жкхПорядок в сфере управления жильем – социально-чувствительная тема. И в первую очередь это касается многоквартирных домов. Всего по данным статистики в Казахстане таких домов более 160 тыс. с общей площадью порядка 182 млн. кв. метров. Но известно, что многие из них достигли своего критического состояния. Доля нуждающихся в капитальном ремонте домов составляет 32 процента. По программе модернизации ЖКХ-2020 предусматривалось выделять на капитальный ремонт МЖД (многоквартирные жилые дома) 26 млрд. тенге в год. Однако сборы населения на расходы по их эксплуатации не превышают 25 млрд. тенге в год.  В то же время, по данным экспертов, для поддержания их в нормативном состоянии только для планового капитального ремонта ежегодно необходимо около 400 млрд. тенге, а для текущих эксплуатационных расходов – около 100 млрд. тенге в год.

Принятие в 2011 году программы модернизации ЖКХ-2020 еще раз доказывает о том, что государство, не менее самих жителей заинтересовано в  повышении качества предлагаемых коммунальных услуг, обеспечении надежности функционирования систем жизнеобеспечения и снижении удельных затрат на их содержание. Не секрет, что в ходе реализации данной программы не раз звучали нарекания, связанные с отсутствием четкого механизма управления жилищным фондом страны. Но у коммунальщиков на этот счет свои оправдания. По их словам, данная программа совершенно новая, поэтому отсутствие опыта в применении механизмов управления, предложенных в программе, помешало в полной мере реализовать поставленные цели. Но как говорится, на ошибках учатся. Теперь ЖКХ настроено не только к «работе над ошибками», но и дальше совершенствовать систему управления жилых домов с применением новых технологий.

Несмотря на трудности, уже сегодня за счет принятых мер в рамках программы удалось добиться немалых результатов. Об этом сообщила директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Мира Байсугурова в ходе недавно прошедшей в Алматы региональной конференции «Развитие жилищно-коммунального хозяйства на основе применения эффективных методов управления, внедрения инноваций и энергоресурсосберегающих технологий».

– Да, были определенные сложности ввиду того, что программа была разработана впервые, — сказала М. Байсугурова. – До сегодняшнего дня от 32 процентов до 28 процентов была снижена доля домов, требующих капитального ремонта. И за последние два года (2011-2012 годы) порядка 2300 домов были отремонтированы.

 

Сегодня ЖКХ основной упор делается на работы по термомодернизации домов, что позволит в значительной степени сократить расходы на энергоносители, особенно в отопительный период.  По словам докладчика, на сегодняшний день в рамках финансирования работ по проведению термомодернизации из бюджета выделено 12 млрд тенге по республике. Однако, несмотря на то, что работа в этом направлении ведется, пока еще завершенных домов нет. Правда, касательного этого у департамента вполне оптимистические прогнозы. Последние работы по совершенствованию механизмов реализации госпрограммы позволять добиться максимальных результатов, уверяет она.

– Мы уже сейчас определяем, как бы, новые правила игры, – продолжает руководитель департамента ЖКХ. – Мы разделили программу на минимальный и максимальный виды работы, которые предусматривают собой ремонт кровли, подвала, инженерных сетей. Обязательным условием также является установка теплового пункта и общедомовых приборов учета тепла. В рамках работы министерства по оптимизации государственной программы с 2015 года планируется привести в действие новую программу. Она будет представлять собой объединенный документ, в который войдут программы модернизации ЖКХ, «Акбулак», Программа развития моногородов и Программа развития регионов.

жкх

Также в рамках модернизации коммунального сектора за прошедший период  было отремонтировано порядка 8 тыс км сетей газо-  электро-  и теплоснабжения. На эти цели из республиканского бюджета было выделено 19-24 млрд тенге. Вместе с тем проведена реконструкция 16 котельных. В текущем году эти работы найдут свое продолжение. Планируется также отремонтировать порядка 5 км. сетей и 14 котельных по республике.

Кроме того, в сфере коммунального хозяйства предвидится увеличение финансирования. Дефицит бюджетных средств говорит о том, что необходимо внедрить механизм обратного финансирования, говорит Байсугурова. Для этого необходимо задействовать частные средства и повысить инвестиционную привлекательность ЖКХ. В этой связи разработчики программы предлагают и уже начали работать по развитию фонда ЖКХ, который создан с участием министерства регионального развития на базе АО Казахстанский центр модернизации ЖКХ. Его деятельность будет направлена на поэтапное внедрение современных механизмов по повышению эффективности использования инвестиций как бюджетных, так и частных средств в сфере ЖКХ и обеспечения гарантий  их возврата.

— Мы также планируем выделять средства регионам через фонд на возвратной основе, в том числе, и  в рамках  предусмотренных в программе направлений по модернизации сетей и по инженерной канализационной структуре, — говорит директор департамента ЖКХ.

Поэтапное внедрение подобных механизмов, по словам специалистов, позволит создать условия безубыточной деятельности и повышения их инвестиционной привлекательности. Кроме того, в рамках поручения строительства министерством также был проведен анализ выработанной системной меры по реформированию сектора теплоснабжения. Согласно его результатам, на первом этапе планируется приобрести перевооружение котельных систем перехода на энергоэффективные котлы. На втором этапе совместно с исполнительными органами будут разработаны и внедрены эффективные системы теплоснабжения в населенных пунктах.

— На сегодня мы разрабатываем совместную концепцию теплоснабжения, в которой будут учтены все эти моменты и относительно вопроса по установке в жилых домах общедомовых приборов учета тепла. — говорит М. Байсугурова. —  У нас начата работа по капитализации фонда развития ЖКХ, на что выделены средства в размере 12 млрд тенге. За счет них будут разработаны и внедрены механизмы учета, установки приборов учета тепла по договору с потребителями. Таким образом, планируется возвратная основа за установленные приборы учета за счет самих потребителей. Это полностью соответствует действующему законодательству.

Теперь же Казахстанское ЖКХ намерено последовать опыту коммунальных служб восточно-европейских стран. По словам Председателя Правления ОЮЛ «Национальная палата ЖКХ и строительства Казахстана» Толеутая Рахимбекова, эти страны (Польша, Чехия, Словакия и др.), коммунальное прошлое этих стран очень схоже с нашими проблемами в этой же сфере. За счет внедрения новых технологий они добились больших успехов в повышении качества предлагаемых коммунальных услуг, снижении затрат на содержание многоквартирных жилых домов, выработана четкая государственная политика по проведению в них капитального ремонта.

жкх

— Мы на днях принимали участие в заседании круглого стола в Парламенте, где обсуждались вопросы обеспечения населения жильем, пришли к выводу, что данный вопрос зависит в большей степени от обеспечения охраны и продления срока служения многоквартирных жилых домов, нежели от нового строительства, — говорит Т. Рахимбеков. – Если бы были нормальные эксплуатация и уход, то эти дома служили бы и сто и больше лет.

Времена сегодня изменились, и уровень жизни людей вырос, что позволяет сделать ее лучше и комфортней. Поэтому решение вопроса оптимизации КСК – требование времени. В этом плане определенную ценность представляет такой инструмент как создание крупных управляющих домами компаний. Тем более, что сегодня с экономической точки зрения существование этой структуры (КСК) стало невыгодным, поскольку собранных на содержание домов средств едва хватает на зарплату ее работников. В Европе такие крупные компании охватывают более 60-70 тыс. жителей многоквартирных домов.

— К примеру, сегодня в Астане действует 301 КСК, а это значит 301 председатель, 301 бухгалтер и т.д. и охватывают, причем, каждый в среднем по 1000 жильцов,  — говорит госслужащий. — А если создать крупные компании, в которых будут заняты всего 6-8 человек, будет выгодней. Главное чтобы диспетчерская служба круглосуточно принимала заявки у населения. А все услуги должны оказывать специализированные  сервисные компании по заказу управляющей компании. Конечно, мы не можем отрицать заслуги КСК, потому что в трудные времена, когда в бюджете денег не было, эти организации фактически справлялись с нуждами жилых домов. Поэтому нам остается сказать им спасибо и двигаться дальше в ногу со временем.

Общеизвестно, что ежегодно Закон о жилищных отношениях подвергается внесению корректировок, поскольку данный сектор является болезненным и актуальным для всего населения. В настоящее время в Мажилисе Парламента находится разработанный Министерством регионального развития проект Закона с внесением изменений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищных отношений. Сами поправки состоят из нескольких блоков, первый из которых касается работы жилищных инспекций, являющихся органами местной исполнительной власти. Он затрагивает вопросы введения административной ответственности для органов управления за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Вместе с тем в законе  урегулирован проблемный вопрос, связанный с управлением домами. На сегодняшний день проект Мажилисом поддержан и до конца этого года будет принят сенатом.

Пристальное внимание государства к «квартирному вопросу» вполне объяснимо. Коэффициент доступности жилья в Казахстане оставляет желать лучшего. По оценкам экспертов он составляет порядка 10 лет. Именно столько лет людям необходимо накапливать средства, чтобы приобрести свой заветный угол. Поэтому очевидно, что от решения проблем жилья и состояния жилищного фонда страны зависит успех социальной политики, устойчивое развитие Казахстана и, конечно же, снижение социальной напряженности в обществе.

 

 

 

Рубрика: