АЛТЫНОРДА
Блог Назиры Нуртазиной

[:ru]Абай и Ислам. Альма-матер Ибрахима Кунанбайулы – медресе Ахмет-Риза [:]

[:ru]

К 175-летию великого поэта и мыслителя казахов Абая (Ибрахима) Кунанбай-улы

 

 

Национального гения казахов Абая Кунанбайулы долгие десятилетия мы представляли однобоко – только как поэта,  светского философа и русофила. Темы «Абай и Восток», «Абай и Ислам» в контексте абаеведения остаются малоисследованными. В то же время известно, что  38-ое Слово (из 45 Слов или Размышлений «Гаклийа») представляет собой теологическую рефлексию. Тема веры и исламской религии является одной из приоритетных в прозе и поэзии великого Абая. Известны такие стихи поэта, как «Алланын Өзі де рас, сөзі де рас» (Истин Аллах и Его слово), «Патша Құдай, сыйындым тура баста Өзіне» (Боже, Повелитель, прямо обращаюсь к Тебе» и др.

Об остальном мы можем пока предполагать, догадываться, спорить… Дело в  том, что у нас нет возможности полностью реконструировать духовное и интеллектуальное наследие Абая из-за невосполнимых потерь его архивов в перипетиях трагической истории. Немало вопросов и «белых пятен» в биографии Абая касательно его связей с Востоком, чтения ими татарских или арабских реформаторов, переписки с учеными.

Известно, что Абай (Ибрахим) вырос в окружении набожных женщин (бабушка и мать), читавших  пятикратный намаз; а отцом поэта был Кунанбай-хаджи, который славился своей религиозностью и приверженностью шариату. Кунанбай-мирза совершил своего рода подвиг, проложив однажды священный маршрут из восточно-казахстанского Семея (русская крепость Семипалатинск) до неизмеримо далекой и опасной из-за рекордной смертности паломников в те времена  центров Саудовской Аравии – Мекки Мукаррама и Медины Мунаууара. По одним сведениям он поехал в хадж в 1874 году, и вернулся через два года. В Мекке отец Абая построил вместе с другими именитыми казахами первую гостиницу (таккие) для богомольцев из Казахстана.

Настоящее, мусульманское имя великого Абая, данное ему при рождении в 1845 году, было Ибрахим. Это имя, безусловно, свидетельствует о многом,  о крепких традициях мусульманства среди казахов Среднего жуза, аргынского тэйпа (тайфа), рода «таупыкты» (топыкты). То есть арабское имя Тауфик имя носил еще дальний героический предок Абая (перевод имени: «содействие Аллаха»).

Сначала маленький Ибрахим обучался у аульного муллы Габитхана, который был из оказахившихся татар. А спустя время его отправили учиться в лучшее медресе г. Семея. Это было медресе Ахмед-Риза. Как сейчас установили исследователи, в это время, в конце 19-ого века из Казани в степи Казахстана проникли идеи  великого татарского теолога (ахун, мухтасиб), просветителя, предтечи российского джадидизма Шагабуддина Марджани. Не только труды, но и его живые ученики и последователи самоотверженно внедряли новые методики и педагогические модели в разных частях империи. Медресе, где получил образование Абай, было основано в 50-е гг. одним из учеников Марджани татарином Ахмед Ризой. Это было одно из первых реформированных по джадидскому методу медресе в областях российских тюрков-мусульман.

В целом, в Казахстане, как и других областях  тюрко-мусульманского мира Евразии к концу 19-ого века уже началось характерное брожение умов и пробуждение духовного самосознания в рамках т.н. Джадидизма. Господин Марджани считается одним из отцов тюрко-татарского модернизма, хотя  в целом в вопросах религии этот великий человек оставался весьма сдержанным и выступал как мусульманский алим-традиционалист.

Таким образом, мы должны всемерно учитывать то важное обстоятельство, что идеи и методика великого Марджани активно проникали в Семипалатинскую область, особенно в центр данного уезда, в котором всегда проживало много татар. Хотя мы не можем точно реконструировать учебный процесс и программу медресе Ахмед-Риза, но исследования все же проливают свет на то, что это было хорошее, реформированное мусульманское учебное заведение с интенсивным курсом обучения (например, в нем за 2 года можно было пройти обучение, на которое в старометодных медресе Бухаре уходило до 10-15 лет). В семипалатинском Ахмед-Риза были успешно интегрированы и оптимизированы программы по шариату, суфизму, восточным языкам, а также основы светских наук.

То, что альма-матер Абая, медресе Ахмед Риза было уже либеральным по духу, т.е. джадидским видно из того, что юному Ибрагиму мударрисы разрешали посещать параллельно русскую школу. Абай в годы учебы в медресе начал писать первые стихи, причем на чагатайском (средневековый книжный тюркский язык). В них он подражал великим суфийским поэтам Востока, прославлял их и просил духовного покровительства. Вскоре Абаю пришлось оставить поэзию и учебу из-за вовлеченности в судебно-административные дела, вернее, он стал своего рода внештатным помощником своего отца, служившего волостным правителем, позже «ага-султаном» в местной колониальной администрации (Кунанбай хаджи имел чин хорунжего). К  любимой поэзии и духовному творчеству Абай возвращается лишь в возрасте 40 лет.

 

©  Назира Нуртазина,

профессор КазНУ им. аль-Фараби

 

 

[:]