аВ сентябре, выступая на Евразийском форуме развивающихся рынков «Вхождение Казахстана в 30-ку наиболее развитых государств мира», президент Нурсултан Назарбаев сообщил о планах появления в стране, наряду с Астаной и Алматы, еще двух крупных городов, а также о развитии в Казахстане агломераций.

«Наш выбор – развитие городских агломераций – точек экономического роста с прилегающими к ним городами-спутниками. Долгосрочными целями страны станут формирование четырех конкурентоспособных агломераций-мегаполисов мирового уровня и ряда «умных», «зеленых», комфортных и безопасных городов. Это будет физическим каркасом формирования наукоемкой экономики. Практика других стран учит: инновации развиваются в крупных городах», – отметил глава государства на «Евразийском форуме развивающихся рынков».

По словам президента, «центрами агломераций могут стать наши крупнейшие города — Астана и Алматы», к которым могут быть присоединены и другие города. Что такое агломерация и зачем оно нужно?

Известно, что впервые этот термин применил британский социолог и теоретик градостроительства Эбенезир Говард на рубеже XIX и XX веков. Он предложил решить проблему быстро растущих городов Европы, за счет развития пригородов, где люди могли жить, а работать выезжать в город. Тем более что в странах Запада в период бурной индустриализации, крупные города покрывались густым смогом, и жить в них становилось опасно для здоровья.

а.jpgр

Впрочем, население «еврогородов» заставляло перебираться в пригороды не только наставления социолога Говарда и экология, но и цены на недвижимость. За городом дома были доступными для представителей рабочего класса, по тем временам получавшего не так много денег, чтобы позволить себе квартиру в Лондоне и других крупных городах Великобритании. Но с другой стороны, вокруг мегаполисов стали появляться маленькие городишки, со своей жизнью и спецификой.  Идея Говарда о создании городов-спутников приобрела новое «дыхание» после окончания Второй мировой войны, а пик популярности пришелся после 60-х годов прошлого века, когда в мире разразилась Научно-техническая революция, активизировались миграция и урбанизация. Вот тогда и заговорили о Токио, Нью-Йорке, американской Кремневой долине.

Впрочем, агломерация порождала не только города-спутники, но и давала необычные результаты, например, в демографической сфере. Так, после Второй мировой войны все больше американцев предпочитала проживать в пригородах, а работать в самих городах. Но смена жительства отразилась на образе жизни и сознании граждан. Хотя ряд исследований показывал, что представители среднего класса предпочитают жить для себя и не обременять себя многодетным семейством, тем не менее, в США разбили такую точку зрения. Здесь массовый средний класс оказался «плодовитым», и во многом такое поведение было связано с пригородом. Большие дома на земле позволили семьям думать о рождении двух, трех и более детей.

Сегодня в мире, глобальной экономике, роль городов огромная. Об это говорит тот факт, что число горожан в мире достигло 47 процентов, в то время как в начале ХХ века их было всего 13 процентов. Естественно, половина мирового ВВП, также приходиться на мегаполисы. Кроме того, в настоящее время форсировано идет процесс урбанизации или роста численности городов. К примеру, в Европе он занял 150 лет, в Латинской Америке – 210 лет.

Но и это не предел. По словам руководителя программы развития ООН Хелен Кларк, Поднебесная побила все рекорды. Год назад численность городского населения Китая достигла 50 процентов, хотя 60 лет назад горожанами были порядка 10 процентов населения. А по данным исследования ООН, к 2030 году этот показатель достигнет уже 70 процентов от численности населения страны. Через 17 лет в городах будет проживать 1 млрд человек, на долю которых придется порядка 70 процентов ВВП Китая. Поднебесная снова всех удивила. При этом особо подчеркнем, что стремительная урбанизация стала результатом проводимой в стране политики реформ.

Как видно, сегодня города характеризуют степень модернизации экономики той или иной страны. И поскольку наша республика за годы независимости интегрировалась в глобальную экономику, то и в Казахстане начинают действовать общие правила. Этот процесс наблюдался у нас в последние 20 лет, когда численность городского населения стала стремительно расти. Сегодня горожанами могут себя назвать более 50 процентов казахстанцев, что было связано с реформами, формированием рынка труда и внутренней миграцией.

Наиболее ярко этот процесс наблюдался в Алматы. Хотя город, в первой половине 90-х годов, утратил статус столицы независимого Казахстана, он остался финансовым, образовательным и культурным центром страны. Но самое главное – Алматы удалось все эти годы сохранять динамичное развитие собственной экономики. Как отметил в этом году аким Алматы Ахметжан Есимов, реальная заработная плата выросла до 143 тысяч тенге на одного работника, уровень безработицы составил 5,7 процентов. Как следствие, город стал крупным донором бюджета.

«Поступления в бюджет страны от одного алматинца в среднем составило 730 тысяч тенге, что в 3 раза больше, чем в среднем по республике», – отметил он в июле.

Отличает Южную столицу собственная модель развития экономики, где имеется высокий процент Малого и среднего бизнеса. В прошлом году, по словам Есимова, Алматы перечислил в бюджет республики 1,2 млрд тенге в виде налогов, 60 процентов из них приходились на предприятия МСБ. Малый и средний бизнес считается одним из факторов успеха экономики страны, а если говорить о городах, то можно сослаться на опыт динамично развивающегося Шанхая, где его доля приближается к 90 процентам. В самом городе теперь модно говорить не столько об МСБ, сколько о микробизнесе, видя в нем панацею спасения от кризиса и фактор усиления конкурентоспособности. В этом смысле, Алматы есть куда расти.

Для Казахстана агломирация – явление все-таки новое. Хотя отметим, что вокруг Алматы и раньше были города-спутники. Но они были связаны не столько с экономикой самого города, сколько с развитием области. Многое поменялось за последние 20 лет в жизни Южной столицы. Сегодня «старый пригород» практически уже слился с самим городом. Когда заезжаешь в Алматы сразу не поймешь, где начинаются его границы. Во многом такое положение было связано с притоком населения из других областей, которое быстро расстроились в «приграничной зоне». Но все-таки этот процесс носил стихийный характер и не редко способствовал росту социально-экономической напряженности.

Другое дело организованный и спланированный процесс… Идея децентрализации Южной столицы впервые зародилась в 2006 году. Для этого был разработан генеральный план «G4 City», согласно ему четыре новых района, расположенных вдоль трассы Алматы-Капшагай, должны будут соединить два крупных густонаселенных пункта в один мегаполис.

Проект «Строительство городов-спутников г. Алматы» включает в себя четыре мини-города, которые возникнут вдоль трассы Алматы-Капчагай, и объединяться в один город-конгломерат: Gate City (город Ворота), Golden City (Золотой город), Growing City (город Роста), Green City (Зеленый город). Общая проектная площадь застройки – 8006,7 га, а предполагаемая численность населения городов-спутников – свыше 300 тыс. человек.

Чтобы агломерации росли и процветали, одних планов не достаточно, необходимо создание мощной инфраструктуры и конечно же усилий государства и бизнеса. Так, на днях ТОО «Алматинский электромеханический завод», входящее в состав Alageum Electric, заявило о завершении монтажа оборудования подстанций, которые позволят развиваться городам-спутникам Алматы.

а.jpgр.jpgд

– Мы завершили строительство объектов электроснабжения городов-спутников – строительство подстанции «Кокпа», двух кабельных линий 110 кВ от ПС «Коянкус» до ПС «Кокпа», реконструкцию ПС «Коянкус» – сообщил Гендиректор АЭМЗ Хайрулла Кожабаев.

По его словам, в настоящее время подстанции еще не запустили, ведутся пуско-наладочные работы. Но время, когда подстанции начнут питать электричество пригород, не за горами.

– Как известно, проект «Строительство городов-спутников города Алматы» включает в себя четыре мини-города, объединяющихся в один город-конгломерат: Gate City, Golden City, Growing City и Green City, – отметил  Кожабаев.

Общая проектная площадь застройки, по словам гендеректора АЭМЗ – 8006,7 га. Предполагаемая численность населения городов-спутников – свыше 300 тыс. человек, жилая застройка – 9311,6 тыс. квадратных метров. На развитие инженерной сети городов-спутников с 2009 по 2012 годы из республиканского бюджета Алматы выделено и освоено 14,8 млрд тенге, в 2013 году – 5,4 млрд тенге.

Астана по численности населения уступает Алматы. Но надо признать, что в 90-х и 2000-х годах, численность жителей города резко возросла, с нескольких сот тысяч человек до более 800 тыс. И такой результат был достигнут практически за 10-летие. В настоящее время Астана по численности населения занимает 9 место в республике, уступая Южно-Казахстанской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Жамбылской, Костанайской, Актюбинской областям и Алматы. Однако, как заметил глава государства Нурсултан Назарбаев, главное не количество, а качество. В связи с этим он расставил новые приоритеты развития казахстанской столицы.

«Я не имею намерения увеличивать население Астаны до каких-то миллионов. Дальше будут строиться здания, помещения, жилье не для увеличения населения. А для того, чтобы обустроить город и на имеющиеся деньги направить на то, чтобы создать условия жизни для людей», – сообщил в апреле этого года президент.

К слову, в 2012 году в казахстанском правительстве рассматривали изменения и дополнения в программу «Развития городов», где упоминалось об агломерациях, как центров роста, позволяющих сконцентрировать экономический и трудовой потенциал страны, повысить инфраструктурную эффективность.

«По результатам проведенного анализа предлагается определить агломерации двух уровней: агломерации 1-го уровня – Астана, Алматы и Шымкент, как обладающие наибольшим потенциалом. Агломерации 2-го уровня – Актобе и Актау» – отметил тогда министр экономического развития и торговли Ерболат Досаев.

По его словам, главная задача внесенных дополнений в госпрограмму – определить формирование агломераций, как долгосрочных центров роста, интегрированных с мировыми и региональными рынками.

«Реализацию данной задачи программы, предлагается осуществлять по трем направлениям: экономическое позиционирование городских агломераций на республиканском и региональном рынке; скоординированное развитие инфраструктуры городских агломераций и зон их притяжения с применением новых технологий; совершенствование территориальной, градостроительной и институциональной политики развития городских агломераций», – сообщил Досаев.

Так почему Казахстан выбор делает в пользу агломераций? Ответ банальный. Как показывает мировая практика, такая форма градостроительства конкурентоспособна и безотказна. Она позволяет решать многие проблемы в развитии страны: эффективное использование трудовых ресурсов, формирование человеческого капитала, повышения качества жизни, модернизацию экономического уклада, и даже рост среднего класса. Все это преследует Казахстан в качестве своего ориентира развития. В том числе и планы по вхождению республику в число развитых экономик мира к середине столетия.  И здесь, как следует из мировой практики – города выступают хорошими центрами развития и инструментом преобразования страны.

 

 

Рубрика: