АЛТЫНОРДА
Новости мира

ПОРТРЕТ ОБРАЗЦОВОГО МУСУЛЬМАНИНА ИЛИ КАКОЕ ИСТИННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ИСЛАМА

загруженноеСегодня в связи с активизацией религиозного радикализма и экстремизма призывающий к религиозной вражде и розни, а также выступлениям радикалов против государства одной из актуальных и провокационных проблем стал ответ на вопрос: «На чьей ты стороне, мусульманин?», за ислам или за государство? Из-за чего некоторые государственные чиновники, эксперты, сторонники секуляризации стали рассматривать в исламе угрозу обществу и подозревать всех мусульман в недостаточной благонадежности государству.

Это проблема стало сегодня своего рода «непреодолимым противоречием» в понимании истинной сути ислама, в определении предназначении религии в государстве и роли ислама в истории и культуре Казахстана.

Выход в решении данной проблемы показал наш Президент РК Н. Назарбаев в последнем своем интервью. Президент страны Н. Назарбаев сказал, что мы должны ценить тот ислам который призывает к проявлению патриотизма, истиной веры, подчеркнул, что надо «Следовать заповедям, но не ударяйся в крайности!…. Во исполнение святых заветов Корана развитие и процветание религии должно идти по пути оказания помощи немощным, сопереживания, братства, уважения к старшим, воспитания детей, защиты Родины и народа, призыва к единству. Только так религия может проявить заботу о государстве и принести пользу. Тогда она будет служить единению народа. И такой ислам мы должны почитать.».  Так или иначе Президент Н. Назарбаев показал нам настоящий образец истинного мусульманина, пример богобоязненного верующего и патриота своей стране, роли и предназначения ислама в государстве. При этом Президент страны особо подчеркнул, что искажение истинного ислама стало следствием проникновение в мусульманство различных нетрадиционных, деструктивных и радикальных направлений: «Есть религиозные течения, наносящие нам вред. Нам необходимо держаться подальше от них и брать за правило заповеди религии, исповедующие истинную духовность».

Таким образом Президент страны показал нам различия между настоящим исламом и терроризмом, и что государственная политика в отношении экстремизма и политика в отношении ислама в целом должна быть четко разграниченной.

Учитывая эти различия мы сегодня в ходе проведения профилактической работы должны активно внедрять идеологемы: «Мусульманин – опора государства», «Мусульманин — значит, государственник!», «Истинный ислам противник религиозного радикализма», и т.п.

mekka1

Как пишет эксперт Т. Козырев «отдельно следует подчеркнуть, что постулаты «казах – мусульманин в своей основе» и «Казахстан – мусульманская страна» приципиально важны не только для конструирования национальной идентичности, но также (и даже в первую очередь) именно в контексте противодействия религиозному экстремизму».

Также известно, что мусульманские общества Центральной Азии в качестве регионального социокультурного комплекса формировались в результате долговременного взаимодействия и взаимовлияния общемусульманской и национальной культур. Носителями этого социокультурного комплекса являются коренные этносы. А основным стабилизирующим стержнем и традицией этих народов остается ислам.

В результате исламское наследие объективно является несущей конструкцией в структуре современной идентичности казахов, обеспечивая его целостность как нации.

Сегодняшнее стабильное повышение в среде этнических казахов роли религии (ислама) как важного компонента национального самосознания следует считать безусловно положительной, поскольку смычка религиозности с национальным самосознанием является надежным естественным «предохранителем» от радикализации религии, от процессов глобализации разрушающих традиционные устой и от направления социальной активности верующих в деструктивную для государства сторону.

Мы через традиционные религиозные институты можем положительно воздействовать на молодежь на развитие у них национально-гражданского сознания.

Другой важно стороной проблемы является партнёрства государства с религиозными организациями. Примером в этом плане могут послужить европейские страны. И наиболее приемлемым является так называемая кооперационная модель сотрудничества государства и религиозных организаций. Это своего рода объединение, решающее социальные проблемы – практика легитимного партнёрства. При этом соглашение составляется только с традиционной религиозной организацией, которая становится признанным институтом. Такая модель успешно действует в Австрии, Бельгии, Германии, Португалии, Испании, Италии, Швеции. Воплотить такую модель вполне способно государственные органы. А статус традиционной структуры нужно придать Духовному управлению мусульман Казахстана. Так как ДУМК несёт историческую и этнокультурную преемственность. Это является примером поэтапного приобщения верующих в общественную жизнь государства.

В итоге сегодня для успешного решения проблемы необходимо отойти от вопросов противоречий внутри ислама, от сектантского подхода, ведь Президент страны уже обозначил ориентиры и почву консолидации для казахстанских мусульман, словами: «Мы мусульмане ханафитского мазхаба» и показал пример образцового истинного мусульманина, являющегося опорой государства.

Государство сегодня должно дистанцироваться от всех религиозных учений и направлений. Ему нужно бороться за то, чтобы верующие уважали законы страны, понимали опасность радикальных религиозных учений и признавали этнокультурные устои и авторитет традиционного ислама. Втягиваясь в сугубо теологические вопросы, государство обретёт административные полномочия и невольно станет участником религиозных войн и борьбы интересов.

Также мы не должны забывать роль национальных традиции в воспитании мусульманина, ведь именно благородная душа казахов заложила основу т.н. культуры неконфликтного поведения, которая чаще всего обозначается как «казахстанская модель» межэтнической и межконфессиональной толерантности и служить преградой для активизации радикальных элементов.

Но при все этом, когда среди молодежи как показывают социологические исследования достаточно быстрыми темпами (10% за три года) набирает популярность декларирование ими своей причастности к религии,тем не менее, общий уровень религиозной грамотности молодежи остается крайне низким, как и процентная доля активно практикующих верующих, что может послужит почвой для радикалов. В этой связи государству необходимо перехватить стратегическую инициативу открыв дорогу про государственному пониманию ислама, повышая общую религиозную грамотность и активно включая верующих в общественную жизнь государства, создавать позитивный образ религии и верующих.

А.К. Избаиров д.и.н. профессор ЕНУ им. Л.Гумилева,

директор Института геополитических исследовании