27 августа, 2012 9 комментариев

Зиманов Марлен. Жузы, какими они были! Этнополитический статус Жетыру. — часть четвертая —

В предыдущих статьях я предложил версию появления казахского Жетыру.

Почему именно Жетыру? Потому что этногенез данного объединения наиболее очевиден и в связи с этим не подвержен спекулятивным домыслам. Создание этого союза известно как исторический факт:

1) союз создан во время Джунгарской войны;

2) традиционная версия – союз образован Тауке-ханом, то есть до Актабан-Шубырынды;

авторская версия – союз создан в эпоху Актабан-Шубырынды ханом Абулхаиром;

3) союз создан из племен различного происхождения, что подтверждено историческими документами.

По мнению М. Тынышпаева союз Жетыру создан «из родов Средней орды», включенных в Младшую орду.

Авторская версия предполагает, что в состав Жетыру, помимо казахских родов, вошли субэтнические подразделения башкирского и, возможно, тюрко-сибирского происхождения (последние также вошли и в Среднюю орду);

4) В связи с «разнородностью» федератов к Жетыру более применим термин «союзничество», нежели термин кровнородственный «союз». А поскольку политические права обоих типов объединений были одинаковыми, то Жетыру вошел в состав казахов (как и все другие казахские подразделения) на правах федеративного субъекта. Он имел право избирать хана (которым был избран Абулхаир);

5) В соответствии с общетуранской «идеологией родства» Жетыру были включены в единую генеалогию казахских шежире.

Жузовские особенности казахской этнокультуры

Казахская этнокультура (как и вообще вся тюрко-туранская геокультура) основана на «поисках родства». Эта геокультурная особенность изначально присуща тюркскому миру. Но особенно – классическому кочевничеству, создавшему множество тюрко-туранских союзов и государств. «Идеология родства» воспроизводилась и в казахской этнокультуре. «Поиск родства» обуславливал ассимилятивную силу казахского этнополитики. Ярким проявлением этой культурной силы является создание объединения Жетыру.

Тем не менее, происхождение Жетыру не достаточно исследовано в казахской истории. Возможно, это связано с тем, что оно противоречит теории жузов. И ведь, действительно, согласно общепринятой теории жузов получается так, что несколько родов Среднего жуза идет на сознательное «понижение» своего статуса и переходит в Младший. Более того, перейдя туда, новый и достаточно сильный союз оказывается там отнюдь не на первостепенном положении. Это необъяснимо с точки зрения жузологии, если не принять во внимание то, что на самом деле роды перешли не из жуза в жуз, а из одной орды в другую.

Никаких потерь в этнополитических правах они не понесли, поскольку в составе любой орды основным статусом был федеративность любого союза. Кстати, этим же объясняются переходы других племен из одной орды в другую (таких примеров около десятка)… Таким образом, и в данном конкретном случае легенды об образовании казахских жузов не соответствуют реальным обстоятельствам образования казахского и вообще тюркского родоплеменного союза.

Возможно, поэтому пример Жетыру не особенно популярен в курсе казахской истории…

И, скорее всего, это связано с тем, что казахские жузы с их некоей иерархией и старшинством родов не соответствуют общим правилам кочевничества. Ведь тюрко-кыпчакская суперэтническая геокультура основана на культуре всеобщего равенства. Кыпчакская модель государственности основана на федеративности союзов, основанных на равенстве субъектов федерации (родов). Оно шло от равноправия рядовых членов свободного казахского сообщества к равенству родов.

Общие правила создания кочевнических объединений

Итак, жузовская идеология противоречит историческому процессу этнополитического развития Кочевнического общества. Это значит, что она противоречит общим правилам туранской этнополитики. В связи с этим необходимо рассмотреть общие правила и закономерности создания туранских союзов.

Образование союза Жетыру, как и самого казахского народа, соответствует определенным закономерностям. А ведь все этнополитические сообщества кочевников возникли по одним лекалам. Назовем их общими правилами образования кочевнических союзов.

1. Для добровольного объединения кочевников требовалась культурно-цивилизационная идентичность компонентов новой этносистемы. Она достигалась тем, что все объединяемые роды имели этнокультурную общность, цивилизационную идентичность (кочевники), родственность и желательно генеалогическое родство.

Сразу отметим, что в случае с Жетыру новое объединение обладало этнолингвистической (тюрки-кыпчаки), этнокультурной (родоплеменные сообщества) и культурно-цивилизационной (кочевники) общностью. Всё это предполагает если не прямое кровное родство, то несомненную генеалогическую близость. В некоторых случаях она заменялась этнополитической необходимостью, как в случае с Жетыру.

2. Важность генеалогического признака определяла путь консолидации: либо генеалогическое объединение близкородственных родов, либо политическое союзничество «дальнеродственных» родов. То есть: либо генеалогический союз, либо этнополитическое союзничество.

В этом отношении Жетыру является политическим союзничеством, созданным разрозненными племенами для консолидации своих силовых ресурсов. Это подтверждают и другие примеры. Так, например, когда некоторые роды «кочевых узбеков» возвращались из Средней Азии, то они включались в состав казахов на правах отдельных федератов, входящих в ту или иную орду.

3. Для союзничества желательна совместная политическая предыстория, которая является фундаментом этнополитической солидарности сообщества. Такая основа у Жетыру имелась. Ею была золотоордынская память единого имперского государства.

Итак, Жетыру соответствует всем общим правилам кочевнического объединения. Союз состоит из родственных тюркских кочевников. Все они входили в состав Золотой орды, память которой объединяла их историю и происхождение.

Однако империя распалась, а ее составляющие родовые части были разнесены в различные государства: Казахское и Сибирское ханство, Ногайскую орду и Башкирскую конфедерацию (а также другие улусы и города-государства, Крым, Казань, Астрахань). Эти государства разделили этнополитическое наследство Золотой орды, а также ее народ.

В результате ранее единый массив золотоордынских племен распался. Его разделили вышеуказанные государства, которые фрагментарно включили в себя ордынские подразделения. Поэтому они различались между собой только правящими династиями, а также тем, что в разных «пропорциях» включали в себя те или иные золотоордынские роды. Всё это облегчало переход и адаптацию родов к «новому» сюзерену…

Помимо общих правил, у образования кочевнического этнополитического союзничества были и другие «геополитические» аксиомы:

4. У нового союза была своя территория, свой земельный «домен» (наследованный или завоеванный).

5. У каждого союза имелся свой Отец-основатель, имя которого зачастую включено в шежире. Если роды были близкородственными, то союз освящался именем общего прародителя. В случае же, если союз создавался политическим путем под властью хана-чингизида, то легитимность земельной собственности подтверждалась ханским титулом сюзерена-основателя.

В нашем случае у союза Жетыру имеется и свой земельный домен и свой легендарный Отец-основатель.

Во главе любого субэтнического подразделения казахов стоял чингизид. Это было обусловлено тем, что казахи (в отличие, например, от ногайцев, управлявшихся мурзами – едигеидами) вошли в государственный проект «Урусханова царева юрта». Через чингизидский титул осуществлялась сакрализация нового родового имени и его родового владения.

Таким чингизидом для Жетыру был Абулхаир, который непосредственно возглавил родоплеменной союз и являлся его этнополитическим основателем. В качестве варианта, возможно, в своё время и хан Тауке, находившийся в Туркестане, благословил Абулхаира на удельное правление степным улусом… А, возможно, великий воин и сам, после смерти Тауке, взял инициативу на себя и создал себе новый улус. В любом случае Абулхаир отвоевал у калмыков коренные земли племен Жетыру, а своим ханским титулом легитимизировал политический статус нового союза.

(9) Комментарии

  1. автор says:

    http://www.turkestan.kz
    БІР АДЫМ ІЛГЕРІ, ЕКІ АДЫМ КЕЙІН
    Халы?аралы? форум де?гейінде «Жа?а д?ниедегі Евразия м?дениетін» тал?ылады?. Со?ан ?ара?анда ?лтты? ?лы арманы – тілімізді ?алай тал?ылайы? десек те м?мкіндік мол. Ж?ртымыз жа?а ?о?амны? ??рамынан ?р жерде шашырап ж?рген М?хтар Шаханов, Герольд Бельгер, Амангелді Айталы, Дос К?шім, М?рат ?уезов, Асылы Османова, Айдос Сарым, ?мірза? А?жігіт, Марлен Зиманов, Марат ?абдырахманов сия?ты ?лтты? шынайы жанашырларын к?рсе.
    Идош АС?АР,журналист — А?т?бе ?аласы

  2. автор says:

    Идош АС?АР! Ракмет сизге! Актобелик жетырулар меним макалар туралы не дейди?

  3. Сакен says:

    А Золотая Орда в Волгоградской области? Есть версия что Великий монгол передравшись в своей (Монголии)степи пошел к кипчакам просить помощи, те добрые души дали поддержку и в результате свои были побиты и русичи получили Чингизхана и его Иго на 300 лет. А как известно младшенький (Кенже) это самый любимый, поэтому одного ребенка отправили с байбише на юга так как Улы жас болды, туда его где спокойно с мамкой чтоб внуков воспитывать, Средний был и так и сяк поэтому в его оставили меж мамкой и папкой, с той стороны Алтай и Сыбыр, сам не пойдет. Ну а Младшенький был с папенькой военное искусство перенимал и рабами править учился…. Проще все было, только те то потом переобулись в ходе истории и стали на себя одеяло то тянуть — мы мол УЛЫ ЖУз (сами догадаетесь почему или подсказать), ну а следом и другой «отдуплился», а младшенький только драться мол любил вот и остался там с краю истории…. Теперь подумайте кому достается всегда лучшее в любой семье? правильно младшенькому, вот и осталось все…. Историю пишет тот кому это выгодно (это не намёк автору) так что про ЖетiРу долго еще разбираться придется

  4. автор says:

    Сакен: 06.09.12
    А Золотая Орда в Волгоградской области?
    =
    И не только там. Золотая орда — это Евразия тюрков.

  5. автор says:

    Есть версия что Великий монгол передравшись в своей (Монголии)степи пошел к кипчакам просить помощи, те добрые души дали поддержку и в результате свои были побиты и русичи получили Чингизхана и его Иго на 300 лет. =
    Было наоборот. Поищите и почитайте «Песню о несчастном Мангуше». Была междоусобица кыпчакских ханов

  6. автор says:

    А как известно младшенький (Кенже) это самый любимый, поэтому одного ребенка отправили с байбише на юга так как Улы жас болды, туда его где спокойно с мамкой чтоб внуков воспитывать, Средний был и так и сяк поэтому в его оставили меж мамкой и папкой, с той стороны Алтай и Сыбыр, сам не пойдет. Ну а Младшенький был с папенькой военное искусство перенимал и рабами править учился…. Проще все было, только те то потом переобулись в ходе истории и стали на себя одеяло то тянуть – мы мол УЛЫ ЖУз (сами догадаетесь почему или подсказать), ну а следом и другой «отдуплился», а младшенький только драться мол любил вот и остался там с краю истории…. Теперь подумайте кому достается всегда лучшее в любой семье? правильно младшенькому, вот и осталось все….
    =
    Вот это и есть продолжение сказки про жузы? Жузы в головах, сопротивление жузам — в сознании. А вы спрашиваете, откуда начинается сепаратизм?
    Из этих сказок и анти-сказок…

    — Историю пишет тот кому это выгодно (это не намёк автору)
    =
    Кому-то выгодна сказка о жузах. А кому это не выгодно, пишет свою антиисторию на примерах жузов, что жузы были не такими.
    Поэтому правильнее будет относиться к жузам как к сказкам, а не «лепить» из нее казахскую историю

  7. автор says:

    так что про ЖетiРу долго еще разбираться придется
    =
    Был бы благодарен, если бы дали бы какой-нибудь источник!
    Например, мне нужен письменный источник о том, как часть рода Жагалбайлы утратила связь с Жетыру и оказалась в составе Жалаиров?

  8. автор says:

    Появились некие данные о том, что род Тобыкты прямо родственен роду Тама (не только по тамге, но и по истории 1700-х годов).
    Кто может помочь, уточнить?

  9. Кара says:

    Название племен жеты ру сохранилось в арабо-персидских источниках в родо-племенной структуре кыпчаков именуются в исторических источниках етебичи — йета — жети оба — жети ру — семиродцы — однородцы(Тама, Табын, Кердеры, Кереит, Телеу, Рамадан и Жагалбайлы).Это соединения, объединения древних кыпчакских родов.Их называют «тоқсан екi баулы қыпшақ » ( 92 ветви кыпчаков).Наша, тамга называется » қос-алып » с тюркского переводится соединяй великих могучих, больших кыпчаков из рода алып.Наша, тамга I I одна I и две I I чёрные черты соединенных «қос-оқ» (пара стрел).Термин » қос-оқ » в тюркском языке соединяет стрелы, объединяет рода, дома, оба, семьи, буквально соединённые, объединенные древние кыпчакские племена .Смысл слово «алып» почетный древний тюркский кыпчакский титул как «черный исполин» (кара, великан, великий, могучий, герой, батыр, вождь, хан) со времен саков и гуннов присоединяемое собственным кыпчакским батырам и ханам воинам из Великой степи назывались: Сак алып (великий сак), Кара сак( великий,могучий сак), Кара гун (великий, могучий гун),Кара батыр ( великий, могучий батыр),Кара хан (великий, могучий хан) и обозначает родо-племенной принадлежности потомки великих, могучих кара-кыпчаков (ұлы қыпшақ).Следовательно, кара-кыпчак (карый-кыпcак) мог быть этнонимом «могучих» «многочисленных», или «больших кыпчаков». Карый-кыпсак мог означать, таким образом, «большой род кыпчаков», «страну кыпчаков» — термин, который персидские писатели передали как Дешт-и-Кыпчак.

Добавить комментарий