АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Беби-бум застал правительство Казахстана врасплох[:]

[:ru]

Какие демографические тенденции переживает республика, как долго продлится демографический взрыв и почему из страны уезжают больше, чем возвращаются, объясняет учёный-демограф

Первого сентября, когда дети пошли в школу, оказалось, что в некоторых учебных заведениях по 8-10 первых классов, в каждом из которых до 45 человек. Получается, 5-7 лет назад в Казахстане был всплеск рождаемости, а к нему никто не подготовился? На эти и другие вопросы Forbes.kz отвечает, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра «Алтайтану» Восточно-Казахстанского государственного университета имени С. Аманжолова Жанна Аубакирова.

F: Жанна, с чем связан демографический взрыв, последствия которого мы сегодня наблюдаем в детсадах и школах?

— Тенденция роста рождаемости наблюдается в Казахстане с начала 2000-х. Основные причины определены динамикой возрастной структуры населения. Во второй половине 80-х годов XX века в Казахстане наблюдался очень высокий уровень рождаемости как результат реализации репродуктивных возможностей поколения, рождённого во время демографического взрыва 1950-1960-х. Проще говоря, в середине XX века родилось много детей, а потом стали рождаться их дети. В настоящее время мы наблюдаем третью демографическую волну, когда в брачный возраст вступили «восьмидесятники».

F: Продолжается ли беби-бум и если да, как долго это продлится?

— С одной стороны, мы видим демографическую инерцию прошлых лет, с другой — становление новых явлений, сложно учитываемых статистикой: социокультурную эволюцию, урбанизацию, рост уровня образования. Всё вышеперечисленное везде в мире ведет к снижению рождаемости. Для выяснения этих явлений нужны дополнительные инструменты – социологические, антропологические, этнографические исследования.

Если исходить из инерционного потенциала, то в 20-е годы XXI века мы будем наблюдать снижение уровня рождаемости, так как в репродуктивный возраст вступает малочисленное поколение 90-х годов.

F: И почему наша система начального образования оказалась к нему не готова?

— Все изменения этнодемографической ситуации влекут за собой социально-экономические, социокультурные и т.д. последствия. На мой взгляд, для более чёткого представления нужно во главу угла поставить выверенную демографическую политику, которая станет основой программ стратегического социального развития государства, как это происходит в развитых государствах мира. Эти программы должны планироваться и реализовываться не тогда, когда демографическая ситуация уже изменилась, а работать на опережение и разрабатываться на основе научных демографических прогнозов.

F: Какие ещё, кроме роста населения, тенденции в Казахстане вы бы назвали? 

— Необходимо выделить такие тенденции, как урбанизация населения, старение населения и становление суверенной демографической системы. Именно они в ближайшее время будут определять облик населения Казахстана.

 

Говоря о суверенной демографической системе, мы имеем в виду, что на протяжении длительного времени, когда уровень рождаемости и смертности населения Казахстана определяли не казахи, на демографические тенденции оказывали определяющее воздействие внешние (экзогенные) факторы. Последние десятилетия ситуация менялась: всё большее значение приобретают внутренние (эндогенные) факторы. Преобладание и доминирование казахского этноса в структуре населения позволяет говорить о формировании суверенной демографической системе Казахстана.

F: Вы упомянули старение населения. Какие меры в этой связи нужно принимать, кроме повышения пенсионного возраста? Что нужно стареющему Казахстану?

— В ближайшее время эта проблема станет ещё более актуальной, так как в возраст старения всё более активно будет вступать поколение «взрыва», рождённое в 1950-1960-е годы, а их очень много. Поэтому нужны новые векторы в социальном, экономическом и культурном развитии, учитывающие особенности этой социально-возрастной группы.

В развитых странах существуют целые программы поддержки старшего поколения как активной части населения (курсы IT-навыков, клубы по интересам, ТВ-программы, спортивные, развлекательные программы и т.д.). Кроме того, необходимо обратить внимание на развитие геронтологических направлений в медицине, создание сети специального медицинского и социального обслуживания.

Одна из задач – использовать потенциал людей «золотого возраста», направить их на приобретение новых навыков, превратить их из «обузы» в важный сегмент экономического и культурного развития суверенного Казахстана. Возможности информационной экономики позволяют создавать рабочие места, на которых люди могут себя реализовывать, несмотря на определённые физические ограничения.

 

F: В школах Алматы в этом учебном году оказалось 13 тысяч незапланированных учеников — это члены семей, приехавших из других населённых пунктов. Какими темпами в Казахстане идёт урбанизация? Сколько, куда, на какое время переезжают?

— Урбанизация – всё более нарастающий мировой процесс. Особенность Казахстана — более 40% населения проживает в сельской местности. А городов, притягивающих мигрантов, не так уж много — областные центры и города республиканского значения. Городское пространство не всегда в состоянии «переварить» такое количество новосёлов. Отсюда и проблемы, которые особенно ярко обозначились в мегаполисах.

F: Урбанизация — это угроза или благо? Вообще процессы внутренней миграции в Казахстане идут в русле общемировых или имеют свои особенности?

— Урбанизация – это объективная данность, социальные последствия которой зависят от того, насколько эффективно государственные структуры смогут распорядиться миграционным потенциалом. Главное – это создание социальной и экономической инфраструктуры, способной их адаптировать.

F: Многих казахстанцев больше волнует внешняя миграция: утечка мозгов, снижение качества человеческого капитала. Соответствуют ли действительности цифры официальной статистики? (Например, по казахстанским данным, в России учится чуть не несколько десятков казахстанцев, а по российским — тысяч 70).

— Учебная миграция – это мировой тренд. На его развитие направлен целый комплекс международных документов и программ, подписанных и ратифицированных в том числе и Казахстаном. Поэтому не стоит акцентировать на этом явлении внимание как на проблеме. Гораздо важнее, где потом будут реализованы полученные знания, какие территории станут получателями дивидендов от этого социального капитала.

 

F: Каковы, по-вашему, причины выезда казахстанцев за рубеж на ПМЖ?

— Сегодняшняя миграция в значительной мере — это следствие евразийской политики, а говоря шире — глобализационных процессов. У людей есть право выбора – жить, учиться и работать в других странах. Мир открыт. В то же время у каждого есть свои причины для перемещений.

F: Есть ли обратный поток и в каких цифрах он выражается?

— Закон миграции: на каждый миграционный поток всегда будет контрпоток. Не всегда они совпадают во времени. Поэтому сравнивать потоки количественно можно только на коротких исторических периодах. Говоря о среднесрочной и долгосрочной перспективе, на наш взгляд, важнее оценивать не количественные, а качественные показатели миграции.

F: Какие первоочередные шаги должно сделать государство в связи с изменением демографической ситуации и количества населения?

— В первую очередь нужен постоянный системный научный анализ демографических процессов. Главное – чтобы изменения демографической ситуации не заставали государство врасплох, а становились основой для принятия обоснованных социально-экономических решений.

https://forbes.kz/life/opinion/bebi-bum_zastal_pravitelstvo_kazahstana_vrasploh/

[:]