АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Алматы — город отвоеванный машинами. Развитие и деградация.[:]

[:ru]

Пандемия внесла изменения во все сферы человеческой жизни. Многие предприятия закрылись на время карантина, часть отправила своих работников на удаленку, кафе и рестораны стали работать только в режиме доставки. И это положительно повлияло на экологию нашей страны. В большинстве городов Казахстана стало улучшаться состояние воздуха. Очистились реки.

В Алматы транспортный поток уменьшился на 80%. Концентрация загрязняющих веществ в воздухе упала в 1,5-2 раза. Обо всём этом жителям города сообщали в социальных сетях и по телевидению, чтобы разбавить негатив положительными новостями, и снизить градус паники. Некоторые люди приходили к мнению, что время от времени нужно устраивать карантин в качестве перезагрузки.

Но ведь рано или поздно пандемия закончится. И нам придётся возвращаться к привычному укладу жизни, хоть и с небольшими коррективами. Постоянно устраивать временные перезагрузки, вроде часа Земли, мы не можем себе позволить. Поскольку это хоть и положительно сказывается на экологии, но бьет по экономике. 

Поэтому нужно решать проблемы с трафиком и загрязнением окружающей среды какими-то другими способами. К счастью, по этой части у Алматы уже есть опыт. Город двигался в верном направлении с 2016 года. Именно тогда в акимате приняли новую философию “Город для людей”. 

Что это значит?

Ян Гейман, основоположник этой концепции, пишет, что города для людей должны быть: живыми, безопасными, устойчивыми и здоровыми. Город тем больше оживает, чем больше людей передвигаются по нему пешком, на велосипедах, или самокатах. Еще один признак живого города — это активность людей в общественных пространствах.  В качестве примера можно рассмотреть улицу Панфилова или Атакент, которые жители города воспринимали, как большие парковки. Автомобилистам это было удобно, а пешеходам — нет. Но с тех пор, как в Алматы стали реализовывать стратегию “Город для людей”, эти две локации изменились до неузнаваемости. Теперь Атакент — это общественное пространство с Белкой и большим катком. А Панфилова — это не асфальтовый плац или парковка, а пешеходная улица. 

 

Безопасным город делают его жители. Чем больше людей выходят на улицы и проводят время в общественных зонах, тем безопаснее становится город. Этот фактор влияет и на снижение уровня преступности. Ведь согласитесь, злоумышленнику будет гораздо сложнее совершить ограбление на глазах у свидетелей. 

Устойчивость города проявляется в “зеленой мобильности” его транспортной системы. Иными словами, на передвижении пешком, на велосипедах или общественном транспорте. Такие виды передвижения считаются экологически и экономически выгодными. За счет них не только снижается уровень потребления ресурсов, но и ограничиваются выбросы и уменьшается уровень шума.

Понятие “здоровый город” тесно связано со всем вышеперечисленным. Город тем здоровее, чем более естественной частью повседневной жизни является передвижение пешком или на общественном транспорте. Ведь ухудшение здоровья населения в большинстве случаев связано с ведением сидячего образа жизни. Или передвижением на автомобиле от двери до двери. 

Что было сделано?

Именно по этим четырем принципам реализовывалась стратегия “Города для людей” в Алматы. В период с 2016 года были построены велосипедные дорожки. По центру многих центральных улиц проложили автобусные линии. Это делалось для того, чтобы увеличить скорость общественного транспорта. Ещё учитывался психологический фактор — водителям автобусов легче ехать по центру улицы, ведь на обочину могут выскочить дети. Также проезду могут препятствовать водители автомобилей, выезжающие со дворов.

В городе появились удобные автобусы с удлиненными корпусами. Благодаря системе кондиционирования, зимой в них тепло, а летом прохладно. 

Когда дошла очередь до подземок, то акимат видел два решения — закопать их или отремонтировать. И поскольку по стоимости оба варианты расценивались одинаково, было решено их отремонтировать. Теперь подземные переходы Алматы новые и чистенькие, в них всегда играет приятная музыка. Но есть проблема — они недоступны для инвалидов.

И тут к месту будет процитировать слова известного российского урбаниста — Аркадия Гершмана:

 “Если вы сделали инфраструктуру, которой не сможет пользоваться самый незащищенный человек, то есть инвалид, значит вы сделали плохую инфраструктуру”. 

Это значит, приоритетная задача на будущее для нашего города — создание хорошей инфраструктуры. В конце концов, каждый из нас периодически становится маломобильным. Причин для этого много: коляска, велосипед, тяжелый груз, травмы. У каждого из нас есть пожилые родственники. Каждый когда-то сам станет старым. Среди нас  живут люди с ограниченными возможностями. И мы их редко видим не потому, что их мало, а потому что нет доступной для них среды. 

Развитие и деградация

Ограничение в 40 км для транспорта в центре города, и 60 км на трех главных магистралях в прямом смысле спасло тысячи жизней. Количество аварий снизилось в 2,7 раза. И несмотря на все положительные аспекты, ограничение в 80 км было возвращено. А ещё с двух крупных улиц города убрали велосипедные дорожки, потому что из-за них пострадал малый бизнес. Эти два шага противоречат всем четырем главным принципам концепции “Города для людей”. Значит ли это, что наш любимый город был отвоеван у нас машинами?

По словам Аркадия Гершмана, проблема Алматы в отсутствии четкой стратегии.

“Видно, что город не боится решать свои проблемы, и смело идет вперед. Ведь обычно все ждут какого-то коллапса, и только потом начинают действовать. Но в Алматы пошли немного заранее. Правда я беспокоюсь, что всё это делается немного бессистемно. Создается впечатление, что у города нет какого-то общего видения. И это большая проблема. Но что ещё хуже, когда такие изменения происходят резко, может начаться откат. И не все жители города смогут воспринять новые революции позитивно. Москва с этим тоже сталкивалась. Когда начинались какие-то хорошие вещи, а потом резко происходил откат, потому что люди просто не успевают воспринимать изменения. Попросту не успевают приучиться к тому, что город теперь работает немного иначе.”

Так что следующей приоритетной задачей для Алматы должно стать создание четкой стратегии, от которой нельзя отступать. Она должна быть проработана по разным паттернам и направлениям. Город должен знать, куда он движется, и где окажется через 10 лет. Каждое решение должно быть взвешенным и анализируемым на предмет ошибок. А если уж ошибки были допущены, то нужно учиться на них. Не должно быть так, что сегодня принимают закон о введении скоростного ограничения, а завтра его отменяют. Сегодня проводят велодорожки, а завтра их убирают.

Город без стратегии обречен на стагнацию и даже деградацию. Каждый шаг без общей цели развития может стать шагом в пропасть. 

Айганым Малеева

 

[:]