параТаможенники Казахстана в очередной раз объявили войну контрабандистам. Однако на сей раз она ведется принципиально новыми методами, в корне отличающимися от старых.

В последнее время контрабандисты распоясались настолько, что стали чувствовать себя практически неуязвимыми. Свидетельством тому могут служить товары, продающиеся на казахстанских рынках, львиная доля которых завозится в страну контрабандным путем. Как говорят сами таможенники, контрабанда существует во всех странах. И задача любого государства с ней бороться.

Что касается борьбы с этим явлением в Казахстане, то, на наш взгляд, она идет с переменным успехом. Парламентарии выдумывают новые законы, призванные ужесточить меры по отношению к контрабандистам. Те, в свою очередь, не остаются в долгу, и на каждую новую инициативу придумывают свои контрмеры. В конечном счете, страдает потребитель.

После известных событий, произошедших не так давно на самой, пожалуй, известной казахстанской таможне «Хоргос», за отечественными таможенниками пристально следят не только спецслужбы, но и общественность. Поскольку народ, в особенности та его часть, которая занимается импортом товаров народного потребления, напрямую зависит от всех процессов, происходящих в антиконтрабандном ведомстве. Рынок тем временем чутко реагирует на малейшие изменения на казахстанско-китайской границе, через которую проходит основная масса товаров народного потребления. А индикатором уровня напряжения ситуации является кошелек гражданина.

a0b5544a6738a0

Однако времена меняются. Государство становится цивилизованнее. Борьба с коррупцией, хоть и не так шибко, но все же ведется. И таможня здесь не исключение. В ее стенах произошла существенная кадровая чистка. Разрабатываются различные нововведения, которые потом применяются на практике. Какие-то из них с успехом, а над чем-то нужно еще работать. Но суть в том, что движение вперед, хоть и медленное, все же есть.

Война миров

На днях казахстанская таможня объявила очередную войну своим вечным оппонентам и на протяжении уже нескольких дней по всей стране проводят полномасштабные акции, призванные если не искоренить, то существенно снизить поток контрабанды на территорию страны и не только. Нынешние «боевые действия» идут с применением новых методов, суть которых заключается в подразделении предпринимателей на добросовестных и не очень. К первым относятся те, кто ведет свои дела в соответствии с требованиями таможенного законодательства. Вторые, как вы понимаете, с законом не дружат и постоянно норовят в выгоду себе облапошить государство.

— Со времени начала операции резко снизился поток грузов из КНР, — говорит заместитель председателя Комитета таможенного контроля республики Казахстан Игорь Тен. — Связано это с тем, что недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности притормозили свои машины, заняв выжидательную позицию. Соответственно отечественный рынок товаров народного потребления начинает испытывать дефицит. В то же время на сопредельной стороне собралась большая очередь грузовых автомобилей со всякой всячиной, предназначенной нашему населению.

— Что они выжидают?

— Мы стали уделять грузам более пристальное внимание. И это кому-то не понравилось, поскольку многие предприниматели завозят грузы из КНР по так называемым «серым схемам». Т.е. декларируют один вид товаров, а на самом деле в машинах находятся совсем не то, что указано в декларации. Таким образом были выявлены большие контрабандные потоки. Задержаны незаконно ввозимые грузы, которые доставлялись в том числе и уполномоченными экономическими операторами через границу. В ходе операции обнаружились подделки документов, вследствие чего государство недополучило в бюджет порядка 202 миллионов тенге. Это только по вине компании «Астана-автоматик». Чуть ранее на посту «Калжат» был задержан груз компании «Крепеж», сотрудники которой так же путем фальсификации данных подделывали документы и ввозили по ним грузы. Компанией «Магнит-М» завезены грузы 2,5 миллиона тенге. При досмотре было выявлено, что вместо заявленных в декларации лампочек, запасных частей и аксессуаров для сотовых телефонов в машине находилась зимняя одежда. По предварительным подсчетам ущерб государству, нанесенный этой компанией, оценивается в 20 миллионов 700 тысяч тенге.   Это только несколько фактов. На самом деле их намного больше. Фальсификация документов производится с целью избежать формы таможенного контроля, которые применялись ранее. Дела в отношении этих участников внешнеэкономической деятельности, а так же в отношении сотрудников, принимавших участие в этих махинациях, в настоящее время расследуются.

Насколько сократился грузопоток за время операции?

Через один только пост «Калжат» ежедневно в среднем проходит до ста автомобилей. Сейчас их количество сократилось до тридцати – сорока в сутки. По нашей информации, на сопредельной стороне скопилось большое количество казахстанского грузового автотранспорта. По всей видимости, те, кто завозят товары в страну при помощи «серых» схем, ждут, когда операция закончится. Однако новые методы заработали и возврата к старому уже не будет. Так что рано или поздно все участники внешнеэкономической деятельности будут вынуждены смириться с этим, и объемы грузопотоков восстановятся.  Разработанная нами новая система управления рисками работает с каждым днем все эффективнее.

— Что это за система?

— При большом грузопотоке очень тяжело проверить каждую машину. Поэтому была в свое время внедрена система управления рисками, которая дает нам возможность точного выбора грузов для проведения досмотра.

— Она себя оправдывает?

— Пока да.

 пара

Схемы серые – лица бледные

— К проведению мероприятия привлечены силы и средства территориальных таможенных органов, — говорит начальник Управления по борьбе с контрабандой Комитета таможенного контроля РК Нариман Муслимов. – Все сотрудники разбиты на три группы, каждая из которых выполняет свои задачи. Одна группа работает на пунктах пропуска, другая следит за обеспечением доставки груза до пункта назначения. Третья – основная —  находится в центре таможенного оформления «Алатау». В ее задачи входит проведение качественного досмотра транспортных средств, груженых товарами народного потребления из Китая, которые по системе управления рисками попадают под досмотр. Смысл не только в том, чтобы выявить контрабанду. Основная задача – профилактика, которая должна побудить всех участников внешнеэкономической деятельности осуществлять достоверное декларирование товаров. Они сами должны понять, что чем ответственнее они к этому отнесутся,  тем меньше будет применяться к ним форм контроля. Те же, кто будет прибегать к махинациям, почувствуют на себе усиленные меры. Это должно экономически повалять на структуры импорта. Тем самым мы хотим добиться профессионализации рынка. Чтобы этим занимались профессионалы – постоянные проверенные фирмы, вместо одноразовых.

— Как известно, в рамках проекта «Зеленый коридор» действует межведомственная оперативная группа, — говорит исполняющий обязанности начальника Департамента таможенного контроля по Алматинской области Алескандр Волков. – Перед этим был проведен анализ. Были выработаны определенные подходы, в том числе с учетом системы управления рисками. Есть несколько путей подходов к данной системе. Можно вести тотальный контроль. Но это на какое-то время парализует транзитный потенциал, чего допустить мы не можем. Поэтому был выработан метод промежуточной системы. Это когда та самая система управления рисками определяет группы товаров, которые подвергаются тотальному досмотру. Какие-то группы товаров подвергаются более редкому контролю. Какие-то вовсе не подвергаются. Эта работа принесла свои плоды. Только за 2012 год суммы таможенных платежей на китайской границе увеличились в два раза. Вместе с тем мы понимаем, что это выборочный контроль. Однако его можно усиливать. Т.е. переходить на следующую фазу, которая наступает сейчас. Мы ужесточаем формы таможенного контроля, выводим на чистую воду серых импортеров, и начинаем отрабатывать их более детально и более точечно.

По словам таможенников, существует несколько видов «серых» схем завоза товаров. В их числе использование поддельных документов или их подмена, а так же использование так называемых товаров прикрытия. Все это основывается на недостоверном декларировании, создающем вид легальной сделки.

Интересно, что подобными махинациями занимаются и некоторые благотворительные фонды. За последнее время было выявлено 10 подобных фондов, которые под видом грузов, освобожденных от таможенных платежей, завозили в страну товары, которые позже реализовывались, как коммерческие. По всем этим фактам возбужден целый ряд уголовных дел.

По итогам 9 месяцев в стране возбуждено 552 уголовных дела, так или иначе связанных с таможней. Из них 400 непосредственно по контрабанде. Общая сумма изъятых товаров составляет 9 миллиардов тенге. Ущерб, нанесенный государству, оценивается в 5 миллиардов тенге.

 

Фото автора

 

 

Рубрика: