АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Тысячелетие Алматы: Взгляд историка[:]

[:ru]

 

 

Мы беседуем с доктором исторических наук, профессором кафедры археологии, этнологии и музеелогии исторического факультета КазНУ им. аль-Фараби  – Шалекеновым Муратом Уахитовичем, изложившим нам свой взгляд на историю Казахстана.

— Здравствуйте, Мурат Уахитович. Нам известно, что на сегодняшний день, археологи Казахстана предлагают удревнить возраст Алматы, предоставляя данные, подтверждающие, что город куда старше возраста, заявленного ЮНЕСКО.  Хотелось бы узнать, а что вы думаете по этому поводу? 

— На закате бронзового века, в X — IX веках до н.э. территория Алматы населялась оседлыми племенами, занимавшимися земледелием и скотоводством. Исследовательские и археологические изыскания на территории Алматы проводились еще в XIX в. Так в 1889 году Н. Н. Пантусов раскопал в окрестностях Верного три кургана. Два из них находились на правом берегу реки Весновка (Есентай). В 1887-м на восточной окраине города найдены бронзовые украшения ножек жертвенника в виде крылатых драконов и львиных лап, и бронзовая курильница. В 90-х годах XIX века на юго-западной окраине найдены железный шлем, серебряные и медные чагатайские монеты, золотая монетка, буддийская медная курильница на трех высоких ножках с рельефным украшением в виде человеческих полумасок, бронзовый котел на трех ножках. В 1893-м на юго-западе, на правом берегу Каргалинки, был найден котел с украшением в виде баранов на ножках. Многочисленные находки медных (бронзовых) котлов имели место как на территории города, так и в ближайших окрестностях. Находили предметы вооружения. В 1907 году в обрыве р. Каргалы найдены кинжал, конские железные путы, удила. В 1912-м в ущелье р. Большая Алматинка была обнаружена кольчуга. В этом же году около Большой Алматинки найден бронзовый жертвенник. Это неглубокий поднос квадратной формы на подставке в виде усеченной пирамиды. В четырех углах подноса расположены четыре крылатые фигуры хищников (барсов). В 1913 году севернее Парка культуры и отдыха был найдены пряжки от уздечки, бляшки VII–V вв. до н. э.

В 1935 году Б. Н. Дублицким было проведено обследование территории артиллерийского дивизиона (угол улиц Гоголя и Дунганской). Там при проведении земляных работ был обнаружен медный котел (высота 0,6 м, диаметр 71 см) на глубине 1,9 м. 

То есть, все эти артефакты раскопанные как в ХІХ в., так и ХХ и ХХІ вв. свидетельствуют о том, что история города Алматы уходит аж в античное время. Не говоря уже о последних находках археологов.

Как Вы думаете, приемлем ли термин «номадизм» в отношении казахов?

Давайте обратимся к толковому словарю. Слово «номад» (от греческого nomades – кочевник). Нас называют кочевниками, подразумевая, что казахи испокон веков занимались только кочеванием. Если это так, то зачем же тогда нам нужны были выборы хана, государственная территория и сторожевые башни (Төрткул төбе) на границах? Кочевники, как правило, не строят городов и не имеют своей государственности. Мне известен только один народ, который можно назвать кочевниками в полном смысле того слова, – это цыгане. Современная археология распологает огромным материалом, свидетельствуещем о том, что казахи никогда не были номадами. Представьте такую картину, русский администратор периода колонизации приезжает с инспекцией в аул. Представители рода с гордостью рассказывают инспектору о том, что аул расположен на территории средневекового города. Возникает вопрос, а где останки, подтверждающие это? За пределами аула одна степь да бугорки. Рассерженный администратор заявляет: «Что вы болтаете? Во время поездки в Италию, я собственными глазами видел останки Помпеи, Римский некрополь, античные статуи, а что же у вас? Одна голая степь. Всё потому, что вы кочевники».

И администратору, и аксакалам было невдомек, что город находится под слоем земли, а бугорки, идущие стройными рядами, останки древнего города.  К сожалению, большая часть его архитектуры была сооружена из подручного материала – глины и посему не подлежит восстановлению.

 Испокон веков, хозяйство казахов было комплексным: скотоводство, земледелие и рыболовство. Если говорить о кочевом скотоводстве, то  не стоит забывать, что земля никогда не была частной собственностью феодала. Она являлась родовой собственностью и род кочевал только на своих территориях. Основным капиталом был скот, а его потеря приводила скотоводов к осёдлому образу жизни.  На территории Казахстана найдено огромное количество как античных, так и средневековых городов. К ним можно отнести города с окончанием «кент»: Кумкент, Манкент, Шымкент. Слово «кент» означает «город» –«Шаһар».

С 1974 г.  археологи исторического факультета  КазНУ им. аль-Фараби ведут археологические раскопки в городище Баласагун. Общая площадь его составляет 128 кв. км. На его территории было найдено огромное количество артефактов.  К ним можно отнести восточную баню, винодельческую мастерскую, гончарные мастерские, монетный двор,  минарет и многое другое. В 1977 гг. мы, студенты первого курса, исследовали участок, на котором был обнаружен водопровод.  Под остатками черепков проходило два ряда водопроводных труб, а чуть глубже располагался керамический колодец с четырьмя отверстиями и в каждом из них было по фильтру. Поначалу мы посчитали, что вода в колодец поступала через реки Аксу или Чу, поскольку они проходили через город, и, в общем-то, это было бы вполне логично, но выяснилось, что мы ошибались. Вода прибывала в колодец из реки Карабалта, находившейся на расстоянии десяти километров от города. 
Город был обнесен фортификационными сооружениями – крепостная стена и вал. Все постройки, кроме минорета были выложены из сырцового кирпича.

Сюда можно отнести и город Туркестан, являвшийся первым государственным центром Казахского ханства. В нём сохранилась средневековая баня, функционировавшая вплоть до 80-х гг. ХХ в. В настоящее время она стала частью музейного комплекса.

— Это и правда вводит в состояние некого диссонанса. А нельзя ли сказать, что казахи, будучи номадами, лишь постепенно пришли к осёдлому образу жизни?

 — Термин «номад» был придуман русской колониальной администрацей, с высока глядевшей на казахов. Они ошибочно полагали, что привнесли нам, отсталому, кочевому народу, цивилизацию. Этого мнения придерживались и в период СССР. Я же считаю, что такая позиция в корне не верна. Тогда откуда, извольте спросить, появились столь видные мужи тюркского мира, как аль-Фараби, аль –Бируни, аль-Макдиси, Жусуп Баласагуни, Махмуд Кажгари? Несмотря на то, что некоторая часть наших исторических памятников была уничтожена и канула в лету, мы, археологи, стараемся работать над тем, чтобы по крупицам восстановить нашу историю.

 

Беседовала Малеева Айганым.

[:]