АЛТЫНОРДА
Культурное наследие

[:ru]Асет Далелхан. Особенности национальной охоты. [:]

[:ru]

В Алматинской области активно возрождают один из самых зрелищных видов национального спорта – охоту с ловчими птицами.

Беркут набирает высоту

На днях на ипподроме «Кокбастау» в Жамбылском районе Алматинской области состоялся очередной турнир по соколиной охоте «Сонар-2018», который вновь привлек большое число болельщиков и зрителей. Состязания были примечательны тем, что впервые за много лет их участниками стали не только отечественные беркутчи из разных регионов Казахстана, но и их коллеги из Монголии, России, Венгрии, Италии, Испании. И хотя зарубежные любители охоты с хищными птицами не завоевали призовых мест, тем не менее, они внесли свою изюминку и колорит в общую атмосферу борьбы за медали. Впрочем, обо всем по порядку…

В первый день на отборочный тур вышли 70 спортсменов со своими питомцами. Соревнования прошли традиционно в несколько этапов, в ходе которых беркутчи показывали мастерство в таких упражнениях, как «посадка птицы на руку», «охота на лису», «преследование зайца». Чтобы поразить добычу, беркут должен точно рассчитать траекторию пикирования. На старте охотник снимает специальный кожаный чехол томага с глаз питомца, подает ему команду и подбрасывает вверх в направлении дичи.

Как рассказали судьи, требования к участникам турнира самые серьезные. Перед чемпионатом проверяют не только документы птиц, но и внешний вид их тренеров. Удобный чапан и малахай – обязательный атрибут таких состязаний.

…Птицы парили плавно и красиво, а заметив добычу, с большой высоты камнем падали вниз. Считанные секунды полета, стремительная атака — и вот уже поверженный противник слабо бьется в мощных когтях пернатого хищника. Интересно, что беркут никогда не убивает жертву, ловит ее и ждет хозяина. Причем хватает зверя так, чтобы не испортить шкурку.

По итогам отборочного тура в финал вышли 8 лучших охотников. И здесь удивительную ловкость продемонстрировал питомец представителя Восточно-Казахстанской области Омирбека Нурыма. Он и взял Гран-при турнира среди беркутчи. Второе и третье места в этой, кстати, самой престижной дисциплине, заняли соответственно Дулат Абен из Жетысу и Багдаулет Бабажан из Жамбылской области.

– У меня отец – беркутчи, охоте учился у него, – сказал серебряный призер турнира Дулат Абен. – Приручить беркута не сложно. Сначала надо научить его откликаться на свое имя, потом — чтобы он привык с рук клевать зерно. В «Сонаре» участвую постоянно, и это не первая моя награда. 

В споре среди соколятников призовые места поделили между собой Медет Шарипов из Алматинской области, Серикболсын Жалгасулы из Тараза и алматинец Руслан Акжол. Чемпионом еще одного тура с участием ястребов-тетеревятников стал семиреченец Ерасыл Атыгай, «серебро» и «бронзу» взяли шымкентец Саги Махмутхан и Берикболсын Бабажан из Жамбылской области.  

В командном зачете на первое место вышли хозяева соревнований – представители Жетысу, пополнившие копилку своих наград двумя золотыми медалями и одной серебряной.  

По словам организаторов, соревнования показали, что традиции предков, владевших искусством охоты с ловчей птицей, становятся все более популярными среди казахстанцев. Потомственных беркутчи особенно радует, что в последнее время все больше молодежи стремится перенять их навыки.

Как отметила исполнительный директор федерации «Кыран», главный судья турнира Багдат Муптекекызы, охота с ловчими птицами имеет трехтысячелетнюю историю. Это старинное и нелегкое ремесло сохранилось до наших дней только благодаря энтузиазму опытных охотников, которые во все времена пользовались в народе огромным авторитетом.

И если в начале 2000-х годов в республике насчитывалось всего 17 профессиональных беркутчи, то сегодня их число перевалило за сотню. И теперь почти во всех регионах открылись школы, которые готовят мастеров по приручению этих гордых и красивых птиц.

Национальный бренд Казахстана

По оценкам специалистов, беркутчи Жетысу считаются самыми сильными в стране. И это не случайно: ровно 20 лет назад, в 1998 году, в селе Нура Енбекшиказахского района Алматинской области несколько потомственных кусбеги, оралманы из Китая, основали центр соколиной охоты «Жалайыр Шора». Кусбеги Шора из рода жалаир, живший в первой половине XIX века в Жетысу, прославился как әулие (чудотворец), знавший язык птиц (!). Он знал, когда и в каком месте совьет гнездо беркут, его почитали наставником многие казахские и кыргызские охотники. Говорят, едва взглянув на парящую в вышине птицу, Шора мог определить ее вид и возраст.

Сегодня в ауле Нура действует единственная в стране мастерская по изготовлению амуниции для ловчих птиц, а большинство жителей села – профессиональные охотники. Здесь из поколения в поколение передается феномен казахской культуры, а федерация «Кыран» намерена превратить Нуру в этнографический аул и открыть здесь научный центр по изучению национальной охоты.

Рядом с поселком, в урочище Илантау государство выделило большой горный участок центру «Жалайыр Шора» для тренировок пернатых хищников. В горах водится много зайцев, лис и волков: здесь испокон веков охотились предки нынешних беркутчи. В этих живописных местах часто проводят турниры, запечатлеть которые приезжают съемочные группы из Ирана, Испании, Китая, Турции, других государств.

По словам Багдат Муптекекызы, беркут – самая крупная из ловчих птиц, недаром казахские охотники называют его «птичьим Богом». Он не размножается в неволе, поэтому кусбеги забираются высоко в горы и из гнездышек берут вновь вылупившихся птенцов. Целый год детенышей беркута кормят, никуда не выпускают и только потом начинают обучать охоте.

Согласно легендам, в старину, в голодные годы эти птицы спасали целые аулы, приносили лис, зайцев, волков, ходили даже на оленя и медведя. Минули десятки веков, но старинное и нелегкое ремесло кочевников сохранилось, и как показывает практика, наибольше развитие получило именно в Алматинской области. Так, большой вклад в сохранение и популяризацию древней казахской традиции внесли знатные охотники Абен Токтасынулы, Сейтжан Кодеков, этнограф Жагда Бабалыков, общественный деятель Заманбек Батталханов.

Как считают ученые-историки и востоковеды, особую актуальность вопрос возрождения искусства беркутчи приобрел в последнее время в рамках программы «Рухани жаңғыру». Другим немаловажным фактором стала статья Президента «Семь граней Великой степи», в которой представлен хороший анализ нашей общей истории и культуры, по полочкам расписаны уникальные духовные ценности народа. 

По словам этнографа, поэтессы Нурили Кызыханкызы, испокон веков казахи жили в гармонии с природой, ценили ее красоту. С особой теплотой степняки относились к трем верным спутникам: борзой (тазы), беркуту и резвому коню. В традиционной казахской охоте были свои ритуалы. В этом процессе беркутчи сопровождали загонщики (владельцы борзых), стрелки, помощники и даже певцы, музыканты, сказители народного эпоса.

Охотники приручали самых разных пернатых, однако предпочтение отдавали, конечно, беркутам, один внешний вид которых вызывал уважение: горделивая осанка, прямые плечи, зоркий и проницательный взгляд. Не случайно эта птица – наш символ, запечатленный на государственном флаге, и охота с нею, по мнению экспертов, должна стать не просто экзотическим видом спорта или забавой, а национальным брендом Казахстана.

Ставка на этнотуризм

Как показывает практика, зарубежные туристы, а также иностранцы, живущие и работающие в нашей республике, мечтают окунуться в историю Казахстана, пожить в юрте, познакомиться с самобытной кухней, богатым культурным наследием местных жителей. К примеру, большую часть зрителей, приезжающих на соревнования беркутчи, составляют сотрудники международных организаций и посольств иностранных государств. При этом особый интерес к казахской соколиной охоте проявляют европейцы, американцы, японцы и арабы.

По словам гида-экскурсовода Марии Рахмановой, в последние годы все чаще туристы из-за рубежа приезжают в Казахстан с одной целью — посмотреть шоу с ловчими птицами. Специально для них турфирмы устраивают походы в горную местность с показательными выступлениями беркутчи.  

– Для развития туризма необходимо создавать этноаулы, где демонстрировались бы национальные традиции и обычаи, – считает Мария Рахманова. – За годы независимости Казахстан стал узнаваем в мире, и сейчас довольно много желающих больше узнать о культуре казахского народа. Лично я ежегодно принимаю туристические группы из Финляндии, которые приезжают посмотреть конные скачки, ознакомиться с рецептами приготовления кумыса, бешбармака и других блюд местной кухни. Казахстан обладает богатым природным потенциалом, но к этому нужно добавлять этнический аспект.

К слову, наши соседи из Кыргызстана еще с конца 1990-х годов развивают джайлоо-туризм (джайляу – горное пастбище). Местные туроператоры предлагают зарубежным гостям некоторое время пожить в юртах чабанов, вдали от благ цивилизации. Первыми такой экстремальный отдых опробовали туристы из Швейцарии, Германии, Великобритании, России. Результат превзошел все ожидания, и сегодня джайлоо-туры в Кыргызстан включены в пакеты турфирм многих государств. Наиболее популярны маршруты вокруг озера Иссык-Куль, где посетителей знакомят с древней кочевой культурой, национальными играми, учат изготовлению войлочных ковров.

– Аналогичные услуги можно оказывать и в казахских аулах, – убежден руководитель одной из алматинских туркомпаний Александр Сабельфельд. –Сейчас основной акцент мы делаем на въездной и внутренний туризм. Устраиваем экскурсии на природу с катаниями на лошадях, туры на джипах. Один из самых востребованных маршрутов – этнодни на высокогорном плато Ассы, где туристы погружаются в быт местных животноводов.

В общем, представители отечественной индустрии путешествий делают ставку на этнотуризм, понимая, что иностранных любителей экзотики привлекают вовсе не наши крупные города со стеклянными небоскребами, а аул с национальным колоритом, традициями и обычаями, культурными и духовными ценностями. Охота с ловчими птицами была и остается неотъемлемым атрибутом культуры нашей страны.  

Новости Казахстана. Алтынорда.

[:]