скачанные файлы (9)Предлагаем интервью известного политолога Азимбая  ГАЛИ по проблеме нациостроительства в современном мире, опубликованное на сайте газеты «АЙҚЫН»(28.01.2015).

— Вы часто высказываетесь по вопросам национального возрождения, национального единства, формирования  нации. Давайте продолжим разговор в этом русле…

А.Г. : — Как-то Елбасы выразил такую мысль: «В мире назревает еще один большой, политический кризис. Те народы, которые попадут в его жернова, могут потеряться, исчезнуть с исторической арены».  И сегодня мы уже видим начало такого кризиса. Пока это кризис имеет локальный характер, имеет региональную масштабность. Но уже есть группа государств, вовлеченных в него, это: Иран, Ирак, Алжир, Ливия, Нигерия, Эквадор, Ангола, Венесуэла и Россия. В названных странах в течение длительного времени нарушаются  объективные принципы экономического развития. До тех пор, пока иностранные государства не будут  выдавать им кредиты, ситуация в банковской сфере там не стабилизируется. И вот теперь к внутреннему кризису в этих странах добавилась угроза внешней нестабильности.

Конечно, из-за начавшегося кризиса нельзя говорить, что наступает какой-то всемирный «конец света». Валовой внутренний продукт Запада (Евросоюз и США)  составляет 34 триллиона долларов, а России – всего 2 триллиона американских долларов.  Сегодня США лидируют – у них уровень общемирового ВВП составляет 3%, у Евросоюза – 1,8 %, экономика Китая в условиях « кризисного года»  выросла на 7,5%. А в России рост ВВП в  2013 году составлял  1,3%, в 2014 году упал до 0,6%,  прогноз на 2015 год – вообще  минус 4 процента.  Надо отметить, что начавшийся кризис касается в основном нефтедобывающих стран. Однако такие нефетегазодобывающие страны, как Норвегия, Саудовская Аравия, Кувейт, Канада и США  будут только лишь слегка задеты кризисом.

К тому же резко упали цены на нефть. Как известно, многие государства рассчитывают свои бюджеты из расчета цен в 80-100 долларов. Мало того, наблюдается упадок и на рынке урана, так как авария на АЭС в Фукусиме напугала и саму Японию, и Европу. Уже наблюдается процесс сокращения ядерных реакторов. А Казахстан является крупным экспортером урана на мировом рынке. К тому же начался банковский кризис в России, что начинает  отрицательно влиять и на рост нашей экономики. Хорошо, что Запад не применил экономические санкции к нашей стране. К тому же есть уверенность, что Казахстан сохранит свои позиции на мировых рынках нефти и урана. Также надо отметить, что 2014 год  для нас закончился с неплохими экономическими показателями. В то же время прогнозы на 2015 год показывают снижение темпов развития нашей экономики, что говорит о влиянии кризиса.

Есть ряд государств, которые смогут даже  выиграть от этого кризиса. Это страны Евросоюза (их всего 28), а также  Япония, Австралия, Китай, Индия, Индонезия, Пакистан. Ведь снижениие цен на  углеводороды и уран поможет им ускорить развитие их экономик, ранее страдавших от дороговизны  цен на энергоресурсы. Однако надо понимать, что большинству государств все же придется столкнуться с тяжелыми  экономическими и социальными последствиями кризиса. В частности, можно указать на страны Центральной Азии.

Кроме того в Афганистане  поднимется волна роста исламского фундаментализма на фоне сокращения военного присутствия США в этом регионе. В этой связи можно ожидать, что пуштунские, таджикские и узбекские исламисты совершат нападение на  Центральную Азию, где некоторые страны могут потерять  свою нынешнюю государственность. Что нужно делать в такой ситуации? Во-первых, надо объединиться в один кулак. Чтобы оставаться нацией, надо уметь сохранять свою субъектность, показывать свои возможности. Кроме того у нации должна быть своя опытная  политическая  элита, которая опирается на доверие народа. Если нет опыта единения нации, или если она разобщена, то нации грозит крах.

Еще один аспект. Способность каждой нации к самосохранению зависит и от ее мобилизационных возможностей. Это означает, что элита должна уметь сплачивать народ вокруг одной какой-то цели, к примеру, вокруг экономических, социальных целей и др. То есть уметь  призвать народ к терпению в определенных ситуациях. В этой связи надо обратить внимание на ситуацию, сложившуюся в Украине. Сегодня в этой стране наблюдаются тенденции распада, внутренняя ситуация нестабильна, нависла угроза над целостностью государства.  Экономика, национальная валюта в упадке. Инфляция нарастает огромными темпами, уже достигла 25 процентов. Уровень жизни населения подходит к критической отметке. Государство стоит на грани банкротства. А власть, вместо того, чтобы сплотить и вести за собой народ, занимается внутренними распрями.

— Слава Всевышнему, в нашей стране есть единство, спокойствие, экономика растет.

А.Г.: —  Нам надо сохранять то, что мы сегодня имеем благодаря политике Елбасы. Ведь у нас никого не притесняют, проводится сбалансированная внутренняя политика.  В стране действует Ассамблея народа Казахстана,  структура, не имеющая аналогов в мире. Это институт, призванный крепить единство народа нашей страны, в которой проживают представители  более ста народов и этносов. Благодаря сплоченности народа для нашей страны нет угроз ни снаружи, ни изнутри. Мы должны ценить мудрость нашего Главы государства, сравнивая внутреннюю ситуацию с соседними  странами. Они должны брать с нас пример.

— Есть  такое  довольно пугающее утверждение, что «для формирования нации она должна в какой-то мере бороться с внешним врагом». Неужели необходима война, чтобы сформировалась и сплотилась нация?

— А.Г.: — Да, как известно из истории, нации формируются и  крепнут в борьбе против внешних врагов. Это понятие сложилось исторически, с течением времени. К примеру,  французы сформировались как самостоятельная нация в войнах с англичанами, немцами, в общем, со всеми соседними народами.  Так же, в свою очередь, сформировались как нации и немцы, и англичане, и итальянцы. В борьбе с внешней угрозой многие народы крепли, не давали себя завоевать другим, таким образом они сформировались как нации, построили самостоятельные государства. У них просыпалось чувство собственного достоинства, оттачивались силы, накапливалась энергия. И сегодня быть англичанином, или немцем, или французом не стыдно, наоборот можно гордиться. Мы тоже должны подняться до уровня гордости за то, что являемся казахами.

Если обратиться к истории, то казахи, чтобы сохранить свою казахскость, тоже  боролись с соседями-захватчиками. И с джунгарами, и с узбеками, и с кокандцами, и с русскими, и с кыргызами, и с туркменами, и с китайцами. И показывали им жизнестойкость своего народа. Вырабатывали стойкость, показывали свою способность отстоять свои интересы. Благодаря этому сумели построить большое государство. А самый лучший период в истории кочевников – это  период государства  «Алты Алаш».

Но, к сожалению,  мы сегодня мало говорим об этом периоде нашей истории. Это было время, когда три казахских жуза , каракалпаки, ногаи и кыргызы сплотились и создали сильное государство Алты Алаш. В те времена  территория государства была еще большей сегодняшней. У каждого народа в национальной истории были свои звездные периоды. Да, так было в истории. Но, не знаю почему, сегодня мы мало говорим  об этом. Возможно, историки начнут поднимать эту тему, изучать этот этап нашей государственности. Надо отметить, что после распада государства Алты Алаш, не все входившие в него народы сумели построить свою государственность.  Ногайцы как народ не сохранились, потерпели поражение, их истребили русские, калмыки, кавказцы. Потомки тех, кто смог спастись, а их ныне всего около 120 тысяч, сегодня проживают в кавказском регионе и ногайской степи.

Если бы в свое время не было создано самостоятельное Казахское ханство, то сегодня наш народ был бы разделен на части. Так бывает, когда  нет единства народа. Вот и каракалпаки не смогли создать собственное государство. По воле Москвы сначала их присоединили к Казахстану, потому к Узбекистану. Ныне регион их компактного проживании я находится в зоне экологической катастрофы (Арал), многие каракалпаки в поисках лучшей жизни переехали в нашу страну. Кыргызы сегодня тоже переживают большие трудности. Периодически у них  происходят государственные перевороты, межнациональные столкновения. Отчего все это  имеет место? Конечно от того, что нация не может сформироваться и сплотиться. От слабости национальной элиты, которая не может объединить народ и повести за собой. От того, что нет общенационального лидера. Около миллиона кыргызов в поисках работы выехали в Россию,  многие находятся у нас в качестве трудовых мигрантов. Недавно я был в Джалалабаде, ездил в гости к друзьям. Меня удивило, что ситуация напоминает послевоенную. Почти нет молодых мужчин. Остались только  женщины, дети, инвалиды, старики. На мой вопрос «Где остальные?» отвечают: «В Казахстан, в Россию уехали на заработки». Это нехороший признак для жизнеспособной государственности. Молодые мужчины, в то время, когда они должны быть опорой  государства, вносить вклад в  демографическую ситуацию, уезжают из страны, чтобы выживать. А если вдруг возникнет угроза для безопасности страны, что станет с национальной государственностью?  Народ встанет перед угрозой поражения.

Таким образом, мы видим, что во времена Алты Алаш единство гарантировало безопасность государства, а когда оно распалось на части, то не всем удалось создать самостоятельные государственные образования. Только казахский народ, «тысячу раз умирая и тысячу раз воскресая», сумел  сохранить свою «казахскость»,  жизнеспособность. Это говорит о силе духа нашего народа, о том, что через связь поколений сохранились  национальная идентичность и национальный характер.

— А что Вы имеете в виду, когда говорите  о двойственности национального самосознания?

А.Г.: — Казахский народ за последние полвека не раз поднимал восстания, чтобы заставить других уважать себя. К примеру, в 1979 году в Целинограде (ныне Астана) произошли события, когда  немецкая диаспора потребовала создать автономию на территории Казахстана. Если бы они ее получили, то вслед за ними  вопрос о создании автономий немедленно подняли бы уйгуры и корейцы. Это привело бы к тому,  что Казахстан превратился бы в республику с несколькими автономными национальными  образованиями и последующими возможными кровавыми инцидентами. Но в то время казахский народ смог противостоять политике тоталитарной империи, направленной на раздел его сохраненной в веках исконной казахской территории. Затем в 1986 году произошло Декабрьское восстание (Желтоксан). И в этот раз наш народ показал  свое единство, при этом устои  Советской имперской державы были подорваны. Народ показал, что с ним надо считаться при принятии политических решений.  Потом, в 1989 году,  в Жанаозене казахи не позволили кому бы то ни было сесть себе на голову. Таким образом, казахский народ всегда вставал на защиту своего национального достоинства и требовал уважения своих национальных интересов. И сегодня мы, казахи, стоим на этих позициях. Возродилось национальное самосознание, проснулось чувство национального достоинства. У народа есть созидательные силы и энергия, необходимая для роста. Некоторым постсоветским государствам, думаю, не хватает той внутренней стабильности, какая есть в нашей стране.

К примеру, на востоке Украины сформировалась внутренняя политическая ситуация на основе так называемой «двойственности» национального самосознания. Сегодня, когда идет  противостояние проукраинских и пророссийских сил, сложилась следующая двойственная ситуация: если приходят украинские солдаты, местное население заявляет им «мы украинцы, местные жители». А когда приходят сепаратисты, то им говорят «я русский, по-украински не говорю».  На почве этой гражданской разобщенности  в стране развязан и продолжается кровавый конфликт. А если бы все считали, что «это украинская земля, мы все украинцы, мы единый народ, граждане единой страны», но сегодняшнего политического раздрая не было бы. Установлению мира в Украине мешает двойственность гражданского сознания. А это – очень опасное явление. Я заметил, что подобное противостояние граждан есть и в Башкортостане. Часть граждан называет себя то «башкирами», то «татарами», что чревато последствиями.

— Вам не кажется, что такое разделение, такая двойственность сознания, присуща некоторым гражданам и у нас, в Казахстане?  Ведь русскоязычные казахи, которые не признают историю родного народа, не признают родной язык и  не хотят говорить на нем,  при наступлении  критической ситуации могут  встать на сторону возможных сепаратистов…

А.Г.: — Я считаю, что с обретением  Независимости  национальное самосознание нашего народа возродилось, и  его уровень сегодня очень высокий. Да, у нас есть обрусевшие, русскоязычные казахи. И если возникнут какие-нибудь поползновения на нашу страну, то они могут задаться вопросом: «кто я – русский казах, или русский?». Но здесь нельзя сравнивать нашу ситуацию с ситуацией в Украине.  В принципе, ее до этого нельзя доводить. Это – во-первых. Во-вторых,  казахи для русских не являются «братским славянским народом». У нас разный внешний облик, наше происхождние не имеет одних, общих корней, у насразная религия. Если враг ступит в пределы нашей страны, большинство казахов встанет на борьбу с ним, на защиту своей земли предков. В такой ситуации двойственного сознания быть не может.

Сейсен ӘМІРБЕКҰЛЫ, Жадыра ПЕРДЕБАЙҚЫЗЫ, сайт газеты «АЙҚЫН»

Перевод Гайнижамал ШЕКЕЙ

Рубрика: