АЛТЫНОРДА
Новости мира

Жизнь Абхазии под крылом России как предостережение Крыму

3faFMAyYyDAЖизнь Абхазии под крылом России как предостережение Крыму

ЧУБУРХИНДЖИ — С трудом преодолевая мост длиной в сотни метров, учительница английского Натия Аблотия добирается домой под палящим солнцем, нагруженная сумками из магазинов, в которые дешевле ходить через реку в Грузию, чем в Абхазии, где она живет.

Спустя почти шесть лет под протекторатом России жизнь в отколовшейся от Грузии мятежной республике для многих все еще полна трудностей. На прошлой неделе в приступе разочарования по поводу коррупции и плохих условий жизни протестующие штурмовали администрацию абхазского президента, заставив его скрыться, а затем и уйти в отставку.

История Абхазии — о том, как некогда популярное и богатое курортное место откололось от бывшей советской республики, обрело защиту под крылом Москвы, но до сих пор еле сводит концы с концами — эхом отдается на другом черноморском побережье в Крыму, который в марте отделился от Украины и был аннексирован более состоятельной Россией.

39-летняя Аблотия — одна из сотен местных жителей, которые каждый день идут пешком по мосту со стороны абхазского села Чубурхинджи, чтобы подешевле купить в Грузии еды и вещей и на дольше растянуть свою скромную зарплату.

«Здесь трудно», — сказала она, опустив на землю три сумки с покупками и зеленую пластмассовую лейку, сойдя с абхазского конца двухполосной дороги по мосту через широкую долину реки Ингури.

«Там дешевле все, — добавила она, махнув в сторону Грузии, путь в которую все еще закрыт для машин военными постами. — Трудная дорога. Восемьсот метров пешком надо идти через мост».

Поворот Абхазии спиной к Грузии, как Крыма — к Киеву, разрушил абхазскую торговлю и транспорт, подтолкнув экономику к рублю, цену которому набивает нефть, и импорту из России, где зарплаты гораздо выше и все дороже, чем в Грузии или на Украине.

Абхазия вышла из-под контроля Грузии в результате кровавой войны начала 1990-х, когда этнические абхазы не захотели остаться под управлением грузин, получивших независимость в постсоветском Тбилиси, и сделали выбор в пользу Москвы. Шрамы от войны и этнических чисток по-прежнему видны в разбросанных по республике руинах домов с выщербинами от пуль.
Но окончательным разрыв стал только в 2008 году. Когда Россия победила Грузию в короткой войне за другую мятежную республику — Южную Осетию — Москва признала независимость обоих сепаратистских государств, но из других стран этому примеру почти никто не последовал.
Когда критики России разглядели за этим намерение Владимира Путина закрепить за собой военные и территориальные преимущества и подорвать бывшие советские республики, настроенные на разрыв с Москвой и более близкие связи с Западом, Кремль объяснил свою помощь Абхазии, Южной Осетии и Крыму гуманитарными соображениями.

Однако жизнь Абхазии на пороге бедности может дать жителям Крыма повод усомниться в решимости Москвы бороться за их благосостояние.

РОССИЙСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ

С населением в 240 тысяч человек, представляющих собой сложный этнический коктейль, Абхазия — это не Крым. У последнего в три раза больше территории и больше двух миллионов жителей, большинство из которых русские.

Россия сказала, что только в этом году может вложить в Крым семь миллиардов долларов, чтобы интегрировать экономику полуострова в свою, что не так уж просто при отсутствии общей сухопутной границы.

В противоположность Крыму, в Абхазию Россия за пять лет, в 2009 по 2013 годы, инвестировала лишь десятую часть этого. Больше половины пошло на строительные проекты, включая детские сады, два театра и стадион, а остальное — на выплаты пенсий и зарплаты бюджетникам.