jeleznaya_dorogaЭкономическое противостояние между Европой и Россией достигло своего пика. Падение цен на нефть и всевозможные западные санкции подорвали российскую экономику. В целях еще большего ослабления позиций России ЕС пошел на более решительные меры – ограничить зависимость рынка от российского газа.

Именно поэтому сейчас диверсификация, можно сказать, самое модное слово. Но поставками газа все не ограничивается. Как оказалось, поиск «обходных путей» имеет место и при формировании транспортных коридоров и реализации железнодорожных проектов. Таким шагом, к примеру, станет создание Трансевразийского железнодорожного пространства (в обход России), которое позволит обеспечить выход грузов из Китая в Европу через Каспийское море.

На самом деле, это несколько самостоятельных проектов, которые вместе и позволят это пространство сформировать. И по мере реализации проектов этот пазл постепенно собирается.

Так, уже запущен первый грузовой состав от логистического терминала в городе Ляньюньган китайской провинции Цзянсу в Казахстан. Эту железнодорожную линию, соединяющую порт на Желтом море неподалеку от Шанхая и город Алматы на юге Казахстана, можно считать частью нового пути для экспорта товаров из Центральной Азии. И это вполне обоснованно.

Казахстан уже выступил с инициативой пуска контейнерного поезда «Китай-Казахстан-Каспий-Кавказ-Турция-Европа» (Silk Wind) в рамках транспортного коридора TRACECA (Европа-Кавказ-Азия). Проект Silk Wind позволить вдвое сократить сроки поставок по сравнению с морским транспортом, с 35 до 12-14 дней. А это — достаточно хороший показатель для транспортировки грузов. Сейчас проект находится на стадии согласования четырехстороннего межправительственного соглашения, которое может быть подписано к вводу в эксплуатацию железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК).

Именно БТК (должен соединить железные дороги Азербайджана, Грузии и Турции), который планируется запустить к концу 2015 года, по праву можно считать основными недостающим звеном этого Трансевразийского пазла, который охватит пространство от Пекина до Лондона.

Пиковая пропускная способность БТК составит 17 миллионов тонн грузов в год. На начальном этапе этот показатель будет находиться на уровне 1 миллиона пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов. Кроме Казахстана, интерес к БТК проявляют Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индия. Это достаточно привлекательное и короткое направление, которое позволит обеспечить поток грузов между Европой и Азией.

images

В выигрыше от этого будут не только отправители и получатели, но и страны-тразитеры (Азербайджан, Грузия и Турция). Но есть и проигравшие в этой игре — Армения и Россия.

Армения, экономическое состояние которой оставляет желать лучшего, в очередной раз останется не у дел. В обход нее прошли и нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, и Южнокавказский газопровод, а теперь и железная дорога БТК. И ясно, что до освобождения оккупированных азербайджанских территорий, о каких-либо отношениях Азербайджана с Арменией и речи быть не может. Что касается России, то кроме того, что она потеряет значительную часть грузопотока, так это еще и очередной шаг назад в отношениях с Западом.

Но с другой стороны, говорить о том, что Россия полностью сдала свои позиции в Каспийском регионе, неправильно.

Не нужно забывать про транспортный коридор «Север-Юг». Это маршрут общей протяженностью 7200 километров от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Бомбей). Он создан для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (через Каспийское море), и далее в Северную и Западную Европу.

Составной частью коридора «Север-Юг» является проект соединения железнодорожных систем России, Азербайджана и Ирана. Недостающим звеном здесь остается железная дорога Казвин-Решт-Астара (Иран)-Астара (Азербайджан), которая соединит Азербайджан и Иран. Этот проект достаточно активно поддерживается Россией: вплоть до желания Москвы принять активное участие в процессе строительства железнодорожной инфраструктуры в обеих странах. Ну и старания российской стороны понять в принципе можно, поскольку уступать свои позиции на Каспии ей не очень-то уж и хочется.

Но в большем выигрыше от всего этого опять остается Азербайджан. Перед страной открыты большие возможности для развития торговых отношений с соседними государствами и реализации собственного транзитного потенциала. Выгодное географическое положение Азербайджана позволяет ему в будущем стать важным региональным хабом на стыке Азии и Европы. Это, в свою очередь, несет не только экономические выгоды, но и еще более увеличивает геостратегическое значение страны для всего континента.

Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Читать полностью: http://news.day.az/economy/559564.html

Рубрика: