02 декабря, 2014 Комментарии к записи Дастан ЕЛЬДЕСОВ. Идеи «Алаша», Желтоксан и Независимость отключены

Дастан ЕЛЬДЕСОВ. Идеи «Алаша», Желтоксан и Независимость

SgKujTt6QpkВысокий национальный дух позволил казахскому народу не потерять себя и сохранить свою землю – он пронес дух свободолюбия через века. В начале ХХ века появилась целая плеяда деятелей казахского народа, получивших блестящее образование и обладавших широким кругозором, создавших первое национальное правительство «Алаш». Тогда была заложена основа казахской политической идеи.Идеи «Алаша» подняли ЖелтоксанГлавной целью нашей государственности необходимо признать защиту национальных интересов и реализацию национальных идей. В новейшей истории наиболее выпукло эти интересы и идеи впервые были выражены в политических программных документах движения «Алаш». Оно ставило своей целью постепенную адаптацию казахского общества к современным реалиям на основе разумного сочетания национальных традиций с лучшими достижениями цивилизации на основе автономной казахской государственности.Эти идеи движения «Алаш» были актуальны не только в царское и советское время. Они актуальны и в наше время – в эпоху глобализации, ведущей к усилению международного взаимодействия, преодолению рамок нацио­нальных государств, расширению различных наднациональных и надгосударственных структур, в частности в рамках Евразийского союза.Например, модернизация экономики, правовой базы, равноправие, согласие и мир. Это культурный прогресс нации, привлечение широких масс к политическим процессам путем включения в представительные органы, общественные структуры.Лидеры Алашского движения высоко подняли самосознание народа, выдвинули идеи национального освобождения, провели последовательный курс на защиту национальных интересов казахского народа.Ярким взлетом казахского духа и проявлением национального самосознания было героическое выступление казахской молодежи против могущественной советской империи в декабре 1986 года.Молодежь вышла на площадь по зову сердца. Основную часть демонстрантов составила аульная молодежь после казахской школы. Достаточно было одного слова призыва, одной искорки, чтобы она вышла на улицу, увлекая за собой остальную молодежь. И в этом мгновенном социальном всплеске вылилось годами, десятилетиями униженное положение коренного населения, прежде всего в сельской местности, униженное положение казахского языка, культуры, обычаев, укрепленное подспудным знанием величайшей трагедии 30-х годов. (Лишь единицы из сельских жителей не слышали от родителей о страшном голодоморе.) Особенно это положение усиливалось в контрасте в благополучном Алматы, где коренное население составляло всего около 17% и занятия в вузах в основном шли на русском языке.Преемственность идей «Алаша» наблюдалось отчасти в советское время. В наше время она проявляется в деятельности национальной интеллигенции по возрождению духовно-культурного наследия, историков по исследованию и популяризации наследия «Алаша».                             Молодежь поднимает идеи АлашаВпечатляющий и ощутимый вклад в этом отношении – это учрежденный партией «Ак жол» ежегодный общенациональный конкурс «XXI ғасырдағы Алаштың Ақ жолы» («Светлый путь Алаша в XXI веке»), посвященный изучению наследия движения «Алаш», актуальности взглядов «алашевцев» на социально-экономическое развитие страны.Примечательно, что в конкурсе принимают участие студенты и молодые ученые:   приглашаются соискатели в возрасте от 18 до 35 лет, проявляющие интерес к наследию Алаша, занимающиеся научными исследованиями и публицистикой по указанной теме. В итоге конкурс выявил популярность идей «Алаша» среди молодежи, что показывает в целом актуальность этой тематики в нашем обществе.Такие темы, как «Преемственность идей движения «Алаш» в государственном строительстве, демократических ценностях и выборе европейского вектора в развитиясовременного Казахстана», «Актуальность экономических воззренийи проблем социальной модернизацииобщества в работах лидеров движения «Алаш» и развитие этих идей в современном Казахстане» и др., попали на благодатную исследовательскую почву молодых ученых. Они востребованы и актуальны в наше время, потому что многие документы в советское время были недоступны, их изучение было под запретом.Призовой фонд конкурса тоже солидный и составляет 3 млн тенге для следующих премий: для лауреатов 1 этапа (10 лучших письменных работ по 4 номинациям) – по 25 тысяч, для победителей 2 этапа (2 лучших претендента по 4 номинациям) – по 100 тысяч тенге, для победителей 3 этапа по каждой номинации – по 250 тысяч тенге.Следует отметить, что работа по изучению наследия не ограничена только этим конкурсом. Например, при финансовом содействии партии «Ак жол» была организована научная экспедиция наших ученых в Омск, чтобы поработать с документами и артефактами в музеях и архивах города. Предварительные итоги этой поездки в виде статей были опубликованы в СМИ.DOQjlL33Qlw53uLTaV49l10GGe8SGTЭтот конкурс и другие инициативы «Ак жола» показывают серьезный потенциал партии по изучению и пропаганде наследия «Алаш». Статьи, заметки, эссе, лирические произведения, выступления по наследию «Алаша» вышли в свет в книге «XXI-ғасырдағы Алаштың Ақ жолы» (Астана – 2014 ж.), где также опубликованы статьи победителей прошлогоднего конкурса.В книге много новой информации. Например, найдена музыкальная драма «Мұрат үшін майдан» арестованного в 1936 году Мухтызара Титакулы. Об авторе совсем мало информации. Действия драмы разворачиваются в 1918 году в городе Семей и повествуется о событиях того времени; действующие лица – многие видные деятели «Алаша». Пьеса найдена в архивах города Семей Айдыном Ырысбекулы и подготовлена им к печати. Часть пьесы опубликована в книге «XXI-ғасырдағы Алаштың Ақ жолы».                          Национальная идея «тектілік»15 ноября в Национальной библиотеке РК прошла научная конференция по подведению итогов 2 этапаконкурса «XXI ғасырдағы Алаштың Ақ жолы» за этот год. Были проведены очные дебаты победителей 1-го этапа. В ходе дебатов претенденты по каждой номинации выступили с защитой своей работы, ответили на вопросы, участвовали в обсуждении других докладов. По итогам дебатов по каждой номинации отобрали по 2 претендента для участия в финальной стадии – в 3 этапе конкурса.В составе научной комиссии были ученые: Султан Хан Аккулы, PhD, директор НИИ «Алаш» ЕНУ им. Л.Гумилева (председатель комиссии),Светлана Смагулова, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Института историии этнологии имени Ш.Уалиханова, Кайдар Алдажуманов, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник этого же Института.Участники конкурса – с разных регионов страны, некоторые из них работали с архивными материалами областных центров. Тематика конкурса разнообразная, ибо наличие 4 номинаций давало такую возможность. Докладчиков много – преподаватели, магистранты, студенты, журналисты и т.д., темы разные, общий уровень исследований высокий, поэтому встречались не только оригинальные осмысления каких-либо исторических фактов, но и неожиданные предложения. Например, студент 2 курса Евразийского университета Нуржан Болатулы сделал предложение: резиденция президента называется «Ак Орда», в память правительства движения «Алаш» можно вместо «Үкімет үйі» (Дом правительства) назвать «Алаш Орда».Абдул Рахманулы, прошедший в финал конкурса, в своем докладе о национальной идеологии движения «Алаш» ввел понятие «тектілік», которое переводится как «родовитость, знатность», однако оно шире и глубже русского эквивалента. Это не просто родовитость, знание своей родословной, но и знание древней истории своего рода, своего народа, уходящей вглубь веков, зафиксированной в древней рунической письменности. В свое время «Ақ сүйек» («Белая кость», «аристократия духа») несли идеи «тектілік» Алаша, которым подчинялись все: и бедные, и богатые, и молодые, и старые. Это была национальная идея, которую необходимо возрождать ныне.Ержан Шагимолдин, учитель Назарбаев интеллектуальной школы г. Астана, в своем докладе о развитии деятелями «Алаша» основ экономики отметил, что они подходили на основе тщательного научного анализа хозяйства казахов. В частности, Алихан Букейхан выявил невыгодность для Степи экономическую интеграцию с Россией. Если исторически казах-середняк имел около 20 лошадей и середняков было много, то в период тесной интеграции выяснилось, что середняков осталось 20 %, а богатых – 8 %. И это было показателем обеднения казахов. Бокейхан, Тынышбай, Дулатулы, Асылбек и другие были видными экономистами того времени. Они предложили идею кооперации для развития экономики, улучшения породности домашнего скота, создания условий для появления национальной буржуазии. Вожди «Алаша» уже в то время продвигали идею местного самоуправления. В триаде обязанностей местной власти – образования, здравоохранения и хозяйства – особое место уделяли способности и возможности местной власти самим решать экономические проблемы.Идеи «Алаша» и современность  Конечно, феномен «Алаша» многогранен, охватить все стороны которого крайне трудно в одном исследовании. Как отметил один из докладчиков, Маралбек Базылбеков, многие инициативы, проекты, идеи зародились в многочисленных общественных объединениях, кружках, в которых появлялись и крепли сами деятели «Алаша». Самоорганизация, стремление жить и работать на благо общества было на высоком уровне, поэтому и появились казахские меценаты, которые поддержали многие проекты, будь это финансирование зарождающей армии, выпуск печатной продукции или помощь политическим деятелям. Проблема самоорганизации, общественных объединений актуальна и в наше время, когда молодежь уходит в религиозные секты.В своем выступлении председатель партии «Ак жол» Азат Перуашев отметил: «Идея проводить такие конференции и конкурсы среди молодежи показывает правильность и своевременность этого решения. Взгляды, интересы молодежи отличаются новизной. Наша партия, хотя уважает и придерживается ценностей «Алаш», не является фондом для исторических исследований или Советом историков. Тем не менее, для нас важна практическая сторона этих мероприятий – недаром конкурс назвали «Светлый путь Алаша в XXI веке». Нам важно не только уважение и почитание деятелей «Алаша», но и претворение в современную жизнь их идей, начинаний, ценностей. В выступлениях нашей молодежи я проследил такую тенденцию, такую цель – это очень верно и правильно. И основная наша задача – привлекать наших современников к ценностям, принципам «Алаша», его духу и идеям. Думаю, что мы добились начальных целей и будем работать в этом направлении» (перевод с казахского – Д.Е.).SAM_7079В самом деле, многие современные проблемы государственности, экономики, культуры, языка, традиций имеют корни и объяснения в эпохе «Алаша». Деятелями «Алаш Орды» были научно обоснованы основы государственности, экономики, национальной культуры и языка, на исторических фактах обоснованы и отстояны границы республики, определен вектор общего развития страны и т.д. Поэтому идеалы и идейная платформа современного казахского патриотизма те же, что и сто лет назад в программных документах партии «Алаш Орда».В этом отношении многое сделал председатель комиссии 2 этапа конкурса «XXI ғасырдағы Алаштың Ақ жолы» Султан Хан Аккулы. В своих исследованиях он показал, что вождь движения «Алаш» Алихан Букейхан провел колоссальную политическую, законотворческую, научную работу, чтобы сохранить земли казахов, заложить основы автономной государственности казахов, регулярной армии, развития сельского хозяйства и т.д. Несомненно, в эпоху глобализации эти идеи и начинания имеют непреходящую ценность.В целом казахская идея сегодня сводится к проблеме выживания казахской нации в условиях глобализации современного мира, достижения конкурентоспособности нации, государства.d.eldesov@mail.ru      

Комментирование закрыто.

2025d523818cd5cb