АЛТЫНОРДА
Обзор казахской прессы

Туркестан №20. БЕДА НАГРЯНУЛА В «БАЯН». Какова подоплека присоединения казахского аула к поселку «Архангелка»?

аулВ редакцию поступило письмо от группы жителей аула Баян Жамбылского района Северо-Казахстанской области. Они уже обращались депутатам местного маслихата, руководству области, но не дождавшись ответа, жители обратились  за помощью в нашу газету. Письмо, подписанное 108 жителями аула — крик души соотечественников.

В аул, который был образован в 30-ые годы прошлого столетия, нежданно нагрянула беда – в рамках реализации политики оптимизации населенных пунктов он может потерять статус сельского округа.

Такое решение руководство района и области приняли без учета мнений и нужд местного населения.   А новость о ликвидации аула аким района преподнес как «указание сверху». По сведениям «сарафанного радио», кажется, уже принято решение о присоединении аула к селу Архангелка, расположенному в восьми километрах от «Баяна».

Почему, когда решается судьба целого населенного пункта, не учитывается мнение глав130 семейств, считающих эти места своей малой родиной?

Жители аула, насчитывающего 80-летнюю историю, уже глубоко пустили корни. А какими будут последствия его ликивидации?

По словам авторов письма, в годы Великой Отечественной войны Баян проводил на фронт 184 своих сыновей, в 50-70 годы отсюда вышли три Героя Социалистического труда, это самодостаточный дружный аул, который в свое время имел высокий статус, являясь победителем всесоюзных сельскохозяйственных выставок.

Кроме того, поступило письмо и от постоянного читателя нашей газеты, члена Союза журналистов РК Тлегена Жетеева, который в свое время десять лет руководил аулом. Это не письмо, а боль и печаль аксакала, пробуждающая национальную гордость.

«Уважаемая редакция! Мне 73 года, я 5 лет руководил отделением, 5 лет был секретарем парткома крупного совхоза, 14 лет руководил совхозом, элеватором, общий трудовой стаж 55 лет, я старик, который пережил многое.

Мне больно видеть такую  несправедливость по отношению к жителям родного Баяна и других населенных пунктов. От бессилия душа болит. За оптимизацией округов и ликвидацией аулов, кроется открытое преследование жителей села. Лично я это воспринимаю так. Однако ничего мы не можем поделать, мы бессильны», — пишет аксакал в своем письме, полагая, что лишение Баяна статуса сельского округа, по его мнению, это сырое решение.

 лес

«Униженные, оскорбленные, но не сломленные»

 

… История родного аула, самоотверженный труд земляков во благо родной земли, сегодня должны были стать нашей гордостью. К тому же, Баян – самый большой в области казахский аул. Сегодня, когда мы построили независимое государство, возродили и развиваем национальные традиции, обычаи-обряды, язык и культуру казахского народа, проявлять равнодушие к судьбе одного из крупных аулов региона, который своим образцовым трудом, общественной активностью был примером для других,  признак плохого тона.  Это большая политическая ошибка. «Главная причина ликвидации аула – безработица, отсутствие питьевой воды. Это следствие бессилия местной власти, призванной руководить и заботиться о местном населении», — сделали заключение баяновцы. Каким бы не был аул, большим или маленьким, нужен человек, который будет руководить им. Проявление различных негативных явлений, распространение мошенничества в обществе, проявление насилия по отношению друг к другу – проявление бессилия власти. Поэтому я против ликивидации Баянского сельского округа», — пишет аксакал.

В действительности, что кроется за решением о ликвидации казахского аула, который, несмотря на упадок и застой в прошлые девяностые годы, последние время, благодаря принятым государственным програмам, стал возрождаться? Невооруженным глазом видно  наличие неэффективного использования средств местного юджета, бессилие в формировании государственной политики в развитии региона. Это 6ессилие, выражаясь словами читателя, в будущем может привести к «большим политическим ошибкам». Так, по словам авторов письма, власти создают все условия для жителей села Троицк данного региона, в это село проложена дорога, построена врачебная амбулатория, хотя поток покидающих населенный пункт не уменьшается. Почему бы не проявить подобную заботу и о казахском ауле?

Вообще, в Северном Казахстане ликивидированы десять административно-территориальных единиц. Семь из десяти ликвидируемых, шесть из восьми вновь создаваемых населенных пунктов приходится на Жамбылский район. Население ликвидируемых аулов и сел: Муромское, Лапушки, Богатое, Усердное, Жалтырша, Песчанка, Семиозерка, в растерянности, не знают куда податься.

Сегодня Баян — казахский аул, в котором живет более 130 семей, есть школа на 160 мест, своя врачебная амбулатория. Два года назад предприниматели села на свои средства построили мечеть на 200 мест. На строительство мечети было затрачено  40 миллионов тенге. Разве жители бесперспективного села, где нет работы, поступали бы так?

А вот, что говорит Тлеген Жетеев, опираясь на свой жизненный опыт: «…К сожалению, подражание некоторым «цивилизованным» странам, стремление навязать их традиции и обычаи, чуждые казахам – наносит непоправимый вред будущему казахов. Только вчера, во времена канувшего в лету СССР, мы пережили подлую политику компартии, которая разъясняла, что «интернационализм» — дружба народов, и прикрываясь подобными лозунгами, проводила политику русификации таких малых народов, как казахи. Тем более не понятно, зачем сегодня, когда страна обрела независимость, местные власти притесняют государствообразующую нацию? Если заглянуть в историю, то мы видим, что наш гордый и мудрый народ, никогда не смотрел алчно на землю и богатство соседних стран. Однако наши предки, которые всю жизнь проводили в седле, не уступили никому ни пяди земли, сохранили, и оставили нам в наследство бескрайнюю Великую степь, которая по территории  занимет девятое место в мире. Но сегодня бесхозяйственные чиновники различных рангов, не могут обеспечить безбедную жизнь 17 миллионному населению страны, которая обладает несметными природными богатствами. Мы привыкли надеяться на кредиты стран доноров, и гордимся этим. Одна из основных наших бед – в Казахстане не умеют эффективно работать с людским капиталом, сказать честно, наши чиновники ценят людей не по морально-деловым качествам, а отдают предпочтение  личной преданности, родственным связям, не уделяют должного внимания повышению профессионального уровня специалистов. В сельской местности высок уровень безработицы. После окончания сезонных летних работ,  сельчане вынуждены сидеть без дела. Дороговизна и дефицит сена и фуража, не позволяют сельчанам повышать  поголовье скота на подворье. В последние годы появился термин «самозанятое население». Это самообман, чтобы скрыть истинный уровень безработицы на местах, на республиканском уровне. С каждым днем снижается уровень заботы государства о простых людях, продолжается ухудшение уровня жизни, растет уровень внутренней миграции, люди скитаются по стране в поисках «лучшей доли». Примеров тому немало: на территории нашего Жамбылского района до 90-х годов проживало более 50 тысяч человек. А сегодня, безо всякой войны, населения района уменьшилось почти вдвое, и составляет всего  23 тысячи человек. Раскрывая подобные проблемы жизни на местах, аксакал с болью в душе говорит, что большинство из сельчан «не поспевают за караваном жизни».

Пишет жестко, но за ним, безусловно, кроется правда жизни народа.

Вот так описывает читатель жизнь на селе: «заботу», которую проявляют власти о таких казахских аулах, как Баян, слава о которых  гремела по всему Союзу, можно назвать вредительством. Так, для строительства автодороги в русское село Архангелка, расположенное в 40 километрах от районного центра, из бюджета были выделены миллионные средства. А для прокладки дороги до аула Баян, который находится в 8 километрах на автодороге Пресновка-Сергеевка «не хватило средств». Теперь в священный для нас Баян, нет дороги ни со стороны Сергеевки, ни со стороны Пресновки. А для ремонта дороги в село Троицк, расположенное в 15 километрах от Архангелки, средства нашлись. К Троицку руководство района относится трепетно: 4-5 лет назад здесь построили современную врачебную амбулаторию, на которую было затрачено 30 миллионов тенге. Такого современного здания с удобствами нет даже в районном центре. Сколько бы местная власть не старалась, число покидающих Троицк не уменьшается. Сегодня из-за малочисленности населения села, в просторной современной амбулатории работает всего один врач. С каждым годом уменьшается число школьников, обучающихся в местной школе.

А в средней школе села Баян, в свое время обучались дети всех казахских аулов Пресновкого района. В некоторые годы численность учащихся здесь доходила до 700 детей. Школа имела свой интернат. Сегодня все это, словно сон, пишет с горечью седовласый старец. В действительности, не легче ли выделить средства для строительства дороги, способной вдохнуть новую жизнь в аул, чем «оптимизировать» Баян?

Сегодня слухи, что «округ Баян присоединят к селу Архангелка» будоражит народ. Когда шла верстка газеты, мы позвонили Тлеген аксакалу, и  узнали, что вышло решение акима области о ликвидации аула Баян. Однако жители аула полны решимости недопустить этого. Они направили письма в Правительство, Парламент РК. Если они не помогут, «напишем письмо Президенту РК», — говорят жители Баяна.

Люди просят защитить родной аул…

Казахский

 

Как сохранить казахские аулы?

 

С таким вопросом  мы обратились к депутатам Мажилиса Парламента РК

 

 Нуртай САБИЛЬЯНОВ, депутат Мажилиса Парламента РК:

 

 ЛИКВИДАЦИЯ КАЗАХСКОГОАУЛА – УЩЕМЛЕНИЕ НАЦИИ

 

–На мой взгляд, мы должны приложить все усилия для сохранения аула, который имеет школу, где обучаются 160 детей,  имеет свой источник дохода, занимается сельским хозяйством. Завтра, чтобы возродить этот аул мы затратим гораздо больше бюджетных денег, чем сегодня на его ликвидацию. Местные исполнительные органы должны были учесть пожелание и требование местных жителей, а депутаты маслихата — взять этот вопрос на особый контроль. В настоящее время Мажилис Парламента в двух чтениях принял изменения и дополнения в проект Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении». В нем есть понятие «местный общественный совет», вопросы перспективы развития населенных пунктов должны рассматриваться на заседаниях  «местных общественных советов», и выработанные решения в виде предложений должны вноситься на рассмотрение местного исполнительного органа или депутатов маслихата. Поэтому пока этот закон не вступит в силу, и не будут приняты соответствующие Постановления Правительства по его реализации, нужно приостановить оптимизацию населенных пунктов, и лишний раз не будоражить народ.

К тому же, в рамках реализации программы «Занятость 2020» для поддержки сельского предпринимательства предусмотрено льготное кредитование.

Выделяются средства для строительства врачебных амбулаторий в аулах.  Жители аула Баян не просят от властей ничего лишнего: школы для обучения детей, чистую питьевую воду, качественные дороги, качественное медицинское обслуживание, условия для работы и ведения бизнеса. Поэтому считаю, не правильно ликвидировать, так называемые неперспективные аулы, жители которых занимаются ведением крестьянского хозяйства, обучают и воспитывают своих детей, живут в мире и согласии. Я думаю, такие действия направлены против общества, нации.

Закрытие каждого казахского аула нужно расценивать, как действие, направленное против казахской нации.

 – Вам известно, что большинство казахов живет в сельской местности. Учитывается ли мнение местных жителей при принятии решений об оптимизации, переселении аулов?

– Согласно Закону «О местном государственном управлении и самоуправлении» «местный общественный совет» – инстанция, которая должна изучить мнение местного населения, и принять приемлемое для всех решение. Разработанное решение они должны предоставить в исполнительный орган или депутатам маслихата.

Необходимо учесть еще одну проблему, в этом году в регионах страны пройдут выборы акимов сельских округов, поселков, городов районного значения. Пока не пройдут выборы акимов сел и поселков, нужно приостановить ликвидацию аулов. При решении этого вопроса спешка может только навредить.

 – По словам акимаДжамбульского района Северо-Казахстанской области, сегодня поднимается вопрос о присоединении казахского аула Баян к русскому селу Архангелка. В конце концов, это может привести к тому, что казахский аул будет просто поглащен. Всем известно, демографическое положение в регионе и так не блещет.

–  На мой взгляд, при решении вопроса лишения аула статуса сельского округа, нужно учитывать мнение местного населения. При слиянии населенных пунктов, нынешняя казахская школа аула может поменять свой статус.

Нельзя вредить аулу. Наоборот, мы должны подержать жителей аула, которые осваивают землю, занимаются хозяйством, живут в мире и согласии. Кто кроме нас поддержит их?

Законопроект о внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам самоуправления и развития был принят Мажилисом в двух чтениях, и направлен в Сенат. Согласно этому документу вносятся изменения  и дополнения в Кодекс бюджета РК, Закон РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК»  и другие Законы. Теперь акимы аулов будут иметь возможность формировать свои самостоятельные бюджеты. Источниками указаны: прибыль от аренды имущества, находящегося на балансе сельского, поселкового, городского акиматов, добровольные пожертвования от отдельных жителей, юридических лиц, доходы от наружной рекламы на автодорогах республиканского значения, проходящих через территорию округа, а также административные штрафы за различные правонарушения. Посредством этих источников сельские акимы получат возможность решать своими силами проблемы, возникающие на селе.

После избрания акимов сельских, поселковых, городских округов, средства бюджета аула нужно направить на развитие и решение местных проблем. Через местные общественные советы можно контролировать, сколько средств поступило в бюджет, и как они расходуются. На что опирается руководство области при принятии решения о присоединении одного аула к другому? Эти причины необходимо доступно разъяснить жителям.  Если вся проблема упирается в денежные средства, то сейчас вносятся изменения и дополнения в действующие законодательные акты, и скоро акимы сельских округов начнут формировать свои бюджеты.

Жителям аула Баян нужно предоставить эти возможности. Поэтому я предлагаю, до принятия данного Закона, приостановить оптимизацию казахских аулов. В частности, необходимо приложить все усилия, чтобы сохранить ауыл Баян.

 

 

Айгуль СОЛОВЬЕВА,

депутат Мажилиса Парламента РК:

 

НУЖНО АКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ В САМОУПРАВЛЕНИИ

 

– Эту проблему я изложу в письме министру (Министру регионального развития – ред.). Однако надо определить, сколько народу живет в русских селах рядом с этим аулом. Согласно Платформе развития регионов, на местах будут создаваться опорные округа, куда будут направлены средства, выделяемые на развитие регионов. То есть, необходимо обосновать экономическую эффективность строительства больницы, школы, водораспределительной станции в той или иной местности. Есть ли перспектива развития села, где проживает 130 семей, каким будет его будущее? Эту проблему нужно всесторонне изучить.

С другой стороны, сейчас принимается платформа о местном самоуправлениии. Она будет осуществляться в два этапа. На первом этапе предусмотрено расширение полномочий существующей системы. Нынешним летом пройдут выборы акимов сельских, поселковых и городских округов районного значения, у которых будут самостоятельные бюджеты. Поэтому я советую жителям этого аула принять активное участие в выборах, продумать пути формирования бюджета округа, создать местный общественный совет, и принять активное участие в самоуправлении.

 – Каким будет последствие переселение казахского аула в русское село, расположенное в восьми километрах?

– По Закону никто не может насильно что-то закрыть, и кого-то насильно переселить. Всего лишь создадут определенному округу более благоприятные условия развития. Там создадут хорошие условия для жизни. Я не знаю, сколько человек проживает в Троицке или Архангелке. Нужно изучить, каковы перспективы развития этих населенных пунктов, есть ли там рабочие места. Поэтому, пока не получу ответа от Министра, сказать что-то однозначно трудно.

 

Гульбигаш ОМАР

Астана.

Перевод Кайрата Матрекова