Туркестан №6. Переход на трехязычную практику вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Многие патриоты языка выступили против данной инициативы, обращая внимание властей на то, что она разделяет страну на три части. Раньше казахи, приехавшие из аулов, искренне огрочались тому, что не знали и слова по-русски. Им казалось, что без знания русского языка, они останутся без куска хлеба. Сегодня совершенно иное положение. Многие хотят, чтобы их дети говорили на английском языке. Однако правильно ли осуществлять всеобщий переход на английский язык, когда мы не можем расширить сферу применения казахского языка? Не займет ли английский язык место государственного? Иногда среди представителей молодого поколения наблюдается более уважительное отношение к аглийскому языку, нежели к родному. Английский – дает возможность свободного парения в мировом информационном пространстве. Никто это не оспаривает. Таким образом, проблема всеобщего изучения английского языка в школах и других учреждениях образования, кажется, властями разрешена. Недавно министр образования и науки  Жумагулов однозначно заявил, что с нового учебного года вводится изучение английского языка. Начата разработка специальной программы. Проанализировав различные мнения в обществе, министр привел следующие доводы противникам этой программы. «Обучение многоязычию —  требование настоящего времени. Казахский язык – духовное богатство нации. На сферу образования ложится особая ответственность в развитии языка, укреплении его значимости в обществе и восстановлении его исторического места. Казахский язык изучают во всех школах. Более 60 процентов учащихся обучаются на казахском языке. Главная цель – выпускники должны в достаточной степени владеть казахским языком», – сказал министр.

Допустим. Однако простой народ не понял другую мысль министра. «Через 5 лет мы некоторые предметы в школах, например, биологию, химию, физику будем преподавать на английском языке. Если сегодня не подготовимся к этому, то упустим время. Вообще, к 2020 году обучение некоторых предметов планируем перевести на английский язык», – сказал министр, обозначая долгосрочные цели. Известие об этом повергло в шок и учащихся, и родителей. Одно дело -изучать английский язык с первого класса, а перевод обучения других предметов на этот язык, совсем другое дело. Хорошо, английский язык нам нужен, но где мы наберем за такое короткое время столько специалистов, способных обучать названным предметам? Разработана ли программа, которая ляжет в обоснование данного процесса? Есть ли соответствующие методики? Не устает задаваться вопросами общество. Некоторое время назад редакция нашей газеты проводила круглый стол, посвященный недостаткам действующих школьных учебников, на который были приглашены ряд учителей и авторы учебников. Тогда доктор педагогических наук Нурша Оразахынова сказала: «Обучать казахских детей английскому языку очень тяжело. В каждом классе самое малое по 32 ученика. Если в городе предмет изучают раздельно, то на селе все 42 ученика сидят в одном классе. Первоклассники, которые кое-как пишут обычную букву «а», вынуждены изучать и английский алфавит. Это сильно влияет на здоровье, психику детей. Ребенок, который только перешагнул порог школы, начинает уклоняться от учебы. Поэтому в начальной школе ребенок должен обучаться только на родном языке, освоить азы национального языка, менталитета, национальных традиций, истории и культуры своего народа. А уже с 5 класса, когда будет сформирована начальная образовательная база, дети без труда могут изучать второй и третий язык». Поддержала ее и учительница школы-гимназии №13 Забира Шартыкова: «Что касается изучения английского языка в начальной школе, я против этого. Мой ребенок учится во втором классе. Когда он пишет диктант на казахском языке, казахские слова заменяет английскими буквами. Ребенок путает буквы двух алфавитов. Поэтому обучение другим языкам нужно начинать с 5 класса».

А вот что по этому поводу думает политолог Дос Кошим: «Если английский  внедряется, чтобы вытеснить русский язык, я против такого предложения. Однако я не вижу предпосылок для этого. До настоящего времени отдается предпочтение применению русского языка. Теперь вопрос изучения английского языка с 1 класса подняли на уровень государственной проблемы. Сегодня, не расширив сферу применения государственного языка, отдавать предпочтения английскому языку, равносильно национальному позору. Уже более пяти лет трубят на весь мир, что изучение государственному языку будем начинать с детского сада, первого класса. Не подняв необходимость знания государственного языка хотя бы на уровень шестого-седьмого классов, принятие такого предложения равносильно тому, что государственный язык будет отброшен на десять лет назад в своем развитии».

Действительно, не навредим ли мы детям, не освоившим родной язык, обучая их еще и английскому языку? Не отобьем ли у них охоту учиться? Кто исследовал эту сторону проблемы?

Где возьмем столько учителей?

Допустим, с нового учебного года малыши, переступившие порог школы, начнут с первого класса изучать английский язык. А каков уровень подготовки учителей, которые должны их обучать? Сегодня уровень обучения английскому языку в средней школе не блещет. Выпускники школ при поступлении в высшие учебные заведения и магистратуру, спотыкаются именно на сдаче английского языка. Это красноречиво свидетельствует, что уровень преподавания английского языка в школах оставляет желать лучшего. Когда министерство заявило, что «рассматривается поэтапный переход на английский язык», мы подумали об уровне подготовки учителей, которые должны осуществлять эту реформу.

Как только был поднят этот вопрос, министр парировал: «для этой цели планируем организовать дополнительную подготовку учителей». Его заявление: «Подготовка учителей английского языка – одна из актуальных проблем. Для реализации программы «индустриально-инновационного развития» нам нужны специалисты со знанием английского языка. Поэтому по инженерно-техническим специальностям, естествознанию планируем открытие специальных курсов для подготовки преподавателей. Одно огорчает, уровень обеспеченности учебных заведений учебниками и учебными пособиями не превышает 6 процентов. Эта одна из актуальных проблем, при том, что не хватает и педагогов.

А между тем по утверждению специалистов, до 12 лет дети должны обучаться только на родном языке. Даже международные правовые акты поддерживают это. В школах Турции, к примеру,  обучение иностранным языкам начинается только с 12 лет. Причину этого турецкие братья объясняют седьмым назиданиям Абая, в котором сказано «потребность в знаниях передается детям с молоком матери», поэтому азы знании ребенок должен получать на родном языке. Вмешивать в процесс обучения в эти годы другой язык станет началом большой трагедии. А после двенадцати лет турки не ограничивают изучение любого языка. Сейчас 70 процентов турецкой молодежи в возрасте от 12 до 35 лет свободно владеют турецким и английскими языками. Казахское общество не против введения английского языка в школьную программу. Однако есть одна неприложная истина, которую мы не можем исказить.  Родной язык и молоко матери – тождественные понятия. Человек, с малолетства получивший воспитание на родном языке, вырастает истинным патриотом нации. А ребенок, оторванный от своих корней, каким бы одаренным не был, никогда не сможет стать истинным сыном своего народа. Поэтому до 12 лет знания ребенок должен получать на родном языке. А по достижении этого возраста он может изучать любой язык. Таково мнение психологов. Чтобы 95 процентов населения овладела казахским языком, надо начинать изучать его с детского сада.

Кульнур Орманова, учительница начальных классов гимназии №62 имени Шона Сма­ханулы: – Есть поручение Елбасы об изучения английского языка с 1 класса. С точки зрения проведения в стране выставки ЭКСПО-2017, вхождения в пятидесятку развитых стран, овладение английским языком играет важную роль. Поначалу я была против данной инициативы. Сейчас, думаю, может, это и правильно, народ же поддерживает. Нам, учителям начальных классов, будет нелегко. Вообще, учащимся легче начинать изучать иностранные языки с пятого класса. Ребенок, который уже владеет родным языком, легко овладевает другими языками. Сегодня городские школьники не достаточно глубоко знают казахский язык. И мне самой трудно понять,  как они параллельно еще овладеют английским языком? Будет неплохо, если английский и русский язык они начнут изучать, хотя бы со второго, третьего класса.   Рахима Сакенова, директор школы-гимназии  №12 имен Ш.Уалиханова: – Наша школа с 1972 года занимается углубленным изучением английского языка. Такой казахской школы раньше не было. До этого момента я не встречала ребенка, который, изучая английский, забыл бы родной язык. В свое время была всесоюзная лаборатория обучения русскому языку детей других национальностей. Наши дети изучают три языка. Если будут хорошие учебники, правильно организованная база, квалифицированные педагогические кадры, трудности не возникнут. Почему мы должны вечно плестись в хвосте мировой цивилизации? Нельзя проблемы одного языка переносить на другой язык. Проблема казахского языка – отдельный разговор. Почему изучение языков нужно начинать с начальных классов? Да потому, что именно в этот период у детей повышенная восприимчивость к языкам. Я не поддерживаю мнение, что изучение английского языка будет препятствовать развитию казахского языка. Пользователь Фэйсбука: – Лишь бы в будущем не сказали, ваш ребенок не знает английского языка, и мы не можем принять его в школу. Нужно ли всем жителям Казахстана, поголовно знать английский язык? Если 95 процентов населения Казахстана не выезжает за границу, и в повседневной жизни не использует английский или  другие языки, чем продиктована  необходимость изучать его с первого класса? Лучше бы эти часы использовать для изучения родного языка.

Динара МЫҢЖАСАРҚЫЗЫ

Перевод Кайрата Матрекова                                                                                                      

Рубрика: