27 июля, 2013 52 комментария

Дастан Ельдесов. Тюркское происхождение Чингиз-кагана (Продолжение. Начало altyn-orda.kz, 16.07.2013, 21.07.2013)

Логоти3Анализ первоисточников позволяет определить значение слов «монгол», «Чингиз», «кият» и других обозначений на лексическом материале тюркских языков. При этом необходимо привлекать и исторический материал: нередко определенное слово ограничено во временных рамках или видоизменяется в источниках. К тому же есть одна общеизвестная сложность: тюркские и монгольские языки имеют общий древний лексический пласт. Это термины родства, животноводства и названия частей, органов человеческого тела, что говорит о древнем родстве этих языков.

Тюркская система управления

Дух Сивого Волка хранил «золотой род». Если до родоначальника боржигинов Бодончара встречаются лишь алтайские имена, то потомки племенного вождя уже с тюркскими титулами. Сын Хабичи-багадур (от согд. бага, тюрк. буға «бык», титул, и –дур, древнеалтайс. суффикса принадлежности), внук Менен-тудун (тудун – титул тюркской чиновной аристократии), правнук Хачи-кулюк (кулюк – герой, «славный» от древнетюрк. ку «слава»). Род не просто разрастался. Титулы говорят о подчинении мелких племен, а также о возрождении тюркской системы управления.

Сын Хачи-кулюка Хайду уже управлял ханством в местности Баргучжин-Токум, т.е. в Забайкалье. В связи с расширением ханства он реорганизовал и систему управления: его потомки уже каганы. До этого главенство передавалась от отца к старшему сыну. Теперь же, согласно тюркской удельно-лествичной системе престолонаследования (см. (Л.Н.Гумилев. Удельно-лествичная система у тюрок в VI–VIII веках.// Сов. этнография. – 1959. – № 1), младший брат наследовал старшему, а старший племянник, царевич – дяде. В ожидании своей очереди наследники управляли уделами, ханствами. Очередность верховного правления на время сдерживала родственников от обособления.

Наиболее известным был прадед Чингиза Кабул-каган, который правил в 30-40-х годах ХII в. и сумел остановить натиск маньчжуров и чжурчженей. Он относился к потомкам старшего сына Хайду и являлся родоначальником киятов – ответвления боржигинов. Кият – форма множ. числа слова киян (кырг. «стремительный поток дождевой воды», каз. қиян-кескі «разрушительный, беспощадный») и образована с помощью общеалт.  форманта -т. Рашид-ад-дин объясняет это слово как «бурный поток». У боржигинов Киянами называли многих отважных и мужественных предводителей, в том числе и отца Чингиза – Йесугай-Киян.

Боржигин («borjigin» по транскрипции С.А.Козина) от борйигин (бөрі йегин) на древнетюркском означает «волчий племянник, волчий царевич» (ср. турец. йегин, каз. жиен, монг. зээ – «племяник», тюрк. бөрі – «волк»). Йотированный согласный в тюркских языках часто переходит в «ж»: йол-жол, йоқ-жоқ и т.д. Слова тегин и йегин синонимы.

После Кабул-кагана, имевшего семерых сыновей, по его слову каганом стал его троюродный брат Амбагай, сын родоначальника тайчиудов (от тюрк. тайчи «владеющий стригунками» и общеалт. суффикса множ. числа -уд). Тайчиуды – ответвление боржигинов. Перед смертью Амбагай-каган, у которого было десять сыновей, согласно тюркской системе, преемником назвал племянника, сына Кабул-кагана Хулулу. Дальнейшая линия каганов не прослеживается до Йесугай-багадура, племянника Хутула-кагана и главы боржигинов. Он не только укрепил улус, но и помог керейтскому хану Тогрылу (древнетюрк. «хищная птица») в борьбе за престол. Заслуги Йесугая были очевидны, и каганство было не за горами, но багадур умер относительно молодым. После смерти Йесугая согласно закону должен править потомок Амбагай-кагана, что и произошло.

шынгысхан

Не обратившие внимание на эту тюркскую систему управления, многие авторы (в том числе и «Сокровенного сказания») описывают последующие события так, будто тайчиуды предали, бросили семью вдовы Йесугая, а потом преследовали Темучжина как врага. Наоборот, решительная вдова и ее сын не пожелали подчиниться древним традициям и не признали главенства предводителя тайчиудов Таргутая-Кирилтука (Таргутай-Таргултай, тюрк. «полосатый жеребенок» от древнетюрк. тарғыл «полосатый (о масти)», Кирилтук – описка вместо Кириктук, тюрк. «сорок знамен», титул). Впоследствии нелегитимность избрания Темучжина каганом вызвала гражданскую войну.

Ваше Высочество

Здесь надо уточнить, что титул, присвоенный Темучжину, был Чингиз-каган, а не Чингиз-хан. Это разные должности: у тюрков хан подчинялся верховному правителю – кагану. Титул нам знаком как Чингиз-хан, хотя в «Тайной истории» дается в форме Чингиз-каган. Лишь в конце сказания встречается форма Чингиз-каан, которая трансформировалась у большинства авторов в Чингиз-хан. Каан – это китайская форма титула каган, а также языка «Тайной истории». Для этих языков характерно выпадение согласного между гласными: Тоорил от Тогорил-Тогрыл, Чаадай от Чагатай, Боорчу от Богурчи. В сказании встречаются и другие примеры. Это явление отмечал и академик Б.Я.Владимирцов. Дальнейшее стяжение привело к форме кан-хан, а это уже другая должность, подчиненная кагану. В основе титула қаған (верховный правитель) лежит слово қан (хан, правитель) от древнетюркского қан – «отец».

А какова этимология титула Чингиз? Наиболее распространенное толкование (Рамстедт и Пеллио) выводит Чингиз из тюркско-монгольского слова тенгиз – «океан». Почему тогда не Тенгиз-каган, а Чингиз-каган зафиксировано в первоисточнике? Ведь слово теңғиз в XIII в. звучало так же, как и сейчас – в такой форме встречается и в «Юань чао би ши» («Тайная история династии Юань», 1240 г., в русском переводе «Сокровенное сказание»).

В «Юань чао би ши» титул звучит как Чиңғизыңғыз с задненебным «н» (нг, ң) и глухим «г», то есть явно тюркское слово (ср. Иланғыз, қырғыз и т.д.). Ключ к этимологии титула находится у Рашид-ад-дина. Историк несколько раз отмечает, что слово Чингиз есть множ. число от чинг, имеет усилительное значение и означает «величайший». Например, «Всевышний господь повелел, чтобы прозвание твое было Чингиз-хан, ибо чингиз есть множественное число от «чинг», а следовательно, Чингиз имеет усилительное значение чинг» (Сборник летописей. М.; Л., 1952. Т. 1. Кн. 2, стр.253).

Суффикс -ғыз, -ғиз отсутствует в монгольском языке. Такой суффикс со значением множ. числа имеется в древнетюркском (см. Древнетюркский словарь, Л., 1969, аффиксы). От тюркского чың (кырг. «неприступная гора», каз. шың «вершина горы») с помощью суффикса -ғыз образовался титул Чыңғыз – «высочайший», «величайший», букв. «Ваше Высочество». Впоследствии -ғыз был вытеснен суффиксом -ңыз (ср. йарлығыңыз – «Ваше приказание»).

шынгыс

Великий Объединитель Степи реорганизовал военно-административное устройство каганата. Чингиз в полной мере использовал десятичную систему в армии, основанной на количестве пальцев обеих рук: воины были разверстаны по десяткам, десятки объединялись в сотни, сотни – в тысячи и т.д. В «Сокровенном сказании» несколько раз отмечается, как Чингиз несколько раз делит свое войско на тысячи, в то время как у соседних племен такое деление не встречается. И войско называлось по-тюркски кол-ғол-қол – «рука; отряд, армия, крыло и т.д.». В «Тайной истории династии Юань» это слово звучит как «қол» и в разных сочетаниях означает «главные силы», «главный полк». В 1206 г. каган перенес эту систему на все население подчиненной территории, которое разделил на 95 «тысяч», 95 административных единиц, способных выставлять и снабжать всем необходимым тысячу воинов. И объявил об образовании Монгольского улуса (см. «Сказание»).

Название государства

Здесь мы вплотную подошли к значению термина монгол. «Слово же монгол  сперва  звучало  мунгол, то есть «бессильный» и «просторечный» (Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М.; Л., 1952. Т. 1. Кн. 1, стр.154). (Ср. древнетюрк. моңқул-муңқул «неразумный», «глупый») То есть первоначально это слово могло быть как муңғол. В «Тайной истории» это слово звучит как «моңғол-моңқол» (задненебный «ң» и глухой «г» как казахский «ғ-қ»).  Муң   есть   тюркское  «тысяча»  (алтайс.,  тувин.,  хакас.),  ғол-қол – «войско». Муңқол-моңғол означает «тысячное войско», «армия из тысяч». Народ-войско получило «тысячную» организацию. Это было военно-административное название, а не родоплеменное. Наоборот, деление на тысячи – муң қол – было направлено против родоплеменного деления, племенного сепаратизма. Аналогичную форму зафиксировали и армянские авторы: мугал-мунгал.

Впервые в «Сказании» термин упоминается в связи с правлением прадеда Темучжина: «Всеми монголами ведал Хабул-каган». Возможно, этот каган и ввел структуру «муң қол» среди боржигинов. До 1206 г. монголами назывались только воины этого рода. Лишь с введением «тысячной» организации среди покоренных племен созданный улус был назван Монгольским, и название распространилось на все племена улуса. Если проводить аналогию с новейшей историей, то название «мунгол» можно сравнить с Советами, советским народом, «Монгольский улус» с Советским Союзом.

каз

В языке основного первоисточника – «Тайной истории династии Юань» – «қ» смягчается в «ғ», а «у» переходит в «о» (ср. Бодунчур-Бодончар, Богурчи-Боорчу, орду-ордо и т.д.). Поэтому тюркское муңқол перешло в моңғол и в такой форме зафиксировано в первоисточнике. Если военно-административное обозначение звучало бы как мыңқол, как полагают многие авторы, то это слово трансформировалось в языке «Тайной истории» в миңғол.

Это слово в транскрипции С.А.Козина пишется без суффикса множественного числа – «моңқол», ибо в тюркском языке термин «қол» (армия, войско) имеет собирательное значение. В современном монгольском языке отсутствуют такие фонемы, как задненебный «ң» и глухой «ғ-қ», а этноним во множественном числе звучит как «монголчуд» (монголы).

В последнее время некоторые казахские авторы выводят термин «монгол» из тюркского словосочетания «мәңгі ел», а отдельные «ученые» даже ссылаются на персидского историка Рашид-ад-дина, который вполне определено выразился по поводу этого слова: оно звучало первоначально как мунгол. Обозначение «мәнгі ел» не встречается в первоисточниках как название государства Чингиз-кагана, в том числе и у Рашид-ад-дина. Конечно, эта версия лишь предположения этих авторов, которая не подкреплена историческим и лингвистическим материалом. Даже если принять эту версию, то в языке «Тайной истории» обозначение «мәңгі ел» трансформировалось бы в «маңгел», а не в «моңқол», которое зафиксировано в основном первоисточнике.

(Продолжение следует)

Дастан ЕЛЬДЕСОВ

d.eldesov@mail.ru

 

Загрузка...

(52) Комментарии

  1. Аноним says:

    Дастан ты думай что твой древний корень не из Туркестана, а из Алтая. И вообрази в голове ареал распространение Алтайской расы, расширению их по периметрам и как они вступает в процесс метис\зации с другими народами, ханцами-цзинами, хорезмицами-турками, славянами-нордманами.И может тогда мир станет к отношение тебя, ногами а не перевёрте и ты поймешь кому отнести себя, Туркам или Алты-Алашу.Ещё вспомни с принятием ислама к нам пришли сколько слов и буквы(звук) с персидского и арабского языка. Тут вопрос кто ты, чистый Ариец или полукровка. Здесь нету никакой расизма а чистая истина. Это первоначальная созидание тройственного мира после очередного………….сам поймёшь.

  2. Доктор истнаук А.Галиев says:

    — Да, Чингисхан — больная тема! Он не казах, естественно. Казахи возникли как этнос на несколько веков позже, чем жил Чингисхан. Есть у нас такие авторы, как Данияров, например. Он доказывает, что Чингисхан был казахом на том основании, что жена его происходила из рода, который потом вошел в состав казахов. Но этот род одновременно вошел в состав и других тюркоязычных народов. Ну и потом, кто по жене определяет национальность мужа?! Я обычно говорю — покажите мне паспорт Чингисхана, где написано, что он казах. Тогда я вам поверю.

    У наших мифологизаторов слог очень хороший. А что интереснее написано, то и усваивается лучше. Наши учебники по сравнению с ними неинтересные, скучные…

  3. Аноним says:

    Чингисхан-татарин.Казахский язык — это диалект татарского

  4. дорожник says:

    Когда же мы поймем что все мы произошли от нескольких десятков групп аборигенов населявших Африку. и что никакие религии не учат нас разделять и враждовать между собой. Истории наших предков мы должны знать и уважать, но спорить между собой кто был кем нет необходимости.Уважая прошлое, ценя настоящее и стремясь к будущему мы, на мой взгляд, объединимся в единое целое «человечество».

  5. Аноним says:

    про субетея:

    он из плмени урянхан, может не совсем якут, может тувинец ( старые самоназвания якутов и тувинцев ураангхай и урянхай)

    якуты- курыкане, туматы, монголы-кереиты, кимаки, часть канглов(от которых появились кангаласцы), гунны-йаха

    Полководец Субедей однозначно якут, субэ-совет, на Як искажённый субэтэй-советующий

    Столица империи при Хубилае (кубулуй- изменяющий вид) называлась Хан-Балык (кровь-рыба)

    Истинная столица при Чингисхане (Чынгыыс Хаан- бог определяющий судьбу человека) Каракорум (хара хорум — чёрная скала)

    мать Чингисхана Оюлун Эке хатун, на як. искажённый Одьулун Куо (одьулун означает наложница, хатун — госпожа), она была из племени ольхон ( ольхонцы, одно из племён якутов-курыкан в байкале)

    Байкал — баай куёл (богатое озеро) или байахал (море, океан)

    Темуджин — тимирчэн (железок) или тэмю дьон (защитник людей)

    Оготой(ребячий) — потомок Чингисхана

    имя из сокровенных сказаний Тохуруян — на як искажённый токуруйан (кривоватый)

    ещё одно Улух-Тахе(Улах атах)- водяная нога.

    Кёхсэй-сабарах — синеватый-сабарах

    хас
    меркитский -гусь меркитский

  6. Аноним says:

    нет чингисхан якут, он из якутского племени кият( ки (киhи), ят (ат), племя людей знамя которых лошади), род жалаир(салайар), что означает поврачивающий.

    В 12 веке монгольский боотур Есугей взял в жёны якутку Одьулун куо, после чего родился будущий владыка Тимирчэн. Светлые силы верхнего мира айыы воспевали, рядом с Тимирчэном был сам айыы тойон Танара (Тенгри)

    найманский тож якут, Тайан-хан (тайан-упираться)

    Дчингис переводится с якутского как победа.

  7. Аноним says:

    filmadventure.org/load/film/srednevekove/tajna_chingis_khaana_po_veleniju_chingiskhana_2009/14-1-0-1130

    Здесь можно скачать фильм «по велению Чингис-хана»

    Чингис-хан, — якут!

  8. Аноним says:

    Доктор истнаук А.Галиев——У наших мифологизаторов слог очень хороший. ——-А ты докажи по научному обратное, как возникла үш Арыс и почему три основных рас у человечество, почему три жуза, не серединный а средний, и слова жуз это не сторона свете а совсем другое. И почему жизнь на земле сумевшие преобразится от одно-клеточного до человека разумного, не смог продлит само продолжительность жизни от продолжительности жизни динозавров хотя как говорят твоя наука(советская) главным двигателем развитием жизни на земле был борьба за жизнь. Парадокс однако.

  9. Википедия says:

    «Тайна Чингис Хаана» — кинофильм 2009 года совместного производства России, Монголии и США.

    Фильм снят по роману Николая Лугинова «По велению Чингисхана», авторы сценария — Владимир Карпов, Валентина Чусовская.

    Фильм является первым широкомасштабным проектом якутского кино.

    Фильм «Тайна Чингис Хаана» охватывает период времени от рождения мальчика Темучина до становления его императором…

    Три друга детства. Три названных брата. Один посвящён в таинство и станет шаманом. Двое пойдут по пути войны, и народ признает в них вождей. Но лишь одному из них суждено стать повелителем всей степи. Он избран Вечным Синим Небом. И само небо пошлёт ему испытания. Любовь к женщине сделает его воином. Верность закону приведёт к братоубийству. Стремление к мирной жизни заставит начать войну. Совет 9-ти язычных племен провозгласит его владыкой и даст ему имя древнего божества — Чингис Хаан. Его воины дойдут до западных городов, южных морей, северных гор. Но месть рождает месть. Отныне степь будет жить по единому закону Еса. Я создам из всех народов и племён, в котором один будет ответственен перед всеми, и все будут ответственны перед одним.

    Эдуард Борисович Ондар (род. 1971) — российский актёр.

    Эдуард (Тадырыкбай) Ондар родился 23 июля 1971 года в Республике Тыва.

    Заслуженный артист Республики Тыва. В 1994 году окончил СПбГАТИ (мастерская А. С. Шведерского). Работает в Музыкально-драматическом театре имени В. Кок-Оола Республики Тыва. В кино впервые снялся в роли молодого Чингисхана в российско-монгольском кинопроекте режиссёра Андрея Борисова «Тайна Чингис Хаана» в 2009 году.

  10. Якут says:

    online.stepashka.com/filmy/dramy/29816-tayna-chingis-haana-po-veleniyu-chingishana-tayna-chingis-khaana-2009.html

    Посмотреть фильм Он-лайн бесплатно можно здесь.

  11. Аноним says:

    Братья Якуты хоть племя который выходил Шынкуз хакан ближе к вам, но основные потомки его входит в состав казахам и ныне здравствует много-тысячно в Казахстана и отлично знают своих генеалогическое древо вплоть до Оелун матери. И основные создатели Алтан ели это казахи.

  12. 999 says:

    Алтайцы- прямые потомки Чингизхана, они живут по его заветам. Киргиз-кайсаки, не нода примазоваться.

  13. тас says:

    999.Примазываться казахам не надо,потому-что все вышеуказанные выше народы являются тюрками и мы все появились от одного предка.Учи матчасть,дружище.

  14. Аноним says:

    Примазываться казахам не надо,потому-что все вышеуказанные выше народы являются тюрками и мы все появились от одного предка.Учи матчасть,дружище.
    =

    Да бесспорно, казахи потомки изнасилованных кипчачек…
    Монгольские воины вырезали всех мужчин кипчаков и мальчиков до 2-3 летнего возраста…
    Изнасиловали всех кипчачек, а потомки их и есть казахи…

  15. Аноним says:

    Дурак,были вырезаны татары,кто выше оси колеса.Учи матчасть,быдло.

  16. Кипчак says:

    Аноним: Дастан ты думай что твой древний корень не из Туркестана, а из Алтая. И вообрази в голове ареал распространение Алтайской расы, расширению их по периметрам и как они вступает в процесс метис\зации с другими народами, ханцами-цзинами, хорезмицами-турками, славянами-нордманами.И может тогда мир станет к отношение тебя, ногами а не перевёрте и ты поймешь кому отнести себя, Туркам или Алты-Алашу.Ещё вспомни с принятием ислама к нам пришли сколько слов и буквы(звук) с персидского и арабского языка. Тут вопрос кто ты, чистый Ариец или полукровка. Здесь нету никакой расизма а чистая истина. Это первоначальная созидание тройственного мира после очередного………….сам поймёшь.
    Теперь перечитай статью и объясни, какое отношение имеет то, что ты написал к статье о тюркском происхождении Чингизхана. Разве в статье есть хоть одно слово о казахах? Твоя неграмотная писанина имеет отношение только к тебе.

  17. Аноним says:

    были вырезаны татары,кто выше оси колеса.Учи матчасть,быдло
    __________________

    Ты что думаешь? Кипчаков пощадили?

  18. Аноним says:

    Ты придурок хоть знаешь кто такие кипчаки.Слышишь звон,да не знаешь где он.То что наши предки не пощадили русичей,так это доказано историей.

  19. Аноним says:

    Под стенами Самарканда Чингисхан обезглавил 60 тыщ кипчаков..
    Эти кипчаки бежали из Дашт-и-Кипчака от монголов…
    И прятались под крылом хорезмшаха Мухаммеда II …
    Во все Даште кипчаков было от силы в те времена 200 тыщ..
    Мужчин, женщин, детей…

  20. Аноним says:

    Война с Хорезмом началась из-за кипчаков во главе с Кайырханом.

    Мать хорезмшаха Мухаммеда Теркен-хатун происходила из тюркского рода канглы и обладала огромным влиянием при дворе, фактически сама назначая своих родственников на все ключевые государственные посты. Пользуясь их поддержкой, она фактически возглавила оппозицию своему сыну. Особенно обострились их отношения перед монгольским нашествием. Теркен-хатун даже организовала выступление кипчаков против хорезмшаха в 1216 году. Это восстание возглавил ее племянник Кайыр-хан Алып-Дерек, бывший наместником в долине Сырдарьи. Кипчаки потерпели поражение, однако Туркан-хатун не только не позволила наказать Кайыр-хана, но даже настояла на передаче ему Отрара.

  21. Аноним says:

    Что-то сайт НУРАДАМ не открывается.Кто подскажет как туда можно попасть.

  22. Аноним says:

    «А какова этимология титула Чингиз? Наиболее распространенное толкование (Рамстедт и Пеллио) выводит Чингиз из тюркско-монгольского слова тенгиз – «океан». Почему тогда не Тенгиз-каган, а Чингиз-каган зафиксировано в первоисточнике?»

    Эту этимологию выводят из случайного фонетического сходства. Никакой связи нет между Тенгиз и Чингиз. Истоки слова нужно искать в казахском языке. Чингиз скорее всего происходит от шынгыс -верховный, высший — до сих пор казахи называют Шынгыс-тау самую высокую горную вершину.

  23. Кипчак says:

    Шынгыс это казахское произношение, а в алтайский языках и в первоисточнике Чингиз или Чынгыз. Что за ненаучная привычка производить слова из современного казахского языка, а не из тех языков, которые в бытовали в те времена.

  24. ру says:

    ОТКУДА В БЕЗЛЮДНОЙ МОНГОЛИИ МОГЛО НАБРАТЬСЯ ТАКОЙ ОРДЫ ТАМ НИЧЕГО И НЕ НАЙДЕНО

  25. ру says:

    ТАМ ТОКА КАРТИНА ЕГО ВИСИТ

  26. аноним says:

    Аноним:
    28.07.13

    Что-то сайт НУРАДАМ не открывается.Кто подскажет как туда можно попасть.

    че тебе там делать старому подлецу,строчить свои гнусные пасквили

  27. Аноним says:

    пробуйте через хамелеон

  28. Мудрый says:

    Что за неумная тенденция искажать на казахский манер имя великого ЧИНГИС-Хахана, произнося его Шингис-Хан!
    Никакого шамкающего звука на Ш никогда во времена жизни Чингис-Хахана не было.
    Не шамкайте!

  29. Йикссур says:

    еще один эксперт)

  30. Из омска says:

    Чингиз Хан — великий русский полководец
    читайте
    117-pogo.ucoz.ru/publ/20-1-0-76

  31. Йикссур says:

    в каком месте он русский?))) а что ни одного памятника ему нет в рашке. Нужно поставить и в первую очередь в Козельске)))

  32. ру says:

    ЧЕ ВЫ ВЫЯСНЯЕТЕ КТО ОН БЫЛ ЕСЛИ И БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ ТО ОН РАЗРУШАЛ НЫНЕШНИЙ КАЗАХСТАН тюркские племена И ОСТАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА ПО ПРЕДАНИЮ Дмитрий Донской ненавидел золотую орду сколько они горя принесли тьфу ,,

  33. ру says:

    Да подлил он крови но не родня казахам монголы

  34. Йикссур says:

    донской естественно будет ненавидеть. Не любить же ог должен того кто его и его княжество на четвереньки ставил)))
    а вообще согласен с «Из омска»))) теперь русские-прилагательные должны быть последовательными, признали его своим теперь дело за памятником)))
    Мы тоже поставим если окончательно докажем что он наш)))

  35. Аноним says:

    «Кипчак: 28.07.13Шынгыс это казахское произношение, а в алтайский языках и в первоисточнике Чингиз или Чынгыз. Что за ненаучная привычка производить слова из современного казахского языка, а не из тех языков, которые в бытовали в те времена.»

    Есть категория людей которые мыслят как фотоаппарат: схватит картинку и потом по ней сверяется всю оставшуюся жизнь. Малейшее отклонение от запечатлевшейся в его мозгу картинки воспринимает как ненормальность. А что время идет, сезоны сменяются, климат уже не тот, да и люди естественно тоже — это его мозг отбрасывает. Ты по-моему как раз такой.
    Ну замени Шын на Чин. И что? Значение от этого не изменится, и преемственность народов тоже.
    А то, что язык это живая субстанция, находящаяся в вечном движении и видоизменении это даже нелингвисту ясно. Казахский язык современный и казахский язык 19 века это две большие разницы. А как изменился казахский с 13 века? Понятно, что в первооснове язык кипчаков центрального Казахстана + наложившиеся на него особенности диалекта кипчакского языка на котором говорили тюрки-мунгалы Чингисхана.

  36. Аноним says:

    Причем тут кипчаки и почему только кипчаки.Казахскую нацию составляют множество родов.Я например найман.А кипчаки один из родов.Так что на одних кипчаках основываться не надо.

  37. пазитив says:

    вот что я понял только недавно ,пока тут мы на наций делимся, кто лучшее и кто хуже,американцы все впереди планеты, потому что они не делятся на наций,и БОГ у тебя не спросит какой ты наций и какой твой язык,разве я не прав,в какой религий это есть про нацию скажите

  38. жаза says:

    Почему не делятся? Американцы это и есть новоиспеченная нация. С английским языком. И в Казахеле будет одна нация — казахи с казахским языком. Чем мы хуже их? А нации по-видимому будут существовать еще очень долго. Пока люди не изменят свою внешность или не перейдут на универсальный , устраивающий всех единый язык. В конце-концов нас такими разными создал сам Всевышний…

  39. Аноним says:

    «Аноним: 29.07.13Причем тут кипчаки и почему только кипчаки.Казахскую нацию составляют множество родов.Я например найман.А кипчаки один из родов.Так что на одних кипчаках основываться не надо.»

    Ты все верно сказал.
    Но. Многие упускают из виду, что кипчаки это не только название одного рода, это в большей степени политическое название, объединившее множество родов. Доминирующим родом в 10-12 вв. были кипчаки, поэтому название стало условным и обозначало все союзные кипчакам племена. В период предшествующий Чингисхану под кипчаками понимали все рода Дешт-и-Кипчак. Точно так же, как под монголами подразумевали все рода жившие на территории Великого тюркского каганата (совр. Монголия). А ведь если проанализировать родо-племенной состав, то окажется так называемые «кипчаки» и так называемые «монголы» состояли из одних и тех же родов. Но состояли в разных политических объединениях. Вот как получилось, что алшын или алимулы, входивший в кипчакский племенной союз, по политической «окраске» являлся кипчаком. А кипчак, воевавший за Чингисхана, считался монголом. Все взаимосвязано и тесно переплетено.
    Вот, кстати, еще пример: в какой-то период весь старший жуз условно назывался «уйсын», хотя там не только уйсыны состоят. Просто так повелось с тех времен, когда уйсыны были доминирующим племенем. А есть еще версия, что другое название уйсынов — узын кипчак.
    Так что мы и уйсыны и кипчаки и монголы и тогуз-огузы. Много названий одного народа.

  40. Аноним says:

    кипчаки это не только название одного рода, это в большей степени политическое название, объединившее множество родов
    ________

    Это естественный и закономерный процесс, из ныне существующих наций нет «чистой и неделимой», в плавильном котле наций периодически появлялся доминирующий этнос, имя которого становилось политонимом, кипчаки в том числе, вобравшие в себя как европеоидные (до нашествия Чингиз-хана, вошедшие в состав нынешних этносов: русские (дворянская составляющая),украинцы, казаки (практически полностью подвергнувшиеся геноциду), балкарцы, гагаузы, крымские татары, частично грузины и венгры и пр.), так и монголоидные этносы (во времена Орды)-казахи, узбеки, башкиры, сибирские татары и пр.

  41. Аноним says:

    В восьмом веке в сочинениях разноязычных авторов появилось название племени, именовавшимся на Руси — половцами, в Центральной Европе — команами, а на Востоке — кипчаками. Мусульманские историки и русские летописцы знают кипчаков-половцев как племя многочисленное, сильное, именем которого стала называться вся Великая Степь.

    Впервые этноним «кипчак» был зафиксирован на камне из Селенги (759 г.). Иранский аристократ Ибн Хордадбек в Книге путей и провинций, написанной 846 — 847 гг., приводит название карлуков и кипчаков. Так, впервые в мусульманских источниках появились упоминания о двух крупнейших племенных союзах, едва ли не самых значительных для последую­щей этнической истории казахских степей.

    В VIII — X вв. преобладание кимаков и кипчаков сначала на Алтае, в Прииртышье и Восточном Казахстане, становится определяющим факто­ром в этом огромном степном регионе. Крушение государства кимаков в начале Х1в. и смещение части кипчаков к западу в Приаралье и Поволожье составили основное содержание новой фазы кимакско-кипчакского расселе­ния. В этот период окончательно формируются пять основных групп кип­чакских племен:

    1) алтайско-сибирская;

    2)казахстанско-приуральская; вклю­чая т.н. «саксинскую», т.е. итиль-яикскую группу;

    3) подонская, включая предкавказскую подгруппу;

    4)днепровская, включая крымскую подгруппу;

    5)дунайская, включая балканскую подгруппу. Кроме того, отдельные груп­пы кипчаков известны также в Фергане и Восточном Туркестане, Кашга-рии1.

    Рассматриваемый период, по мысли академика М. Козыбаева, является временем отделения этносов от тюркских племен. Применительно к казах­ской истории этот период имеет название огуз-кипчакская эпоха.

    X в. нашей эры из множества племенных союзов славян, романо-германцев, тюрков и др., расселяющих Евразийское пространство, начинается процесс отделения этносов. Так, появляется на Западе русский народ. Как утверждает вышеуказанный автор, в это время в Великой Степи формиру­ется кипчакский народ.

    Нам известно высказывание Л. Гумилева о том, что в XI в. тюрки, как суперэтнос, приходят к своему закату. Именно в этот момент на историчес­кую арену вступают кипчаки. Вот что пишет по этому поводу Машхур Жусип Копеев в своей летописи: «На Западе — Сырдарья, на Востоке — Иртыш, на Юге — Семиречье, на Севере — Волга. Пространство между этими четырьмя реками называлось Дешти Кипчаком, где расселены 92 рода кипчаков». Кипчаки, отстранив со сцены истории сборный этноним «тюрк», сами превратились в супер-этнос, в стержень других тюркских племен.

    Знаменитый персидский поэт, путешественник, проповедник Насири Хосров в 1045 г. первым и на века назвал земли от Алтая до Итиля Дешти Кипчак «Степью кипчаков». Прошло полстолетия, и причерноморские сте­пи стали Полем половецким русских летописей, а в начале XIV в. персид­ский историк Хамдаллах Казвини разъяснил, что волжско-донецкие степи просторы, ранее называемые Хазарской степью, давно стали Степью кип­чаков.

    В ХII веке кипчаки превращаются в грозную силу, приводившую в трепет весь арабский, персидский, славянский, романо-германский мир.

    В 1055 г. до границ Руси докатывается вал передвижений новых степных племен. Все они связаны с кипчаками. Но в новых местах этот общий эти ©политический термин «кипчак» не привился. На Руси перевели на славянский имя шары «желтый», «половый», и отсюда все новые пришель­цы получили название половцев, а степь стали называть Полем половец­ким. Дальше они достигли Волги, Дона, Днепра и Днестра.

    В 1071г. кипчаки, достигнув Малой Азии, завоевали г.Анатоли, тем самым они заложили основу османских тюрков. В течении всего 30 лет кипчаки дошли до Карпат, Дуная и Балканских гор. Тех, кто ушел за Дунай, венгры называли их именем кунами, но одновременно появилось другое их название команы.

    Интересно отметить, что ныне в Венгрии проживают около четверти миллионов кипчаков-мадьяр. Как утверждает Иштван Коныр Мандоку, один из крупных исследователей, они по различным социально-политичес­ким и историческим причинам переместились из среднего течения Иртыша, окрестностей Арала и др. местностей1Х~ХШ вв. В частности, известно, что вовремя нашествия Чингисхана, а затем Батыя под предводительством хана Кодана часть кипчаков переселилась в Венгрию.

    Сегодня мадьяры (венгерские кипчаки) проживают в двух зонах. Восточ­ные называют себя Великими кипчаками, западные—Малыми кипчаками. В состав первых входят роды улас, токсаба, жалайыр, керейт, наймам, баяндур, печене, конырулы (отсюда и фамилия исследователя Иштвана Коныр, который относит себя кпотомкам Великих кипчаков). Малые кипча­ки включают в себя роды: шортан, тортуыл, таз, жыланшык, бурышулы, куыр и др.

    Немаловажным является и то, что данный ученый специально акцентирует внимание на то, что кипчак—это не название какого-то одного рода. Кипчак, это название народов, которые вошли в состав государства Дешт- и Кипчак.

    Как доказывает Махмуд Кашгари, кипчаки, огузы и другие племена, входившие в этот племенной союз, говорили на удивительно чистом тюркс­ком языке. Тем самым он превратился в общий язык для всех тюркских племен, входивших в Кипчакский союз.

    В литературе встречаются утверждения о том, что кипчаки являются стержнем будущего казахского этноса (прото-казах). Однако академик М. Козыбаев считает данное понимание недостаточно глубоким. Он придержи­вается мнения, что в X]—ХП вв. формировался кипчакский народ. Основой этому, по мысли автора, может служить единая территория расселения, развивающиеся вместе тюркские племена, общий язык, формированный кочевой, полукочевой быт, единое культурно-духовное отношение к миру, военная демократия, общие военные действия — все это рождает общее мировоззрение и основные качества народа.

    По свидетельству исторических источников, названия «кипчак» и «казах» возникли одновременно. Так, полагают некоторые авторы. Тем не менее проблема происхождения казахской народности изучена еще недостаточно, многие стороны сложнейшего этногенетического процесса на обширной территории Казахстана не ясны. В науке имеют место разные предположе­ния о природе этнонима «казах» и о том, когда сформировалась казахская народность.

    Очевидно, что факт сложения казахской народности не случайный или единовременный акт. Этнические процессы, обусловившие образование казахской народности, уходят истоками в древность и средневековье, эпоху зарождения государственности на территории Казахстана. Несомненно, генетическая связь средневекового населения Казахстана — от тюрок, тюргешей, карлуков, огузов, караханидов, карахытаев до кипчаков, найманов, киреитов, усуней и других, ставших этническими компонентами казах­ской народности.
    «Казах»

    — По некоторым историческим данным, (X в.) бассейн реки Кубань имел название «Казахия».

    —Арабский писатель X в. Матсу-да в своих произведениях упоминает страну и народ «кашек», «кажек».

    — ИсторикИбнь-аль-Варди(Хв.) пишет о «казахах».

    — Фирдоуси (XI в.) в известном произведении «Рустем дастан» пи­шет «о казахах и казахских ханах».

    —Никоновский летописец утвер­ждает, что «монголы при первом на­шествии в 1223 году пришли со сто­роны Кавказских гор, пройдя через землю «касахов».

    —В 1282 Бестауские черкесы ука­зывают, что они «казахи».

    — В 1320 г. Азовское море имело название «Озек», «Азак» и подчиня­лось Азакскому Эмирату.

    Этимология термина «казак», предложенная еще академиком В. В. Вель­яминовым, поддержанная академиками В. В, Бартольдом и А. Самойловичем, С. Ибрагимовым и наиболее четко сформулированная В. П. Юдиным, доста­точно очевидна и обозначает человека, ведущего образ жизни казака, т.е. вольный, свободный и независимый образ жизни кочевника. ’

    Этноним «казах» находится в тесной связи с самим образом жизни Казахстана. По свидетельству Касым-хана, с именем которого связан период наивысшего политического влияния Казахского ханства, казахи в средневе­ковую эпоху представляют собой достаточно однородный культурно-исто­рический тип: «Мы — жители степи; у нас нет ни редких, ни дорогих вещей, ни товаров, главное наше богатство состоит в лошадях; мясо и кожа служат нам лучшею пищею и одеждой, а приятнейший напиток для нас—молоко их и то, что из него приготовляется, в земле нашей нет ни садов, ни зданий; место наших развлечений — пастбище скота и табуны коней, и мы ходим к табунам любоваться зрелищем коней».

    Интересной представляется мысль ученого из КНР Ныгмета Мынжани. В книге «Краткая история казахского народа» он высказывает следующие суждения о происхождении названия казах. Во-первых, этноним казах в исторических документах, источниках появляется очень рано. Во-вторых, несмотря на раннее появление, данное название не стало названием народа, долгое время оно принималось как название отдельного рода, племени. Затем оно превратилось в название союза племени. Например, семь родов (кердери, керейт, тама, табын, жагалбайлы, толеу, рамадан), составляющих улус Алшын младшего жуза, долгое время называлось «карт казак,». Эти утверждения разделяет и академик М. Козыбаев. Последний, считает, что, возникнув одновременно, названия казахи кипчак, не исклю­чено, определенный исторический период подменяли друг-друга. В одном из поворотов истории казах входит в состав кипчакского союза и, как многие тюркские племена, остается в его тени, не проявляя себя. В структуре кипчаков казахи вошли в состав родственных этносов, татаров, башкир, узбеков, туркмен, киргизов, булгар, ногаев, венгров, народов Кавказа. В этот период в Кашгарии формируются киргиз-кипчаки (сравните: отец Манаса Каркара кипчак), в Коканде, Маргелане, в районе Оша-Китай-кипчаки, Сары-кипчаки и др.

    Название «казах» выходит на историческую арену и приобретает самос­тоятельность в период ослабления и политического заката кипчакского союза; и отделения от него узбеков, киргизов, башкир, казахов и др. Данное предположение представляется нам логичным ибо, как мы знаем из пред­ыдущих тем, кипчаки вышли на историческую арену в период ослабления тюркев и, вытеснив их, сами заняли их место.

    Таким образом, в середине II тыс. н. э. на карте Евразии появляется новая этнокультурная общность — казахи. Характерной чертой казахской наро­дности является кочевой образ жизни, основанный на доминирующей роли скотоводства над земледелием.

    Процесс сложения казахской народности сопровождался формировани­ем этнической территории. В силу действия этнополитических и хозяй­ственных факторов на территории Казахстана возникли три этнотеррито-риальных объединения — Старший, Средний и Младший жузы. Хотя образование жузов произошло под влиянием естественно-географических, политических, культурных и экономических факторов, продолжаются спо­ры и дискуссии о характере и природе их возникновения и развития.

    Одним из первых о происхождении жузов высказал свое мнение Ч. Валиханов, большое значение он придавал также этимологии этого слова, его происхождению.

    Первым письменным документом, описавший жузы казахов, были путевые записки посла русской императрицы М.Тевкелева в 1731 г. «Киргиз-кайсацкая орда состоит в 3-х частях, а именно: Улуюз, Оретаюз, Кичиюз» — писал он. Все исследователи до Ч. Валиханова в основном руководствова­лись этим положением.

    Впервые Ч. Валиханов на основе серьезного изучения и анализа устного творчества казахов, сказок, эпосов, легенд попытался определить время разделения на три жуза. Он полагал, что «казахские жузы в XV — XVI вв. были созданы по образцу монгольских- улусов».

    В. В. Бартольд попытался обосновать создание казахских жузов в основ­ном сугубо географическим фактором. Данная версия, на наш взгляд, страдает односторонними ограниченным характером аргументации. Нес­мотря на то, что исследователь М. Вяткин осуществил подход к этой проблеме в более широком плане, чем В. В. Бартольд, тем не менее ему не удалось полностью раскрыть причины образования жузов.

    Требуют более серьезной аргументации и утверждения С .Аманжолова и Х.Адилгереева, которые полагают, что «казахские жузы возникли и действуют еще с VII — ХII вв.».

    Проблеме возникновения жузов посвятили свои исследования В. В.Востров и М.С.Муканов.Они представляют процесс создания жузов как параллельное с развитием казахских ханств явление. Завершающим этапом формирования жузов они считают XV век. В основу деления жузов названные авторы кладут этнические, военные, политические, экономические, географические культурные, языковые факторы. Если иметь в виду, что данные факторы имели место и во времена хана Абулхаира, но, однако, народ в то время на жузы не распадался, жузы не возникли, то станет ясной необходимость дальнейшего изучения данного явления.

    Не остаются в стороне от изучения данной проблемы писатели и публи­цисты. Интересно предположение писателя К. Салгарина. С древнейших времен считалось: Восток—великая сторона, откуда появляется, рождает­ся, восходит Солнце—основа жизни, света и тепла. Запад—малая сторона, куда опускается, уходит, садится Солнце. Для жителей степи местоположе­ние между Востоком и Западом считается Серединой. Отсюда, по версии К.Салгарина, названия Старший, Средний, Младший жузы. Возникнове­ние жузов данный автор относит ко времени Касымхана и завершает временем хана Хакназара. Это примерно 1538 — 1580 гг.

    Но есть авторы, которые время возникновения жузов продвигают далеко вглубь или отодвигают далеко назад, в более позднее время. Так, русский исследователь Востока, особенно Центральной Азии, И.Бичурин утвержда­ет, что 635 г. н. э. в казахской степи тюркоязычные кочевники саки против постоянных набегов китайцев создали три орды: на земле уйсунов — Большая Орда, на Ишиме, Иртыше—Северная Орда, от Балхаша до Каспия — Младшая Орда. Известно, что в свое время академиком-писателем С. Мукановым данная версия была поддержана. По мысли Бичурина и Муканова, казахские жузы, возможно, берут свое начало от этихтрехорд. В.В. Вельяминов-Зернов на основе ограничения состава казахского наро­да лишь кочевыми и полукочевыми частями населения связывал образова­ние жузов с завоеванием казахами Ташкента и Туркестана. Поскольку казахи занимались преимущественно скотоводством, а это не исключает, наоборот, предполагает земледелие и оседлый образ жизни, версия вызы­вает сомнение в своей основе.

    Сегодня среди населения Казахстана и в тех странах, где имеется казахская диаспора, имеют место различные варианты Шежире (летопись) жузов. При всем разнообразии все они имеют общий корень, единое, общее происхождение не только казахов, тюркоязычных народов, но и всех народов мира. Имеются три варианта начала этих шежире-летописей. Первый: летопись берет начало от Адама и Евы, прародителей всехнародов. Второй: от уцелевшего во всемирном потопе пророка Ной. (Например, сказание «Сиар Шариф»). Третий: под влиянием исламской религии начинается с Анессахаба. («Летопись ходж»).

    Возникновение Казахского ханства, формирование казахской народнос­ти, рождение жузов имели не только объективные причины, важную роль в этом процессе имеет субъективный фактор. Одним из видных казахских ханов, при котором быстро шел процесс «собирания земель», был Касымхан. Основной линией его внешней политики была борьба за упрочение казахского влияния над при сырдарьинскими городами, Средней Азией, Туркестаном, Ташкентом. Но между казахскими жузами не сложилось устойчивых политико-экономических связей, и к началу XVHI в. все жузы превращаются в самостоятельные ханства во главе с собственными ханами вместо биев. Это усиливало тенденцию разобщенности. А последнее не давало возможности организовать эффективный отпор против нападения джунгарского ханства, продолжавшийся попеременно с XV по ХУШ век. Вследствие этого казахи пережили годы «Великого Бедствия» («Актабан шубырынды» 1723).

    Профессор С. Асфендияров отмечает три этапа эволюции различных этнических групп Средней Азии и Казахстана на путях их формирования в самостоятельную нацию или народность.

    Первый этап. Народы, населявшие просторы Азии, в том числе земли Казахстана, на определенной ступени развития общества жили в неразрыв­ном единстве. Присущими для этой эпохи приметами были непостоянство и неопределенность национальных границ, систематическое смещение, а иногда «взаимопоглощение» этих народов. Доказательством тому название древних народов, союзов, племен и родов, как тюрки, монголы, канглы, керейты, найманы, каракитайцы (горнокитайцы), усуни и другие.

    Второй этап. Между сильным востоком и западным регионом происходит размежевание. Появляются различия в территориях, экономике и языке и, связанные с ними новые группы народностей (на западе — татары, союз казахов, ногайлинцев и узбеков, «сарты», таджики; на востоке—монголы, буряты, ойраты).

    Третий этап.Происходит новая перегруппировка народов: отделившись, ногайлинцы переселяются на Северный Кавказ; узбеки — в Туркестан, а казахи остаются в степях Казахстана.

    Как переселившиеся, так и оставшиеся на местах народы в связи с территориальными ограничениями, усилением нововведений в экономике, языке и быте начинают приобретать устойчивые национальные признаки. От прошлого сохраняются лишь старые исторические названия. Даже некоторые из них подвергаются значительным изменениям и извращениям. Название «тюрк» закрепляется только за тюркскими родами, перекочевав­шими в далекую Малую Азию во главе с султаном Османом (вот почему Анатолийских тюрков называют «османскими»). Тюрко-монгольские роды, обжившие Поволжье, получают название татары, а осевшие в степях нынешнего Казахстана народы считают себя казахами.

    Однако процесс объединения в нации не был завершен. Теперь под воздействием российского капитализма началось буржуазно-национальное становление. Тем не менее в условиях империалистической системы этот процесс полностью не осуществлялся, отсталость все усугублялась.

  42. Аноним says:

    В середине XI в. в Предкавказье хлынули новые волны тюр-
    коязычных кочевников — кипчаков, которых русские летописи
    называют половцами, а западноевропейские авторы — команами
    или куманами.

    В VIII—IX вв. кимаки и кипчаки жили к востоку от Уральского
    хребта. В X в., согласно персидскому источнику («Книга Границ
    Мира»), кипчаки населяли Заволжье севернее гузов и печенегов,
    В середине XI в. кипчаки двинулись на запад, в южнорусские
    степи. В 1055 г. кипчаки впервые напали на Русь.

    В конце XI в. они стали проникать в предгорные районы Ден-
    тального Кавказа, в Аланию. Первоначально отношения между
    кипчаками и аланами были враждебными, но несколько позднее,
    в первой половине XII в. эти народы стали союзниками. По словам
    грузинской летописи, в этом была немалая заслуга грузинского

    28

    царя Давида IV, которому удалось в 1118 г. «помирить овсов (алан)
    и кипчаков». Как указывают персидские и другие источники, аланы
    и кипчаки неоднократно заключали между собой военные согла-
    шения.
    Помимо грузинских и персидских источников сведения о кип-
    чаках имеются в русских летописях — «Повести Временных лет»,
    «Сказании о пленном половчанине» (в Киево-Печерском Патерике,
    конец XI в.). О кипчаках пишет Константин Багрянородный —
    X в. («Об управлении государством»).
    И, наконец, ценнейшим источником для изучения кипчаков
    является Кодекс Куманикус. Этот труд написан в XIII в. италь-
    янцем, жившим в крымском городе Солхате (Старый Крым), при-
    надлежавшем тогда кипчакам. В нем содержатся записанные
    итальянскими и немецкими монахами образцы кипчакских текстов,
    некоторые фольклорные записи и, самое главное — кипчакско-
    персидско-латинский словарь, содержащий 1560 слов.
    В настоящее время известны и археологические памятники кип-
    чаков — подкурганные захоронения и каменные бабы.
    С середины XI в. и до 1223 г. кипчаки стали хозяевами юж-
    норусских степей.
    Уже во второй половине XI в. кипчаки захватили все про-
    странство от Урала до западных пределов Украины. В XII в. кип-
    чакская земля («Дешт-и Кипчак») делилась на Белую и Черную
    Куманию. Белая, или Западная, Кумания объединила приднеп-
    ровские и приднестровские племена. Центром Черной Кумани был
    Северный Донец. В Черную Куманию входили Нижняя Волга,
    Посулье, Поморье, Придонье, Крым (Сурож, Корсунь), Тамань
    (Тмутаракань) и Предкавказье.
    В состав кипчакского племенного союза входили не только
    сами кипчаки, но и остатки хазар, печенеги и другие тюркоязычные
    племена, жившие в Предкавказье и на Украине до прихода кипчаков.
    Кипчаки были кочевниками-скотоводами. Они разводили овец,
    быков, коней, верблюдов. С середины XII в. кипчаки стали пе-
    реходить к оседлому образу жизни. Этому процессу способствовало
    соседство таких оседлых земледельческих народов. В Кодекс Куманикус есть термин «плуг».
    Кипчаки выращивали просо, пшеницу, дыни, арбузы, лук, чес-
    нок. Все эти названия есть в Кодекс Куманикус. Любопытно, что
    арбуз называется по-кипчакски jcoe>>«, отсюда — украинское кавун.
    Пища в основном была мясная — свежая или вяленая баранина,
    говядина, конина. Но уже употреблялся в пищу печеный хлеб. В
    Кодекс Куманикус есть слова пекарь, тесто, лопата
    http://real-alania.narod.ru/alanialand/history/A1/kipchak.htm

  43. Аноним says:

    и почему ты аноним без ника, похвалить тебя хотел, получится что себя похвалю)

  44. Аноним says:

    ну и что мы,или наши предки были сильными ,ну и что нам от этого какой толк,лично от этого мне не холодного не жарко,от этого моя жизнь не улучиться

  45. Аноним says:

    Надо быть хоть немного достойным своих предков, а они у тебя есть и этого совсем немало

  46. Шол says:

    У тувинцев есть число ЧАНГЫС в переводе один или единственный и есть род Иргит это меркиты и есть т.е мать Чингиза Меркитка

  47. смиренный says:

    мне стыдно что у казахов такой кровавый потомок.

  48. Аноним says:

    смиренный
    _______

    Стыдно-это когда видно, ну, а на нет, как говорится, и суда нет. Смирись и не ропщи, вот как раз на этот случай и пословица хорошая есть,-«мал золотник, да дорог»

  49. казеке says:

    С высоты 21 века все средневековые правители кажутся кровавыми. Чингисхан подверг геноциду сибирских татар, Грозный потопил в крови Казань и Астрахань, Святослав уничтожил цивилизацию хазар, прекрасная Изабелла стерла с лица земли андалузов-араби. А чем лучше любимец России -Суворов, убивший 90% ногайцев? Или Ермолов, которым чеченцы до сих пор пугают детей, или Сталин( и его протеже типа Голощекиных и Петровских), уничтоживших 7 миллионов(из 25) украинцев и 2 миллиона(из 5) казахов???

  50. сирак says:

    Чингисхан-написано на русском языке. Разделить на три слова (Чин)-(гис)-(хан) и произнести на казахском языке. Получим (и правда)(птицы)(кровь),так как(Каз)-(ак)означает (Гусь)-(Белый)священная птица в древнем Египте. Так же посмотрите видео «Астраханский край-Родина египтян»…

  51. Ерсайын says:

    Шыңқысхан -«Шыңдай биік, қыстай қаһарлы хан»-деген сөзден шыққан

  52. Адилжон says:

    Он был уйгур

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.