dnrkjgkjgkjВ начале октября в независимой Казахии состоялось чествование 300-летия великого казахского хана АБЫЛАЯ. Его востребовал и породил роковой для казахов 18-й век, ознаменованный «великим бедствием» («ақтабан шұбырынды»), распадом Казахского ханства и присоединением к Российской империи.

ПОЧЕМУ  КОКЧЕТАВ  ВМЕСТО  КОКШЕТАУ,

А   «АБЛАКЕТКА» – ВООБЩЕ  МАРАЗМ

Как-то мой коллега, казахский журналист Кадыргали ХОШЕМЕТОВ, с которым мы работали при советской власти в одном из алматинских издательств, с детским недоумением высказал свои душевные терзания по поводу судьбы казахского народа. Надо отметить, что по натуре он был тихим, застенчивым, интеллигентным. малоразговорчивым человеком. Его хобби было чтение и собирание в библиотеку хороших книг, это был книгочей, каких мало можно было встретить даже в то время.

Тем более было неожиданным для меня увидеть, какая буря страстей у него в груди, в мыслях, и как он сильно переживает за свой народ, учитывая. что о независимости и суверенитете в те времена казахам даже и не снилось, и не мечталось.

Хотя, читая ходившие по рукам изданный на ротапринте в библиотеке Лениградского госуниверситета полузапрещенный гумилевский труд «Этногенез и биосфера Земли» и тайно вынесенные кем-то из архивов машинописные экземпляры книг Мустафы ШОКАЯ («Казакстан под властью Советов») и Мухамеджана ТЫНЫШПАЕВА «Материалы истории киргиз-казакского народа», мы все же невольно задумывались о превратностях судьбы своего народа и его истории.

Так вот, во время одной из бесед-междусобойчиков на политические темы, Кадыргали с обидой в голосе и тоской в глазах сказал:

«Почему наш город Көкшетау называется Кокчетав? Моего сына зовут Айқантау, и что теперь он должен называться Айкантав?!».

Видимо, сына он назвал с пожеланием в душе, чтобы он в жизни достиг многих высот (перевод имени – «хан-гора, достигающая до Луны»).

И, действительно, было чему недоумевать и от чего возмущаться – ведь красивое казахское слово-топоним (в переводе «гора в синеватой дымке») было заменено на русскую транскрипцию и вообще весь регион назывался по-русски «Синегорье» – такова была политика русско-советской колонизации.

Кстати, надо отметить, что даже теперь в 21 веке, после более двух десятков лет независимости, возвращены еще не все исконные казахские названия городов, сел, рек и местностей, даже областных центров (Петропавловск, Павлодар, Усть-Каменогорск). Это говорит о том, насколько все еще велико давление бывшей метрополии и русской диаспоры, все еще находящейся во власти остатков колонизаторского сознания.

Возвращаясь к Кадыргали, отмечу, что дочери он дал имя ЗАМАНАЙ, по аналогии с возгласом «О, заман-ай!», которое казах обычно использует, когда хочет выразить свое недовольство историческим временем, в котором ему приходится жить и государственным устройством.

А ведь то, как этот мой коллега, будучи в ту имперско-тоталитарную эпоху в душе казахским патриотом и диссидентом-антитсоветчиком, дал дочери столь диссидентски звучащее имя, надо сказать, было чревато (могли и в КГБ «замести»).

Но таким образом (а по-другому выступить против политики КПСС было нельзя), этот тихий книгочей выражал свой громкий протест с окружающей действительностью и колонизацией казахской земли. И это достойно уважения.

В конце той нашей беседы с коллегами, кто-то сказал: «А вы знаете, что в Восточном Казахстане есть местность под названием АБЛАКЕТКА. Это русифицированное обозначение места, откуда Абылай-хан выступил в свой очередной поход против джунгаров».

Это слово «Аблакетка», видимо, составленное русскими переселенцами из двух слов «Абылай кетті», вызвало тогда у меня некий культурный шок. Ведь нельзя в такой варварской форме коверкать язык.

Но колонизаторам было все позволено, а у меня, казашки, в моем личностном самосознании после «Аблакетки» сформировалось политически осознанное неприятие столь неприкрытой колониальной политики.

 

«НЕЗАБЫВАЕМЫЕ  ДЕЯНИЯ  АБЫЛАЯ 

И  КЕНЕСАРЫ  ДОСТОЙНЫ  ВОСХВАЛЕНИЯ»…(АБАЙ)

И, конечно, то же самое чувство было, видимо, и в душе внука Абылай хана, последнего и непризнанного Россией казахского хана – КЕНЕСАРЫ. В 1841 году султан КЕНЕСАРЫ был избран своими сторонниками казахским ханом.

кенесары

Он в течение десяти лет (1837-1847) возглавлял национально-освободительное движение казахов против царизма и его колонизаторской политики.

Как пишет обвиненный в «буржуазном национализме» и  осужденный в 1952 году на 25 лет (освобожден и реабилитирован в 1954 году) по печально известной ст.58-УК РСФСР за свой научный труд «Казахстан в 20-40-е годы 19 века» первый казах историк-доктор исторических наук Ермухан БАЙМАХАНОВ:

«В восстании Кенесары участвовали народные массы трех казахских жузов.

Значительная часть казахов Младшего жуза во главе с Жоламаном ТИЛЕНШИ выступила в связи с постройкой Новой линии, когда казахские роды были вынуждены откочевать к востоку  от линии Орск-Троицк в сторону реки Тургай.

Затем они с первых же дней присоединилась к движению Кенесары КАСЫМОВА, подхватившего знамя борьбы за независимость, которое выпало из рук Исатая ТАЙМАНОВА, а еще раньше – Срыма ДАТОВА», боровшихся против приспешников царизма – казахской феодальной знати».

Между прочим, голова КЕНЕСАРЫ до сих пор пылится в запасниках Эрмитажа, где была выставлена на всеобщее обозрение после подавления восстания и гибели хана, а Россия почему-то отказывается вернуть ее казахам.

Как известно, ныне курортная зона Кокшетау-Бурабай была ханской ставкой. А причиной восстания Кенесары хана было строительство военных укреплений в казахской степи.

Его отец, сын Абылай хана – КАСЫМ решительно протестовал против постройки первых русских укреплений на его родине, в любимом кочевье Абылай-хана – в урочище Кокшетау.

Однако в ответ на требование в письме султана КАСЫМА генералу КАПЦЕВИЧУ об удалении русских войск из казахских степей, русские, наоборот, стали строить линию пикетов еще на 300 км и буквально наводнили степь новыми отрядами.

Тогда султан Касым с сыновьями и 40 тысячами своего рода ушли в пределы Кокандского ханства, вынужденно покинув родные места Кокшетау.

После гибели  отца и двух братьев в бою с войском Кокандского ханства хан КЕНЕ встал на путь борьбы и был вынужден искать прибежище в песках Каракумов.

Как и его отец, султан КАСЫМ, в письмах к представителям царской власти, Кенесары выражал решительный протест против постройки русских укреплений на казахской земле.

Здесь невольно напрашивается параллель с 21 веком. Сегодня, спустя почти два века, казахи протестуют против десятка российских военных полигонов смерти, действующих с конца 1940-х годов на территории Казахии, которая обрела независимость еще в 1991 году.

Так вот, в одном из своих писем российской военной администрации хан КЕНЕ писал:

«Завещанные нашими предками земли по рекам Есиль, Нура, Актау, Ортау, Каркаралы, Казылык, Жаркайын, Обоган, Тобыл, Космурын, Окиян, Тозак до Урала при нынешнем царе отобраны у нас и построены укрепления.

Теперь, с каждым днем захватывая наши территории, закладывают новые укрепления и этим доводят население до отчаяния.

Это не только для нашей будущности, но и для сегодняшнего существования опасно.

Верните нам земли, доставшиеся нам от нашего предка Абылай-хана».

Это последнее сопротивление кочевников русским колонизаторам было сломлено при помощи части казахских султанов и биев – предателей интересов своего народа и агентов русского царизма.

После этого Россия приступила к беспрепятственной колонизации казахской степи.

Вот как оплакивал гибель Кенесары хана и потерю казахами независимости, один из акынов:

«Лишь ушел от нас наш Кене, день наш горестный настал,

Как будто крылья мои кто-то злобно переломал,

С золотым эфесом клинок словно камнями притупил.

Я теперь унижен совсем и пред каждым страх затаил».

А вот как оценил значение национально-освободительной борьбы в истории казахского народа великий АБАЙ:

«АБЫЛАЙ и КЕНЕСАРЫ – герои казахского народа. Их незабываемые деяния достойны восхваления…».

 

 

«ВЕК  АБЫЛАЯ  В  ПРЕДАНИЯХ  КИРГИЗОВ  ЯВЛЯЕТСЯ 

ВЕКОМ  КИРГИЗСКОГО  РЫЦАРСТВА» (Ш.ВАЛИХАНОВ)

В своей книге «Қазақ әлемі» («Мир казахов», изд-во «Санат», 1997) ученый-этнограф Акселеу СЕЙДИМБЕК со ссылкой на Әбілғазы Баһадур хана приводит родословную хана АБЫЛАЯ.

Согласно историческим данным АБЫЛАЙ – чингизид, прямой потомок Шынгысхана из династии урусидов.

Так, от сына «потрясателя Вселенной» – Джучи (Жошы) хана родился Токай – Темір, от него – Өз-Темір, от него – Қожа, от него – Бадақ-Ұлан, от него – Орыс хан, от него – Құйыршық хан, от него – Барак хан, от него – Әз-Жәнібек, от него – Жәдік, от него – Шығай хан, от него – Есім хан, от него – хан Салқам Жәнгір (Видный), от него – Уәлі султан, от него – султан Абылай Кровавый, от него – Красавчик Уәлі и от него – Абылай (Әбілмансұр).

Настоящее имя хана Абылая – Абильмансур, но он, проявив себя бесстрашным батыром в сражениях с джунгарами, взял имя своего деда Абылая Кан-Ичер (Кровавого), так как использовал его как клич, чтобы дух воинственногодеда помогал в бою.

кенесары.jpgж

Абылай хан происходил из семьи акимов города Туркестана, бывшего столицей Казахского ханства, он – сын султана Көркем Уали (Красивый Уали), правнук царя Казахского ханства Салкам Жангира (Видного).

(Надо отметить, что титул «царь» был отменен при Петре Первом, этот титул носили теперь только русские правители, хотя само слово тюркское, от «сар» – повелитель. Отсюда и титул в казахском войске «сардар» – главнокомандующий).

Как пишет в своем очерке «Абылай» его правнук Шокан Валиханов, прадед – «хан Средней киргиз-кайсацкой орды, живший в 18 веке, происходил из младшей линии султанов Средней орды и имел в третьем колене общего родоначальника с Абулмамбетом, ханом, с которым Абылай султан, двоюродный брат хана, в 1740 году присягнул в Оренбурге на вечное подданство России.

Здесь надо отметить, что по имеющимся сведениям, султан Абылай должен был принять присягу на верность российской императрице вместе с принявшим это решение Абулмамбетом. Но он отказался стоять во время церемонии рядом со своим ханом. Чем хотел продчеркнуть, что не несет ответственности вместе с ханом за подчинение казахского государства Российской империи.

Известно, что отец Абильмансура-Абылая – султан Уали был убит при взятии Туркестана ордним из соседних правителей.

Далее Ш.Валиханов в своем очерке повествует, что только преданность одного из рабов спасла жизнь тринадцатилетнего сынаУали — Абылая. Верный слуга  бежал со своим питомцем в Киргизскую (Казахскую) степь. Юный Абылай, отвергнутый знатными родственниками своими, вступает у услужение к одному киргизу. (Есть сведения, что он пас верблюдов у верховного бия Старшего жуза ТОЛЕ бия.

Смутные обстоятельства того времени дают возможность Абылаю выказать свою храбрость, сметливость и ум самым блестящим образом.

Видно, роковой для казахского народа, «железный» 18 век сам востребовал и породил такую личность, как Абылай хан, получившего за заслуги перед отечеством прозвище Мудрый.

Наверное, сам Создатель хранил его, несмотря на лихие зигзаги и повороты судьбы последнего из великих казахских ханов. Ведь он был дважды в плену, ранен в боях, имел множество личных врагов среди казахской знати.

Он стал батыром, потом султаном Среднего жуза, потом – ханом трех жузов, был искусным дипломатом, что позволяло ему успешно лавировать между двумя могучими империями (Россия и Китай) и отодвинуть на полвека распад и окончательную колонизацию Казахского ханства.

По мнению А.СЕЙДИМБЕКА, Абылай хана можно поставить в один ряд с такими великими тюркскими каганами и казахскими ханами, как Моде (Богда), Бумын (Елтерис), Култегин, Керей, Жанибек, Есим, Касым, Тауке.

А также его можно назвать последним ярким  правителем, предводителем народа в двухтысячелетней истории наших предков-кочевников.

В народе сохранились сведения о том, что от двенадцати жен у него было сорок дочерей и тридцать сыновей.

По просьбе уйсуновских старшин (Старший жуз) Абылай дал для управления ими своего сына Адиля, построив ему на р.Талас городок, который населил трудолюбивыми каракалпаками.

Другим своим сыновьям разделил он на уделы Среднюю и Большую орду. А сам, по примеру своих родоначальников, остался жить в Туркестане, где умер в 1781 году и похоронен в фамильном склепе под мечетью ходжи Ахмета Яссауи.(Ш. Валиханов)

АБЫЛАЙ- хан оставил после себя восстановленное казахское государство, включавшее в себя весь Мангыстау до р.Эмбы, внутренние районы Младшего жуза, Средний жуз до р.Ертис (Иртыш), Старший жуз со всеми сырдарьинскими городами .

После двух лет борьбы с Кокандским ханством вновь присоединил к Казахстану Ташкент вместе с кыргызским Прииссыкульем (Шахимарден).

Однако, унаследовавший после АБЫЛАЯ трон верховного хана его старший сын УАЛИ был весьма слабым правителем, который, как пишут историки, не обладал умом и политической волей своего отца.

Он беспрекословно выполнял свои клятвенные обещания России, проявляя при этом необычайную жестокость к своим подданным.

У него была номинальная власть, ему не всегда считали нужным подчиняться даже султаны Среднего жуза и во время его правления произошло де-факто присоединение Казахии к России.

 

 «АБЫЛАЙ-ХАН  ПРАВИЛ  В  ТО  ВРЕМЯ,  КОГДА  СУДЬБА

КАЗАХСКОГО НАРОДА  ВИСЕЛА  НА ВОЛОСКЕ…» (Н.НАЗАРБАЕВ)

Как говорится, «времена не выбирают, в них живут и умирают». Великому казахскому государственному деятелю АБЫЛАЙ-хану было суждено родиться на излете первого десятилетия полного тревог и испытаний для казахов «железного» 18-го века.

кенесары.jpgж.jpgю

Как пишет в своем очерке «Абылай» Ш.ВАЛИХАНОВ, «первое десятилетие 18-го века было ужасным временем в жизни киргизского (казахского) народа. Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили их улусы, отгоняли скот и уводили в плен киргизов (казахов) целыми семействами. Холодные зимы, гололедицы и голод, как небесные испытания, увеличивали их бедствия»

Далее приводятся слова знаменитого батыра Среднего жуза БОГЕНБАЯ, который «сравнивал печальное положение своих земляков с положением зайца, которого преследует целая свора гончих псов».

К тому же, как отмечается в очерке, «1723 год особенно памятен киргизам (казахам) своим роковым характером. В этот злополучный год, сопровождавшийся глубокими снегами и гололедицей (природное бедствие – джут) в Киргизскую степь врываются джунгары…».

И в течение всего 18-го столетия шли беспрерывные казахско-джунгарские войны. Так, в 50-60-е годы началось нашествие калмыцких феодалов на земли Младшего жуза. Калмаки подвергли истреблению мирное население и угнали 40 тысяч голов скота. Но, встретив отчаянное сопротивление, калмыцкие племена откочевали с берегов Урала и Волги в Джунгарию.

В это время некоторые регионы оставались спорными между Россией и Джунгарией, и иногда даже Цинской империей Китая.

К тому же на южные районы Младшего жуза нападали войска Хивинских и Кокандских феодалов. Хотя у узбекского и туркменского народов были намерения сблизиться с казахами, беки Хивы организовывали набеги на мирные аулы, подвергая мирное население грабежам и насилию, постоянно угоняли скот и захватывали в плен. Так же поступали и казахские феодалы в отношении туркмен и узбеков.

И вот в 1758 году Джунгария , ослабленная противостоянием с казахами и потерпев поражение от Цинской империи, перестала существовать..

Но на этом испытания не закончились. Войска китайцев вторглись на территорию Среднего жуза, и казахам, после двух неудачных сражений, пришлось пойти на перемирие.

Однако Цинской империей было захвачено много земель Среднего и Старшего жузов, поэтому пришлось признать ее власть и платить дань ее правительству.

К примеру, в 1762 году от АБЫЛАЙ-хана потребовали прислать 10 тысяч воинов, 1 тысячу голов крупного рогатого и собрать с каждого двора по 1 пуду хлеба. В 1768 году китайский богдыхан (император) приказал прислать в качестве заложников джигитов и девушек и передать в дар 1 тысячу лошадей.

Что касается Российской империи, то царизм с 20-х по 60-е годы 18-го века планомерно проводил политику полного подчинения Казахстана и превращения его в колонию.

Для этого Оренбургский губернатор НЕПЛЮЕВ стремился путем ослабления военно-политического союза между жузами, расчленения внутрижузовского управления добиться ослабления ханской власти. После охвата казахских земель цепью военных укреплений, царизм стал натравливать друг на друга казахов, калмыков и башкир, действуя по принципу «разделяй и властвуй»:  «…всегда их в том содержать надобно».

Хан Младшего жуза АБУЛХАИР путем присоединения к России рассчитывал на помощь в борьбе с Джунгарией, развить русско-казахскую торговлю, оградить население от нападений башкир, калмаков и яицких казаков. Но это основное условие договора о присоединении жуза к России с самого начала нарушалось.

Казахи Среднего жуза со стороны России также подвергались экономическим ограничениям. Так, запрещалось перегонять скот на правобережье Иртыша. Была установлена 10-верстная полоса, запретная для кочевников, что привело к взаимной барымте.

Как умный политик и дипломат «тамерлановского»типа, Абылай сумел стать «самым сильным владельцем Средней Орды».

О твердости его характера, целеустремленности и стремлении к независимости говорит его путь к ханской власти.

Так, когда его за заслуги на ратном поприще избрали султаном Среднего жуза, а АБУЛМАМБЕТт передал ему функции сардара (главнокомандующего, полководца), все победы в войнах после 1730 года были «абылаевскими». Но он не стремился отобрать власть у слабого, но законного хана.

Однако, после того как в 1739 году АБУЛМАМБЕТ добровольно сложил с себя полномочия хана, сами казахи на берегу озера Жасыбай подняли АБЫЛАЯ на белой кошме и провозгласили ханом.

При этом АБЫЛАЙ постоянно отказывался от предложений царского правительства назначить его ханом Среднего жуза, чтобы не зависеть от России. А империя не желала провозглашать его верховным ханом казахской земли. Но хотела заставить его служить себе в качестве хана только Среднего жуза, чтобы он не был полновластным правителем Степи.

И только в 1771 году, когда умер бывший хан Казахского ханства АбУЛМАМБЕТ, АБЫЛАЙ официально заявил о своих претензиях на ханский престол.

В том же 1771 году китайский император утвердил АбЫЛАЯ ханом Среднего жуза, после чего он уже не нуждался в признании Россией его легитимности.

А представители всех родов и сословий трех казахских жузов, кыргызов и сырдарьинских городов, собравшись в древней казахской столице Туркестан, избрали АБЫЛАЯ ханом всей КАЗАХИИ.

Причем, они не стали предлагать трон сыновьям АбУЛМАМБЕТА, хотя формально у тех было больше прав на престол по праву наследования, но не было таких заслуг перед народом, какие были у АБЫЛАЯ.

Война с Китаем закончилась мирным договором, так как АБЫЛАЙ обязался, что Казахское ханство не будет поддерживать оставшихся в живых джунгарских князей в борьбе против Китая и признает Джунгарию частью китайской империи при условии гарантии Китаем неприкосновенности границ Казахстана.

А до того, используя междуусобную войну в Джунгарии, поддерживая военной силой то хунтайши ЛАМА ДЖОРДЖИ то ДАВАЦИ, он способствовал ослаблению врага.

Такова была политическая обстановка в 18-м столетии, и только такая сильная личность, как АБЫЛАЙ-хан, была способна удержаться на гребне бурных волн «ужасного века».

Он начинал свой путь как рядовой воин и дошел до верховного ханского престола. Дважды был в плену у своих врагов – киргизов и джунгар. Прославился как батыр, мудрый правитель и искусный дипломат. И все свои исключительные способности использовал в интересах укрепления казахской государственности.

Как подчеркнул Президент РК Нурсутан НАЗАРБАЕВ в своей статье «Воплощение мечты Абылая», опубликованной недавно в «Казахстанской правде», «мечтая о светлом будущем своего народа, он смог с честью взять на себя возложенную временем великую ответственность и исполнить свой сыновний долг перед страной».

В этой статье сегодняшний Лидер казахской нации рассказал о притче: великий АБЫЛАЙ хан в конце жизни признался своему мудрому советнику БУХАР- жырау, что не смог исполнить три свои мечты – дать народу мирное небо, построить на казахских землях города и обеспечить единство казахского народа.

Но, хвала СОЗДАТЕЛЮ, на стыке 20 и 21веков на КАЗАХИЮ сошла благодать. Казахстан  живет в мире и согласии соседями и со всем остальным миром. Построена столица – красавица АСТАНА, хорошеют областные города, районные центры, поселки. И все это достигнуто при единении, взаимопонимании и согласии всего казахстанского народа и при открытости и доброжелательности великодушного государствообразующего казахского народа.

 

Как отмечает в статье Н.НАЗАРБАЕВ,

анр

—  всю свою сознательную жизнь АБЫЛАЙ посвятил укреплению Казахского государства, основанного ханами ЖАНИБЕКОМ и КЕРЕЕМ. Он освободил от захватчиков просторные земли Казахского ханства и обеспечил его территориальную целостность»;

 — АБЫЛАЙ всегда отличался характером взвешенного политика, гармонично сочетавшего мужество и разум. Именно благодаря этому в суровые и трудные времена, воодушевив народ и подняв его под единым знаменем, он смог спасти Казахское государство от исчезновения.

И сегодня, вместе с первым Президентом независимого Казахстана, все мы желаем своей стране, завещанной нам нашими великими предками,  –  «Да  пребудет в веках наша Независимость!».

Гайнижамал  ШЕКЕЙ

Рубрика: ,