21 марта, 2015 Комментарии к записи Азимбай Гали Идея единой арабской нации: не все надежды возрождаются отключены

Азимбай Гали Идея единой арабской нации: не все надежды возрождаются

скачанные файлыИдею арабского национализма в начале 20 века удачно для своих политических целей перехватила партия Баас. Партии Баас появились во всех арабских странах: где-то легально, где то в подполье. По мнению, Фалех Хасан Шамхи, идея арабского единства пропитала арабскую интеллигенцию практически всех арабских стран.[1] Огромный арабоязычный массив к концу 19 века и к началу 20 века начал терять единую политическую идентификацию. Арабы стали представлять феодальные уделы великих колониальных держав, наиболее отсталой была среди них Турция. Наиболее продвинутой и адекватной партией на тот момент стала партия Баас. Баас овладел умами и сердцами арабской интеллигенции и студентов, образованного и полуобразованного люда. Партия Баас находилась в потоке прогрессистского движения вместе с либеральным и не вполне секулярным движением на протяжении 20-30 годов, достигнув расцвета и распространения к середине века, устойчиво влияя до конца 20 века.[2] Некоторые знатоки арабского Востока называют баасизм фашизмом, что не вполне оправданно. Волна предреволюционного и революционного обновления в колониальных странах дошла и до арабских стран и особенно была сильна в 20-30-е годы прошлого века. Предчувствие полного краха не только Османской колониальной империи, но всей респектабельной колониальной системы, в первую очередь, британской и французской, сделали традиционные колонии архаическими и экономически неоправданными. Западные страны послужили катализаторами обновления всей системы. Баас изначально хотел сочетать несочетаемое, совместить несовместимое: единство, социализм и национализм. Тем не менее, Баасизм был популярен среди простого люда тоже, большая часть которых были неграмотными. Именно этим лозунгами партия была обязана своей популярности. Еще одной чертой Баасизма был радикализм. Баасизм не мог не быть радикальным. Нелегитимная борьба против прогнивших нелегитимных арабских режимов выглядела легитимной. Важнейшим принцип: только решительные действия могут свергнуть диктаторские арабские режимы был реальной перспективной. Однако приход во власть Баас приводит к её превращению в Баасизм, партии номенклатуры и силовиков. Далее коррупция нарастает и поглощает её первоначальные идеалы. Так свершилось вырождение верхушки партии в некую хунту, диктатуру личности. Итак свобода в Баасизме превращается в несвободу, национализм- в сомнительный насильственный панарабизм, которого стали бояться даже сами близлежащие арабские страны. Именно панарабизм разрушил консолидацию арабского мира. Наиболее сильные арабские страны стали выглядеть как потенциальные нарушители суверенитета малых арабских стран. Позитивной стороной Баасизма был относительный секуляризм. Секуляризм -игнорирование внутри арабского разделяющего фактора. Для них роковое деление арабов на христиан, шиитов и суннитов был только досадным аскрептивом. Другой фактор - некоторые достижения в промышленно – технологической сфере. В эти годы выросла новая номенклатура, гражданская и военная администрация. Это был класс новой буржуазии, создавшей свои капиталы благодаря близости к власти. Класс коррупционной буржуазии как часть партийного аппарата, офицеров , высших менеджеров и всё это –новая элита. И в упрек, и в заслугу можно поставить помощь беднейшим и даже нищенских кругам на основе уравнительности. Признание права на труд и отрицание права на эксплуатацию были заблуждением утопического свойства, на которые имели отрицательные последствия для развития рыночных отношений. Складывались полу рыночные отношения: социально-рыночные стимулы, ввиду их ограниченности, не способствовали оживлению экономической жизни. Идея социального патронажа над бедными выражалась часто в демонстративной и популистской политике всевозможных субсидий на основные продукты питания, что подрывало основы экономики этих стран. Характерной чертой идеологии и внешней политики был нарочитый антисемитизм. Антисемитизм был общим местом всей идеологии внешнеполитической ориентации арабских стран. Последнее обстоятельство было крайне неконструктивным и отрезало им путь к сотрудничеству со странами Запада. Антиатлантизм лишал арабские страны инвестиций. Основные установления баасизма: панарабизм, государственный социализм, арабский социализм, этатизм, секуляризм.[3] Итак, ориентация на антиколониализм, системное ограничение рыночных отношений, антизападничество и антикапитализм привели к системному кризису. Результатом баасизации стала стагнация и отставание арабских стран. Альтернативой могла стать только дебаасизация. Конструктивным движением арабской интеллигенции был языковой пуризм. Произошло переформатирование арабского языка в современный язык. Вырождаясь Баасизм превратился в свою противоположность. Результатом стала не только экономическая стагнация, высокий уровень милитаризации, а также высочайший уровень коррупции. Войны арабских стран как правило были неудачными, внешняя политика ориентирована на подачки СССР или западных стран. Нефтяной дождь еще более испортил правящие режимы. Однобокость экономик, отсутствие диверсификации делали экономики арабских стран крайне неустойчивыми. Безнадежно испорчены отношения между арабами - христианами, шиитами и суннитами. Только небольшой группе арабских стран удалось относительно преуспеть- это Кувейт, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Кстати, именно в этих государствах баасисты не преуспели. Именно эти государства стали теперь наиболее последовательными организаторами и спонсорами войны против ИГИЛ. В последнее время становится очевидной консолидация арабских стран против ИГИЛ, сближаются позиции государств-оппонентов: Египта, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов. Несколько выросло понимание необходимости координации и кооперации усилий с США и Европейским Союзом. Хотя не прекращаются «торговые, нефтяные войны, даже конфессиональные войны между самими арабами, высылки арабов из Европы». Опыт собирания арабского мира в современном мире может происходить только мирным путем, только путем сложения усилий арабского духа. А пока что в Дубае зажиточный араб говорит со своим чадом на английском, арабская профессура –на французском, а не на языке Пророка. Иммигрант пакистанец говорит с местным арабом на ломанном английском, но не на арабском. Поучились бы уважению к государственному языку у русских: не знаешь языка, истории и основ Российской Конституции –пошёл вон! ……………………………………………………………………………………………………………… 1.http://www.al-moharer.net/moh256/f_shamkhi256b 2.Ринат МУХАМЕТОВ Баас: Возрождение, застрявшее в темном прошлом http://www.liberty.ru 3. https://ru.wikipedia.org/wiki]
Загрузка...

Комментирование закрыто.