30 мая, 2014 Комментарии к записи Дастан Ельдесов. Патриарх исторической памяти народа (Продолжение. Начало altyn-orda.kz, 29.05.2014) отключены

Дастан Ельдесов. Патриарх исторической памяти народа (Продолжение. Начало altyn-orda.kz, 29.05.2014)

дастанКак «принято» в Казахстане, титанический труд Есенберлина не был оценен: с написанием романа «Хан Кене» началась настоящая травля. В случае с писателем зримо проявилась пресловутая черта народа, которую клеймил в свое время Абай – зависть к неординарным личностям, нежелание оценить и поддержать талантливых, умных своих сыновей. К сожалению, эта черта жива и в наше время – за последние десятилетия у нас не появились новые Ауэзовы, Сатпаевы, Маргуланы, Есенберлины…Долгожданный успех: эффект взорвавшейся бомбы Как человек трудной судьбы, Есенберлин долго шел к своему призванию – неистребимому желанию писать большие вещи на исторические темы. Это было такое страстное желание, которое было лишь временно приглушено трудными и вполне объяснимыми жизненными обстоятельствами.Ни учеба в Горно-металлургическом институте и полученная престижная профессия, ни война и полученное тяжелое ранение, ни строительство Каракумского канала, куда он был отправлен по надуманному приговору суда, не заглушили это призвание.Конечно, писать стихи Ильяс стал еще в юном возрасте. Но писать стихи свойственно многим молодым людям – скорее это можно назвать увлечением, чем призванием, которое проходило с возрастом.У Ильяса же это было не мимолетное увлечение – ряд его стихотворений положены на музыку, его песни звучали в нескольких фильмах, вышло несколько поэтических сборников, он писал и поэмы. Есенберлин написал десятки сценариев для фильмов и спектаклей. Но …это были лишь этапы пути к его уникальному призванию, к которому он шел долго и трудно. Присущая Есенберлину большая ответственность и глубокое уважение к писательству до поры до времени сдерживали его к переходу к большому литературному жанру – историческому роману.К тому же его будущий кропотливый труд требовал огромных знаний, глубинного осмысления исторических событий и лиц, аналитического и системного подхода, способности компоновать большие исторические пласты из множества деталей, умения выстраивать многочисленные неповторимые сюжетные линии, не говоря о выработке соответствующего богатого и образного литературного языка.Сам писатель вспоминал: «Задумал трилогию «Кочевники» я еще в 1945 году. В 1960 году приступил к работе над тремя романами. Причина такой затяжной подготовки проста: исторический материал требует усидчивости и предельной пунктуальности автора».Он искал архивные материалы, трудился не щадя сил, работал по 12 часов в сутки. Его удивительная работоспособность позволила написать ему большое количество книг, около 40 сценариев к фильмам, столько же пьес, отредактировать огромное количество книг. Помимо этого он очень любил и хорошо знал казахский фольклор, с удовольствием читал мировую классику. Он с огромной любовью рисовал, особенно лошадей, считая их самыми грациозными существами на земле. Был очень одаренным человеком, хотя довольно скромно оценивал свои способности.И его наработанный за десятилетия поэтический, сценарный, драматургический, редакторский опыт был основой феномена писателя Есенберлина, когда он в зрелом (можно сказать, пожилом) возрасте почти каждый год писал по одному роману!Конечно, дело не в количестве романов (хотя оно тоже впечатляет), а в их тематике и мастерстве передачи ее. Первый крупный роман Ильяса Есенберлина «Хан Кене» (1969) имел эффект взорвавшейся бомбы: не успела выйти книга, как читатели вмиг ее разобрали.Вначале многие казахские писатели не понимали, что Есенберлин – крупный писатель. Не хотели принимать его даже за среднего писателя. А главное, не смогли простить за то, что он так быстро и «легко» стал в народе автором, чьи исторические романы люди читали запоем, действительно полюбили.Это был на самом деле уникальный случай, когда за один год автор стал не только известным писателем, но и надолго приковал к роману и себе всеобщее внимание. До Есенберлина считалось преступлением не то что написание подобной книги – даже упоминание данной темы. А для него как будто не было безжалостного наказания Ермухана Бекмаханова за его исторический труд «Казахстан в 20-40-е годы ХIХ в.» об освободительной борьбе Кенесары Касымова против царизма, за что историк был осужден в конце 1952 года.Участь патриарха в жерновах травлиКак «принято» в Казахстане, его титанический писательский труд не был оценен: с написанием романа «Хан Кене» началась настоящая травля писателя. У других писателей не хватило ни таланта, ни смелости освоить столь опасную и глобальную эпическую тему казахской литературы – историческую. Ведь Есенберлин оказался не просто храбрым, но и удачливым, талантливым первопроходцем.За это его ненавидели. Данный факт не рассматривали как гражданский подвиг. Напротив, нашли крамолу: недостатки, восхваление прошлого националистом, пропаганда чуждой идеологии от его ущербного сознания, политическая близорукость, идейная незрелость, ограниченность кругозора. Об этом писали многочисленные статьи, а ему говорили прямо в лицо!Теперь имя Есенберлина стало притчей во языцах: его ведь не только хвалили, но везде ругали, ставили подножки, старались унизить, обивали пороги всевозможных высоких кабинетов и клеветали, как могли. Главное обвинение: его исторические романы – чуждые нам вещи, опасное произведение с ностальгией по проклятому прошлому. Требовали запрета. Конечно, Ильяс Есенберлин яростно защищал свои романы, свое видение истории, но его защита тонула в людском болоте зависти, непонимания и травли.Это были не кремлевские гонения за национализм и «восхваление ханской власти». Нет. Это были наши доморощенные критики в лице писателей во главе с Сабитом Мукановым и идеологическим отделом ЦК КП Казахстана. Смешно сказать, но их раздражало не только успех романов писателя, но и огромные тиражи.Вот что сказал Муканов: «Есенберлин так лихо издает свои книги, я даже не успеваю их прочесть. «Хан Кене» прочитал на русском языке. Перекликается с трудами М. Ауэзова. Кенесары Касымов – человек, разоблаченный в Союзном масштабе. Постановление ЦК КПСС о нем по сей день не утратило свою силу. Я удивляюсь, почему после всего этого, каким-то образом роман увидел свет. В истории не было двух Кенесары. Всего один. В таком случае, почему ЦК КП Казахстана разрешает издание этой книги? Его деяния, поступки были чуждыми для России, против нее. Народ с упоением читает эту книгу. Многие граждане, особенно студенты, уже поднимают националистические лозунги. Почему мы спокойно сидим и позволяем возвеличивать этих ханов?».Несмотря ни на что, в 1971 и 1973 годах выходит продолжение темы: два других романа «Заговоренный меч» и «Отчаяние», составившие историческую трилогию «Кочевники», охватывающую события в казахской степи с XV по середину XIX века: формирование казахского народа, сложные взаимоотношения с Джунгарией, Китаем, Хивой, Бухарой, Российской империей.Если бы не заступничество партийного деятеля Асанбая Аскарова – он своевременно встал на защиту чести и достоинства книги и автора, то исторической тематике в казахской литературе пришел бы конец.«И пожертвовали этой же самой историей, пригвоздя ее к позорному столбу. Чтобы унизить Есенберлина, они раздавали ложные оценки нашей прошлой жизни, важным ключевым моментам собственной истории. Чтобы остановить Есенберлина, они отреклись от себя и посягали на святое понятие – Родина. За что нас уважать после этого?» - то, что подобный коллаборационизм отдельных наших литераторов губителен для истории и народа, осознал и признал открыто лишь Аскаров.В 1973 году роман «Хан Кене» Есенберлина был выдвинут на Государственную премию СССР. Опять скандал. Моментально в Москву пошли анонимки, подпольные письма. Туда отправляли сведения, статьи, мнения в качестве вещественного доказательства о вредности книги, пропагандирующей национализм. Честно говоря, наш ЦК, идеологический отдел не хотел, чтобы Ильяс получал эту премию. Поэтому от нас не было ходатайства - просьбы отделу культуры ЦК КПСС и первому секретарю СП СССР Г. Маркову. Без поддержки республики Москва такие вопросы положительно никогда не решала. И до этого книга Есенберлина «Опасная переправа» была выдвинута на Госпремию СССР и тоже потерпела фиаско. Этот поистине крупномасштабный писатель мог стать гордостью любого народа, а мы сообща внесли свой вклад в подрыв его здоровья и, в конечном итоге, в сокращение его жизни. Мы на самом деле его добили. И он, перенося инфаркт на ногах, умер от разрыва сердца, защищая свою «Золотую Орду» в Москве» (История травли Ильяса Есенберлина).Умер выдающийся художник слова в Алма-Ате 5 октября 1983 года от разрыва сердца. Как отмечали его близкие друзья, писатель «надорвался».Феноменальный сплав писателя и историкаНадо ли говорить, что историческая наука в советское время была идеологизирована, политизирована и строго дозирована. Дело доходило до того, что некоторые исторические источники были или недоступны для изучения, или критиковались с современных позиций, или даже пересматривались.Профессиональные историки, особенно в национальных республиках, не могли выйти за строго очерченные рамки официальной науки. История казахской Степи ранее середины XVIII века была мало изучена; историки не могли в полной мере использовать казахские народные сказания, легенды, предания, в целом устные источники.В то же время в обществе ощущалась огромная потребность в знании истории казахского народа, в том числе в более ранние периоды.Эту массовую потребность народа неожиданно в известной мере удовлетворил малоизвестный автор, в котором органично сочетались редкий талант писателя, исследователя, историка, знатока устного народного творчества. Потом были еще романы «Прикрой своим щитом» (1974) − о первоцелинниках, «Золотые кони просыпаются» (1976), «Мангистауский фронт», «Завещание» (оба − 1978), «Дальние острова» (1983), «Праздник любви» и «Радость белых лебедей» (оба − 1984). В 1979-1983 гг. писатель пишет трилогию «Золотая Орда», состоящую из романов «Шестиглавый Айдахар», «Шесть голов Айдахара» и «Гибель Айдахара», повествующую об истоках казахской нации.Книга из трех романов под общим названием «Лодка, переплывшая океан», в которой повествуется о нравах казахской интеллигенции, долго не издавалась и вышла, как и ряд других, только после смерти писателя.Поэтому неудивительно, что писатель Есенберлин опередил профессиональных историков Казахстана в целостной и объективной исторической картине казахской Степи, и его оценка многих исторических личностей и событий, несмотря на железную хватку советской идеологии, оказалась авторитетной.«Нельзя забывать, что именно И. Есенберлину мы обязаны возвращением к нам славных имен выдающихся деятелей казахского народа. Например, в 1990 году депутаты города Балхаша не соглашались присвоить одной из центральных улиц имя Агыбай-батыра. Тогда председатель гор­совета открыл роман «Хан Кене», и вопрос тут же был решен положительно» (Ахмет Дюсенбаев).Известно, что на Западе до недавнего времени было принято считать культуру, экономику, жизнь кочевников чуть ли не первобытным варварством. Ильяс Есенберлин с помощью своих романов на основе многочисленных исторических источников сумел отчасти переломить такую оценку: ознакомившись с произведениями писателя, многие историки и писатели пересмотрели свои взгляды.Глубоко осмыслив пройденный кочевниками путь, писатель внес свой важный творческий вклад в жанр исторического романа. Богатейшее эпическое наследие казахов, искрометные изречения акынов древности оставили за собой зияющий провал – неестественную и от того страшную пустоту в прошлом воистину талантливого народа. Ведь должны же быть наследники и продолжатели этой великой культуры! Но творцы казарменного социализма обнесли ее стеной беспамятства и бездарности. И чтобы воспрянуть гордому духу наследников Золотой Орды, нужны были скромные титаны духа, к которым относится Ильяс Есенберлин, патриарх исторической памяти народа.Недаром в его романах часто встречаются образы не только из устного народного творчества, но даже позабытые народом тотемные символы, древние традиции, охотничьи тайны.Например, в романе «Отчаяние» есть описание тактики ведения степной войны: «Тактика волчьи стаи, готовящейся к охоте на оленей, всегда присуща таким войнам, к которой готовился контайчи Сыбан Раптан… Одни должны были пугать свою жертву, другие – гнать ее в сторону приготовившейся засады, третьи – загнать до изнеможения, четвертые – впиться в горло…».Трагическая «насмешка» истории состоит в том, что с образами волков исторически ассоциировались предки казахов – древние тюрки с их легендарной прародительницей Волчицей. Теперь же джунгары – волки, а их враги – овцы.Парадоксально, но степные каганы своим могуществом были обязаны этим сильным, неутомимым, умным и бесстрашным хищникам. Прирожденные охотники, тюрки досконально изучили повадки вечных властителей животного мира Степи, в небольшой стае которых роли всех ее членов точно распределены.Немногочисленная армия тюркских каганов с четкой иерархией и жесткой дисциплиной копировала социально очерченную волчью стаю с ее железной субординацией во главе с вожаком. За волчьи качества гвардию кагана называли «бури» (волки). Это не просто название, это образ жизни. Уподобление волкам моделировало мощный физический облик воинов, развивало в них выносливость, силу, бесстрашие, ибо тюрки – волки, враги – овцы.«Поэт и горный инженер, И.Есенберлин прозой стал заниматься довольно поздно, но за свою не очень долгую жизнь успел оставить 15 романов. Его книги переведены на 30 языков мира и вышли общим тиражом почти девять миллионов! По прогнозам литературных критиков, произведения И.Есенберлина будут переиздаваться снова и снова и никогда не утратят свою притягательную силу» (Ахмет Дюсенбаев).В 2015 году в Казахстане будет отмечаться столетие со дня рождения выдающегося писателя Ильяса Есенберлина. Его произведения вошли в золотой фонд казахской литературы и являются национальным достоянием.Произведения Есенберлина до сих пор не получили должной оценки, о жизни и творчестве писателя написано мало. Он первым из казахстанских писателей обратился к опасной и сложной теме: художественному осмыслению истории кочевников, борьбы казахского народа за национальную независимость и обретение государственности. И это в пору социалистического реализма, жесткой цензуры и тоталитаризма!Ныне есть возможность оглянуться назад и оценить творчество писателя в контексте современного осмысления «народа в потоке истории». В 2005 году по мотивам третьего романа трилогии «Кочевники» Казахстаном и Францией был снят фильм «Кочевник». К сожалению, фильм не передал духа романа Есенберлина.Лучше всех раскрыл феномен романа «Хан Кене» (и других романов) сам автор: «Когда писатель долго занимается историческим исследованием далеких времен, то люди и события прошлого сами собой материализуются в его сознании. И он видит за всем этим только человека. Так произошло и со мной… Такую книгу невозможно писать, не пропуская боль и страдания своих литературных героев через свое сердце, свою душу, так как содержание книги не абстрактное, не выдуманные грезы писателя, а реальные люди и события».Дастан ЕЛЬДЕСОВd.eldesov@mail.ru 

Комментирование закрыто.

2025d523818cd5cb