казахские батырыКолонизация Россией Казахстана затянулась на долгие двести лет, натыкаясь на сопротивление казахских батыров и ханов. В связи с чем возникает вопрос – как казахское народное ополчение, вооруженное примитивными луками и копьями, могло столь долгое время сдерживать натиск профессионально обученной, российской армии. По тем временам, одной из лучших армий мира?

Всему виной, полагают некоторые ученые, богатырский дух прежних казахов. Их неукротимое стремление к свободе. Когда детей  воспитывали на легендах и героическом эпосе. Когда в народе пользовались уважением не лицемеры и подхалимы, а воины – батыры, с оружием в руках выступавшие на защиту своей родной земли.

Нам, сегодняшним, еще не полностью расставшимися с ложными историческими установками, не выдавившими из себя рабов, трудно представить то героическое время. Но, по крайней мере,  ничто не мешает нам задать вопрос – Можем ли мы сегодня возродить тот былой богатырский дух?

Образы батыров ассоциируется у многих из нас со смелостью  и стойкостью характера. Наряду  с тем, о батырах складывается мнение, как о людях наивных. Народ любит своих батыров. И тут вполне уместна фраза «Счастье народа в рождении батыров». О батырах казахской степи мы узнаем из легенд, рассказов, поэм, сказок. Если вы заинтересуетесь своей родословной – шежире, то опять-таки, выясниться, что седьмой или восьмой ваш предок был батыром.

Но если у каждого  казаха прошлого была героическая душа, то можно ли считать такую нацию – народом батыров?  И тут же спрашивается «Действительно ли мы были когда-то такими?». Мы попытались узнать, кого казахский народ причислял к батырам, что стоит за этим определением, и кто из наших современников отвечает этому определению. А выводы делать тебе, читатель.

Талас Омарбеков. НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ КУЛЬТ КАЗАХСКИХ БАТЫРОВ

Батыры, как правило, выходцы из бедной среды. Они выступали в защиту своего народа, свой героизм проявляя на войне, в сражениях и боях, принимая в них самое непосредственное участие. Каждый небольшой казахский род выдвигал собственных батыров.  В казахской среде имелось 45 племенных общин, исключая роды — кожа и торе. В свою очередь, 45 общин подразделялись на рода, и под рода. К примеру, в прошлом маленький административный округ являлся аулом из 15 — 16 домов.  У каждого округа было по батыру. Причем этот самый батыр отвечал за сплоченность народа. Многие батыры прежней эпохи неизвестны нам, более того их история не изучена до конца. По правде говоря, именно благодаря батырам наша страна сохранилась в нынешних территориальных пределах. Именно их отвага, мужество приносило блистательные победы. Поэтому не следует впадать в истерику по поводу того, что число известных казахских батыров с каждым днем все увеличивается. Мы открываем для себя новые имена.  Образ казахов сформировался благодаря  их героям, их поступкам. Благодаря их подвигам предки казахов оставили широкий след в мировой истории под именем тюрков и гуннов.

Следовательно, нам необходимо изучать и эту страницу нашей истории. Нам необходимо создать культ батыров. Так, как это было в прежнее время. О многих мы еще не знаем. Что же касается таких прославившихся героев прошлого, как Кабанбай, Богенбай, и Райымбек —   это отдельная история.

Сегодня раздаются голоса разделить батыров на две категории, национального уровня и племенного, общинного. Я полагаю, с этим можно согласиться.  Сравнивать подвиги батыров, отличившихся в кругу своего рода, племени с заслугами героев национального уровня — просто смешно. Стоит ли их приравнивать к национальным героям?  Нужно уметь различать эти понятия.

Жармахан Туякбай. Стремление к героизму в нас заложено на генетическом уровне

Чего  только не пережил казахский народ: и независимость, и зависимость, войну, мирную жизнь, голод, жут. Нация прошла через многое. Когда самой большой проблемой стала покладистость нашего характера. Покладистость и терпение. Несмотря ни на что казахский народ  почитает своих батыров, называя их именами своих детей. Дабы дети походили на них.  У казахов великое множество батыров, у которых огромное количество заслуг.  В нас течет их кровь. Казах не легок на подъем. Но если он что-то решил для себя, то ничто его не остановит.  И не напугает. Поэтому нельзя сказать что  народ, помнящий своих  героев, и называющий в их честь детей, не является героическим.

Рубрика: