imagesВ открытом правовом государстве, к построению которого стремится Казахстан, чиновник – не господин, а слуга народа. Вот из этого императива и будем исходить.
В скором будущем работа госсектора в Казахстане станет прозрачной, а госслужащие не будут вызывать нареканий у населения. Об этом недавно глава государства Нурсултан Назарбаев сообщил в интервью телеканалу «Россия 24».
— Все люди должны знать: если это не государственная тайна, то доступ к информации должен быть открытым! И никто не имеет права при запросе СМИ не давать информацию. И вообще это панацея, когда есть свободное общество, открытое для СМИ. Ничего не должно быть скрыто и ничего не должно быть сделано никому неизвестным, — отметил президент.
Следует отметить, что это не первое заявление, которое прозвучало из уст главы государства в последнее время. На съезде партии «Нур Отан» в марте этого года, президент пообещал сделать работу госсектора прозрачной для общества. Открытость — это не очередной писк моды, которой следует Казахстан, а требование, связанное с внутренним развитием страны. И прежде всего, экономики.
Казахстан поставил перед собой задачу — войти к середине столетия в топ 30 развитых государств мира. А это значит построение принципиально новой экономики, где фактором роста выступает не сырье, а человек и его уровень знаний. Подобная экономическая модель сильно интегрирована в мировую экономику и является открытой. В ее рамках должны иметься условия для свободного перемещения капитала, рабочей силы, товаров и услуг.
Кроме того, прозрачность необходима для того, чтобы повысить доверие инвесторов и привлечь дополнительные инвестиции. Поскольку в этом случае бизнес будет ограничен от произвола чиновников, и фактов злоупотребления административным ресурсом.
В Казахстане, по оценкам глобальных экспертов и разных международных финансовых институтов, для бизнеса созданы либеральные условия. Однако непрозрачность госсектора не позволяет эффективно использовать наши преимущества. Поскольку, подобная ситуация создает условия для коррупции и бюрократизма. Нерадивые чиновники, по оценкам экспертов, также вносят вклад в развитие теневой экономики. Его доля, по прошлогоднему заявлению зампреда Нацбанка РК Куата Кожахметова составляет «чуть больше 19%, а точнее 19,2%».
Теневая экономика наносит ущерб не только Казахстану, оказывая негативное давление на бизнес. Она также негативно влияет на общество. По словам отечественного экономиста Магбата Спанова, проблемы социального неравенства также следует искать в теневой экономике. Заметим только, что общества, где наблюдается большой разрыв в уровне дохода населения, не может устойчиво развиваться.
Есть и другая причина, по которой следует делать работу госсектора прозрачной. Уже давно говориться, что Астана и Алматы это далеко не весь Казахстан. За пределами мегаполисов есть поселки, где дороги находится в ужасном состоянии. А если нет дорог, то нет основания для их развития. При этом известно, что деньги на развитие поселков, в том числе прилагающей инфраструктуры из бюджета выделяются! Куда они тратятся? Сегодня ответ на этот вопрос сложно получить!
Прозрачность госаппарата — это условие для того, что бюджетные средства не будут выброшены на ветер и не станут предметом коррупции. Как показывает опыт, в странах, где чиновники подотчетны обществу, деньги налогоплательщиков тратятся более эффективно и рационально. Подобная особенность придется Казахстану в самый раз. Ведь сегодня речь идет не только о бюджетных средствах, но и о деньгах Нацфонда. Сегодня они направляются на развитие экономики РК. Важно, чтобы они не были выброшены на ветер.
Чтобы сделать госаппарат прозрачным для общества, нужно внести правовые коррективы. В стране должен быть принят соответствующий закон о доступе информации. К примеру, в 2011 году в Украине появился Закон «О доступе к публичной информации». Еще раньше, в 2009 году, в России был принят Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Даже в соседнем Кыргызстане действует Закон «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления». Казахстан, который всегда был первым на постсоветском пространстве, неожиданно оказался аутсайдером.
На самом деле, аналогичный закон уже давно мог бы действовать в республике. Еще в 2010 году прошла презентация законопроекта «О доступе к публичной информации». Как отметил тогда Мажилисмен Жакип Асанов, суть закона сводится к семи компонентам.
— Это раскрытие понятия «публичной информации»; определение обладателя информации; гарантии, обеспечивающие доступ к ней; порядок и способы получения публичной информации; содержание веб-сайтов госорганов; доступ к заседаниям коллегиальных органов и порядок предоставления информации по запросам; контроль и ответственность за нарушения в данной сфере, — отметил парламентарий.
Появление в стенах Мажилиса данного законопроекта, встретило положительную реакцию среди общественности. С другой стороны, в 2010 году говорили и о недоработках документа, который по оценкам экспертов получился сырым и некачественным.
Так, по словам Жакипа Асанова, закон обязывал веб-сайты госорганов обновляться на периодической основе. А благодаря тому, что определялась публичная и непубличная информация, представители СМИ могли избежать обвинения в разглашении гостайны. Как сообщил парламентарий, ответ на запросы граждан должен быть «представлен в течение пяти дней, а если от предоставления информации зависит жизнь и безопасность гражданина, то в день регистрации запроса». При этом не понятно: Кто определяет срочность запроса? Хотя законопроект закреплял за гражданами право знать о работе госструктур, он не накладывал штрафных санкций и мер ответственности на чиновников, которые игнорировали сроки исполнения законопроекта.
В Казахстане существует много законов, которые имеют действенный эффект. В том числе, Закон о СМИ. Поэтому трудно поверить в то, что подобного рода недоработки носят случайный характер. Очевидно, что за таким вариантом законопроекта «О доступе к публичной информации» стояло «чиновничье лобби», отстаивавшее свои корпоративные интересы. Политическое руководство Казахстана поставило задачу — сделать работу госаппарата прозрачной! Но исполнители политической воли по-своему интерпретировали концепцию будущего закона.
Любопытно, что законопроект был отправлен на доработку. С тех пор его след простыл в кабинетах правительства и Мажилиса. Позже секретарь Комиссии по правам человека при Президенте РК Тастемира Абишева сообщила, что данный «законопроект, по нашим данным, будет принят в 2012 году». Но и в том году он так и не был принят. Как говориться, начали за здравие, а закончили за упокой!
Закон позволяет отправлять запрос не только представителям прессы. Любой гражданин будет вправе сделать запрос и получить интересующую его информацию о работе госорганов. Можно только представить, чем будут интересовать казахстанцы. Проблем на местах много, это и дороги, и работа коммунальных служб, общественный транспорт, дошкольные учреждения. Это не полный перечень злободневных вопросов, на которые хотелось бы получить ответ.
А теперь представим, с каким ожесточенным чиновничьим давлением сталкивается политическое руководство страны. В этом смысле не случайны заявления президента о том, что в ближайшие годы госсектор ожидают жестокие реформы. Как отметил в интервью «Россия 24» глава государства: «Я жду большого сопротивления». Очевидно, что теперь затягивать с принятием закона «О доступе к публичной информации» будет трудно. Тем более что он в принципе готов и нуждается только в незначительных правках, которые усилят его эффективность.
Откуда такой оптимизм?
В 2005 году, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в отчетном докладе «Россия: строительство правил для рынка», назвала соседнюю страну «слабым государством с сильными чиновниками». По оценке экспертов, коррупция, бюрократизм, некомпетентность — «главные препятствия для дальнейшего прогресса реформ в России». Казахстан пока не удостаивался подобной критической оценки международных экспертов. В то же время, страна стоит на пороге больших реформ, которые невозможно осуществить без профессионального госаппарата.
Как показывает китайский опыт, не только суровость наказания повышает КПД борьбы государства с коррупцией и бюрократизмом, но и прозрачность работы госсектора, правоохранительной и судебной системы в целом. Этот опыт ценен для нас! Ведь на первом месте институциональных реформ, которые предложил глава государства Нурсултан Назарбаев, стоит реформа госаппарата.
— Госслужбе следует стать прототипом справедливого казахстанского общества, — отметил президент, — где всем предоставляется одинаковая возможность для самореализации на основе принципа меритократии.
Чиновник — слуга народа, а не его господин! Прозрачная работа госаппарата создает предпосылки для того, чтобы слово «бастык» многие связывали не с самоуправством начальства, а с соблюдением им законов. Но транспарентность является только «оком народа», а надо, чтобы он имел в руках своих еще и кнут. Нужны правовые инструменты, позволяющие гражданам привлекать к ответу чиновников, переступивших закон.
Совершенно очевидно, что принятие Закона «О публичной информации», с учетом внесенных поправок усиливающих его, среди прочего даст толчок развитию Гражданского общества. А это еще одна «ахиллесова пята» Казахстана.
Сегодня в стране существуют и работают неправительственные организации, но при этом их КПД оставляет желать лучшего. В то время как очевидно, и об этом говорит рейтинг конкурентоспособности Всемирного экономического форума (The Global Competitiveness Report), что без крепкого Гражданского общества не может быть устойчивого развития страны. Ведь одна из функций НПО, осуществлять общественный контроль за работой госструктур и иных политических институтов.
И, конечно же, президентская инициатива сделать работу госсектора прозрачной положительно скажется на средствах массовой информации. Тем более, как отметил Нурсултан Назарбаев в интервью российскому каналу: «никто не имеет права при запросе СМИ не давать информацию». Поэтому остается обратить внимание на другую закономерность: без эффективного информационного пространства, не может быть эффективной экономики, политики, общества!

Рубрика: