АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Адекватны ли цены на бензин в Казахстане?[:]

[:ru]

Недавно в стране начали расти цены на бензин. Причем не на 1–2 тенге, а сразу на 6–10. И рост продолжается. Удивительно то, что народ уже не возмущается, хотя раньше чуть ли не на дыбы вставал из-за увеличения стоимости на пару тенге. То ли автомобилисты стали богаче, что вряд ли, то ли уже все устали протестовать без толку. Чем чреват рост цен на топливо, уже не стоит объяснять. Прежде всего это очередной рост цен, галопирующая инфляция, дальнейшее обнищание бедных и новые проблемы в экономике и социуме. Кризис, который начался несколько лет назад в нашей стране, никак не заканчивается, и впереди нет перспектив выхода из него.

На фоне этого повышения весьма странно смотрится позиция Министерства энергетики, которое заявило, что у нас цена не бензин не регулируется, как во всем мире. Почему-то у нас нефть дорожает — бензин дорожает, нефть дешевеет — бензин опять дорожает. Даже когда из-за пандемии нефть в мире стоила экстремально дешево, у нас бензин не дешевел, а дорожал. Вот такой нонсенс! Значит, проблема в отсутствии здравых и эффективных механизмов регулирования цен, слабой работе антимонопольщиков и государства в целом.

Одним из главных аргументов апологетов повышения цен на бензин является сравнение цен за литр в разных странах. Вот, мол, в Казахстане — высокие цены, в десятке первых — у кого бензин доступен. Да вот только такое сравнение не выдерживает никакой критики, потому что оно глупое и нелогичное, хотя бы потому, что у нас почти 3 миллиона людей живет за чертой бедности. Доходы населения практически не растут, что не скажешь об общем ценовом фоне. Статистика, как и факты, вещь упрямая, особенно если эта статистика зарубежная, а не наша доморощенная, которая нарисует что угодно. Так вот для примера: в США средняя зарплата — 3921 USD в месяц. На эту зарплату можно купить 4656 литров бензина. В это же время в Казахстане на среднюю зарплату (якобы) 486 USD можно купить всего 1185 литров бензина. Разница почти в четыре раза. А если даже сравнивать лидеров по зарплатам и ценам на бензин в мире, то все равно пропорция гораздо больше, например, в Швейцарии средняя зарплата — около 6244 USD, на которые можно купить 3807 литров бензина. При этом всем уровень жизни и благосостояния нации и отдельных людей там несоизмеримо выше, чем в Казахстане. Таким образом, это сравнение никуда не годится.

Наша пропорция близка только в сравнении с Россией, где при средней зарплате 788 USD можно купить 1188 литров бензина. Но не забываем, что уровень жизни и зарплат в России заметно выше, чем у нас. И при всей такой аховой ситуации в 2025 году в рамках ЕАЭС нас ожидает синхронизация рынков нефти и нефтепродуктов. В России бензин дешеветь не будет, а только дорожать. Значит, Казахстан ожидает резкий рост цен на топливо — за 260 и более тенге за литр со всеми вытекающими последствиями. Если россияне уже живут в такой ценовой ситуации, то нам это испытание еще предстоит. И так как в ближайшие четыре года никакого чуда и прорыва в преодолении кризиса экономики в Казахстане не предвидится, то нас ожидают очень тяжелые времена.

Что самое ужасное, в Правительстве практически ничего не делают для исправления ситуации и смягчения последствий для населения, проще говоря, все пущено на самотек. Внятной стратегии и мер реагирования нет, есть небольшое, но малоэффективное регулирование цен на бензин. Но этого недостаточно, если не предпринять срочные и весомые меры, дальше будет все хуже и хуже, вплоть до полного коллапса экономики и страны. Особенно когда нефть будет уже не в цене и Казахстану будет больше нечего предложить миру, так как диверсификация экономики так и не состоялась.

При низких зарплатах и доходах населения издевательски выглядит тот факт, что цены на автомобили в Казахстане гораздо выше, чем по миру. Например, в тех же США или Эмиратах автомобили стоят гораздо дешевле — что новые, что с пробегом. Наши дороги опять превращаются в свалки старой техники или российского ширпотреба. Даже контракты на автосборочные производства приходят в Казахстан через Россию. Российские товары заполонили наши магазины, убивая всякую конкуренцию демпингом и административным ресурсом. Налицо диктат и навязывание нам невыгодных, а где-то и кабальных условий.

В свете «санкционной войны» многие негативные его проявления уже заметно влияют на нашу страну и ее экономику. Вместо налаживания испорченных отношений и смягчения углов Россия выбрала путь непрерывной конфронтации со всем западным миром, и конца этим скандалам и ухудшению отношений не видать. Дальше будет только хуже. Пора избавляться от такой неудобной ноши. Казахстан должен быть более независим в своей политике и экономике. Только четкий прагматизм, эффективный рационализм и здоровый национальный эгоизм должны быть основным принципом сотрудничества с другими странами, и прежде всего с соседями. Пора делать выбор, с кем мы — независимая страна, которая на равных сотрудничает со всем миром прежде всего себе во благо, или невнятный сателлит соседа.

https://newtimes.kz/mneniya/126653-adekvatny-li-tseny-na-benzin-v-kazakhstane

[:]