31 августа, 2012 29 комментариев

Зиманов Марлен. Жузы, какими они были! — часть пятая — Родосоставный пантюркизм Жетыру

Союз (союзничество) Жетыру

Предусловием для образования Жетыру (как и для всех других тюрко-туранских союзов) является соответствие туранскому традиционализму. Все туранские федерации основаны на двух этнополитических (то есть государственнических) моделях: генеалогический союз и (или) кочевническое союзничество. Обе модели относятся к одному типу государственности – кочевническому объединению.

Принципы кочевнического объединения (тезисно):

1. Культурно-цивилизационная идентичность:

цивилизационная принадлежность – кочевнический уклад;

этнолингвистическая принадлежность: тюрки с единым кыпчакским языком;

этнокультурная традиция – консолидация в родоплеменные сообщества;

Тем самым, Жетыру создан родовыми общинами кыпчакских кочевников, придерживающихся генеалогической традиции.

2. Совместность исторической предыстории:

— все роды Жетыру – выходцы из тюрко-монгольских улусов (в первую очередь из Золотой Орды;

— признание власти казахских ханов и вхождение в казахское политическое сообщество.

— совместный исторический опыт – союз в борьбе с калмыками и джунгарами;

— традиция межродового сотрудничества;

Благодаря этим предпосылкам Жетыру было создано как федеративное объединение кыпчакских родов, добровольно вошедших в состав казахов.

Конечно, это союзничество родов отчасти было ситуационным. Непосредственная солидаризация была вызвана вторжением ойратов. Перед кыпчакскими родами встала необходимость обороны своих исконных земель. Несомненно, что такая общая угроза сплотила кочевые роды. Осознание опасности развилось в идеологию объединения и совместной самозащиты.

Однако ситуативное союзничество могло и не развиться в устойчивое родовое объединение, если бы не были выполнены два «дополнительных» политических условия.

3. «Геополитическое» условие — наличие земельной собственности, причем рассматриваемой как свой сакральный родовой домен от предков.

4. Этнополитическое условие – легитимация союза под сакральной властью династии (чингизида).

Оба этих условия были выполнены благодаря хану Абулхаиру. Во-первых, он отвоевал земли Жетыру у калмыков. А во-вторых, своим ханским титулом он легитимировал особый федеративный статус нового союза, то есть обособил Жетыру как свой улус.

Таким образом, создание Жетыру соответствовало культурно-цивилизационным, этнокультурным, «гео-» и этнополитическим принципам кочевнического объединения.

Единственного чего не было у Жетыру, так это не было полного соответствия этнокультурному патриархализму. Не было генеалогического первоначала союза – единого предка. Впрочем, единый предок у «семиродцев» (как и у казахов и у всех других тюрков) наличествовал. Он был дальним предком, но родственность всех тюрков создавалась еще со времен кагана Модэ (Маодуня, Мади Великого) и первых гуннских союзов Евразии.

Это древнейшее первоначало свидетельствует об особом роде пантюркизма. Оно заложило родство тюрков через роды и племена, в полной мере представленное у казахов через институты брака и свойства.

И все же, прямого родства у Жетыру не усматривалось, ввиду чего М. Тынышпаев и оспаривал казахские предания. Но они были созданы, шежире для Жетыру было освящено, а сам союз был включен в состав казахов согласно тюрко-туранской этнокультуре. Тем не менее, Жетыру является союзничеством, а не кровнородственным союзом (точно так же, как и большинство имеющихся у тюрков на данное время союзов, на самом деле они являются союзничествами «дальних родственников», а не союзом «одной общины»). В связи с этим Жетыру можно назвать «субэтнической конфедерацией».

Родовое собрание Жетыру

В состав Жетыру вошли семь племен: Тама, Табын, Кердеры, Кереит, Телеу, Рамадан и Жагалбайлы.

Официальная версия образования этого союза гласит, что он был создан из семи разрозненных племен, то есть из родов, имеющих довольно таки различающееся происхождение. Однако ни один монографический источник не раскрывает субэтническое происхождение каждого из указанных родов. К сожалению, ввиду недостаточности времени и мы не будем углубляться в историю каждого рода Жетыру. Отметим только, что все они имеют славную и даже древнюю предысторию. Некоторые из них являются «осколками» былых империй (и конфедераций), развалившихся на части в разных уголках Евразии. Именно поэтому их одноименные родственники имеются среди многих тюркских народов. И в связи с этим все эти племенные тюрки являются родней для всех казахов.

В этом межродовом пантюркизме ничего не изменилось со времени Великой орды. Ведь и тогда один и тот же род мог состоять в подданстве разных и даже противоборствующих ханских династий. Границы для кочевников всегда были прозрачны. И потому средневековая предыстория Жетыру разнесена на территории от Балкан до Алтая, и это – как минимум.

Итак, вкратце о родоплеменных родственниках казахов.

Казахский род Табын является одним из тех родов, с которым Алкей Маргулан связывает «провозглашение» … «особого народа под древним именем казак», и которому Тамгалы-Тас посвящает своё бата: «Кипчаки, найманы, алчины, аргыны (каракесек), уйсыны и табыны! О дай благоденствия этим шестерым!» Все-таки не случайно то, что тамги табынов схожи с тамгами дулатов, канлы и жалаиров.

Табыны являются прямым подтверждением межнационального родства всех тюрков-кыпчаков. Наиболее известным родственником казахским табынам является одноименный башкирский род. Кроме того, свои табыны есть и у узбеков, а у каракалпаков существует род Кыпчак-Табын. С точки зрения внутриказахского родства обращает на себя внимание то, что в составе табынов имеются свои Таракты, живущие в районах Актобе, Илека и Оренбурга, а также потомки Жаман-Керея.

И особенное внимание на себя обращает то, что согласно Н.И. Гродекову боевым кличем у части табынцев является уран «Алаш». Как мы все знаем Алаш является общеказахским ураном и потому казахи не позволили пользоваться им абы как. И вот тут возвратимся к надписи Тамгалы-Тас, согласно которой табыны являются «первыми казахами». Это благословление легитимирует уран Алаш у табынов, а вместе с тем разрушает жузовскую иерархию, ведь не могут «первые казахи» вдруг оказаться едва ли не самыми младшими родственниками в своём ханстве?!

Казахский род Жагалбайлы имеет прямых родственников среди башкир, ногайцев, каракалпаков и кыргызов (ягалбайлы, жагалбай, жагалмай). С древности они были связаны с Приазовьем и Приаральем, то есть с булгарами и печенегами.

Род Кердери очевидно тоже был связан с Приаральем, недаром все-таки Аральское море когда-то называлось Кердерийским, как и часть Хорезма с двумя городами на берегах Амударьи.

У казахов Телеу есть родственники в составе башкирских табынов и у узбеков-курама – одноименный род Телеу, Теле – у ногайцев, Тели и Тилеукусши – среди каракалпаков, Телев – у кыргызов.

Родственны казахам Тамакаракалпаки и узбеки-кураминцы – Тама, узбеки-локайцы – Кара-тума, киргизов – Кара-тума и Ак-тума, алтайцев – Каратуума. Некоторые тамги Тама идентичны кыпчакам.

Имеются свои сородичи и у кереитов и рамаданов Жетыру, причем как среди казахов, так и у других тюрков. Таким образом, наши народы связаны прямой родственной связью именно через роды.

Родоплеменной пантюркизм казахской культуры

Самым дальним кыпчакским сородичем для казахов является народ Кырымлы. У него имеется прямородственная связь с казахами. Одним из четырех основных родов Крыма вместе с ширинами, мансурами, барынами были аргыны. К сожалению, монографическое исследование по другим родам Крыма мне неизвестно, но изучение топонимики полуострова обнаруживает казахских родственников, в том числе, из Жетыру. Так, например, в Крыму имелось два села Тама (одно в Белогорском, другое – в Кировском районе). Причем, одно село известно с 1784 года, а с 1802 года оно входило в Аргинскую волость Симферопольского уезда. Известно было в Крыму и село Керейт, входившее в состав Джелаирской волости Евпаторийского уезда. Такая топонимика – это «объективка». Она, как и родовые ураны, не возникает без предыстории и без «права на имя». Таким образом, в Крыму фиксируются казахские сородичи: Тама, Керейт, Аргын и Жалаир.

Более того, в Крыму фиксируются и сами «казахи»?! Некогда в крымском Раздольненском районе существовало село «Киргиз-Казак», ныне – Казачье. Источника о том, когда и кем оно было основано, не имеется. Возможно – беженцами от голодомора, но вряд ли большевистские власти позволили бы поставить на карту такую «печать» великого Исхода. И потому позволим себе одну версию.

Некогда в составе казахов имелся род «Ески-Киргиз». Потом он как-то «исчез», но следы его не обнаруживаются в казахских шежире, хотя он должен был войти в какой-нибудь более крупный род. Итак, род «исчез», а в Крыму обнаруживается этноним, связывающий село с «киргис-кайсацким» народом. И тогда возможно, что этот род одним из первых столкнулся с русскими солдатами и принужден был уйти за Волгу, но его имя осталось в русских летописях как имя всего народа восточного Дешт-и-Кыпчака?! А ведь какие-то казахские роды могли уйти туда. Заволжье не было неизвестной землей для казахов, недаром Абулхаир то ходил через Едиль в набеги, то подумывал уйти на Кубань? А возможно, этот казахский род «Киргиз» ушел туда во время Калмыцкого вторжения, когда разделились казахи и ногайцы?! …

И в порядке дискуссии затронем еще один вопрос. Недавно вполне европейская страна Венгрия официально объявила о тюрко-кыпчакском происхождении своего народа. Конечно, для этого есть свои исторические обоснования со времен гуннов Аттилы, печенегов Трансильвании, кыпчаков Котан-хана, улуса Ногая. Но, помимо этого, нельзя забывать и о том, что венгерские кыпчаки (согласно Иштвану Коныру) включают в себя жалаиров, конуров (коныратов), кереев, хотя о жузах там и речи нет.

Историческая идеология родовых имен

В родоплеменной истории тюркской Евразии обнаруживаются узы наднациональной солидарности, связывающие одноименных сородичей.

А история есть особая идеология, которая, как и этнокультура, в обязательном порядке отражается и выражается в Национальной идее.

Нашей исторической памятью является родство наших предков. А одной из граней казахской этнокультуры является «поиск родства». В казахском сознании этот императив действенен до сих пор, а «обязательства родства обязательны» и даже благотворны, поскольку никто никогда не останется один. У этой солидарности есть и обратная сторона родоплеменной культуры – трайбализм и непотизм, но ее мы пока рассматривать не будем…

Обратим внимание на то, как эти связи действовали сквозь границы современных кыпчакских народов.

Близкородственным племенам была свойственна взаимопомощь, невзирая на межгосударственные границы и вопреки воле царей и ханов. Такие случаи известны. Так, например, в 1755 году во время Башкирского восстания беженцы уходили в Казахскую степь. Конечно, согласно законам Великого Турана всякий кочевник был обязан оказать им гостеприимство. Но они шли к сородичам. «… Казахские кыпшаки приютили башкирских кыпсаков, тама, тума и тана – тамьянцев, табынцы — башкир того же рода. Зачинщиков бунта бурзянцев укрыли их родственники из жагалбайлы. Старейшины указанных племен поклялись на Коране и в один голос заявили о своем намерении «до смерти их не выдавать».

В этом проявилась сила тюрко-туранского Адата. Наиболее явственна она в этой клятве до отчаяния – не выдавать сородичей. Эту клятву можно называть девизом особого родоплеменного пантюркизма. Он и составляет классическую тюркскую этнокультуру, которая проявляла себя в истории с разных сторон.

И хотя до пантюркизма нам еще далеко, тем более что народы разделились уже давно, но эта исконная казахская клятва может стать основой национальной идеи: Не предавать. Не позорить имя семьи и рода предательством, обманом, воровством…

Всё будет записано на Ваших именах в истории… И какими будут краски, зависит от Вас…

(29) Комментарии

  1. себе на память:

    Ли: 29.08.11
    Невежество автора.Трехжузие было образовано для правления сыновей ччингизидов.Просто рубанули страну на три части.Каждому сыну по куску.Чтоб владел и ни в чём себе не отказывал. Но традиции сохранились до сего дня. Это,конечно,рудимент первобытно-общинного строя. А если напрямоту,то приходится ставить «племянника» из многочисленного рода,которого ты и в глаза не видел,вместо делового компетентного перца,причём любой национальности.Главное,чтобы дело знал и делать его умел блестяще. А родовые отношения ещё давным-давно признаны тормозящими в определённый момент экономическое развитие.Архаичные племенные отношения тянут в прошлое доисторическое,что и говорить-то.

  2. себе на память:

    ?аза?
    : 02.09.11По большому деления на рода преследовала несколько целеи во времена наших предков ,первое это чтобы не было кровосмешение» жеті ата » для чистоты наций, второе было много военных стычек и войн когда были набеги неприятеля
    дети ,престарелые оставались без крова то род из каторого они вышли брали их на полный пансион и в те времена не было детских домов и домов престарелых поэтому от мала до велика знали свои род до седьмого калена ,и как говорили наши предки баріміз бір каза?пыз… оз руы?мен ма?танба озінін енбегімен руы?і? ата?ын шы?ар
    сеичас
    мы должны знать свои род до седьмого калена чтобы не было
    кровосмешательства знать своих великих предков какая кровь течет в наших жилах и ВСЕ дальше этого мы не должны поднимать эту тему на уровне политики на уровне государства должны пресекать такие телодвижения потомучто
    у всех КАЗАХОВ чистые и здоровые гены и поэтому у нас много было ,есть и будет талантливых людеи.

  3. себе на память:

    казеке: 28.08.12
    Как то М.Задорнов сказал:»нету деления на национальности, а есть деление на чиновников и остальных граждан,народ живет своей жизнью,а чиновники на своей планете» Добавить тут нечего.Какие-то ублюдки-чиновники натворили бед в Жанаозени, затем такие же башибузуки испортили праздник,после всего довершили дело безалаберные менты-сволочи,расстреляв свой народ,тут были все роды и племена, идиоты не делятся на масти…

    Доктор Борменталь: 28.08.12
    Киргизы, узбеки, таджики, туркмены были единой нацией. А вот казахи никак не могли объединиться. И тому виной жузовое деление.
    ничего и не изменилось?!
    =
    жузовое деление помогло нам сохранить границы нашего государства, грамотно распределившись на границах запада, севера, востока и юга. 500 лет нас хотели завоевать и ни у кого ничего не вышло. На Западе Младший жуз гасил Расию, на Востоке Средний Жуз гасил Джунгарию, на Юге Старший Жуз гасил Китай. А теперь посмотри на Киргизию, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Они все вместе взятые не имеют такой территории. Казахстан сейчас это 9-место в мире по территории, в которую вместилось бы 5 франций или вся Европа с 500-миллионным населением. Поэтому жузы это очень хорошо.

  4. себе на память:

    Жалпа?тіл
    : 28.08.12Сабит Шилдебай:-»Киргизы, узбеки, таджики, туркмены были единой нацией. А вот казахи никак не могли объединиться. И тому виной жузовое деление»
    =====================================
    К Вашему сведению туркмены никогда не забывали свои роды, и сейчас это так. С обретением независимости часть узбеков, в частности потомки племён кочевых узбеков уже стали говорить о своих родах и племенах, таких как кунград, мангит и т.д. До этого упоминание родов было запрещено. Этноним узбек появился в 1924 году, до этого были тюрки, сарты и таджики.После Октябрьской революции 1917 года в Средней Азии как и во всей бывшей Российской империей начался процесс национального размежевания. Еще до окончательного национально-территориального раздела возник ряд трудностей с названием будущих национальных образований. Лишь наименования окраинных республик ? Киргизская (позже Казахская ССР), Кара-Кыргызская (позже Киргизия), Туркменская, Таджикская и ряда автономных национальных областей не вызывали возражений этнического характера. Наименование центра региона междуречья Амударьи и Сырдарьи вызывало много споров ввиду неоднородного происхождения и однозначно не относящегося ни к одному из национальных образований имевшихся на тот момент. Одним из вариантов общего названия нового союза мелких племен и народностей являлся туркестанцы, чагатайцы и даже просто тюрки. Между тем, сарты, как уже было отмечено выше, в большинстве своем являлись тюркизированными персами.
    Однако подобные этнические термины для названия нового государственного образования по разным причинам не получили одобрения. Решено было согласиться с предложением общим для всего населения республики наименованием ? «узбеки», а ее назвать Узбекской ССР. Но против этого были многие местные партийные и советские работники, выдвигавшие радикальные проекты размежевания Туркестанской АССР. Так, например, «группа делегатов XXII съезда Советов Туркестанской Республики от Ферганской области в письме на имя ЦК РКП(б), СредАзбюро и ЦК Компартии Туркестана предлагала выделить особую автономную область Ферганы с непосредственным подчинением РСФСР». Как видно из анализа материалов объединенного заседания Средазбюро ЦК РКП (б) от 29 апреля 1924 г. еще на первом этапе подготовки национально-территориального размежевания поднимался вопрос о целесообразности образования не только Таджикской автономии, но и союзной (независимой) республики.
    Против несоответствующего реалиям объединения выступили многие политические лидеры и племенные вожди Хорезмской Народной Советской Республики, Ферганской долины и других гомогенных территорий, которые не хотели принимать новый этноним, исторически и этнически лишающий их сложившихся веками племенных и родовых названий. В этой связи центральными и местными советскими и партийными органами были введены принудительные меры, чтобы все многочисленные тюркоязычные племена, роды, а также таджики и сарты, которые по своей численности составляли абсолютное большинство жителей Средней Азии, приняли узаконенный СредАзбюро ЦК РКП(б) для населения образованной республики новый этноним ? «узбек». Было дано указание при проведении переписи населения и в статистических материалах название «сарт» заменять на термин «узбек». Статистическим работникам, а при переписи ? счетчикам строго вменялось исключать слово «сарт» и другие племенные и родовые названия и заменять их на единое для всех обозначение ? «узбек». Поскольку на ассимиляцию представителей исконных народов, включенных в состав Узбекской ССР, ? тюркоязычных племен и родов, а особенно таджиков и сартов, требовалось длительное время, то в оборот были введены понятия: «кочевой узбек» ? для первых и «оседлый узбек» ? для вторых, то есть для коренных таджиков и сартов.
    Вместе с тем, компетентным органам советской власти в период проведения национально-территориального размежевания уже были известны исследования дореволюционных русских, российских и местных этнографов в определении родоплеменной квалификации и категоризации тюрков, представителей тюрко-монгольского родоплеменного населения Средней Азии. По этнической характеристике среди большого числа изученных племен, родов не было так называемых «чистых узбеков», проживающих компактно, на определенной территории, как например таджики, казахи, киргизы и др.

  5. себе на память:

    Психотерапевт
    : 27.08.12Опять всё свели к сваре «казахи-неказахи»(
    К нацпатам (казахам) – В нашей стране нет проблем с фашизмом, соответственно, этот комитет загнётся в ближайший год-два.Поэтому не надо кипятиться.
    Плохо как они себя подали – «отпор казахским нацистам» ???
    Хорошие дела не начинают с провокаций.
    А по поводу языка – давайте помнить и чтить Конституцию РК.Там все статусы языков прописаны.
    К неказахам – Вы всё-таки не путайте нацпатов(националистов) с фашистами(нацистами).
    Если националисты ратуют за возвышение своей нации, не отрицая равенства и достижений других наций, то нацисты ратуют за «поднятие» своей нации за счёт принижения других национальностей. У нас сейчас национальное движение казахов в «мейнстриме» – это хорошо. Плохо, что (согласен со Скифом) к этому движению примазываются провокаторы, которые подкидывают шовинистические идейки и тем самым дискредитируют общую положительную направленность темы казахского национального возрождения.
    И вот с такими провокаторами надо бороться самим нацпатам внутри движения – чтоб не было повода для возникновения всякого рода комитетов.
    Ну а если Вы, господа неказахи, просто в принципе против всего казахского – может Вы всё-таки ошиблись с местом проживания?

  6. автор:

    Talgat: 31.08.12
    Шынында, Мустафаевті? ма?аласынсыз-а?, тарихта?ы осы жа?дай, ?аза?тарды? жо??арлардан же?іліп ?алуы намысымды келтіретін. Ал негізгі себеп, ?рине ол ?аза? руларыны? басы ?осылмауында. Сол рушылды? ?ліде бар. Тілімізді де осы уа?ыт?а дейін мемлекет тілі жасай алмай жатырмыз. О?ан да ?зіміз кін?ліміз, б??ан да сол себеп, ?аза?ты? на?ыз ?лт болып ?алыптаспа?анынан деп т?сінемін.
    Скиф д?рыс айтады:
    – орынсыз ма?тану, то?мейілсіну, немістер, болмаса жапондар ма?танса болады, себебі жо?ары технологияны менгерген халы?. На?ыз ?лт ретінде кез келген агрессор?а жауап бере алады.
    Ал бізді? айтып ж?рген батырлы?ымыз, мынаны? ж?нінде баланы? ойыншы?ы т?різді. Ойрат жазушысы Басан Захаровты? «Путь Неба или сокровенное знание ойратов» кіт?бінен ?зінді:

    «Ойратское воспитание основывалось на гармонии духа, тела и ума. Поэтому ойратское воинское искусство считалось совершенным и до сих пор изучается в военных академиях разных стран. Чего стоит только один факт: наш народ ни разу за всю историю не был покорен. Притом, что мы вели войны практически постоянно и почти всегда в подавляющем меньшинстве. Приведу исторические примеры. В XIV веке Эсен-хан с двадцатью пятью тысячами воинов наголову разбил полумиллионную китайскую армию и захватил в плен императора (соотношение сил 1:20). Три века спустя Галдма с тремя тысячами воинов уничтожил отряд бухарцев из тридцати восьми тысяч воинов, вторгшийся в пределы Джунгарии (соотношение сил 1:13). В 1727 тридцатитысячное казахское войско также попыталось вторгнуться в ойратские кочевья, их встретил тысячный отряд и принял бой (соотношение 1:30). Только на третьи сутки к ойратам прибыло подкрепление в полторы тысячи воинов (соотношение сил уже 1:12), и они наголову разбили агрессоров. Таких примеров не счесть. Я их привел с одной целью – показать, что чудо происходит, когда человек и его Дух сливаются в одно целое, победить или уничтожить их в такой момент невозможно. А если индивидуальный Дух сливается с коллективным, то это общее намерение становится монолитом крепче гранита и тверже стали»
    =
    Джунгары были великим воинами.
    Единственное, с чем не соглашусь, так это с тем, что не только у джунгар, но и у казахов духа и батыров хватало.
    Проигрывали потому, что пока один хан воевал с джунгарами, остальные ханы наблюдали. Как найду точную цитату, так выложу.
    Кроме того, у джунгар было превосходство в огнестрельном вооружении, поставляемом из Сибири и из Бухары.
    Но народ надорвался, воюя на четыре фронта, и … «расхотел» защищать своих хунтайджи из-за их начавшихся междоусобиц…

    + Три века спустя Галдма с тремя тысячами воинов уничтожил отряд бухарцев из тридцати восьми тысяч воинов, вторгшийся в пределы Джунгарии (соотношение сил 1:13).
    =
    Источник есть. Или только легенда о принце Галдаме?!

    + В 1727 тридцатитысячное казахское войско также попыталось вторгнуться в ойратские кочевья, их встретил тысячный отряд и принял бой (соотношение 1:30). Только на третьи сутки к ойратам прибыло подкрепление в полторы тысячи воинов (соотношение сил уже 1:12), и они наголову разбили агрессоров.
    =
    Это было в 1717 году на Аягузе, тогда казахское войско проиграло по вине и беспечности командиров?!
    Во-вторых, казахи воевали за свою землю, которая была отдана в улус чингизидам, а не ойратам.

  7. АНАЛбеков Борат Сагдиевич с Казахстана:

    Опять казахские сказки пошли.Я вам еще раз говорю,жузов не было не когда!Было одно большое,просто даже огромное стадо диких мамбетов.Мамбеты работать не хотели,или даже не любили.Поэтому их любимым занятием было террорезировать и опплевывать харчками с насваем, мирные оседлые земледельческие народы.Но потом оседлые земледельцы изобрели стрелковое оружие и начали вести отстрел диких мамбетов.Кого не успели отстрелять,теперь завутся казахами!Уважаемый автор,не нужно здесь на ходу соченять историю.Нормальные образованные люди знают правду, а не ваши выдумки.

  8. автор:

    Ли: 29.08.11
    Невежество автора.Трехжузие было образовано для правления сыновей ччингизидов.Просто рубанули страну на три части.Каждому сыну по куску. Чтоб владел и ни в чём себе не отказывал. Но традиции сохранились до сего дня.
    =
    Отчасти Вы правы. Страну и казахский народ разделили султанские династии, идущие от разных предыдущих ханов. Можно посмотреть у Р. Темиргалиева: кланы ханов-султанов…
    Но жузы — это нечто другое… Сейчас готовлю статью об этом

  9. автор:

    Это,конечно,рудимент первобытно-общинного строя. А если напрямоту,то приходится ставить «племянника» из многочисленного рода,которого ты и в глаза не видел,вместо делового компетентного перца,причём любой национальности.Главное,чтобы дело знал и делать его умел блестяще.
    =
    Видел и обратное, когда родственника не взяли на работу из-за отсутствия образования и опыта по специальности.
    Родственник конечно обиделся. «Патрон» объяснился, что тот завалится сам и его завалит.

    А родовые отношения ещё давным-давно признаны тормозящими в определённый момент экономическое развитие.Архаичные племенные отношения тянут в прошлое доисторическое,что и говорить-то.
    =
    Не говорите так однозначно. Если родовые связи остаются, значит, в них остается позитив. Негатив не может жить сам собой.

  10. автор:

    ?аза?: 02.09.11
    По большому деления на рода преследовала несколько целеи во времена наших предков ,первое это чтобы не было кровосмешение» жеті ата » для чистоты наций, второе было много военных стычек и войн когда были набеги неприятеля
    дети ,престарелые оставались без крова то род из каторого они вышли брали их на полный пансион и в те времена не было детских домов и домов престарелых поэтому от мала до велика знали свои род до седьмого калена ,и как говорили наши предки баріміз бір каза?пыз… оз руы?мен ма?танба озінін енбегімен руы?і? ата?ын шы?ар
    сеичас мы должны знать свои род до седьмого калена чтобы не было кровосмешательства
    =
    Согласен

  11. автор:

    мы должны знать свои род до седьмого калена чтобы не … знать своих великих предков какая кровь течет в наших жилах и ВСЕ дальше этого мы не должны поднимать эту тему на уровне политики на уровне государства должны пресекать такие телодвижения
    =
    согласен

    у всех КАЗАХОВ чистые и здоровые гены и поэтому у нас много было ,есть и будет талантливых людеи.
    =
    Для самореализации талантов необходимы здоровые условия в обществе. Посмотрите, у нас не занимаются казахскими диаспорами, выехавшими после 2000-х. Их даже не знают, а там такое количество талантов. Возвращаются только некоторые?!

  12. Аноним:

    Делегаты Курултая подписали исторический документ, который гласит, что “Казахи, киргизы, узбеки, тюрки, азербайджане, уйгуры, башкиры, якуты, болгары, венгры, мадьяры, татары, туркмены, монголы, чуваши, гагаузы, японцы, гунны с благословения Синего неба – братья! “. Этот документ подписан представителем каждого из вышеперечисленных этносов.
    Предпосылками Большого Курултая тюркских народов послужили научные экспедиции в Казахстан венгерского антрополога, исследователя Антропологического Отделения Венгерского Музея Природы Андраша Биро Жолта. Данные, собранные им во время экспедиции 2006 года и анализ ДНК (хромосомы Y) послужили доказательством того, что между казахским племенем мадьяр и между венграми существует не только схожесть этнонима, но и генезиса. Результаты исследований были опубликованы в одном из самых авторитетнейших научных журналов мира American Journal of Physical Anthropology.

  13. Просто Мария:

    Автору. «Сеичас мы должны знать свои род до седьмого калена чтобы не было кровосмешательства».
    А вот тут я с Вами абсолютно согласна… Особенно когда очень много родилось детей от так называемых токал, и не все из них получили имена своих биологических отцов. Они же когда-то вырастут и женятся или выйдут замуж . Кудай сактасын, если за единокровных родственников?! Вопрос о чистоте нации нужно решать параллельно напрямую с чистотой нравов.
    Можно понять девушек, рожающих для себя в 40 лет. Как же понять девушку в 18, рожающую от инвестора?

  14. автор:

    Просто Мария: 03.09.12
    Автору.
    «Сеичас мы должны знать свои род до седьмого калена чтобы не было кровосмешательства».

    А вот тут я с Вами абсолютно согласна… Особенно когда очень много родилось детей от так называемых токал, и не все из них получили имена своих биологических отцов. Они же когда-то вырастут и женятся или выйдут замуж . Кудай сактасын, если за единокровных родственников?! Вопрос о чистоте нации нужно решать параллельно напрямую с чистотой нравов.
    Можно понять девушек, рожающих для себя в 40 лет. Как же понять девушку в 18, рожающую от инвестора?
    =
    «Высота культуры нации зависит от высоты культуры женщины»
    Ни женщины, ни мужчины не могут быть выше уровня сообщества, которое они сами создают? Парадокс?

  15. автор:

    казеке: 04.09.12
    На счет опоры хана Абулхаира автор не прав. Нигде не читал, что он был ханом алимов либо жетыру. Его гвардию составляли адайцы и тама. Они же первыми из казахов выиграли крупное сражение у джунгар.Почитайте историю. Адайцы жили изолировано,но Бопай ханум, жена Абулхаира из адаевского подрода Табынай(не путать с табын)…
    =
    Интересная версия. Мне интересно, какой источник? Если можете, подскажите, это — статья, историческая песня, предание? Дайте, пожалуйста, ссылку?
    Я исхожу из «Научное знание и мифотворчество в современной историографии Казахстана. Алматы, 2007. 296 с»

    Весной того же 1710 г. на съезде народных представителей Младшего и Среднего жузов в Каракумах влиятельные старшины казахских родов
    шекты, каракесек и прочих подразделений алшынов, многих родов поколений байулы и жетыру Младшего жуза, а также присутствовавшие на этом форуме несколько семей найманов и кипчаков Среднего жуза избрали его своим ханом.

    Опорой власти Абулхаира был род Шекты, один из наиболее влиятельных родов Младшего жуза (Шекты — один из шести родов поколения Алим-улы (рода Алчин). В своем «описании родов» 1747 года Тевкелев указывает, что в шести родах, а именно: Шекты, Каракесек, Шомекей, Торткара, Каракете и Карасакал владельцем был хан Абулха-ир.
    Абулхаир боролся против родовых старейшин, опираясь на молодых и амбициозных батыров (Шакшак Джанибек-тархан, Есет из рода Тама, Кереит Бокенбай). …
    … его основной социальной опорой среди казахов были наиболее многочисленный и влиятельный в Младшем жузе род шекты и большинство других родов поколения алимулы, кочевавших в основном в Северо-Восточном Приаралье.

  16. автор:

    Рад, наконец, услышать ответ от табынца-казаха. Я — табынец-башкир. Моим непосредственным предком является Майкы-бий. Я его потомок в 27 поколении.
    Майкы-бий — это тот человек, который объединил казахские племена (в том числе и часть табынцев) в 3 жуза. У Майкы бия было очень много детей. Я подозреваю, что казахи-табынцы должны быть потомками Майкы бия.
    Очень хотелось бы увидеть казахские шэжэрэ (родословные), восходящие непосредственно к Майкы бию.
    Вообщем если эти шежере будут представлены, то мы — родственники как минимум в 27-ом поколении. 🙂
    И все-таки сколько табынцев среди казахов? Какова Ваша численность? Очень хотелось бы как-нибудь устроить всемирный курултай табынцев

    =

    76 му . Если ты майкы би табинец ,то держите ли вы запрет на внутриродовой брак ?
    Если держите запрет ,то ты табынец , если нет , то ты башкир .
    А табынцы только казахи .

    =

    Атрибуты башкирских Табынцев: птица- Карагуш, дерево- карагас(лиственница), тамга- метелка и ковш, уран (клич)- «Салават».
    У казахских Табынцев какая атрибутика?
    Спасибо заранее.

    =

    ТАБЫН*
    Уран «Тостаган», тамга Тамга племени табын
    Табын – одно из племен казахов Младшего жуза, входящее в поколение Жетыру. Этноним табын восходит по мнению одних исследователей к слову «табыну» — служить, поклонятся, по мнению других к монгольскому «пять» (табун), числительные часто используются в тюрко-монгольской этнонимики. Анализ табынских тамг (у них есть еще внутриродовые тамги Тамга племени табын, Тамга племени табын, Тамга племени табын, Тамга племени табын) показывает их большое сходство с тамгами Старшего жуза, особенно дулатским Тамга племени дулат. Неслучайно, что у родственных казахским табынам табынов башкир одним из “прародителей” считается легендарный Майкы-бий – этноним Старшего жуза, куда входят дулаты. Отсюда ученые считают, что дулаты стали ядром казахских и башкирских табынов. Монгольское завоевание Семиречья (1218 г.) увлекло часть дулатов на запад, где сложился новый союз 5 племён дулу, получивший наименование в монгольском варианте ”табун”. В XVI-XVII в.в. союз разделился на казахских и башкирских табынов, включивших в свой состав разные компоненты, но сохранивших общее начертание тамг и родословную от Майкы-бия.
    Табыны подразделяются на четыре рода: бозым, таракты, бегим и каир-хожа. В XVI в. табыны по преданию вошли в состав Жетыруу. Табыны компактными группами проживали: в Казахстане – от реки Яик до низовьев Сыр-Дарьи, в Узбекистане – в низовьях Аму-Дарьи и близ города Ташкент, в РФ в Оренбургской области близ границ с Казахстаном.

    =

    Род Табын среди Башкирского народа представляет большой и ведущий род. Судя по составу башкирского рода Табын можно предположить что когда то этот род имел свой авторитет, потому что такие подроды Табына как: казах, туркмен, мишар (татары мишары), казан-татар, кахас (оч. похоже на хакас), киргиз, монгол, калмак – на сегодняшний день это отдельный этнос. А такие подроды как: кыпчак, канлы, таз, рамазан, миркит – имеют многие тюркские этносы. Еще такой подрод как кустанай интересен тем что в Казахстане есть такой город Костанай, что их обедняет, пока загадка?
    Табыны в казахском составе не так многочисленны и делятся на три подрода Косеули, Таракты и Шомишти. Общий боевой клич Алаш. В подроды Косеули (Агым) входят Айдар, Таушан, Теке, Кожантай, Карамонке, Данда. В подрод Шомишти (Бозым) были объеденены: Кайыркожа, Асан и Токсиык (Усен). Подрод Таракты (Тогым) берет начало от Жаманкерей баба, Жылкыши, Акдаулет и Амандаулет.
    Башкирские табыны обеднили в себе много мелких племенных групп, это говорит о том что род ведет свое начало еще с древних времен. Что касается казахских табынов, все подроды берут свое начало от имени определенного предка (баба, ата) т.е. от одного конкретного человека. В составе казахских табынов нет других племенных групп, это говорит что казахские табыны или один определенный человек когда отделился от башкирских табынов и продолжил свои род (или свой подроды) составе казахов, или…. что то другое – это загадка истории. Казахские табыны сосредоточены в основном в западном Казахстане точнее в Актюбинской области и на юге в Кызылординской области, исторические места кочевки предков. Так же некоторое количество табынов проживают в Каракалпакии, который в составе Узбекистана, но они казахские табыны когда то перекочевавшие туда. Род табын имеется только у двух народов Казахов и Башкир.
    Так же приглашаю Башкирских табынов навестить родственный народ казахов.

    =

    Батыр Бокенбай
    Караулы Бокенбай родился /примерно/ 1669 году в районе меж. местностями Мортук и Кобда Актюбинской области. Отец Бокенбая Карабатыр тоже был одним из влиятельных батыров своего времени. Смутой того времени были постоянные набеги калмыков, и постоянные войны с ними. В одной из таких битв Карабатыр берет в плен калмычку и женится на ней. От этого брака рождается Бокенбай. В те времена было обычным явлением женитьба на пленницах. Казахи завоевывали брали плен калмычек, Калмыки брали в плен казашек. В этом плане калмыки даже приходится нам родственниками.
    Отец, Бокенбая с ранних лет обучает военному мастерству. И по мере взросления Бокенбай показывал свою храбрость, волю и начал военную карьеру –жузбасы, мынбасы, туменбасы. Постепенно он становится главой всего жетi-ру (объеденные семь родов).
    Начиная с 1630 годов Джунгарское ханство начинает усиливаться, подчиняясь единной власти. Они планирует завоевать все земли по которым когда то прошел Чингиз-хан. Начались набеги на казахскую землю, разобщенный казахский народ не мог на тот момент дать отпор.
    1710 году в местечке «Каракум» Тауке хан созывает всех казахов на курултай. На курултае все влиятельные люди батыры, беки, бий, султаны долго спорили на счет военных действии, никто не мог предложить конкретных идей. Именно в это время Бокенбай обращаясь ко всему народу произносит: «Как может мужчина называться таковым если он народ свой врагу отдает, как может би называться таковым если слова свои говорит за врагов!» После этих слов Тауке поддерживая батыра произносит: Говори!, Бокенбай не останавливайся! Не дадим врагу даже крупинку нашей земли, и призвал всех обьеденится. После этого Бокенбая избрали главнокомандующим войск. ИМЕННО ЭТОТ МОМЕНТ НЕ СЛЕДУЕТ ПУТАТЬ, НА КУРУЛТАЕ ВЫСТУПАЛ БОКЕНБАЙ БАТЫР ИЗ РОДА ТАБЫН, А НЕ БОГЕНБАЙ БАТЫР ИЗ РОДА КАНЖЫГАЛЫ АРГЫН, как это делают многие историки, здесь путаницу создает созвучность имен батыров. В дальнейшим с 1726-1729 гг. Бокенбай руководил войсками в битвах с калмыками при Буланты, Булдырты, Аныракай, Калмаккырылган и.т.д.
    1731-1742 гг. Казахское ханство в связи одновременным ведением войны, с разных сторон слабела, Отражали набеги Калмыков, Башкир, Каракалпаков, Казаков. В это тяжелое время хан младшего жуза Абулхайр решает присоединится к России. Это решение было обдуманным, дабы не исчезнуть как нация, под всесторонним натиском врагов, желавших поработить казахов. Бокенбай, Абулхаир хану приходился соратником, военачальником верным другом и прежде чем принимать серьезные решения всегда советовался с батыром. Решение о присоединений батыр поддержал.
    1742 году на 73 году жизни в войне между Казахами и Туркменами пожилой Бокенбай в последний раз возглавил войско, и погибает защищая родную землю.
    Сын Бокенбая Тiленшi батыр, предводитель рода Табын.
    Внук Жоламан тоже батыр своего времени, совершивших много подвигов.

    =

    А расскажите ка мне уважаемые анонимные историки этнографы про мой род аргын. Читал что крымский Тугай-бей покоритель Украины и Польши был аргын. Заранее благодарю.

    =

    «… осенью 1710 г. в Каракумах был созван курултай с участием племен двух жузов: Среднего и Младшего. Племена Страшего жуза к тому времени окончательно обособились и участия в подобных мероприятиях не принимали. По общепринятому среди историков мнению на данном съезде рассматривался в первую очередь вопрос борьбы с джунгарами. Это утвердившаяся точка зрения целиком основана на сведениях русского ученого Я. Гавердовского. Как писал последний, длительные дебаты на курултае протекали между сторонниками и противниками открытого противостояния джунгарам. Многие из степных вождей настаивали на том, что необходимо покориться джунгарам, другие считали, что казахам следует уходить за Волгу. В решающий момент слово взял батыр Бокенбай, который, встав перед делегатами, произнес: «Отмстим врагам нашим, умрем с оружием, не будем слабыми зрителями разграбленных кочевок и пленных детей наших. Робели ли когда воины равнин капчакских? Сия брада еще не украшалась сединою как я багрил руки свои в крови неприятелей! Теперь могу ли равнодушно снести тиранство от варваров? Еще нет у нас недостатку в добрых конях! Еще не опустели колчаны с стрелами острыми». После этой пламенной речи, по утверждению Я . Гавердовского, все присутствующие на курултае согласились с необходимостью объединения сил для немедленного начала войны с джунгарами. Бокенбай же был избран главнокомандующим. Данная версия Я. Гавердовского современными историками принимается полностью, без какой-либо поправки на субъективность и без должного анализа ситуации. Между тем, если отбросить весь пафос описани, в сообщении Я. Гавердвского кроется очень ценная информация. Во-первых, судя по всему, этот курултай действительно явился площадкой для выяснения отношений между «ястребами» и «голубями». Сторонниками войны (причем не только с джунгарами) было военное сословие — батыры, чьи позиции, как уже говорилось чрезвычайно усилились в конце XVII — начале XVIII вв. Во-вторых, на этом съезде было четко обозначено возвышение Младшего жуза. Главнокомандующим казахским войском совсем не случайно был избран Бокенбай из рода табын. К сожалению, многие историки, несмотря на доступность источников, до сих пор путают этого батыра с двумя другими батырами, носившими похожие имена, — Богембаем из рода канжигалы и Богенбаем из рода шакшак, и на страницах различных трудов можно встретить некий собирательный образ, слепленный из биографий трех разных людей. Между тем родоплеменная принадлежность батыра Бокенбая имеет очень важное значение для понимания тех процессов, которые происходили на тот момент в казахской степи. К моменту прихода к власти хана Тауке Младший жуз состоял из двух племенных объединений — байулы и алимулы, известных под собирательным именем — алшин. В то же время существовали и отдельные племена, которые по причине своей малочисленности не могли противостоять алшинам в спорах за те или иные кочевья. Хан Тауке объединил семь таких племен: табын, тама, кереит, рамадан, жагалбайлы, телеу и кердеры — в один союз, получивший название жетыру. Очень скоро жетыру, если и не захватило верховенство, то очень активно стало на него претендовать. Одним из предводителей этого объединения как раз и являлся батыр Бокенбай. Другой заметной фигурой был его родственник батыр Есет из рода тама. Именно представители жетыру предложили на курултае прекратить междоусобицы за земли и начать войну против соседних народов. Также при поддержке Бокенбая и Есета одним из младших ханов был провозглашен султан Абулхаир. В результате, после съезда в Каракумах казахские ханы и батыры начали борьбу сразу на нескольких направлениях». (Р. Темиргалиев «Настоящая история Казахского ханства»)

    =

    Теперь о самых известных батырах. Начнем с Богенбай-батыров, именем одного из них названа улица в Алматы. Батыров с таким или почти таким по звучанию именем было трое, но в исторической науке произошел интересный парадокс: во многих энциклопедиях – старых и новых – персональные биографии всех их «слили» в биографию одного батыра Богенбая из рода канжигалы племени аргын. А это совершенно разные люди с небольшой разницей в возрасте: Бокенбай-батыр Караулы из рода табын; Бокенбай Буркуткаулы (или Байкурткаулы) из рода шакшак племени аргын; еще один Богембай Акшиулы из рода канжигалы племени аргын. Правда, в энциклопедии суверенного Казахстана, изданной на казахском языке, опубликованы две статьи о первом и третьем из этой триады батыров, но о втором Бокенбае статья почему-то не была напечатана.
    Больше всех повезло Канжигалы-карт Богембай-батыру. О нем писал Чокан Валиханов и другие авторитетные авторы, а другие Богенбаи, которые были не менее, а может быть, и более знаменитыми среди своих современников, остались в тени, так как большинство документальных материалов XVIII века о них нашим литераторам долгое время не были известны. Да и ряд историков из-за недостаточного знания письменных источников считают, что Канжигалы-карт Богембай прославился главным образом в казахско-джунгарской войне 1723 – 1730 годов, тогда как на самом деле взлет его популярности среди казахов приходится на более позднее время – на 40 – 50-е годы XVIII века. Из-за этого знаменитую речь на Каракумском курултае в 1710 году, когда было принято первое решение оказывать сообща отпор неприятелю, приписывают ему, хотя ее произносил Бокенбай-батыр из рода табын. Об этом свидетельствует запись о том памятном событии, сделанная в 1803 году в Приаралье путешественником Яковом Гавердовским со слов престарелых сыновей и внуков участников народного курултая в Каракумах. В предании казахов совершенно определенно идет речь о пожилом человеке, старейшине Бокенбае с седыми волосами и седой бородой, а Канжигалы-карт Богембаю тогда было только 19 – 20 лет, и старейшиной рода он, естественно, в то время никак быть не мог.

    =

    СПРАВКА: Барак Сатыбалдыулы (1743-1840) батыр, один из руководителей национально-освободительного движения казахов Младшего жуза. Выходец из рода Табын (Жеты ру). Барак стал известен в народе с восемнадцати лет, когда одержал победу в поединке с торгутским батыром Алакобиком. В семидесятые годы ХVІІІ века, Барак батыр возглавив отряд шомишты-табын, участвовал в сражениях с калмыками на берегах Едила и Жайыка. В 1785-1792 годы был один из руководителей движения Сырыма Датова. Сподвижник Сырым батыра Барак Сатыбалдыулы с тремя тысячами войском вел ожесточенные бои близ Оренбургской крепости с карательными отрядами царского правительства. Об упорстве и силе войск Барак батыра писал барон О.Игельстром в письме императрице Екатерине ІІ. Ему посвящена историческая поэма «Батыр Барак». Сын Барака Сатыбалдыулы Асау и внук Даут — тоже известные батыры.

    =

    спасибо историкам про эссе рода табын очень интересно и познавательно,хоть и не принадлежу к этому роду,но очень горд за них,хотелось бы,чтобы был какой то подраздел что ли где можно было читать про разные рода нашего сильного и мудрого народа.

  17. каиргалий:

    я из рода табын .я горжусь своими предками батырами. табын алга.

  18. каиргалий:

    я из рода табын .я горжусь своими предками батырами. табын алга.

  19. Талгат Актаубаев:

    Саламалейкум я из рода Жиенбет Табын, живу в Уральске ,очень интересно, спасибо Вам за участие. Один вопрос уважаемые Кто похоронен в Туркестане из Букенбай Батыров. Рахмет за все Вам.

  20. Алмаз.:

    Я табын из племени кыпчак.

  21. Кара:

    Кто знает историю о батыре Бокенбая сына кара кыпшакского батыра Кобланды.

  22. Кара:

    Алмаз табын из племени кыпшак.Откуда ты?

  23. рустем:

    Почему ни кто не упамянул о батырах Жалантос и Бухарбай? Жалантос из рода табын прибыл на подмогу в Анракайском сражении, что предрешило исход битвы. Батыр Бухарбай в 19 веке не только отбил агрессию бухарских войск но в последствии осадил Бухару. Бухарбай был из рода токперли табын, ныне населяющего жалагашский район к.ординской обл.

  24. рустем:

    Токперли табыны были истреблены голодомором 30-х годов 20 века, выжило лишь 5-10%.

  25. рустем:

    Упоминания о Бухарбай батыре имеются в очерках о восстании Кенесары. В частности указывается то, Бухарбай не смог поддержать хана поскольку был занят войной с хивинцами и бухарцами…

  26. boris.nikalaev@mail.ru:

    Современний Казахскому народу была положена основа 12000 лет
    тому назад.7000 лет назад они виделилсь Туранаязичьных семейств как Народ.Тоист народы турана рспали на несколько десятков народов и составляли Туркоязычных семейств.
    boris.nikalaev@mail.ru

  27. boris:

    Современний Казахскому народу была положена основа 12000 лет
    тому назад.7000 лет назад они виделилсь Туранаязичьных семейств как Народ.Тоист народы турана рспали на несколько десятков народов и составляли Туркоязычных семейств.
    boris.nikalaev@mail.ru

  28. boris:

    Современний Казахскому народу была положена основа 12000 лет
    тому назад.7000 лет назад они виделилсь Туранаязичьных семейств как Народ.Тоист народы турана рaспали на несколько десятков народов и составляли Туркоязычных семейств.
    boris.nikalaev@mail.ru

  29. Кара:

    Название племен жеты ру сохранилось в арабо-персидских источниках в родо-племенной структуре кыпчаков именуются в исторических источниках етебичи — йета — жети оба — жети ру — семиродцы — однородцы (Тама, Табын, Кердеры, Кереит, Телеу, Рамадан и Жагалбайлы).Это соединения, объединения древних кыпчакских родов.Наша, тамга называется «қос-алып » с тюркского переводится соединяй великих могучих, больших кыпчаков из рода алып.Наша, тамга I I одна I и две I I чёрные черты соединенных «қос-оқ» (пара стрел).Термин » қос-оқ » в тюркском языке соединяет стрелы, объединяет рода, дома, оба, семьи, буквально соединённые, объединенные древние кыпчакские племена .Смысл слово «алып» почетный древний тюркский кыпчакский титул как «черный исполин» (кара, великан, великий, могучий, герой, батыр, вождь, хан) со времен саков и гуннов присоединяемое собственным кыпчакским батырам и ханам воинам из Великой степи назывались: Сак алып (великий сак), Кара сак( великий,могучий сак), Кара гун (великий, могучий гун),Кара батыр ( великий, могучий батыр),Кара хан (великий, могучий хан) и обозначает родо-племенной принадлежности потомки великих, могучих кара-кыпчаков (ұлы қыпшақ).Следовательно, кара-кыпчак (карый-кыпcак) мог быть этнонимом «могучих» «многочисленных», или «больших кыпчаков». Карый-кыпсак мог означать, таким образом, «большой род кыпчаков», «страну кыпчаков» — термин, который персидские писатели передали как Дешт-и-Кыпчак.

Добавить комментарий