.gbkВ Панфиловском районе Алматинской области завершается строительство инфраструктурных объектов международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос».

В последние годы казахстанско-китайское приграничье переживает строительный бум. Здесь проложена железная дорога Жетыген-Коргас, которая на 500 км сократила расстояние грузоперевозок от Китая до южных регионов Казахстана и стран Центральной Азии. Благодаря вводу в строй магистрали улучшилось транспортное обслуживание местного населения, создано около 2 тыс. постоянных рабочих мест, решено множество вопросов социального значения.

Конечный пункт дороги Жетыген-Коргас, станция Алтынколь, стала вторым после Достыка международным пограничным переходом с Китаем в новом транспортном коридоре. Здесь работают вокзал, пост электрической централизации, помещения путевого, вагонного и локомотивного хозяйств, перегрузочный терминал, склады временного хранения. Менее чем за год стратегический объект переправил свыше 1,5 млн. тонн грузов. И это не предел: к 2020 году на Алтынколе ожидается рост грузооборота до 12 млн. тонн.

.gbk

Рядом с границей вырос поселок железнодорожников Нуркент, в котором сданы под ключ полностью меблированные коттеджи и квартиры, школа и детский сад. На бюджетные средства проложены инженерные коммуникации, дома и соцобъекты обеспечены теплом, водой и электричеством. Здесь же, в Панфиловском районе, создается СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», территория которой составит 5740 га, что в 10 раз больше площади МЦПС. В специальной экономической зоне планируется открыть производства химической, сталелитейной промышленности, продуктов питания, текстиля и других товаров. Особый интерес к сухому порту «Хоргос» проявляют инвесторы из Сингапура, Южной Кореи, Японии, ОАЭ и других государств.

Как отметил аким Алматинской области Ансар Мусаханов, основная задача властей — создание в приграничной зоне уникального в мировом масштабе транспортно-логистического и индустриального хаба. Уже идет строительство автобана Алматы-Хоргос, одного из участков трансконтинентального коридора Западная Европа – Западный Китай. А в перспективе рядом с МЦПС «Хоргос» вырастет суперсовременный бизнес-город с международным аэропортом и с населением в 70 тыс. человек. По прогнозам аналитиков, здесь будут заключаться многомиллиардные контракты.

По словам А. Мусаханова, эти крупные инфраструктурные объекты в значительной степени меняют жизнь региона. А железная дорога Жетыген-Коргас и автотрасса Алматы-Хоргос еще больше расширят возможность выхода Казахстана на мировые рынки. Это также позволит значительно увеличить объемы транзитных перевозок между Европой и Азией, что необходимо для развития нашей экономики, для сотрудничества с Китаем и другими странами.

Больше года курсирует поезд Алматы-Алтынколь, доставляющий пассажиров в МЦПС «Хоргос». Обустраивается гигантская территория центра приграничного сотрудничества, на китайской части которого уже работают торговые дома «Цзянь Юань», «Чжун Кэ», строятся этнографический парк стран ШОС, а также международный туристический комплекс. Оборудован современный КПП пропускной способностью 10,4 тыс. человек в сутки. Для посетителей предусмотрен 30-дневный безвизовый режим, причем товар, ввозимый на территорию РК, не облагается таможенными пошлинами, если его стоимость не превышает 1 500 евро, а вес не более 50 кг.

.gbk

Как сообщил на пресс-конференции в Алматы президент АО «МЦПС «Хоргос» Асхат Хамитов, в прошлом году центр посетили около 164 тыс. казахстанцев. Увеличению туристического потока способствовала первая совместная торговая ярмарка «По Шелковому пути через «Хоргос», участие в которой приняли несколько сотен китайских и около десятка отечественных компаний. И теперь за покупками сюда приезжают не только алматинцы и жители других областей РК, но и шоп-туристы из стран СНГ, Европы и Азии. На казахстанской территории МЦПС предусмотрено строительство гостиничной сети, туристических и торговых центров, культурных и спортивно-оздоровительных комплексов. В марте текущего года в тестовом режиме запущены несколько объектов транспортно-логистической инфраструктуры, в июле откроется грузовой терминал и пройдет международная выставка сельскохозяйственной и специальной техники.

По информации заместителя председателя административного комитета СЭЗ «Хоргос» СУАР КНР Ван Гана, Китай лидирует по объему вложенных в казахстанскую экономику прямых зарубежных инвестиций, совокупный объем которых превысил 20 млрд. долларов. По данным главного таможенного управления КНР объем двустороннего товарооборота в 2013 году вырос на 11%, составив 28,5 млрд. долларов. Львиная доля данного грузопотока проходит через МЦПС. В рамках пресс-конференции состоялась презентация проекта гостиничного комплекса, в основу которого заложены элементы казахской национальной юрты с современным дизайном.

По оценкам экспертов, в ближайшие годы СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» станет одной из точек экономического роста не только Алматинской области, но и всей республики.

 

 

 

 

Рубрика: