АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Айгерим Малеева. Дискриминации-нет! Инклюзии-да! [:]

[:ru]

Постсоветское пространство оказалось  в атмосфере тотальной стигматизации и дискриминации людей с ментальными нарушениями. Во времена СССР детей с синдромом Дауна не лечили. Чаще всего их сдавали в интернаты. Они рано погибали. Отсюда взялся миф, что люди  с особенностями развития долго не живут и безнадежны.  Стигма и дискриминация закреплены в обществе  почти институционально.  Не хватает программ, пандусов, лифтов для «особенных людей».

 Специализированные школы напоминают те же закрытые интернаты.  Да и в повседневной речи частенько можно услышать такие слова, как «даун», «аутист», «шизофренник» в качестве оскорблений. Менталитет в данном вопросе играет не последнюю роль. Если где-нибудь в Америке данная проблема не замалчивалась никогда, то в нашем обществе о ней не принято говорить вслух. Тема ментального здоровья покрыта мраком. Народ не особо желает в этом вопросе просвещаться. Отсутствие инклюзивных идей  приводит к страданиям и трагедиям. Большинство  «особенных» детей и взрослых остаются нами неуслышанными. Их потребность в принятии не удовлетворяется.

 Одной из базовых потребностей психики является потребность в социализации.  Ребенку важно общаться. Учиться. Чувствовать себя равным другим детям. Дети с ментальными особенностями ничем не отличаются от остальных с точки зрения закона.   Некоторые из них обладают ярко-выраженной чувствительностью.  Ощущая мир более тонко и многогранно, они ранятся об любое грубое слово. В любом случае, за этими детьми нужен особый уход.  Что такое инклюзив?  В переводе с английского «инклюзив»  означает включенность. Общность,  где каждый может встроиться в независимости от своих особенностей. Все дети разные.  У всех  свои особенности. Даже близнецы, рожденные от одной матери обладают  разными характеристиками.  Нам важно научиться принимать эту разность и многогранность. А детям с ОВЗ это принятие необходимо сильнее. 

 

                   Как это происходит в Америке

В США принимается много государственных программ, нацеленных на развитие идей инклюзивности.  Вопрос об интеграции детей с   особенностями развития был поднят на Конгрессе США в 1973 году и был закреплен законодательным путем. Главной целью авторов закона стала социализация «особенных» детей в общеобразовательных учреждениях.  Стоит отметить, что программа стартовала в школах лишь в середине 80-х годов.  Важный аспект программы, дать возможность  ребенку ощутить себя полноправным гражданином своей страны. Учитываются потребности детей, к ним подбирается индивидуальный подход  в обучении.  Однако,  это не избавляет школы от буллинга. Буллинг «не таких детей» является основной проблемой  на пути реализации программы «Инклюжен».  Поэтому, важно внедрять в школы психологическую культуру. В США она так же развивается.

Тим Харрис является сегодня владельцем самого дружелюбного ресторана в Америке. В этом ресторане можно обниматься сколько захочешь.  Вчера Тим был точно таким же ребенком, которого не принимали в школе. У мужчины синдром Дауна.  Родители Тима с трудом приняли диагноз. Позже они решили стать лучшей опорой для своего ребенка.  В частности, социализации мужчины содействовала американская государственная программа «Инклюжен».  И мы видим результаты. Мужчина, выросший в любви и принятии, добился успеха в жизни.  Открыл свой ресторан. И практически справляется без посторонней помощи.

 

               Что происходит в Финляндии?

В каждой государственной школе Финляндии имеются специализированные классы по поддержки инклюзии.  Существуют они благодаря государственной программе  развития инклюзивного образования. Более 20 лет программа реализуется общими усилиями педагогов, психиатров, социальных работников.   Идея общности не просто внедрена в школы Финляндии, она подкрепляется научными исследованиями.  Она встроена в сознание граждан.

 Стоит отметить, что каждый ребенок здесь поддерживается.  К школьникам,  у которых имеются проблемы с передвижением,  приставлены помощники.  У тех, кто имеет  слуховые проблемы, есть сурдопереводчики.  В каждом заведении задействованы к работе психологи, тьюторы, социальные работники, медицинские сотрудники. Ребенок с ОВЗ  получает три степени поддержки. Поддержка нацелена на борьбу с неуспеваемостью и помогает адаптации юного гражданина. Педагоги постоянно беседуют с родителями.

 И это дает свои результаты! Люди, с ментальными нарушениями давно встроены в финское общество. В Финляндии созданы все условия для граждан с инвалидностью.  Пандусы, лифты, специализированные коляски. А граждане  с синдромом Дауна без сопровождения ходят в супермаркет. Родственники не стыдятся их. Спокойно приглашают на вечеринки, фестивали, и другие мероприятия.  Стоит отметить, что социальные работники никому не позволяют быть запертыми в четырех стенках. Они готовы  адаптировать каждого.

 

С 2007 года Финляндия запустила масштабный проект, нацеленный на поддержку детей с ОВЗ. Раньше они учились в специальных школах, и классах. Государство решило позволить им учиться в обычных школах и классах.  Обычно у родителей спрашивают, в какой класс они хотят отправить своего ребенка. Если ребенок по каким-то причинам не может и не хочет учиться в обычном классе, его все равно стараются интегрировать  в общую школьную атмосферу.  Таких детей не обделяют. Приглашают на чаепития, праздники, обеды. Других детей учат играть с ними на переменах.

Те, кто живут в Финляндии, отмечают, что в стране легко выдаются пособия по поддержке «иных» детей.

 

 

                                          Куда  двигаться нам?

В Казахстане проживает 153 тысячи детей с ОВЗ.  Это лишь официальная статистика. Каждый из них полноправный гражданин этой страны. Права этих детей прописаны в Конституции. Конституция предоставляет каждому ребенку право на образование. Дети с аутизмом, синдромом Дауна, и другие «иные»  имеют право ходить в школу, как и все остальные.

Нормативно-правовая основа для реализации инклюзивного образования появилась в Казахстане в 2009 году. Первый инклюзивный класс был открыт в городе Нур-Султан в 2010 году.  До принятия программы, дети обучались в специализированных центрах. Кто-то дома.

Методист Управления Образования города Нур-Султан Гульнар Камашева подчеркивает, что состояние здоровья каждого ребенка с ОВЗ учитывается.

«Чтобы попасть в обычную школу, ребенку с инвалидностью необходима справка из коррекционного учреждения. Так же нужно получить заключение от консилиума педиатров и пройти психологическую экспертизу. Проверить  уровень знаний. Нам нужно точно знать, не навредят ли ребенку нагрузки в обычной школе»- отмечает методист.  

 Поднят вопрос о том, чтобы перевести большую часть учебных  заведений на инклюзивную форму обучения. В некоторых школах действуют специальные классы. Педагоги уделяют детям с ОВЗ больше внимания. Других детей учат проявлять к ним заботу и эмпатию. Это важно для разрушения школьной иерархии.

Одним из примеров участия в развитии инклюзивного общества является проект корпоративного фонда «Болашак», «Каждый ребенок достоин школы».  Проект основан на американской модели прикладного анализа поведения. В рамках проекта фондом открыты 43 кабинета поддержки инклюзии в школах и детских садах по всему Казахстану. 

В работе с детьми фонд активно  задействует  супервизоров. Это специалисты, стоящие на верхушке педагогической иерархии. Стоит отметить, что зарубежные супервизоры помогли фонду обучить  10 отечественных  кураторов. Сами кураторы являются специалистами  уровня BCBA  и BCaBA .  Кроме того, фонд  обучает 320 учителей и педагогов-ассистентов.  Специалисты работают по всему Казахстану. 

 Супервизоров приглашают из Европы и Америки. Проект «Каждый ребенок достоин школы!»  реализуется на благотворительные средства фонда «Болашак».  При поддержке компании Шеврон,  фонд «Болашак»  открыл   кабинет по  поддержки  инклюзии в школе-лицее № 88 в 2019 году (город Нур-Султан). Так же, Шеврон спонсировал перевод на казахский язык книги «Особые дети. Введение в прикладной анализ  поведения»

Айнур Нурова, куратор программы «Каждый ребенок достоин образования» подчеркивает, что мало открыть инклюзивный класс.  Важно ребенка сопровождать. Есть учителя поддерживающие кабинет инклюзии. Поведение каждого ребенка анализируется.  Важно так же создать для ребенка безопасную обстановку.

Проект «Каждый ребенок достоин школы» реализуется в нашей стране с 2015 года.  Благодаря нему функционирует  43 кабинета по  поддержки инклюзии по всему Казахстану.  Обучавшиеся на дому дети получили возможность получать образование  в обычных школах. Работа проводится по американским стандартам.

 Американские стандарты гласят, что дети с ОВЗ должны присутствовать с социальной жизни школы и всей страны. А другим детям важно прививать эмпатию и  принятие. В школах будет расширяться доступ к образованию. Если опекуны и сами дети готовы учиться в обычной школе, им важно предоставить такую возможность.  Раньше эти дети  сидели дома. Сейчас их необходимо социализировать.

Сложнее всего кураторам, социальным работникам и супервизорам интегрировать детей с аутистическим спектром развития.  Эти дети могут полностью уходить в свой мир.  Не проявлять эмоций. На самом деле, аутизм не является болезнью. Это важно помнить! Аутизм-это особенность развития. Эти дети воспринимают наш мир совершенно иначе.

Не стоит требовать от детей аутистов высоких результатов. При правильном подходе к обучению, эти дети могут раскрыться как непосредственные и креативные люди.

 

 

[:]