23 января, 2013 Нет комментариев

В Мажилисе презентованы поправки в законодательство по вопросам совершенствования деятельности арбитража и третейского суда

В Мажилисе презентованы поправки в законодательство по вопросам совершенствования деятельности арбитража и третейского судаЗаконопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности арбитража и третейского суда» представил министр юстиции Берик Имашев, сообщает пресс-служба Министерства юстиции РК.

По словам Имашева, в рамках работы над законопроектом Минюстом проанализировано состояние действующего законодательства, регулирующего деятельность третейских судов и арбитража, выявлены имеющиеся проблемы в данной сфере, а также изучен международный опыт.

Законы «О третейских судах» и «О международном коммерческом арбитраже» были приняты в 2004 году. Несмотря на то, что эти законы действуют на протяжении почти восьми лет, они не смогли дать достаточный импульс широкому применению данных институтов.

Как отметил министр, сегодня в развитых государствах XXI века от 70 до 90% экономических и международно-правовых споров решаются в рамках третейского судопроизводства.

Один из основных мотивов применения третейского судопроизводства — предоставление субъектам предпринимательства демократичного, быстрого и экономичного способа разрешения споров. Это означает, что сторонам третейского или арбитражного разбирательства предоставляется право самим выбирать суд и арбитров.

«Сегодня Казахстан стал равноправным членом мирового сообщества с рыночной экономикой, наша страна характеризуется как одно из наиболее динамично развивающихся государств мира. С каждым годом улучшается бизнес-среда, Казахстан стал более привлекательным для инвестиций. Эти положительные тенденции способствуют активизации деятельности предпринимателей и, как следствие, увеличению количества споров. Как показывает международный опыт, такие споры между хозяйствующими субъектами лучше решать в третейских (арбитражных) судах. Судебный процесс характеризуется своей длительностью и многоступенчатостью, что не дает возможности бизнесу оперативно решать возникшие между ними споры, поэтому целесообразно их решать посредством арбитража и третейского суда», — говорит глава ведомства.

Рассматриваемый сегодня законопроект направлен на укрепление арбитражей и третейских судов. В целом законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в 3 кодекса (Гражданский процессуальный, Налоговый и Уголовно-процессуальный), а также в 8 законов («Об адвокатской деятельности», «О третейских судах», «О международном коммерческом арбитраже», «О концессиях», «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», «О профессиональных союзах», «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О государственных закупках»).

«Суть основных предлагаемых новшеств заключается в следующем. Предлагается расширить компетенцию третейского суда и арбитража путем наделения их правом рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, а не из гражданско-правовых договоров, как это предусмотрено действующим законодательством.

В то же время законодательно предлагаем закрепить, что арбитраж и третейский суд не вправе рассматривать отдельные споры неимущественного характера, а именно, связанные с жизнью и здоровьем, неприкосновенностью частной жизни, личной и семейной тайной, правом на имя человека. Это обусловлено тем, что указанные правовые споры в наибольшей степени находятся на стыке с публичным правом. В настоящее время в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона «О третейских судах» третейским судам не подведомственны споры, по которым:

— затрагиваются интересы государства;

— государственных предприятий;

— несовершеннолетних лиц;

— лиц, признанных в порядке, установленном законом, недееспособными;

— лиц, не являющихся участниками третейского соглашения;

— споры из договоров о предоставлении услуг, выполнении работ, производстве товаров субъектами естественных монополий, субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров и услуг;

— а также споры по делам о банкротстве.

Это предложение также в полной мере корреспондируется с положением Нью-Йоркской Конвенции «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» о том, что арбитражу предоставляется право рассматривать не только споры, вытекающие из договоров, но и возникающие из гражданско-правовых отношений (пункт 1 статьи 2 Конвенции). Следует сказать, что Казахстан Указом Президента от 4 октября 1995 года, № 2485 присоединился к данной Нью-Йоркской Конвенции.

Одновременно нами предлагается изменить название Закона «О международном коммерческом арбитраже» исключив слово «коммерческий». Это обусловлено тем, что к компетенции арбитража будет отнесено достаточное большое число споров, связанных с личными неимущественными правами.

К примеру, споры, возникшие в результате создания изобретений, промышленных образцов, и иных результатов интеллектуальной деятельности, а также в следствии причинения материального вреда другому лицу и другие.

В то же время вопрос изменения названия Закона не является концептуальным. При подготовке проекта Закона к первому чтению ряд депутатов предлагали сохранить действующее название Закона. В этой связи, если депутаты примут решение о сохранении прежнего термина «Международный коммерческий арбитраж», то это не будет касаться концепции законопроекта.

Здесь для нас главное сохранить расширение компетенции арбитража по рассмотрению споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений.

Говоря о мировой практике, следует отметить, что согласно законодательству США, Украины, Польши, Австрии предметом арбитражного разбирательства могут быть практически любые споры, как имущественного, так и неимущественного характера.

В обоснование необходимости данной поправки также хотел бы остановиться на статистике рассмотрения судами гражданских дел.

Так, в 2010 году судами рассмотрено около 700 000 гражданских дел. При этом из общего числа рассмотренных гражданских дел 75% составляют дела искового производства, в 2011 году судами рассмотрено более 500 000 гражданских дел. Из общего количества рассмотренных гражданских дел 74% составляют дела искового производства.

В 2012 году судами рассмотрено более 500 тыс. гражданских дел. Из общего количества гражданских дел 70% составляют дела искового производства.

Как видно из этих цифр, на сегодняшний день загруженность судов при рассмотрении гражданских дел велика. В свою очередь, в 2011 году третейскими судами рассмотрено 22 дела, арбитражем – 3 дела.

На наш взгляд, расширение компетенции третейских судов и арбитража позволит значительно снизить нагрузку на государственные суды», — говорит он.

Для информирования населения предлагается ввести в Закон «О третейских судах» норму, согласно которой постоянно действующий третейский суд ведет реестр своих судей. Информация о постоянно действующем третейском суде, включая его юридический адрес, регламент работы, о реестре третейских судей будет размещаться в сетях телекоммуникаций общего пользования и в средствах массовой информации для свободного ознакомления физических и юридических лиц.

Законодательное закрепление данного условия будет способствовать повышению информированности населения о наличии третейских судей, и, как следствие, повышению их правовой грамотности в вопросах альтернативного разрешения споров.

«Для укрепления роли арбитражей и третейских судов недостаточно только законодательного совершенствования данной сферы. В частности, нужно информировать общественность о деятельности существующих арбитражей и третейских судов. В данной работе необходимо активное участие всех компетентных государственных органов: Верховного Суда, министерств индустрии и новых технологий, экономического развития и торговли, а также предпринимательских объединений, таких как «Союз «Атамекен», Ассоциации финансистов Казахстана и т.д.

Совершенствование законодательства о третейских судах и международном коммерческом арбитраже предлагается осуществлять также посредством внесения поправок редакционного характера.

Так, название и содержание статьи 25 Гражданского процессуального кодекса после слов «третейского суда» дополняются словами «и арбитража». Часть первую статьи 61, подпункт 4) статьи 170, статьи 185 и 192 Гражданского процессуального кодекса после слов «третейский суд» предлагается дополнить словами «и арбитраж». Подпункт 1-1 пункта 1 статьи 548 Налогового кодекса подлежит аналогичной корректировке. Принятие законопроекта не повлечет отрицательных социально-экономических последствий. Реализация законопроекта не повлечет увеличения государственных расходов или уменьшения государственных доходов», — подытожил Имашев.

Добавить комментарий