08 ноября, 2018 Нет комментариев

Асет Далелхан. Памятники древности Жетысу.

В Алматинской области продолжается масштабная краеведческая работа, цель которой — глубокое изучение культурного наследия, популяризация духовных богатств народа, воспитание казахстанского патриотизма.

Экспедиции по Долине семи рек

Инициировав проект «Сакральная география», Президент Нурсултан Назарбаев отметил, что у каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер. Это одна из основ духовной традиции. 

«Мы – огромная по территории страна с богатой историей, – подчеркнул Лидер нации. – Никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе. Однако мы не создали единое поле, единую цепочку этих важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест. Необходимо воедино увязать в национальном сознании историко-культурный музей Улытау и мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, памятники Тараза и захоронение Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и многие другие места. Все они образуют каркас нашей национальной идентичности».

Вот почему важно, чтобы каждый казахстанец гордился своей страной, знал ее историю, бережно хранил то, что досталось нам в наследство от предков. Необходимо привить подрастающему поколению любовь к родной земле, ее природе, уважение к духовным святыням и историческим памятникам. 

Жетысу – уникальнейший край, богатый не только своим культурным и историческим разнообразием, но и множеством заповедников, курортных мест. Испокон веков регион привлекал представителей различных племен и народов мягким климатом, плодородными землями. Еще сотни лет назад Долина семи рек была известна арабам, китайцам, персам и византийцам. Об этом свидетельствуют археологические памятники, исторические документы.

Так, в 2014 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО были включены сразу три объекта. Это городища Каялык, Карамерген и Талхиз.

По информации акима Алматинской области Амандыка Баталова, в регионе создана Электронная карта сакральных мест, куда вошли 2343 исторических, культурных и природных памятника. На туристических маршрутах установлены 255 QR-указателей с навигацией, помогающей облегчить логистику путешествий.

Особое место в перечне сакральных объектов не только Алматинской области, но и всего Казахстана, занимают иссыкские курганы с захоронениями сакских царей. Помимо археологических памятников в список «Сакральная география Казахстана» внесены величественный Чарынский каньон, пик Хан Тенгри, архитектурно-художественный комплекс «Жаркентская мечеть», музей Чокана Валиханова в национальном природном парке Алтын-Эмель, а также места Аныракайской битвы и Орбулакского сражения. 

Алматинская область известна также как регион с самым большим числом сохранившихся петроглифов, датируемых периодами гуннов и древних тюрков, а также ранним и поздним средневековьем. Практически в каждом из 17 районов Жетысу есть своеобразные центры наскального искусства. Всего их насчитывается 50, но самым крупным считается Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник «Тамгалы», расположенный в 170 км на северо-запад от Алматы, близ села Карабастау. Объект включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, занимает громадную территорию размером 3800 га. Здесь сосредоточено более 100 памятников: древних поселений, могильников, каменоломен и культовых сооружений, датируемых от эпохи бронзы до рубежа XIX-XX веков. Вместе они образуют археологический комплекс, который воплощает в себе историю племен, населявших Казахстан на протяжении трех тысячелетий. Самой яркой достопримечательностью заповедника является каньон в урочище Тамгалы, на скалах которого сохранилось около 3000 петроглифов.

С лета прошлого года состоялись сразу несколько экспедиций по сакральным местам Жетысу, в которых приняли участие ученые, общественные деятели, студенты и школьники, представители Ассамблеи народа Казахстана. Делегации посетили практически все районы Алматинской области, побывали на руинах древних городищ, где сейчас ведутся археологические раскопки. Словом, проведена обширная краеведческая и информационно-просветительская работа. Участники экспедиций узнали много нового об истории и природе родного края.

Пограничный знак Тамерлана

…В 80-е годы прошлого века в урочище Уйгентас Алакольского района Алматинской области были найдены наскальные рисунки, выбитые задолго до нашей эры. Здесь находится насыпной каменный холм диаметром под 100 метров и высотою как минимум в 6-8 метров. По периметру холм окружен невысокой стеной из камня и глины. Такой вот своеобразный рукотворный фундамент. А в центре этого археологического сооружения, давшего название урочищу Уйгентас, установлен памятник великому Кабанбай-батыру.

Именно здесь, в горах близ озера Жаланашколь, в 1730 году полководец со своим войском одержал победу над джунгарами в кровопролитном Аныракайском сражении. Решающий бой стал высшей точкой подъема народного духа и началом заката Джунгарского ханства.

Недалеко отсюда, в селе Лепсинск и его окрестностях, расположены сакские курганы, а также древнетюркские каменные «балбалы», о назначении которых уже много лет спорят археологи.

Это небольшие скульптуры, выполненные в форме человеческих фигур и вкопанные в землю. Их можно встретить не только в Казахстане, но и в Южной Сибири, на Алтае, в Туве, Монголии. Считается, что балбал (еще одно название «оба тас» — надгробный камень) устанавливался на месте захоронения знатных людей и военачальников, то есть служил своего рода погребальным памятником.

Слово «балбал» существует в языках нескольких народов, населяющих степные регионы. Предположительно оно произошло от тюркского слова «баба́», которое означает «отец» или «предок». К сожалению, с каждым годом число каменных баб уменьшается, потому что их крадут, ломают, уничтожают. Об этой проблеме еще в середине прошлого века говорил известный казахстанский ученый Алькей Маргулан. Важно сохранить эти статуи, чтобы наследие древних кочевников не исчезло.

Один из хранителей «старины глубокой» проживает ныне в селе Лепсинск. Это учитель истории местной школы, краевед Мухарам Хайбуллин. В далеком уже 1989 году, обследуя курганы рядом с селом, он обнаружил один из таких балбалов. Как определили позже ученые, артефакт датируется VI-VIII веками. Обычно подобные каменные идолы вырубались к годовщине со дня кончины знатного человека. Насыпался курган, возле которого проводили поминальный ас. Скульптура олицетворяла присутствие покойного на тризне.

Спустя 2 года, летом 1991-го, механизаторы совхоза «Лепсинский» обрабатывали поля и наткнулись на массивную каменную глыбу с нанесенными на ней непонятными насечками. О своей находке трактористы рассказали Мухараму Хайбуллину, который сразу же примчался на место. Оказалось, что раритет почти полностью ушел под землю.

– Когда столб выкопали, на его лицевой стороне я заметил изображение 3 колец, а это знак эмира Тимура, которого называли властителем 3 стихий – воды, земли и огня, – вспоминает Мухарам Минтаевич. – Потом, изучив научную и историческую литературу, нашел подтверждение своей догадке. Именно здесь, рядом с озером Алаколь, проходила северо-восточная граница империи Тамерлана, разгромившего Золотую Орду и подчинившего себе Среднюю Азию, Закавказье, Сирию, Иран. Уверен, что это один из чудом cохранившихся пограничных столбов в мире, датируемый концом ХIII – началом XIV века. В те времена государство великого завоевателя Тамерлана достигло наивысшего расцвета.

 К сожалению, в начале 90-х годов никто не проявил должного интереса к уникальному памятнику средневековья. И сегодня гранитный валун высотой чуть более метра украшает одну из улиц Лепсинска. Краевед установил его перед палисадником своего дома, сделав экспонатом музея под открытым небом. Балбал, найденный им ранее на курганах, также стал одной из местных достопримечательностей. 

Поселок с богатой историей

Совсем недавно, воодушевившись программной статьей Президента страны «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», Мухарам Хайбуллин вместе с ученицей Фаридой Аитовой приступил к разработке краеведческого проекта по изучению истории курганных камней. По словам педагога, несколько лет назад близ поселка проводились археологические раскопки под руководством доктора исторических наук, профессора Абдеша Толеубаева. Ученый, а также многие его коллеги считают, что найденные здесь каменные скульптуры относятся к эпохе тюрков VI — XIII веков. Затем, с распространением ислама, этот культ исчез.
Впрочем, Лепсинск изобилует историческими артефактами и музейными ценностями. Еще в 50-е годы XIX века здесь побывали такие известные путешественники, как Чокан Валиханов и Петр Семенов-Тян-Шанский. А в гражданскую войну бывший уездный город был столицей Белого Семиречья, здесь находился штаб атамана Анненкова.

Много лет назад в школе села открылся музей, в котором сегодня насчитывается около 1000 старинных предметов быта. Его создателем была учительница истории Антонина Ивановна Сушкова, организовавшая вместе с ребятами сбор первых экспонатов. Один из ее бывших учеников, Мухарам Хайбуллин продолжил дело любимого педагога. Окончив Талдыкорганский педагогический институт (ныне Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова), он, не в пример многим, вернулся в родное село и с 1988 года собирает по крупицам историю Лепсинска.

Особую гордость Мухарама Минтаевича составляют точильный камень сакского воина, бронзовые удила и каменная зернотерка, датируемые V-III вв. до н. э. Есть в музее и казачья шашка, и егерский штуцер, представлены монеты разных эпох, ордена и медали, изъеденное ржавчиной фитильное ружье, гладкоствольная берданка…

Сейчас он вынашивает грандиозные планы по строительству отдельного здания для сельского краеведческого музея. Дело в том, что школьный музей, расположенный в одном из учебных классов, уже не вмещает собранную за много лет коллекцию. А памятники культуры должны быть под надежной защитой государства. Жители Лепсинска надеются, что местные власти осуществят этот план в рамках программы «Рухани жаңғыру». 

Новости Казахстана. Алтынорда.

Загрузка...

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.