АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Рецензия на фильм «Преисподняя». Ад на земле или триумф Дакоты Фаннинг! [:]

[:ru]

1481531793_1Говорят, что чужая боль неспособна повлиять на человека так, как его собственная. Наверное, многие из нас не раз ловили себя на мысли, что страдания ближних доставляют людям куда больше удовольствия, нежели страданий. На публике мы будем рьяно доказывать обратное, до срыва голоса доказывая свое благочестие, но на самом деле неудачи сторонних людей позволяют нам чувствовать успех и превосходство над остальными. Такова двойственная природа людей. Может быть не всех, но от нее нельзя скрыться. Находясь в стороне от катаклизмов, случающихся как с незнакомцами, так и в особенности с нашими недоброжелателями, мы с извращенной заинтересованностью наблюдаем за ними.

Несколько иное мнение о сути боли и страданий было у голландского режиссера Мартина Кулховена, чье имя прогремело на весь мир благодаря ленте под названием «Преисподняя». Испытывая на прочность судьбы героев и героинь, оказавшихся в его распоряжении, за свою довольно продолжительную карьеру Кулховен поставил немало сложных для восприятия историй, оставляющих по себе истинно горькое послевкусие. Однако «Преисподняя» на данный момент стала для него апогеем творческого стиля, выдержанного до мелочей. Прописав напряженный, убийственно острый и гнетущий сюжет, автор ленты сделал все, чтобы зрители прямо на себе прочувствовали все то, что легло на плечи главной героини повествования, а после окончания самой последней сцены с облегчением выдохнули, искренне благодаря жизнь за то, что их жизнь лишена кошмара, приходящего под родной кров вместе с законами и правилами закостеневшего в мракобесии общества. Именно такие фильмы, как «Преисподняя», выталкивают нас на свет, заставляя устрашиться собственного морального разложения.

Итак, сюжет перебрасывает нас во времена сложных решений и постоянных тревог. Суровые серые будни, отсутствие коммуникаций и особых удобств тем не менее не в силах отвернуть людей небольшого провинциального городка от надежды, вызванной твердостью духа и веры в то, что выбранный ими путь рано или поздно принесет достойные плоды. История «Преисподней» рассказана от лица немой повитухи Лиз (Дакота Фаннинг), привлекательной молодой девушки, проживающей в отмеченном городке вместе со своей семьей. Устоявшийся быт в сложных условиях уже ни для кого не был диковинкой, включая саму Лиз, которая оказалась в данной местности относительно не так давно, однако в один далеко не самый чудесный день, размеренный обиход жизни городка взрывается неожиданным происшествием… Некий странствующий пастырь, коего принято называть Почтенным (Гай Пирс), прибывает к оставшейся без святого надзора пастве, дабы наставить грешников на путь исправления словом Божьим. Расположившись в местном молитвенном доме, Почтенный довольно быстро становится центральной фигурой всего поселения, почувствовав вокруг себя невероятную силу и власть. Под предлогом слова Библии приезжий пастырь получил право творить собственное правосудие, карать невинных и поощрять преступников, способных сослужить ему добрую службу. С таким невероятным талантом внушения Почтенный имел все возможности для того, чтобы стать внушительной фигурой власти в целом регионе, если не больше, однако для него важна лишь одна цель, имя которой Лиз. Некая страшная, окутанная непроглядным саваном тайна связывает совершенно не похожих друг на друга людей, и бегать от нее более нет ни сил, ни возможностей. Почтенный и Лиз должны наконец разрешить давний спор, иначе невинных жертв сомнительной религиозной справедливости заезжего гостя будет становиться все больше и больше…

Для Мартина Кулховена было предельно важно, чтобы в его картину поверили, приняли ее жестокость и мрак таковыми, какими он их задумал. Он понимал, что притянуть внимание к своему творению одной лишь атмосферой будет сложно, и тогда к нему на помощь пришли Дакота Фаннинг и Гай Пирс, сумевшие придать картине необходимой пронзительности и показали, как оживают демоны, взращенные в человеческих сердцах. Две величины, ставшие во главе истории девушки и пастыря, сумели поразить зрителей уникальной пронзительностью сыгранных партий, и на каждый из них стоит остановиться более детально.  В «Преисподней» Фаннинг досталась молчаливая героиня, неспособная позвать на помощь или выразить эмоции словами. Да, она вроде бы нашла счастье, у нее есть близкие люди, способные поддержать в трудную минуту, но вместе с тем она так и не смогла открыться им такой, какой была в действительности. Боль и тайна, которую хранит Лиз, героиня Фаннинг, не позволяет ей расслабиться ни на миг, так как человек из прошлого в любой миг может постучаться в ее двери, что в конце концов и происходит. И тогда девушке не остается ничего иного, кроме как вступить в схватку, не предвещающею ни для нее, ни для близких ничего хорошего… Дакота Фаннинг великолепно передает смятение своей героини, выдерживая поразительно страшные психические и физические пытки. А неуютно обступивший ее антураж из грязи, крови, криков и стенаний лишь добавляет драматическому самоистязанию актрисы беспощадных ноток.

С иной стороны прокладывает тропу войны против света герой Гая Пирса, пугающий и бескомпромиссный Почтенный, для которого пребывание в городке становится шансом во всей красе проявить свою демоническую сущность, преподнесенную через Библию. Известный красавчик, да и попросту талантливый актер, аккуратно выбирающий роли, на этот раз вновь сумел поразить, отыграв партию Почтенного таким образом, что его смерти желаешь настолько же сильно, насколько восхищаешься им. Творимые Почтенным религиозные бесчинства лишены малейшего признака божественной дани, и вместе с тем назидательное влияние церкви на умы одурманенной паствы во всей красе представило кошмарные плоды слепого следования за речами священников. Через образ Гая Пирса режиссер Мартин Кулховен опускает нас в далекую, беспросветную расщелину, образовавшуюся из-за неуверенности, страха, отсутствия знаний и преступной осторожности. Люди бояться идти против власти, а когда им представляется шанс получить благословение и расположение сильных мира сего, они готовы не просто предать своих близких и товарищей, а даже убить их. Сложно сказать, выступает ли Почтенный в исполнении Гая Пирса истинным порождением дьявольских сил, но его характер, поступки и внешность конечно же поражают. Выступив против здравого смысла, морали и такого основополагающего понятия, как прощение, Почтенный несет в себе мрак исключительной насыщенности, от приближения которого невозможно не поморщиться.

В картине Мартина Кулховена немало истязаний, грязи, ложной морали и различных бесчинств. И смотрятся они нарочито отталкивающе. Но вместе с тем «Преисподняя» является зеркалом души общества. Будь то двухсотлетней давности или современности. Непросто столкнуться лицом к лицу с иголками, пронизывающими наши сердца и душу, и тем не менее это необходимо сделать, пока еще не поздно.

Кинопоиск. ру.

[:]