22 июля, 2015 Комментарии к записи Азимбай Гали. Народам бывшего СССР нужна правдивая история. Чтобы воспринимать адекватно реальность. отключены

Азимбай Гали. Народам бывшего СССР нужна правдивая история. Чтобы воспринимать адекватно реальность.

hqdefaultБез правдивой истории невозможна адекватная оценка настоящего. Я отнюдь не революционер какой то, не молодой повеса. Уже стукнуло 63. Стыдно признаться: за период бытования суверенного Казахстана не был замечен ни властями, ни друзьями ни в какой даже  в мало - мальской антиправительственной демонстрации,  и что еще хуже, не отмечен даже в провластных обязательных правительственных призывах и заседаниях. И все это,  потому что всегда остерегался быть неправильно понятым, берег   свою тонкую шкурочку – оболочку между совестью и мужеством. Не было меня на Площади и в те декабрьские дни и  ночи  в Алма-Ате 1986 года. Чекистскому приставале также честно сказал, что не был я на Площади в те дни, потому что струсил, потому не мог быть ни участником, тем более не мог состоять в Оргкомитете декабристов, что предположили допрашивавшие комитетчики. Вскоре они убедились: в  известных кгбшных фотоальбомах участников событий мое коричневое пальто с коричневым воротом  не фигурировало. Коллеги по кафедре уверенно подтвердили, что другого пальто у Азимбая нет.В 1992 меня, завкафедры НарХоза, взяли в начкафедры в Академию МВД РК. Я был удивлен. Меня приняли в структуру МВД РК, а ведь к моей биографии должны были возникнуть вопросы: имели отсидки в тюрьмах  и пребывали в лагерях и отец, и дед мой, «как враги народа».И здесь же скажу о своем коммунистическом прошлом. Коммунисты  придирчивы к тексту и к норме догмы. Но я был как все. В мировой коммунистической ментальности  азиатским ортодоксальным коммунистам была характерна  двойная ортодоксальность.  Я был такой же, как они. Но пришла Перестройка. И коммунисты стали меняться тоже. Для меня стал актуален «творческий марксизм». Творческий марксизм всегда национален. Для меня стал интересен казахский аспект - форма казахского существования моей республики.Перестройку Горбачева воспринял с восторгом. Сразу попал в число активно пишущих, несколько позднее активно выступающих на ТВ. Моя активность и графоманская плодовитость стала вызывать  настороженность у моих начальников, начальников моих начальников. Моя осмотрительная смелость уже не выглядела полуправдой, в казахских массах сочли меня «правдорубом», каковым я совсем не был. К тому времени я преодолел русскоязычность и вполне сносно стал говорить по- казахски. В политику я не пошел, мешала природная застенчивость и откровенный страх - вдруг не выдержу ударов политической судьбы. Моя научная публицистика не переходила известных сентенций и предупредительных строк Уголовного Кодекса РК, всегда ухо держал востро, опасался, что недоброжелатели затаскают по судам. Перестройка выдвинула плеяду постсоветских публицистов. Среди активно публикующихся в Казахстане  был и я. Публицистика расширяла тематику и становилась острее и политичней. Постепенно расширялась и моя  проблематика -  научная  публицистика в сфере исторической демографии. Теперь и моя докторская диссертация была построена на материалах переписей населения, гражданских и партийных архивов. В партархивах было много правды, я прозревал и недоумевал. Я был дитем и подражателем российских мэтров демографии - Козлова, Брука, Покшишевского, моими теоретическими кумирами были – Бромлей и Л.Гумилев.Логика  всеобщего идеологического тренда все стремительней вела меня в антикоммунизм и  антисоветизм. Завораживающая сила политических аргументов Горбачева вскоре  поблекла перед демонической силой национализма Ельцина. Спасение русского народа от «проклятого Союза» обещало счастье всем. Устами великоросского гиганта - Ельцина громыхало истина. Берите суверенитета ровно столько, сколько сможете. Это заводило нас, чеченцы и татары, башкиры и тувинцы брали суверенитета сколько могли. Зашевилились в национальном строительстве  десятки малых народов России. Так что не мы казахи  придумали все это. Мы – националы СССР воодушевленно шли в российском тренде .Уже почти 25 лет мы – казахи в независимом существовании. Казахстан не стал государством - попрошайкой, клянчащий кредиты у брата по евразийскому Союзу. Казахстан не стал враждебной исламистской территорией  и, слава богу, казахи и русские не ожесточились друг на друга не весть почему, как это произошло с куда более близким народом- украинцами. Слава богу, спим в своих национальных квартирах спокойно, никому не угрожаем, не требуем чужих, не отдаем своих территорий.102079-Image0053Совсем недавно вновь был озвучен несомненный исторический факт - «о подвиге 28 гвардейцев под Дубосеково». Пронзительно пугающе ясно: не было именно такого подвига. Так те 28 - предатели или мифические герои?Правда о Второй мировой войне в последние четверть века звучит только и исключительно, как правда о русской победе над фашизмом. Будто не было  участия казахов в этой самой кровопролитной войне 20 века. Как человек преклонных лет, переживший немало и как профессиональный историк, я чувствую, что  нужно дать более объективную и более справедливую  историю Второй Мировой войны. Нужно  воздать должное не только советско-германскому фронту, но и союзникам, китайско-японской войне, как эпизоду  Второй мировой войны. Нужно поправить акценты и хронологию, показать полномасштабную баталию СССР с германским фашизмом , войну  союзников против Германии, Италии и войну китайцев против милитаристской Японии. И тогда все народы мира в равной мере осознают масштабность  зла, осмысленность, оправданность огромных человеческих потерь в борьбе с абсолютным злом.Вторая половина 20 века была периодом краха колониальной системы. Мировые колониальные системы, зародившиеся в 15-16 веках, пережившие расцвет к 18 веку, стали после 1961 года (год Африки) – обузой для колониальных держав. Колонии превратились в патронажные территории. Был потерян экономический  и социальный смысл сохранения колоний. Колониальная система потеряла резон и стала вызывать только непомерные расходы на колониальные войны, стала вызывать политическую реакцию в  колониальных столицах. Первыми это осознали британцы. Распад колониальной системы означал  освобождение для самих британцев, португальцев, испанцев. Второй мировой феномен: после Второй мировой войны стали бессмысленными всякие территориальные приобретения. Разрушение мирового порядка стало расцениваться как наибольшее зло в межгосударственных отношениях. Установленный после Второй мировой войны мировой порядок определил границы и сферы влияния мировых держав. Всякие новые изменения территориальных пределов стало санкционироваться клубом мировых держав. Это стало принципом мировой легитимности.А ведь зло имеет свойство реинкарнации. Зло имеет подлый характер, свойство мстить за неправильно усвоенный урок. Урок истории – он один, правда какой бы горькой она не была, всегда учит принимать адекватные ответы, поэтому  без правдивой истории невозможна правдивая  оценка настоящего. По крайней мере, так думают большинство историков.
Загрузка...

Комментирование закрыто.