ЛоготиПо Л.Гумилеву, многие этносы-химеры исчезли из-за распада этнической системы: «Химерические целостности всегда составлены из разных людей, отколовшихся от своих этносов, и характеризуются неприятием действительности, разрушением этнического стереотипа, отрицанием любых традиции и заменой их постоянно обновляемой «новизной». Следовательно, у химеры нет отечества».

Вакуум порождает духовную химеру

Зимой этого года произошло долгожданное «наступление» на идеологическом фронте страны. 22 февраля на встрече с руководителями отечественных СМИ госсекретарь Марат Тажин признал слабость государственных СМИ: «Государственные СМИ должны выполнять пропагандистскую функцию, но подменять реальную работу вот этим поверхностным пропагандистским «ура-ура!» надо прекращать! Иначе никакого индекса доверия, никакой читабельности не будет. Давайте уже остановим этот процесс! Дошло до того, что у нас в рамках госзаказа на некоторых каналах выпускаются передачи с нулевыми рейтингами. Я считаю, что это крайне расточительное отношение к деньгам налогоплательщиков, которые попросту выбрасываются в топку», – заявил он. Попробуем рассмотреть, что кроется за линией фронта.

Это давно назревшая проблема, которая дошла до известного анекдота: «я хочу жить в той стране, которую показывают по «Хабару». Даже в советское время практиковалась критика и самокритика в партийной прессе. Госсекретарь говорил о пропаганде, что является частью идеологической практики, которая за годы независимости не обрела ясные контуры и наполнение.

Химеры

С разрушением социалистических устоев была выброшена на свалку и коммунистическая идеология, в которой немалую часть составляли общечеловеческие ценности: развитие духовной культуры, высокой нравственности разносторонне развитой личности, чувства патриотизма и другие. Взамен идеологи разрушения не предложили ничего нового и позитивного. Следует отметить, коммунистическая идеология в СССР играла огромную роль: многое научно и последовательно объясняла в области политики, экономики, культуры, науки, этики и т.д.

В первые годы независимости в создавшийся идеологический вакуум хлынула западная информация не самого лучшего содержания, порой явно провокационного характера. Как сказал Мухтар Шаханов, вместо цивилизации мы подключились к канализации. Одним из первых проявлений «демократической свободы» стали демонстрации эротических, порнографических фильмов, американских боевиков, фильмов ужасов в кинотеатрах, киносалонах и распространение «желтой» прессы с объявлениями о сексуальных услугах по принципу «есть спрос – есть предложение». В экономике стали преобладать нравы и психология «дикого капитализма» – обогащайся любым способом, кто как может.

Были настежь открыты двери для религиозных организаций и миссионеров – их встречали как «спасителей душ», носителей духовной истины. Неудивительно, что в такой ситуации в сознание народа стали усиленно внедрять религиозность, в том числе экстремистского толка, идеологию сектантства, всевозможную астрологию, мистику, а также потребительскую психологию. Это незамедлительно дало свои «плоды»: книжные полки магазинов заполнены разнообразной неместной религиозной, эзотерической литературой, представители разных религиозных организаций на улице предлагали бесплатные журналы, брошюры, книги, приглашали на свои собрания. Создались благоприятные условия для появления духовной химеры, в которую окунулась молодежь, не знающая своих традиций, культуры, языка. Люди становились иеговистами, кришнаитами, салафитами, саентологами и т.д., но не гражданами своей страны, отказываясь от службы в армии, от учебы в вузах, работы в государственных органах, не признавая власть, ее атрибутов, праздников и т.д.

Тюрки

В итоге у нас появились поколения, «унесенные ветром» переходного периода, в котором не были определены идеологические ориентиры, была утрачена общая цель, объединяющая и собирающая нацию в единое целое, утрачена осмысленность жизни, экзистенциальный мир человека замкнулся в себе. Потенциальные писатели, поэты, художники погибли в духовном вакууме, в обществе потребления, бесцельности, бесполезности. Оказалось, не все действительное – разумно, и не все разумное – действительно.

Многие нынешние беды, которые обрушились на нашу страну в последние годы в виде небывалой коррупции, хищений, экстремизма, терроризма, роста преступности, проституции, суицида, социальных конфликтов и т.д., в немалой степени появились на волне нравственной, духовной личностной деградации. Бегство многочисленных крупных чиновников, банкиров с огромными суммами денег, имуществом за границу явилось следствием многих причин экономического, социального, криминального, идеологического характера.

Недаром наша страна  переживает кризис государственности из-за отсутствия идеалов, идеологии и патриотизма: коррумпированным чиновникам очень трудно говорить о честности, нравственности, любви к родине, их мысли заняты своим обогащением и карьерой, а не высокими ценностями и интересами страны, поэтому работают без должного патриотизма. От этого слабеет не только государственная идеология, но и самочувствие общества, отстает экономическое развитие страны, будущее народа покрыто «химерой». Тотальное бескультурье снижает конкурентоспособность республики и даже угрожает национальной безопасности.

        Экзистенциальный кризис: когда появится национальная мечта?

Если произвести опрос казахстанцев о сути государственной идеологии, то наверняка многие затруднились бы ответить на такой вопрос. Надо признать, что в Казахстане до сих пор государственная идеология слаба, не определены национальные ориентиры, хотя есть немалые наработки, огромная база для формирования идеологического каркаса общества: отказ от ядерного оружия, международная миролюбивая политика государства, межэтническое согласие, отсутствие больших социальных потрясений, казахский менталитет, гостеприимство и многое другое. Ведь идеология обосновывает основные векторы развития государства, национальные ориентиры и социальную стабильность в обществе.

В советское время нередко даже экономические лозунги и программы – «Даешь электрификацию всей страны!», «Даешь тяжелую индустрию!», «Даешь социалистическую индустриализацию!», стахановское движение и т.д. – выполняли идеологическую функцию. Несмотря на провал некоторых экономических проектов выполнение многих пятилетних планов, реальный рост экономики и благосостояния населения в Советском Союзе способствовали доверию коммунистической идеологии и пропаганде.

За годы независимости в Казахстане были инициированы многие экономические программы, проекты, однако советская практика пропагандистских лозунгов не прижилась: большинство из нынешних проектов по различным причинам остались нереализованными, тем самым они потеряли и идеологическую составляющую и не могут быть лозунгами. По этой же причине некоторые политические инициативы и их пропаганда не смогли заменить государственную идеологию.

В Казахстане гуманитарная наука имеет низкий социальный статус и положение, ее невостребованность говорит об игнорировании духовной сферы нашего общества. По этой причине философы, культурологи, политологи, социологи не могут выполнить свою социальную функцию. Государство пошло по непродуманному пути: отдало идеологию на «откуп» религиозным институтам и организациям вплоть до введения предмета религиоведения в средней школе. Это недооценка мировоззренческих, научных, духовных аспектов формирования человека: все-таки основу реальной духовности составляет светское образование, наука, культура, искусство, светское воспитание.

Даже поверхностный анализ экономического рывка многих стран свидетельствует о том, что его двигателем была не религия. Идеологи в этих странах посредством образования, культуры, науки сумели выявить заложенный в народе скрытый потенциал, энергетику больших целей, и государство создало условия для их реализации. У нас же понастроено огромное количество мечетей, церквей, костелов, синагог, храмов вместо объектов культуры, а основным национальным двигателем стала …коррупция.

Ясное дело, что госсекретарь Марат Тажин, говоря о пропагандистской функции государственных СМИ, имел в виду государственную идеологию: как известно, не бывает идеологии без пропаганды. К тому же Марат Тажин поднял большую проблему поисков и прочтения источников по истории казахов за рубежом. 

В основе большинства идеологий лежит идея сильного государства и сильной нации. Идеология в любом государстве опирается на историческую базу того народа, который дал имя страны, является государствообразующим или преобладающим в политическом управлении. Это, так сказать, идеология истории, которая призвана поднять национальную гордость за прошлое своей родины. По этой причине многими государствами уделяется большое внимание исторической науке, археологии, чтобы найти больше фактов древней истории и культуры своего народа, обосновать более древнее его происхождение на данной территории.

А где «инженеры человеческих душ»?

И здесь в дело вступает популяризация идей сильного государства, сильной нации. Это не только очерки, статьи, монографии историков, политиков, публицистов. Огромную роль играет художественная литература, которая у нас находится в стагнации. Популяризацию идей надо понимать не в упрощенном виде, вроде того, как дать госзаказ писателям написать исторические романы, воспевающие героическое прошлое казахского народа. Ощутимое развитие литературы, культуры само по себе является показателем развитости страны, гордостью народа, что сказывается и на идеологии государства в целом. Крупное литературное произведение дает мощный толчок развитию духовной культуры, как «Тихий Дон» в Советском Союзе или «Путь Абая» в Казахстане.

Известное выражение «поэт в России – больше, чем поэт» справедливо и по отношению к Степи, где поэты-жырау в прошлом существенно влияли на государственную идеологию и на политику правителей. Несмотря на цензуру, в советское время была господготовка творческих кадров, госпрограмма поддержки культуры; писатели и поэты определяли общественное мнение.

Сейчас же у нас количество членов Союза писателей сократилось до минимума, ибо нет литературного процесса, начиная с государственной подготовки «инженеров человеческих душ» и кончая  толстыми журналами, литературной критикой и оплатой труда. Из творческих профессий труд пишущей братии наиболее низко оплачиваемый и даже неоплачиваемый, поэтому непродуктивный и неперспективный. Нет закрепленной законодательством системы оплаты такого труда, и как таковая не попадает ни в какие государственные документы и статистику. Писатель, поэт, драматург, критик опустился на самую низшую ступень творческой иерархии и занял незавидное место в общественной жизни.

Если раньше политическим идеям были подчинены остальные составляющие идеологии (эстетические, философские, нравственно-религиозные и т.д.), то в суверенном Казахстане, не мудрствуя лукаво, оставили большинство из них без материальной поддержки. Результаты такого отношения не заставили себя долго ждать. «Засилье» книжной продукции соседней страны порождает нехватку местного информационного продукта. Дело дошло до того, что о дефиците национальной идеологии заговорили специалисты, далекие от нее по роду деятельности, как экономисты и правоохранительные органы.

Искусство учит мыслить. Это краеугольный камень любого вида искусства. Без него казахстанцы будут искать мысль у разных Ронов Хаббардов, обещающих своим адептам повысить интеллект, достичь счастья, полной духовной свободы и даже бессмертия «правильным мышлением». Из-за вакуума духовной культуры молодые люди будут искать истину не у себя на родине, а в Саудовской Аравии, Индии, США, Египте, Европе, Пакистане и т.д. Великая мысль Сократа «познай самого себя» была заменена простейшим духовным поиском – ищи и усваивай истину у других, которая нередко оказывается обычной химерой.

Без развития литературы, культуры, гуманитарной науки идеологическая атака госсекретаря Марата Тажина не достигнет цели по всему периметру фронта в силу ограничения идеологии и пропаганды лишь государственными СМИ и историческими исследованиями. Ведь идеология определяется как комплекс идей и концепций, с помощью которого человек понимает общество, социальный порядок и самого себя в этом обществе и в мире. Идеология – это своеобразные общие ценности общества, которые выражают его чаяния и желаемые им представления о более совершенной и достойно организованной жизни. Наконец, идеология – это легитимизация экономической и политической системы современного общества, и как таковая должна влиять на экономику и политику. Ныне очевидна необходимость выработки единой системы ценностей, увенчанной национальной мечтой, национальной идеей.

Государственная программа «Культурное наследие» показала, что Казахстан имеет ресурсы для возрождения книгоиздательства. Но двойная игра по отношению к литературе, в частности, к художественной, не дает шансов популяризации результатов и этой программы.

Неопределенность идеологического ориентира страны зародила неопределенность общественной мысли, общественного развития. Общество, как в некоем запутанном лабиринте, движется в будущее без осмысленных больших целей, с нераскрытым потенциалом, без осознания своей роли и места в своей родине и в мировом контексте, так как мы все оказались заложниками идеологической ловушки.

Дастан ЕЛЬДЕСОВ

d.eldesov@mail.ru

 

каз

 

 

 

Рубрика: ,