18 августа, 2014 44 комментария

Гайнижамал ШЕКЕЙ. ОБЗОР КАЗАХСКОЙ ПРЕССЫ: Мороки много, зарплата маленькая. Не пойду пасти баранов…

imagesВ начале августа на расширенном заседании Правительства Президент страны Нұрсұлтан НАЗАРБАЕВ заявил о необходимости оптимизации структур исполнительной власти – правительственные органы должны стать более компактными,  более эффективными, более мобильными, а их содержание менее затратным. В этой связи на сайте газеты «Қазақстан-Zaman»  в статье Құрманғали НҰРҒАЛИЕВА «Қысқартизацияға» ұшыраған Үкімет енді қағазбастылықпен қатал күреспек» («Теперь благодаря сокращению чиновничества  Правительство будет жестко бороться с бумаготворчеством», 07.08.2014) говорится, что по поручению главы государства Правительство должно в короткие сроки провести сокращение чиновничьих рядов с пользой для дела. То есть с учетом прежде всего интересов государства и народа, не занимаясь кумовством, родоплеменными, жузовыми пристрастиями. За последние 10-15 лет бумаготворчество возросло в 3-3,5 раза, соответственно расплодилось несметное количество всяких помощников, заместителей, соответственно возросли расходы на содержание чиновничьего аппарата. Как заявил Глава государства , решено сформировать 12 вместо прежних 17 министерств, 30 комитетов вместо прежних 54, все прежние 9 агентств и 272 департамента ликвидируются, вместо них в составе министерств будут работать комитеты. В числе 12 министерств будут заново сформированы 5 новых министерских структур.

Причин для реформирования исполнительной власти несколько. В их числе – необходимость наладить работу Правительства как эффективного механизма перед лицом продолжающегося с 2008 года мирового экономического кризиса и способного выполнить Стратегию развития страны – «Казахстан-2050» . Заменить его стиль работы как «прозаседавшегося» и погребенного под горами ненужных бумаг на мобильное, современное управление. Такие внешние факторы, как украинско-российский конфликт, санкции Запада против нарушителя международных норм России, являющейся стратегическим партнером Казахстана,  общая нестабильность в мире, а также необходимость противостояния вызовам нового, 21 века – все это требует четких, энергичных, эффективных действий для управления государством.

Эту же тему продолжает сайт «АЙҚЫН» в статье  Гүлбаршын АЙТЖАНБАЙ «Қоғамда мойынға мінетін мамандар көп» («В структурах управления много чиновников-бездельников», 08.08.2014).  В статье говорится, что несмотря на регулярно проводившиеся  в стране акции по сокращению бюрократического аппарата, численность чиновников, наоборот, неуклонно росла из года в год. К примеру,  если в 2001 году в стране насчитывалось 65000 госслужащих, то в  2005 году их уже стало 94 тысячи, а в  нынешнем году их число перевалило за 100 тыс. (102747 тыс). Причем рост численности чиновников не связан с увеличением объема работы. Как отметил в своем выступлении Глава государства, «разве не правда, что в отделе из 10 работников «пашут» только двое, остальные числятся в штате? Как говорится, кто работает, на том «ездят» остальные». Чтобы искоренить подобную практику, он предложил, обращаясь к  министрам: « Каждый из вас – руководитель государственного уровня, так почему же вы не наведете порядок в своих министерствах и ведомствах? Сократите всех бездельников,  а тому, кто один работает за десятерых, платите  заслуженную высокую зарплату».

Автор статьи приводит мнение эксперта-экономиста Магбата СПАНОВА об имеющем место кадровом кризисе на всех уровнях – от местных администраций до министерств. К тому же, считает он,  система бюджетного планирования и исполнения государственных программ нуждается в  аппарате, сформированном из кадров высокой квалификации, профессионалов, которые умеют планировать бюджет и контролировать его исполнение. У нас же нет таких кадров, а те, которые имеются, не чувствуют ответственности. Каждый считает, что он может финансово слишком емкие  или необоснованные , экономически досконально не просчитанные проекты включать в бюджетное планирование, так как ответственность за их исполнение законодательно не определена. Поэтому за  неосвоение бюджетных денег, заложенных в такие «самодеятельные проекты»  никто не отвечает, нормы и нормативы не соблюдаются. «Действительно, кому нужны руководители, которые, как отметил Президент, «умеют только водить руками»? И почему бы не платить высокие зарплаты тем, кто работает за весь отдел?», — заключает журналист.

Одной из острых и насущных тем  августа является трудоустройство выпускников высших и средних специальных учебных заведений. На сайте газеты «Ана тілі» журналист Бейбіт НӘЛІБАЕВ в статье «Ауылға аттанған жастардың халі қалай?» («Как дела у тех, кто с дипломом поехал работать в аул?», 24.07.2014) пишет о том, как выполняется программа трудоустройства молодежи с бодрым,  многоообещающим названием «С дипломом – в аул!». Судя по названию, программа именет двойную целевую установку – во-первых, обеспечение аула квалифированными специалистами для подъема уровня развития сельской местности, во-вторых,  решение вопроса трудоустройства дипломированных молодых специалистов. По сведениям, озвученным пресс-службой Министерства регионального развития,   в соответствии с программой «С дипломом – в аул!» в первом полугодии  2014 года на подготовку 1425 молодых специалистов из бюджета выделено 3 млрд.761 млн. 900 тыс.тенге. К тому же  до конца года будут выделены дополнительные средства для обеспечения жильем в сельской местности 1739 молодых кадров. В 2009 году, когда была принята программа «С дипломом – в аул»! молодым специалистам, решившимся на обустройство в ауле, государством было обещано выдавать  единовременную материальную помощь в виде подъемных в объеме 70 месячных расчетных показателей, что  составляет 121 тыс.тенге. При этом было решено выдавать кредиты под  0,01%  на приобретение жилья в сумме 890 тыс.тенге  с выплатой в течение 15 лет. Позже эта сумма была пересмотрена в сторону увеличения в 1,5 раза.

Однако, как показывают статистические данные, есть много нерешенных вопросов выполнения программы. Так,  с момента ее принятия 10 813  молодым специалистам государством было выделено 20,1 млрд. тенге. Но ведь в аулы с дипломом отправились работать в три раза больше молодых людей – 30 167 человек. А это означает, что около 20 тыс.молодых специалистов не смогли приобрести жилье, как это было обещано Правительством.

456bb246f41dd352820a11b0499d55ff_big

Вот что рассказывает молодой специалист с дипломом Казахского национального педагогического университета им.Абая  Айбосын АДЫРБЕКОВ:

– В 2013 году получил направление по программе «С дипломом – в аул!» в село Узунагаш Жамбылского района Алматинской области и стал работать учителем истории в одной из школ. Но чтобы получить кредит на приобретение жилья (2 млн.778 тыс.тенге), нужно преодолеть нешуточный марафон для получения бумаг из десяти учреждений. Затем он  сам  должен найти дом для покупки, после чего будет рассчитываться его стоимость, на основании которой будет выдаваться кредит. Но здесь начинается самое трудное препятствие – очень часто требования банков не совпадают с документами на дом и расчетами на его покупку. Если все же удастся получить кредит, то дом до полной выплаты кредита остается в залоге у банка, кредитор не может продать дом и уехать в другой регион в поисках работы, если здесь он по каким-либо причинам лишится своей должности. Поэтому, считают молодые специалисты,было бы лучше, если вместо кредита будет выдаваться единовременная материальная помощь на приобретение жилья.

В статье Гүлбаршын АЙТЖАНБАЙ «Оқу бітірген студент неге орнын таппайды?» на сайте газеты «АЙҚЫН» («Почему выпускники вузов не могут найти работу?», 07.08.2014) говорится о поручении Главы государства министру образования и науки Аслану СӘРІНЖІПОВУ посчитать число выпускников с дипломами, сколько из них трудоустроено и сколько ходит безработными. Несоответствие этих данных друг другу говорит о том, что  ВУЗы потеряли связь с производством, или о том, что они подготовку специалистов не сверяют с госзаказом. К примеру, все вузы готовят специалистов для международных связей. Ежегодно в стране выпускается 2 тысячи таких специалистов, из них 5-6 устраиваются на работу в МИД РК или в аккредитованные у нас дипломатические корпуса. А куда девать еще 1995 таких выпускников? Еще пример. В 2013 году из 740 выпускников Шымкентского университета только 250 нашли работу (34%), остальные до сих пор безработные. В Актюбинском университете показатель трудостуройства выпускников даже ниже 30 процентов.

По мнению первого ректора КБТУ Адиля АХМЕТОВА, многие руководители вузов не  могут идти в ногу с временем, поэтому идет «перепроизводство» выпускников по ряду специальностей за счет платного обучения. После окончания вузов такие ректоры судьбой своих выпускников не интересуются, ограничиваются лишь тем, что вручают их судьбы в руки Аллаха.  Хотя они должны быть экспертами в области рыночных отношений, менеджерами, которые  держат руку на пульсе рынка, поддерживать связь с обществом и производством.  В свою очередь, председатель Ассоциации вузов  страны  Рахман АЛШАНОВ считает, что необходимо  требовать от иностранных компаний, работающих в Казахстане, чтобы они определенный процент своей прибыли тратили на подготовку специалистов из числа казахстанцев с последующим их трудоустройством на предприятии.

В статье «Азабы мол, жалақысы аз  шопандыққа бармаймын!» (газета «ҚАЗАҚСТАН-ZAMAN, «Забот  и ответственности много, а зарплата  маленькая, поэтому в чабаны не пойду!»08.08.2014) журналист Жұмамұрат ШӘМШІ  пишет, что новое поколение сломя голову бежит от животноводства. Мороки много, зарплата мизерная, поэтому молодежь чабанство не привлекает.Хотя это традиционная для номадов и такая перспективная в 21 веке отрасль сельского хозяйства.

9bb5eed5ad9fdab08ffbf54adfdd3fde_big

И действительно, о том, как  решить проблему дефицита специалистов и работников в животноводческой отрасли, должно думать и энергично работать профильное Министерство сельского хозяйства. Время не стоит на месте, меняются времена, технологии, способы производства. И заставлять сегодня молого человека с  палкой ходить за отарой овец – это признак примитивного мышления. Есть же современный мировой опыт разведения крупнорогатого и мелкого скота в той же Австралии, США, Аргентине, Бразилии, во всех развитых государствах мира. Во всем мире работают крупные перерабатывающие предприятиях, целые корпорации по производству мясной и молочной продукции. Технологии обновляются, модернизируются, имеются научные разработки по увеличению привесов и надоев, имеется богатый фермерский опыт западной Европы. Да и собственного бесценного опыта, веками накопленного и оставленного нашему народу  предками, освоившими необъятные территории, предостаточно.

Почему бы все это не использовать эффективно, в ускоренном темпе, чтобы спасти аул как колыбель нашей цивилизации,  при этом создать условия для жизни сельского населения на современном уровне, чтобы они не влачили жалкое существование, не имея не только прибыли, но и хотя бы достойной оплаты за свой  нелегкий труд?

Если бы акимы и  министерские чиновники работали как надо, а не просто «сидели» на своих должностях и думали только о собственном благе, «успешно» занимаясь коррупцией, то на наших бескрайних казахстанских просторах уже давно паслись бы тучные стада, текли молочные реки, а экспорт мясной и молочной продукции был бы не ниже международного уровня в этой отрасли. Экспортируй – не хочу: на севере Россия со 140- миллионным потребительским рынком, на юго-востоке и юге 1,5-миллиардный Китай и вся Юго-Восточная Азия, страны Ближнего арабского Востока и Турция – все любят мясо, не могут без него жить – только производите, поставляйте, будет казахстанское мясо разбираться как горячие пирожки… Но, увы, пока что наше сельское хозяйство, наши аулы – это забытое богом и властью место с полунищим населением, существующим на грани выживания, где нет питьевой воды, современной инфраструктуры,.

Но если было бы кому поднять дело на масштабный государственный уровень, то было бы кому заниматься животноводством,  а вместо образа забитого бедного чабана, уныло бредущего с кнутом за стадом, у нашей молодежи перед глазами стоял бы образ удачливого собственника-фермера или высокооплачиваемого специалиста богатой продовольственной госкорпорации, а аулы были бы цветущими и богатыми. Ну,  а пока, как говорится, «мечты, мечты, где ваша сладость?!».. .

Загрузка...

(44) Комментарии

  1. Аноним says:

    Люди из рода АкБарс самые благородные, а значит этот род самый благородный. Эти люди честные и не подкупные, они не продались за мзду чужой вере, живут по своим обычаям, не воруют и другим при себе не позволяют. В чиновники надо брать людей из этого рода. Другие рода своей подлостью себя полностью дискредитировали, потеряли стыд и ни к чему не годятся.

  2. Аноним says:

    Акбарс-это какой жуз и где их Земля?

  3. нанайский мальчик says:

    Если бы акимы и министерские чиновники работали как надо, а не просто «сидели» на своих должностях и думали только о собственном благе

    бестолковая шекей никак не поймёт одного, куда деть менталитет аборигенов,как он будет бороться сам с собой,выход только один внешнее управление,а так её стоны истерики слёзы,будут постоянны,ну и естественно по её логике,как всегда во всём виновата Россия,но и России когда то надоедят эти стоны и слёзы всевозможных шекей,вот тогда уже шекеям никто не позавидует

  4. Сайлаубек says:

    Конечно нужно отходить от бумажной волокиты и заниматься реальной работой.

  5. Жандос says:

    Әрине біз ауылдың жағдайын көтеруіміз қажет, қазір біз көптеген жастарды «Дипломмен ауылға» бағдарламасымен ауылдық жерлерге жұмыс жасауға жібергенбіз. Ол жастарға ендігі жерде үкімет қолдау көрсетіп, осы жұмысты жандандыру керек.

  6. Оспанхан says:

    Негізінен жастардың тұрақты жұмысқа орналасу үшін, олар тәжірбиеден өтулері керек. Сонда олар кәсіби мамандар болып шығатын болады.

  7. Нурбек says:

    Біз жастарға байланысты жаңа реформаларды бастауымыз керек. Сонда олар үкімет қамқорлығында болып, әрі қарай өздерінің мамандандық иелері атануларына мүмкіндік ашатын боламыз.

  8. Данабек says:

    Бұл үкіметті оңтайландыру процесі қазір ерекше, әрі дер кезіндегі бастама болып отыр. Сондықтан да қазір еліміздегі көптеген жұмыстардың жаңа деңгейде дамиды деген сенімдемін.

  9. Галымжан says:

    Қазіргі таңда еліміздегі көптеген бағдарламалардың бірте бірте жүзеге асып келе жатырғаны белгілі. Сондықтан да үкіметтегі оңтайландыру арқылы осы жұмыстар жандана түсіп, мол табыс алып келеді деген ойдамын.

  10. Дастан says:

    Үкіметтегі өзгерістер бұл еліміздің дамуына өзінің жақсы жақтарны алып келетін болады. Бұл жерде министрліктер қағазбастылықтан арылып, жаңа жұмыстың механизіміне көшетін болады. Бұл алға жылжуымызға мол мүмкіндік ашады.

  11. Боранбай says:

    Еліміздің ауылдарының әлеуетін көтеруіміз керек. Ол үшін әрине нақты жұмыстардың орындалуына баста назар аударған жөн.

  12. Темирбек says:

    Если мы будем в единстве и будем прилагать все усилие на то, чтобы увеличить объем сельского хозяйства то наши аулы преобразятся и поднимется уровень развития.

  13. Сакен says:

    Конечно мы должны сейчас не покладая сил работать, чтобы поднять наше сельское хозяйства и чтобы они конкурировали с другими.

  14. Едіге says:

    Өте дұрыс жазылған мақала. Ауыл шаруашылығын көтеру керек. Бірақ шопандықты артта қалған нәрсе дегенмен келіспеймін. Қанша комбинат құрсаңда түбі бір адам қойды, сиырды не жылқыны бағу керек. Шопандық ол қазақта сақталыну керек.
    Америкадағы ковбойларды сол баяғы шопандар емеспе мал айдайтын. Ол жерде неге олардың мәртебесі жоғары? Себебі мемлекет сондай саясат жүргізеді, кино мен музыкада ковбойлардың еңбегін мақтап насихаттайды.
    Біз де сондай шаралар жүргізуіміз керек. Ауыл шаруашылығына дотациялар көбейту керек. Жалпы малы көп бай ауылда шопандар мұғалімдер мен ветдәрігерлерден де бай тұрады. Ауылда насихат жүргізу керек, президентке немесе әкімдерге де анда санда ауылға барып қарапайым шопандардың жағдайын тексеріп, сол туралы репортаж жүргізген артық болмас

  15. Едіге says:

    Кеңес Одағы кезіндегі марапаттау мен медалдерді қайтадан жаңғырту керек. Еңбегі сіңген ер, еңбегі сіңген еңбекші шопан, ветеринар, технолог, инженер деген сияқты марапаттау жүйесін қалыптастыру керек, адамдарды қолдау керек

  16. Аноним says:

    В последнее время появляется очень много признаков стагнации ,это говорит о том что сегодняшняя политическая система начала становится тормозом всего развития ,и пора сказав спасибо достижениям этой системы начинать отстраивать нормальное демократическое гражданское общество и государство (транзитный период заканчивается и вчерашние подходы и методы уже не работают).

  17. Едіге says:

    Барлығының тағдыры емес ол тұншығып шаң жұтып күні бойы офисте отыру. Кейбір адамдар таза ауада, кең далада еңбек етіп өмір сүргенді рахат көреді. Ондайлар қазақта да жетеді. Міне қолдау керек соны, шаралар жүргізу керек.
    Мына мақаланы жазған адам өзі табиғаты жақсы жерлерде жүріп көрген бе, бала кезінде шалғында өссе былай жазбаушы еді. Қазақстанда жерлер көп, табиғаты қандай керемет. Алатау, Жоңғар Алатауы, Алтай, Тарбағатай, Сауыр, бұл тек оңтүстік шығыс пен шығысты атағаным.

  18. Едіге says:

    Аноним:
    19.08.14

    В последнее время появляется очень много признаков стагнации ,это говорит о том что сегодняшняя политическая система начала становится тормозом всего развития ,и пора сказав спасибо достижениям этой системы начинать отстраивать нормальное демократическое гражданское общество и государство (транзитный период заканчивается и вчерашние подходы и методы уже не работают).

    Аноним, бұл айтқан нәрсең қате. Экономиканы түсінбейтіндігің, надандығың нақты көрініп тұр. Экономиканың дамуын ең басты қалайтын факторларға саяси система кірмейді. Саяси системадан тек елде тұрақтылық қамтамассыз етілуі талап етіледі. Жапония Корея оған мысал. Өтірік демократиялар, оларда сол баяғы байланыстар барлығын шешеді, сонда да батысты жеңіп жатыр жарысып. Ал батыс не, олар екі ғасыр бойы азия мен африканы тонаумен өмір сүрген, қазір ақырындап азияның алдында шегініп бара жатыр өндірістері құрып.
    Америкадағы кез келген супермаркетке кірсең, барлығы кілең азияда жасалған тауарлар.

  19. Едіге says:

    Оларда байланыстар шешеді дегенімді қате қабылдамағын, әрине олардың жеңісінің ең басты факторы басқа жерлерде жатыр. Бірақ саяси системаларында коррупция жетерлік. Сол коррупцияны пайдаланып батыс елдері жапония мен кореяны өз тізгінінде ұстап отыр

  20. Саян says:

    Я думаю что изменения в Правительстве сделано чтобы решать эффективно многие вопросы. Надеюсь что дальнейшая работа будет плодотворной.

  21. Жуматай says:

    Сейчас надо думать о развитии. Правительство стало мощным и компактным. Благодаря тому многие вопросы будут решаться быстро и качественно.

  22. Кайсар says:

    Да согласен что у нас многие выпускники не могут найди работу. Но все же все эти вопросы рассматриваются и я думаю что и этот вопрос решиться.

  23. Нурсая says:

    Правительство должно работать четко и только на благо нашей республики. Президент поставил четкую задачу чтобы все у людей было.

  24. Аскер says:

    Теперь надо только работать. Работать мы должный в первую очередь на благо себя и на благо Государства.

  25. Сандугаш says:

    Үкіметтегі өзгерістер енді халықтың игілігі жолында зор ықпалын тигізеді. Енді Үкімет күшейді.

  26. Алдияр says:

    Меніңше осы өзгерістер арқасында көптеген мәселелер эффективті түрде шешілетін болады.

  27. Алишер says:

    Қазақстан болашаққа нық қадам жасап отыр. Ең алдымен біз әлемдегі өзгерістерге дайын болуымыз керек және экономикамыз тұрақты болса, онда халқымыздың жағдайы да жақсы болады.

  28. Дулат says:

    Әлеуметтік мәселелер ерте ме, кеш пе, шешімін табатыны сөзсіз. Бейбітшілік болса, қалған мәселелерді шешу аса қиынға соқпайды. Жақсылыққа ғана ұмтылып, еріншектігімізді жеңсек, бәрі жақсы болады.

  29. Айсара says:

    Мен халықтың жағдайы төмен деген уәжбен келіспеймін. Әркім еңбегіне сай жалақы алады. Жастар да мемлекет қамқорлығында. Тек оларға сана берсе екен.

  30. Арай says:

    Мемлекетіміз дамып, экономикалық жағдайымыз түзеліп келеді. Жұмыссыздық мәселесімен арнайы орындар айналысуда. Бәрі өз қолымызда.

  31. Шыңғыс says:

    Ең басты жетістігіміз –бірлік пен татулық. Осыны сақтап қалуға тырысуымыз керек. Қалған мәселелерді ел болып шешуге атсалысамыз.

  32. Алина says:

    Жастарға жігер керек. Алға қойылған мақсатқа жетуге ұмтылыс керек. Бәрін мемлекетке ысырып қоюға да болмайды. Білімің, ақылың болса, жұмыссыз қалмайсың.

  33. Алия says:

    стараются конечно разрабатывать программы по развитию аулов в Казахстане, не все идеально, есть трудности, но главное попытки есть

  34. казеке says:

    В Соединенном королевстве 65 миллионов населения, то есть в 4 раза больше населения РК, а госслужащих в Альбионе 96 тысяч против 136 тясяч в РК. Вот такая арифметике. И еще не пойму почему в унитарном государстве 2-х палатный парламент?

  35. Марго says:

    Правильно сделал Президент, что урезал чиновничий аппарат

  36. Кайсар says:

    Да, проблема животноводства существует давно

  37. Марат says:

    Впечатлила цифра, что число госслужащих в этом году перевалило за 100 тысяч! Однако, чиновников развелось

  38. ВАЛИКО says:

    Да, действительно, развелось всяких там начальников департаментов, отделов, сидят и штаны только зря протирают в своих кабинетах. И еще обед у них всегда с часу до трех (зачастую с последующим сматыванием с работы). Одну треть рабочего времени только обедают

  39. Канат says:

    С дипломом – в село! Насмешили. Где средства, выделяемые на эту программу? едный учитель только обнадежился зря…

  40. Едіге says:

    Казеке

    Өтірік айтудың не қажеті бар, ұлыбританияда 2013 наурызда, 448 835 мемлекеттік қызметкер болған. Қазақстан үшін 100 мың адекватты цифра.
    Неге парамлент екі палаталы екенін түсінбесең, мемлекеттік басқару бойынша біліміңді көтер

  41. казеке says:

    Улыбританиядан КАС!БИ армиясымен полициясын алсан, 96 мын мемлекет кызметкерлер! болады, ал Казахстанда 136 мын таза шенеун!к…

  42. Едіге says:

    Ей қазеке, не деп тұрсыз,

    «Civil Service Employment on 31 March 2013 was 448,835, down just under 15,000, or around 3 per cent, on 31 March 2012.»

    Ал жалпы мемлекетке қызмет ететін адамдардың саны, яғни бюджеттік сферада жұмыс істейтін адамдардың саны, оған армия, полиция, аурухана, мектеп, бәрі кіреді — 5.9 МИЛЛИОН

    «Total UK public sector employment decreased for the tenth consecutive quarter in the first quarter of 2012, by 39,000 to 5.899 million.»

    Әлі сұрақтар бар ма?

  43. Едіге says:

    100 мың, дәл қазір мінеки, оптималды сан. Дамыған елдер мен дамуы орташа елдердегі цифрларды алып қарасаң, мың адамға шаққанда, қазір қазақстан ең дұрыс деңгейде. Ресейде мысалы шенеуніктер саны бізбен салыстырғанда, мың адамға шаққанда бізден 2 есе көп.
    Енді шенеуніктердің санын емес, сапасын көтеру керек

  44. Дариға Назарбаева says:

    Жұмамұрат Шәмшінің айтып отырғаны орынды. Біздің жастар шопан болғысы жоқ. Өйткені, кезіңде сатылып кеткен ауыл шаруашылығын көтеруге қыруар қаржы бөлінгеімен жеткіліксіз. Сондықтан, жергілікті әкімдерге тікелей байланысты. Қолынпан іс келетін кәсіпкерлерді қолдап ауыл шаруашылығын көтеру кезек күтірмейтін мәселе.

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.