библиотека 01 июля, 2013 Комментарии к записи Д.Ашимбаев: История Казахстана – это больше, чем научная дисциплина отключены

Д.Ашимбаев: История Казахстана – это больше, чем научная дисциплина

dashimbayev111История Казахстана – это больше, чем научная дисциплина. Иногда даже кажется, что совсем не научная и уж тем более не дисциплина. В своем недавнем выступлении по данному вопросу государственный секретарь выразил "опасения за психическое состояние некоторых исторических графоманов", но, по всей видимости, врожденная интеллигентность не позволила ему развить эту мысль.В самом деле, глядя на приобщение все большего числа соотечественников к нелегкому делу реконструкции национальной истории, нельзя не задуматься о той роли, которую наша история играет в общественном сознании. Взять, к примеру, тезис из выступления Марата Муханбетказиевича о том, что "историкам Казахстана следует воссоздать реальную картину периода империи Чингисхана, понять, в том числе, его этническую природу, избежав спекуляций на эту тему и упрощенного традиционного подхода". Госсекретарь призывает ученых подойти к этому вопросу с точки зрения реализма – ан нет. Тут же выходит развернутая статья одного писателя, который на основании "убедительного исторического материала" доказывает, что вышеназванный Чингисхан был: (а) казахом и (б) представителем конкретного казахского рода. Ну что тут поделаешь?..В основе современной массовой историографии лежат традиции, выраженные в той же статье уважаемого писателя: "Народ, не знающий свою историю, не может быть великим" и "Для бесхозной истории хозяин найдется". Конкретнее, наверное, выразиться сложно. Хотя первую мысль можно сформулировать еще более четко: "Народ, не знающий свою великую историю, не может быть великим".Познание собственного индивидуального величия сквозь призму истории (родовой, национальной, семейной) является важной чертой нашей ментальности. С этой точки зрения фразы "Мой дядя – начальник ГАИ" и "Мой предок – великий батыр, который громил джунгар" являются абсолютно равновесными, ибо подчеркивают принадлежность говорящего к статусности, соответствующей уровню беседы. Доводы о том, что дядю вчера арестовал финпол, а историческое значение фольклорных казахско-джунгарских конфликтов является несколько преувеличенным, воспринимаются как личное оскорбление.То же касается и тезиса относительно "бесхозности". В самом деле, как можно допустить, что кто-то безымянный изобрел колесо, приручил коня, построил первый город и воздвиг первую цивилизацию? Про поиск созвучий между словами родного языка и географическими названиями в языках других народов лучше промолчать. Отрицание чужих авторских прав является базовой константой в методологии упомянутой науки.Что же в итоге? Поиск причин собственного величия становится в какой-то момент тормозом на пути к реальному развитию. Квази-традиции замещают стремление к знаниям. Вдруг выплывшие религиозные ценности (сразу оговорюсь, что речь не об одной конфессии), сразу признанные традиционными и, казалось бы, призванные заменить прежнюю идеологию, развиваются либо по экстремистскому сценарию, либо по формалистично-клерикальному пути. Светскость же, которая должна была бы противостоять этим явлениям, впала в пучину коррупционно-потребительской экономики, что вкупе с вышеназванными "духовными" сценариями дает термин "деградация". В самом деле, моральный и образовательный уровень девушки, надевающей паранджу и видящей в этом проявление собственной духовности, и пригламуренной девицы с модным смартфоном, упивающейся своей "крутизной", идентичен. Ибо в основе большинства процессов, проистекающих в наших широтах, лежат инерционность и вторичность.Пассионарные толчки, о которых писал столь любимый в наших широтах Лев Гумилев, либо давно закончились, либо находятся в состоянии затухания. Не исключено, что они как бы есть, но тотальная глобализация экономики и массовые миграционные потоки последних десятилетий полностью нивелировали их эффект. Исторические процессы остановились, закольцевались, и ни у кого нет сил разорвать этот круг.По большому счету, этот процесс начался (или, если быть точнее, остановился) уже давно. И не только у нас, кстати (схожесть фаз этногенеза между Россией и Казахстаном слишком уж показательна). Любой, кто читал исторические документы о нравах, царивших в наших краях во второй половине XIX – начале XX веков, быстро начнет находить аллюзии с современностью, даром, что все якобы бурно строят нечто новое.Единственная сила, которая позволила оторвать проживающие на одной шестой части народы от самолюбования/самооплакивания и натурального хозяйства, и пинками заставила их работать на собственное же благо, была, по сути, внешней – идейно и отчасти национально.И ее инерции хватило почти на полвека. Не будем забывать и о том, что основы современной казахстанской государственности (подчеркиваю, не народа, а государства) были заложены декретами Советской власти о создании Киргизского (Казахского) края 1919 года, национально-территориальным размежеванием Средней Азии 1924-1925 годов и "сталинской" Конституцией 1936 года, которая повысила статус республики до союзной (даром, что ни власти КАССР, ни общественность об этом даже не просили). Аналогичные документы, можно добавить, лежат в основе государственности всех стран СНГ. Но это так, к слову.Надо откровенно признать, что перманентное возрождение традиций, особенно тех, которые никогда не являлись двигателями ни научно-технического, ни общественного, ни экономического прогресса, является тупиковой ветвью эволюции. Так же, как и вечный лепет о поиске братьев по крови, вере, культуре, совместному распилу и так далее. Умение подбирать себе таких друзей, на фоне которых не смотришься откровенным убожеством, полезное – но только с точки зрения пиара. А вот день, когда к нам будут ехать не скотоводы, а инженеры-технологи или когда ребенок возьмет с полки не очередной опус по нашей крутейшей истории или игровую приставку, а учебник по физике, хотелось бы застать лично.Источник: "Панорама" (Алматы)
Загрузка...

Комментирование закрыто.