с Кызыл орды в Костанайскую область Тарановский район, был аул шагалак,каждую весну мой предки 40 юрт приходили на джайлау туда, осенью возвращались в Кызыл орду,революция нас раскулачили отобрали весь скот,так мы стали постоянно жить в костанае, мне интересно остались ли наши в Кызыл орде, если да то пусть пишут сюда

  91. Ильясов Болат says:

    Бауржан,
    Жаппасы шагалак есть в Кзылорде и достаточно много. По свидетельствам, Шагалак был родным младшим братом Баймурат-батыра. В нашем семейном предании его имя фигурирует как Шаха… Это уменьшительно-ласкательное имя, которое ему дали жены Баймурат-батыра (женгелер).
    Наши предки действительно кочевали от Сыр-Дарьи до Кустаная и выше… Но, революция и раскулачивание раскидала всех по разным областям и регионам… Но так как регион Сыр-Дарьи был местом зимовок, то видимо большая часть жаппасов осталась в этой местности. А вообще мы относимся к калкаман жаппасам…
    Есть еще одна знаменитая личность, которая имеет к вам прямое отношение — это Есенбай. Выше, наш уважаемый исследователь и общественный деятель Дайрабай-ага сделал ссылку на него, написав буквально следующее: «Начало Елека — это Есенбай…».
    Елек — это речка в Актюбинской области, если не ошибаюсь….

  92. Ильясов Ринат says:

    Бауржан Здравствуйте,
    8 777 222 41 82 Это номер мобильного телефона Шағалақ Жаппаса зовут его Сейтназар, он знает всех Шағалаков Кызылординской области.

  93. Тулебаев Адилхан says:

    Я унгут ЖАППАС из костанайской обл

  94. Бекежан says:

    Бауржан, у меня тоже предок Шагалак.
    Далее, Жамансары,Жолдыбай, Кошербай, Бекжан и т.д

  95. Аскар Магзумов says:

    Жаппастарга бир салем !!! Мен Оралдан Бокей Орда хандыгынан руым Сейткул Жаппас. Жакында Кызылорда тусында отип бара жатып машинанмен , бурын естип журген бирак кормегем Кызылорда облысында бир ауылдын атын Баймурат Батыр деп ауыстырыпты оте корип куанып калдым

  96. Нуржан says:

    Барлык жаппастарга салем мен достияр жаппаспын казр махтарал ауданында турамыз шыккан жеріміз кзлорда тасбогет ауданы

  97. Тұрарбек says:

    Мен Оралдан Бокейорда ауданы туған жерім, руым Андагүл Жаппас, тел. 87769353600 өте қуаныштымын, бүгин қөрдім мына материалдарды

  98. Турарбек says:

    Мен Оралдан Бокейорда ауданы туған жерім, руым Андагүл Жаппас, тел. 87769353600 өте қуаныштымын, бүгин қөрдім мына материалдарды

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.