30 сентября, 2016 Комментарии к записи Дастан ЕЛДЕС. «Религиозные войны» в Казахстане: дело идет к запрету салафитской идеологии отключены

Дастан ЕЛДЕС. «Религиозные войны» в Казахстане: дело идет к запрету салафитской идеологии

yeksПосле того, как один стрелок в Алматы всколыхнул всю страну, тема салафитов, тема экстремизма и терроризма вновь стала актуальной. Прозвучали призывы по ужесточению законов, касающихся религиозного экстремизма, распространения салафизма вплоть до его полного запрета на территории нашей республики. Проблему «религиозных войн» в Казахстане газета «Қазақ үні» поднимала еще в 2009 году, когда и не пахло религиозным экстремизмом: уже тогда было понятно, что религия религии – рознь, особенно религия другой страны.

Условия для цивилизационного разлома

В советское время это называлось идеологической войной, и все ее средства и технологии были досконально изучены. Хотя в то время был иной идеологический формат, но суть миссионерства, религиозной экспансии была достаточно известна.
Но после распада Союза наши идеологи начисто позабыли риски такой экспансии, приняли «самый демократичный» закон о религии от 1992 года и запустили в Казахстан религиозные организации всевозможных мастей, а вместе с ними и «идеологических диверсантов».
И началась война за умы наших граждан. Даже борьба Запада с «исламским терроризмом» не стала сигналом для пересмотра религиозного законодательства: в школах, кинотеатрах шли собрания Свидетелей Иеговы и др., молодежь отправлялась на учебу в зарубежные религиозные заведения и т.д. И зародилась мировоззренческая «каша» – необходимое условие для цивилизационного разлома.
Это было в русле плана «заговора»: построить в голове у каждого «калейдоскоп» (мозаичное сознание). В этом случае переворачивается с помощью информационного воздействия «картинка» и восприятие человека меняется. В итоге количество людей в Казахстане, способных думать и анализировать, стремительно сокращается и растет число «учеников», получающих информацию от священнослужителей, из религиозных источников и живущих по религиозным законам, а не по законам светского государства. По этой причине у нас допустили цивилизационный разлом.
Самое странное то, что все эти события создают впечатление дежавю: как будто это уже было и все повторяется. Ведь никто не отменял религиозные войны – они были и есть со времен появления религий, а после 11 сентября 2001 года мировым трендом стала борьба с «исламским терроризмом».

Разлом между «чистым» и «степным» исламом

Этому способствовала и политика государства – вместо библиотек, домов культуры, музеев, научных центров появились огромное число мечетей, церквей, храмов, синагог. Религиозность стала «модой» не только среди вчерашних атеистов, но и студенческой молодежи и школьников. Если в 1990 году религиозных организаций в Казахстане было 670, то в 2009 году их стало свыше 4200, т.е. 6-кратное их увеличение. На сегодня действуют около 3500 культовых сооружений, которых из около 2500 составляют мечети; общество клерикализуется. Поощряя строительство религиозных учреждений, мы сами способствуем экстремизму. Атеистическая пропаганда практически пропала, разъяснительная работа серьезно не ведется.
Правительство своими руками впустило «джина» из заморского сосуда в нашу светскую по Конституции страну и ныне не знает, как его загнать обратно. Ведь с помощью иностранных религиозных организаций можно вполне официально вести идеологическую и религиозную экспансию против идеологии светского государства.
Наши государственные мужи не обратили внимания и на всевозможные прогнозные книги, вроде «Столкновение цивилизаций», «Великая шахматная доска» и др. Не говоря о закулисье всевозможных сект, террористических организаций и т.д. Ведь некоторые из них создавались спецслужбами для определенных целей. За тем же «Талибаном» или «Аль-Каидой» в свое время стояло ЦРУ. ИГИЛ придерживается того течения ислама, которое в свое время Казахстан запустил в республику. По некоторым данным, ИГИЛ создано для раскола ислама и усиления позиций западных стран.
И за каждым религиозным верованием – свой Бог, своя истина. У салафитов – истина в Саудовской Аравии, Пакистане и т.д., у Ахмадийской общины – в Пакистане и Лондоне и т.д. И именем Бога совершаются преступления, войны, религиозными убеждениями оправдывается насилие.
В последние годы у нас появились явные признаки цивилизационного разлома: меняется не только одежда, но и свадебные, похоронные обряды, предпочтения в еде, отношение к музыке, искусству, образованию и т.д. Например, у Свидетелей Иеговы не только своя еда, но им не положено садиться за общий стол с «несвидетелями». У кришнаитов тоже своя отличительная кухня и т.д.
Ныне участились случаи похорон в день смерти, как принято в арабских странах из-за жары, а торжества проводятся без музыки и танцев. Под категорию «харам» подпадают многие виды искусства, традиции, обычаи. Например, те же садака, беташар, казахская музыка и т.д. Национальная одежда вытесняется арабской. А ведь камзол, саукеле и другие аксессуары национальной одежды имели доисламскую историю и дожили до наших дней. Уже раздаются голоса: зачем мусульманам изобразительное, музыкальное искусство или балет, мол, это запрещено исламом, что светское общество – это безбожное общество и т.п. Разлом проявляется и в социальных сетях как конфликт между «тенгрианцами» и «исламистами».
Появилась неизвестная ранее потребность в «богоискательстве», которое довело дело до «чистого» ислама, а это уже ревизия и конфликт с традиционным укладом и «степным» исламом.
Соответственно меняется место женщины в семье и обществе. Укутанная в длинное покрывало женщина не должна учиться в вузе, работать вместе с мужчинами, заниматься общественной работой, политикой, искусством и т.д. Как результат идеологической обработки – отъезд казашек с семьями или без семьи в Сирию, чтобы жить по законам шариата и халифата.
Была попытка как-то огородить молодежь от религиозного экстремизма и терроризма – ввели школьный предмет «Основы религиоведения», однако результаты не утешительны. Теперь собираются ввести с сентября 2016 года предмет «Светскость и основы религиоведения».
Насколько этот предмет соответствует Конституции и политике светского государства – это еще вопрос. Если вводить, то это должен быть предмет «Традиционная культура народа Казахстана». Или как в Татарстане, где ввели пособие для студентов и учащихся 10-11 классов «Древнетюркское мировоззрение «Тэнгрианство» (автор Рафаэль Безертинов).

Дело идет к запрету салафитской идеологии

Религиозное течение салафизм, возможно, будет запрещено в Казахстане на законодательном уровне. Такое предложение ранее озвучил председатель КНБ страны. Практически все террористические акты, произошедшие за последние годы, были связаны с радикальными группировками, пропагандирующими салафизм, говорят эксперты. По данным Комитета по делам религий Казахстана в республике насчитывается около 15 тысяч сторонников этого течения.
Духовное управление мусульман Казахстана еще в 2011 году выступило за запрет «салафии». Представители духовенства отмечают, что все террористические акты в стране, начиная с 2011 года, связаны с салафизмом. «Я считаю, что это течение в нашей стране необходимо запретить. Сторонники салафита не признают ни законы, ни государственные программы, ни обычаи и традиции нашего народа. Они действуют сами по себе. Я считаю, что если сейчас не приостановить это течение, в дальнейшем оно может навредить развитию нашего общества», – заявил недавно специалист ДУМК г. Алматы Бауыржан Алиулы.
Стоит отметить, что в соседних республиках – в Узбекистане и Таджикистане – это течение запрещено на законодательном уровне.
Суть запрета должна сводиться не к тому, чтобы начать охоту на салафитов и сажать в тюрьмы каждого, кто им является, а только лишь к тому, чтобы на основании признания салафитской идеологии экстремистской запретить ее пропаганду.

Столкновение цивилизаций

«Теория заговора» гласит, что после двух мировых войн наступит третья – война цивилизаций. О начале этого столкновения объявили в конце ХХ века, и ныне мы это наблюдаем воочию – идет «разборка» с «исламским терроризмом».
Цивилизацию определяют религия или мировоззрение, традиционная культура, письменность, мифология, музыка, правила морали, одежда, еда, право и т.д. В настоящее время можно условно выделить несколько цивилизации: англосаксонская, китайская, исламская, славянская, японская.
Казахстан условно можно отнести к исламской цивилизации, но имеющей ряд исторических отличий. С приходом ислама в Степь древнее тенгрианство не исчезло, а продолжало сосуществовать с новой религией в течение многих веков. Традиционная культура и многие обычаи казахов имеют доисламское происхождение: музыка, поэзия, эпос, прикладное и изобразительное искусство и т.д., а исламское влияние, наоборот, слабое.
Толерантный «степной» ислам органически сосуществовал с тенгрианством. В течение веков между ними был достигнут удачный симбиоз, без войн и потрясений многие элементы тенгрианства вошли в «степной» ислам, в том числе вера в Аруахов, почитание природы, свадебные, погребальные обряды, открытое лицо женщин и др. Еще в начале ХХ века казахи шли в бой с именем Аруахов. Те же мазары, против которых ополчились исламисты, имеют корни в древних курганах.
Особенности «степного» ислама принимали и учитывали во всем мусульманском мире – это выразилось, в частности, в признании учения известного из суфиев Ходжа Ахмет Яссауи, который способствовал «примирению» ислама с тенгрианством. Недаром в последнее время появились угрозы исламистов снести мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи.
В век конфронтации разных цивилизаций стоит проблема выживаемости, в которой существенную роль сыграет сохранение нравственности, традиционной культуры, стремление к современным знаниям и формирование нового мировоззрения в соответствии с глобальными изменениями. Та же новая Япония появилась на принципах «традиции плюс инновации», «японский дух плюс западная технология».

 


Комментирование закрыто.

2025d523818cd5cb