08 февраля, 2013 68 комментариев

ПОЧЕМУ ТАК ГРУСТНА СУДЬБА КАЗАХСКОГО НАРОДА?

20121130090949Казахстан как континентальная страна не имеет выхода к открытому морю. Более того, он со всех сторон зажат государствами, имеющими вековые традиции государственности, основанные на тысячелетних национальных идеологиях. Таким образом, Казахстан не имеет свободного доступа на мировые рынки, а также испытывает на себе информационную и идеологическую экспансию соседей. Однако у казахского народа, а значит, и у Казахстана как страны этого народа, есть одно, но действительно историческое преимущество, а именно, перспектива развития молодой нации.

Действительно, по сравнению с соседями казахи являются самой молодой нацией.

К этому можно вспомнить предысторию казахского народа. Он, как и его предшественники, образовался под внешним давлением агрессивных соседей. Разбитые народы и племена Великой степи, стесняемые со всех сторон растущими империями – хищниками, эмигрировали в Казахское ханство, тесня и уплотняя автохтонное население. Однако и здесь новообразующаяся этническая общность вновь была застигнута царской колонизацией. Номады были вытеснены в резервации на ограниченном пространстве пустынных и полупустынных земель, поскольку царским указом им было запрещено приближаться к некоторым рекам.

К концу 20-го века казахи испытали и политическое безволие своих вождей, и отмирание языка и самобытной культуры. Под вопросом оказалась даже национальная самоидентификация.

В этот момент произошел в чем-то спонтанный толчок национального самосознания 1986 года. По замечанию классика незаслуженно преданного забвению учения марксизма-ленинизма, для консолидации нации необходимо, чтобы народ весь как один человек прошел через национальное унижение. Таким испытанием явились трагические декабрьские события 86-го года, когда казахский народ был обвинен в национализме и почувствовал себя изгоем в собственной республике, когда с национальных кафе снимались даже вывески. Тогда народ задумался, что раз он не такой, как все другие, то кто – он, откуда его корни.

Не надо думать, что резкий рост национального самосознания произошел только в пред-декабрьские годы 20-го столетия. Само открытое выступление казахской молодежи свидетельствовало о том, что у народа проявилась настоящая национальная психология. Народ почувствовал, что он самостоятелен и может сам выбрать своего вождя.

К данному историческому моменту действительный рост национального самосознания был подготовлен национальной интеллигенцией, ее книгами, по которым молодежь постигала реальную жизнь своего народа, своего аула.

История учит нас тому, что после истребления алаш-ордынской интеллигенции народ остался без вожаков, которые могли бы не просто выразить протест, но и могли бы сформулировать идеологическую и политическую платформу, хотя бы для идейного сопротивления той же голощекинской коллективизации. Однако в условиях культурной автономии за годы Советской власти произошел рост самосознания народа, появилась новая национальная интеллигенция, которая вернула народ к собственной истории, ведь даже описание быта какого-либо аула является частью истории народа. Тогда выросла и сформировалась после-алашордынская творческая интеллигенция, мнение которой имело вес для народа. Казахский народ всегда воспринимал акынов как голос народа, поэтому даже ханы считались с мнением певцов. В лице народных писателей и поэтов народ видел свое собственное «Я». Они выражали национальную идею.

С вопросом о казахской национальной идее тесно связана проблема религиозной самоидентификации казахов. В истории человечества все национальные идеи как политические программы выражались в религиозной форме. Все сложившиеся нации прошли через горнило религиозных войн. Феномен казахского народа состоит в том, что он избежал как гражданских, так и религиозных войн. Однако в настоящее время такая война между традиционными церквями и «новыми» для нас сектами фактически уже ведется в Казахстане в «мягкой» пропагандистской форме.

Между тем, вопрос о национальной идентификации и национальном мировоззрении казахов напрямую связан с местом и ролью ислама в общественной и частной жизни. Ислам является господствующей религией казахстанского общества. Однако господство это формально, поскольку народ не понимает духа ислама и смысла молитв на арабском языке.

Задача национальной церкви в истории выражалась в строительстве храмов и обучении народа грамоте. В этом заключается культурная функция мечети и в настоящее время.

Однако по объективным причинам традиционная церковь не может решить задачу «обучения народа грамоте», поскольку половина казахов не владеет родным письменным языком на достаточном уровне или вовсе не владеет родным языком. При таком положении дел обучение арабскому языку и письменности, то есть и арабской культуре, при наличии всеобщей интервенции русскоязычной культуры и вовсе прикончит сохранившиеся остатки подлинно значимой казахской национальной культуры.

В настоящее время традиционная «казахская исламская» церковь решает «архитектурную» задачу возведения мечетей и обеспечивает торжественную соборность высоких собраний. Но исламские проповедники не идут в народ, а лишь присутствуют на различных обрядовых мероприятиях: свадьбах и похоронах. По существу исламская агитация традиционной церкви отсутствует. Таким же образом, отсутствует и широкая исламская пропаганда. Этому также препятствует языковой барьер между проповедниками традиционного ислама и паствой, в связи с чем в мире идет скрытая лингвистическая реформа ислама.

Тем не менее, на данном этапе исламская проповедь может выполнить практическую задачу преодоления алкоголизации и наркотизации общества по отношению не только к мусульманам, но даже и по отношению к христианам. Сила религиозной пропаганды в условиях современного нам общества заключается в последовательной проповеди умеренности в жизни. А умеренность, как известно, является залогом стабильности.

Рассматривая вопрос о месте ислама в современном обществе, следует учесть то, что исламские установления для казахов и большинства тюрков не являются ортодоксальными, поскольку они «смягчены» еще в древности суфистами, в первую очередь, Ахмедом Яссауи. Они смягчили принятие тюрками новой религии путем введения в нее элементов тенгрианства, всегда присущих тюркскому этносу, в том числе, веры в аруахов.

Во-первых, сама идея тенгрианского ислама имеет в своей основе сложившуюся на базе традиционных общевосточных представлений мусульманскую идеологию Уммы. Во-вторых, сплав ислама и тенгрианства сохраняет тюркским народам их собственную предысторию, более обширную исторически, чем ислам и христианство. История тенгрианства сохраняет для народной памяти традиционные кочевнические верования, дух Коркыт-Ата, идеологию Аттилы и тюркских каганов. В-третьих, тенгрианская идея сохраняет душу казахского народа в его древнейших обычаях. В том числе, остается место вере аруахам, которая предохраняет казахов от принятия других «модных» религий. Тем более, это важно, так как казах скорее откажется от них, чем от Духа предков – Аруах.

С этим в чем-то связан вопрос о том, почему нет спокойствия на казахской земле, хотя все призывают в помощь души предков, как на свадьбе, так и на тризне. Ответ может быть в том, как казахи отнеслись к мощам святых людей своей земли. С тех пор как в Туркестане в конце 20 века снесли мазары ханов, батыров, биев-родоначальников, а бульдозеры утрамбовали святой пантеон, не было официального и всенародного покаяния. Кости ханов и батыров были сложены в братские могилы. Теперь ученые могут веками определять кому, какие мощи принадлежат. Однако души предков не успокоены и, может быть, хотят, но не имеют сил помочь своим «неразумным» потомкам, «предавшим» их память.

Может быть, поэтому в настоящий момент казахский народ теряет историческую память, забывает чувство родства и ощущение общего корня. Также забыты представления о традиционных понятиях добра и зла, потеряна традиционная мораль. Широко развито космополитичное «западничество». Потеря национального лица привела к развитию так называемой «мусульманской» проституции, поэтому все новые и новые девушки выходят на панель.

 

Казахстан изнутри представляет собой подлинный евразийский мир. Географически он и есть часть — Европа, а большая часть —  Азия. В какой-то мере он является буфером между разнонаправленными цивилизациями ислама с восточным христианством и буддизма.

На первый взгляд, изнутри Казахстан напоминает собой разнородную мозаику, составленную из представителей разных этнических и религиозных групп, собранных со всего континента. Однако такой взгляд был бы неверен, так как казахстанское сообщество основано на добрососедстве тюркских и славянских народов, близких друг другу по духу и ментальности, смешанных практически на территории всей Евразии и знающих друг друга испокон веков. Кроме того, в основе казахстанского общества лежит дух и история казахского народа, не знающего гражданских войн и религиозной розни.

Казахстанская мозаичность не является недостатком этнической системы. Напротив, сложность этнической системы является основой и стимулом для мирной конкуренции и взаимообогащения культур, действительно представляющих всю Евразию.

Подобные процессы в Золотой Орде были описаны в 14 веке арабским ученым Ал-Омари: «В древности это государство было страной кыпчаков, но когда ими завладели татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились с ними, и земля взяла верх над народными и расовыми качествами их, и все они стали точно кыпчаки, как будто они одного с ними рода, оттого, что монголы поселились на земле кыпчаков и остались жить на земле кыпчаков».

В дальнейшем нас может ожидать упрощение казахского языка как реального средства межнационального общения различных этносов, наподобие английского языка, упрощенного в Америке до сленга. Однако упрощение архаического казахского языка означает в то же время его развитие к новым живым формам, ведь те же русские сейчас не говорят на языке Пушкина. Кроме того, любое упрощение языка лучше его гибели, тем более сейчас, когда казахский народ и особенно его городская интеллигенция представляют собой разобщенное собрание народа, в котором люди одного происхождения даже в пределах одной семьи говорят между собой на разных языках. Любое изменение языка лучше катастрофы культуры, основанной на этом языке.

Внешняя европеизация общественной жизни не сделает наше общество более цивилизованным, поскольку на фоне всех внешних атрибутов современной цивилизации еще больше будет выпирать азиатская скуластость, пусть даже вперед нас будет вести Петр Великий. С другой стороны, не возможен и возврат к традиционному казахскому обществу, которое мы безвозвратно потеряли вместе с потерей традиционного кочевого образа жизни. В связи с такой катастрофой национального образа жизни была также разрушена национальная система воспитания. Сейчас разрушена и заменившая национальную систему воспитания система советского образования, бывшая лучшей в мире школой патриотизма.

Вместо всего этого развивается идея успеха и денег любой ценой, что в своей глубине опять же несет западнические идеалы индивидуализма. Можно ли противопоставить им во времена великих перемен простые слова о том, что сейчас является главным для каждого гражданина. Для этого следует сформулировать универсальную идею, доступную каждому в его повседневной жизни. Такой идеей может быть идеал семьи и незыблемости семейных ценностей: от отца к сыну, от сына к внуку. Многодетность и внутреннее согласие в семье как ячейке общества должно быть возведено в универсальный принцип, поддерживающий традиционные ценности. Оно должно быть лицом семьи и примером для подражания. Такой малый, но наглядный идеализированный образ может быть  прообразом и отправной точкой для идеи построения общественных структур как «семейных» организаций, где старший несет ответственность за младших.

Кроме того, в настоящее время отсутствие национальной государственной идеи налагается на сложную демографическую обстановку в стране, кризис общественного сознания, выражающийся в «западническом» индивидуализме людей, обособлении родственных семей и разложении близкородственных отношений, когда родня разобщается в условиях городской жизни. Этот процесс неизбежен в период урбанизации. Поэтому сейчас особенно важно обратить внимание на пропаганду идеала «большой семьи», в которой старость родителей обеспечивается не размером пенсионных вкладов, а количеством потомков и их воспитанием на основе исконно казахских, и не только казахских, традиций почитания старших младшими.

Люди, которые смотрят в будущее, уже поняли, что время иждивенческих отношений к государству прошло, что их обеспеченная старость основывается не на размере пенсии, а на том воспитании, которое они дадут своим детям. Количество детей и есть количество пенсионных вкладов родителей. «Чем больше детей, тем больше твоя пенсия. Чем больше детей, тем больше шансов на то, что один из них добьется успеха в жизни и поможет остальным». Этот пример прост, но, как известно,  истина проста.

В связи с вышеуказанными объективными условиями 21 столетия для создания новой национальной идеи не применимы в чистом виде принципы древних и средневековых обществ. В первую очередь использование указанных принципов невозможно в силу того, что все они проиграли в историческом прошлом и потому они не применимы в исторической перспективе, а ныне почти забыты. Тем не менее, в настоящее время они представляют собой часть казахского менталитета.

В степном прошлом государства — предшественники и само Казахское ханство строились на основе родоплеменного деления. Это деление являлось основой степного управления. В древности оно позволяло инкорпорировать в состав тюркского и казахского государства другие родственные и неродственные племена и целые народы, принимать их в тот или иной род или жуз.

Но в данный исторический момент родоплеменной фактор является негативным фактом, поскольку может способствовать разделению государства по жузовскому принципу. Кроме того, помимо жузовского фактора существует и регионально-экономический фактор. Казахстан обладает «большой нефтью». На нее возлагаются слишком большие надежды. Однако она же может стать и главным яблоком раздора, и не только для игроков извне.

Кроме того, казахам присуща детская болезнь разобщенности молодой нации. Следует отметить, что гумилевская комплиментарность (или чувство взаимной симпатии) для казахов является формальным, чисто внешним атрибутом, который проявляется только в агрессивной внешней среде. Между собой же не изжита жузовщина, она разрывает психологическое чувство национального единства.

«Кто может спросить, — говорил историк 12 века Фахраддин, — что за причина славы и удачи, которая выпала на долю тюрков. Ответ: общеизвестно, что каждое племя и класс людей, пока они остаются среди своего собственного народа, среди своих родственников и в своем городе, пользуются уважением, но, когда они странствуют и попадают на чужбину, их презирают, они не пользуются вниманием. Но тюрки наоборот: пока они находятся среди своих сородичей и в своей стране, они представляют только одно племя из числа других турецких племен, они не пользуются достаточной мощью и к их помощи не прибегают. Когда же они из своей страны попадают к мусульманам – чем дальше они находятся от своих жилищ, родных и страны, тем больше растет их сила и они более высоко расцениваются, они становятся эмирами и сипехсаларами». Также Фахраддин вспомнил Великого Туранского Царя: «Среди изречений Афрасиаба, который был царем турок и был безгранично мудрым и умным, было изречение такое: «Тюрок подобен жемчужине в морской раковине, которая не имеет ценности, пока живет в своем жилище, но когда она выходит наружу из морской раковины, она приобретает ценность, служа украшением царских корон».

В настоящее время даже история Казахстана пишется представителями различных казахских родов с явным перевесом в сторону своих пращуров, которые де только и играли прогрессивную роль в среде прочих людей, тоже являющихся чьи-то предками. Что это: желание превознестись на фоне соседской убогости. Если не светить, то хотя бы возвышаться над соседом.

Откуда это взялось? Ответ: из нашего прошлого – из развившегося в советское время комплекса неполноценности, прививаемого азиатским меньшинствам, потомкам диких половцев, варваров-татар, ордынцев, абреков, басмачей.

Через подобный этап преодоления собственных комплексов уже прошли западные страны, пришедшие ныне к общественному спокойствию и согласию. На пике этого этапа находится Россия, то отказывающаяся, то возвращающаяся к своему имперскому прошлому. На этом же этапе остановились и советские самоопределившиеся республики, не могущие забыть вековых обид, к слову сказать, являющихся взаимными. Да, была Российская империя, были и колонии с туземным населением: киргиз-кайсаками и другими. Но была и кыпчакская Золотая Орда, бравшая Москву. Перечень этих обид может быть нескончаемым. Пришло время положить этому конец и жить так, как оно уже есть.

Несмотря на очевидную негативность родоплеменного фактора, его существование и развитие объективно, оно не преодолимо в ближайшем обозримом будущем. С ним нельзя бороться в открытом виде, если только нет желания усугубить эту проблему, доведя ее до крайности и борьбы с ведьмами. Любой казах знает свою родословную и не откажется от нее.

Трайбализм заложен с рождения в любом человеке. Разница заключается только в масштабе этого чувства. Во всем мире признано право человека на семейную преемственность и взаимопомощь. Также поощряется государственный патриотизм, а семья признана важнейшей ячейкой общества и основой государства.

Из данного построения выпадает непостижимое для западного человека чувство родовой гордости. Оно отсутствует среди западных народов, давно прошедших этап нивелирования имевшихся когда-то в их среде родов и племен. Поэтому для казахов европейские народы выглядели как безликая масса. Поэтому среди европейских народов так очевидно выделяется аристократия, которая поименно знает и чтит своих предков. Это же качество присуще казахам, которые знают имена и деяния своих племенных вождей со времен Аттилы.

В настоящее время дух подобного деления остается также и в Японии и Южной Корее, уже прошедших этап западнической урбанизации и индивидуализма. Там оно существует в форме корпоративных ассоциаций и компаний, использующих общинный дух и создающих психологию фирмы — одной семьи.

Общинное сознание продолжает реально существовать в среде тюркских народов бывшего СССР. В Центральной Азии оно выступает в форме соседской махали или родоплеменной фратрии.  Более того, в центрально-азиатских республиках оно фактически является средним звеном в системе: семья – махаля – местные государственные административные органы.

Родоплеменная структура казахского общества является «наследственной» чертой степной цивилизации. Данная черта отличает в большей мере цивилизацию номадов от оседлого соседского сообщества, чем другие внешние признаки. Более того, как характерный признак оно сохраняется у кочевых народов в течение более длительного времени. В степи, открытой для набегов и не имеющей естественных преград в виде горных хребтов или лесных буреломов, индивид находился под прямой охраной своего рода. Только защита рода обеспечивало уважение к человеку, было его «лицом». Ранее данное явление также было универсальным, оно и ныне есть часть казахского менталитета.

В настоящее время родоплеменная структура казахского общества является одним из последних наследий Евразийской степной цивилизации. Родовая память целого народа является неповторимым культурным и историческим феноменом. В этом заключается культурный феномен казахов, в котором находится место и положительным факторам родоплеменного организации общества. Сохранившаяся родовая организация общества и родовая взаимопомощь в тяжелое время перемен является стабилизирующим моментом в период «великих перемен» и кризиса духа.

Поэтому-то казахам, как народу – последнему кочевнику на территории  бывшего СССР, практически невозможно без окончательной урбанизации нации преодолеть отрицательные моменты родоплеменного деления. Родоплеменной раскол исчезнет окончательно, когда города перемешают все роды и племена так, чтобы все казахи стали прямой родней. Тогда любой человек будет ощущать свой непосредственный долг не только перед своим родом, но и перед родней со стороны своей матери и своей жены – матери его детей.

В заключение хочется сказать, что опорой кочевого общества служило его родоплеменное деление. Оно же и развалило все степные империи, превратило великий туранский народ в «народики — карапузики», как их назвал Мурад Аджи, отступившие друг от друга со своей «местечковой» славой. Падение Золотой Орды стало отправной точкой для последовавшей череды исторических поражений отколовшихся от нее народов, в том числе, и для ее последнего осколка – для казахов. Ромен Роллан сказал, что для того, чтобы познать душу народа, надо послушать его песни. Послушайте старые казахские песни. Все они грустные, кроме некоторой части ритуально праздничных песен. Жузовщина и трайбализм – вот причина «грустной» судьбы казахского народа. Хотите дальше петь грустные песни, разделитесь окончательно. 

Зиманов М.К. z-marlen@bk.ru

(68) Комментарии

  1. Аноним says:

    Все правда и правда грустная.
    Было Эх, а стало эх.

  2. Фосфат says:

    Любой народ может похвастаться многострадальностью (кроме исландцев разве что… и непальцев… всё вроде!). Так , что зря казахи упиваются своей исключительностью и глубиной на этом унылом поприще — я думаю вы даже в первый сороковник не входите!… Бездна народов даже этого не могут — некому!! Вот вам для пущей грусти :-
    http://www.youtube.com/watch?v=OL2aERBLsFA

  3. Аноним says:

    Давно читаю автора. так что, нашлись документы по жузам или нету их???

  4. Аноним says:

    У Казахстана нет будущего…
    Нет ни одной страны в мире ставшей более менее процветающей, не имеющей выходов к морю. Здесь один путь либо войти в состав соседних стран имеющих выход к морю, либо вступить с ним политический союз….

  5. kds says:

    Ясно, что нужно найти оптимальное сочетание индивидуализма и коллективизма. Выбор только одного из них или существенный перевес одного над другим является ошибкой. Эта проблема (нахождения равновесия между И и К) стоит перед всеми государствами и обществами.). Опора только на социализм или только на либерализм все равно в дальнейшем приводит к сбою и даже к упадку.

  6. Расул says:

    Автор силен, идеи как ниагарский водопад. Нам нраввится.

  7. автор says:

    Аноним
    Давно читаю автора. так что, нашлись документы по жузам или нету их???
    =
    Есть только два источника, но их «относимость и допустимость» вызывает сомнения.
    Но все равно удивляюсь, почему никто из интернет-оппонентов их не выставил?

    Но не удивляюсь, что ни один историк не выступил против отсутствия жузов…
    Не с чем.

  8. автор says:

    kds
    Ясно, что нужно найти оптимальное сочетание индивидуализма и коллективизма. Выбор только одного из них или существенный перевес одного над другим является ошибкой. Эта проблема (нахождения равновесия между И и К) стоит перед всеми государствами и обществами.). Опора только на социализм или только на либерализм все равно в дальнейшем приводит к сбою и даже к упадку.
    =
    Оптимальное сочетание индивидуализма и коллективизма — национальная культура.
    Оптимальное сочетание государственничества и народничества — государственная идеология.
    Вместе — это нац.идея.
    Почитайте книгу, там это заложено…
    Я просто не успеваю выставлять все статьи, стараюсь готовить их для придирчивого читателя тщательнее

  9. тас says:

    В Казахстане как такового трайбализма, в «чистом» виде не существует.Это стало,скорее нарицательным понятием,чем то,что о нем говорят и какой смыл в это понятие закладывается.Когда хотят покритиковать сплоченность ,оказание помощи и поддержку в трудной ситуации и пр,что свойственно казахам,то находятся люди,которые называют это трайбализмом.Хотя кроме положительного это не несет никакого негатива.Славянским народам это не свойственно.Им присущ индивидуализм,что ничего хорошего не несет и не дает.Поэтому я не совсем согласен с автором статьи,который излишне драматизирует ситуацию,придавая трайбализму такое сверхзначение.

  10. автор says:

    тас
    В Казахстане как такового трайбализма, в «чистом» виде не существует.
    =
    Среди казахско
    Это стало,скорее нарицательным понятием,чем то,что о нем говорят и какой смыл в это понятие закладывается.Когда хотят покритиковать сплоченность ,оказание помощи и поддержку в трудной ситуации и пр,что свойственно казахам,то находятся люди,которые называют это трайбализмом.Хотя кроме положительного это не несет никакого негатива.Славянским народам это не свойственно.Им присущ индивидуализм,что ничего хорошего не несет и не дает.Поэтому я не совсем согласен с автором статьи,который излишне драматизирует ситуацию,придавая трайбализму такое сверхзначение.

  11. автор says:

    тас
    В Казахстане как такового трайбализма, в «чистом» виде не существует.
    =
    Среди казахской массы трайбализма нет и быть не может.
    Трайбализм присущ элите, которая создает группы по семейно-фамильному принципу, но манипулирует и выдает их за родовые.

    — Это стало,скорее нарицательным понятием,чем то,что о нем говорят и какой смыл в это понятие закладывается.Когда хотят покритиковать сплоченность ,оказание помощи и поддержку в трудной ситуации и пр,что свойственно казахам,то находятся люди,которые называют это трайбализмом.Хотя кроме положительного это не несет никакого негатива.
    =
    Существовало такое явление, как родоплеменная солидарность. Тогда не было детей-сирот, не было брошенных стариков. Тогда не было чужих детей.
    Во многом благодаря этому пережили Голодомор, когда ездили к родственникам, пытались помочь и забирали выживших…

  12. автор says:

    Славянским народам это не свойственно.Им присущ индивидуализм,что ничего хорошего не несет и не дает.
    =
    Дело не в славянских народах или культурах. Просто они теряют этнокультуру — это общемировой тренд к индивидуализму. Когда был Домострой, Россия была самой растущей демографически страной. После 17-го это закончилось.

    Поэтому я не совсем согласен с автором статьи,который излишне драматизирует ситуацию,придавая трайбализму такое сверхзначение.
    =
    Извините, а в чем я придал «сверхзначение»?

  13. тахина. says:

    я что то не поняла,почему я должна забыть из какого я рода? А разве мы казахи,все это время не были единым народом,и разве сейчас мы не едины? Это что за призыв? Очередная хитроумная попытка лишить нас национальной самоидентификации? Колонизацию,революцию,голод,репрессии,атомные испытания пережило родоплеменное деление казахов,а теперь вдруг-жузы это неправильно. Вы с такой идеей к евреям обратитесь,мол ваши 12 колен,сейчас являются разобщающим вас фактором,откажитесь от этого разделения,вы единый народ… Парадокс состоит в том,что несмотря на родоплеменое деление,мы остаемся единым этносом. И почему это-все у нас уныло,все печально? Нормально все! Или это вас нескончаемая череда трауров так подкосила? Ну так держитесь,их еще видимо будет немало. Ох не люблю я эту хитроумно навязываемую унылость . Смешайтесь и восстановитесь…

  14. QAZAQ says:

    Стать этого зиманова не понравилась. Нытик он и деградирующий маразматик со своими завываниями о вреде ислама и трайбализма.
    — ЖУЗЫ НУЖНЫ, И ИМЕННО ТРИ ЖУЗА,-территория Казахстана огромна и нуждается в форматировании как территориальном,так и народо-населенческом. Порядок нужен.
    — ПЛЕМЕНА(РУ) НУЖНЫ,они дают казахам ощущение глубины своих корней,что они НЕ безродные космополиты и иваны-родства-не помнящие. Не зря дворяне так берегут свои родословные.
    — ИСЛАМ НУЖЕН, эту религию принимали в 9-10 веке наши пра-пра-прадеды,значит так нужно было,эта религия приобщила казахом к великой исламской цивилизации,дала собратьев по вере.

  15. Аноним says:

    Оптимальное сочетание индивидуализма и коллективизма — национальная культура.
    =

    Вы как то расшифровывайте ваши опусы…
    Национальная культура не есть этническая культура казахов….
    Национальная культура это совокупность всех культур (всех этносов, всех субкультур) граждан…

  16. Николай Наумов says:

    У всех народов, как и у людей, есть «болячки», так вот надо не расчесывать их до крови, и каждый раз выть от боли, а надо заживлять их, и ЗАБЫВАТЬ о них! Только думая о хрошем и стремясь к исцелению. Тогда будет созидание и позитив. Разве мы плачим каждый день, о родственнике который умер в 1879 году?! Нет. Так и сдесь плакать не о чем, что было то случилось. Джунгарам в этом плане «повезло» больше.

  17. тас says:

    Трайбализм присущ элите, которая создает группы по семейно-фамильному принципу, но манипулирует и выдает их за родовые.
    ____________________________________________________________
    Это уже мафия и она никакого отношения к трайбализму не имеет.Надо называть вещи своими именами.

    автор.
    Извините, а в чем я придал «сверхзначение»?
    ———————————————
    Жузовщина и трайбализм – вот причина «грустной» судьбы казахского народа. Хотите дальше петь грустные песни, разделитесь окончательно.

  18. автор says:

    тахина
    И почему это-все у нас уныло,все печально? Нормально все! Или это вас нескончаемая череда трауров так подкосила? Ну так держитесь,их еще видимо будет немало. Ох не люблю я эту хитроумно навязываемую унылость . Смешайтесь и восстановитесь…
    =
    Эта статья никак не связана с последними траурными событиями. Она написана порядка десяти лет назад. Просто я стараюсь увидеть, изменилось ли восприятие читателей.
    А вот насчет чего Вы правы, так это то, что ситуация уныния провоцирует психологию «морального поражения».

  19. Ворчун says:

    Тахина. «Вы с такой идеей к евреям обратитесь,мол ваши 12 колен,сейчас являются разобщающим вас фактором,откажитесь от этого разделения,вы единый народ…»
    Молодец! Есть ещё БОГАТЫРШИ в народе! Не всё ещё потеряно! Надо не забывать рода, а устроить соревнование между ними — какой род лучше! В каком рождаемость выше! Какой род больше для страны пользы сделал! Какой род свои обычаи соблюдает! и т.д. Вот тогда будет взлёт народа, а значит и Казахстана. Народ жив пока корни свои не утерял. И не перерубать их надо, а развивать и укреплять на современном уровне! И не надо слушать тех, кто будет шептать соревнования в бойню превратится.

  20. автор says:

    я что то не поняла,почему я должна забыть из какого я рода? А разве мы казахи,все это время не были единым народом,и разве сейчас мы не едины? Это что за призыв? Очередная хитроумная попытка лишить нас национальной самоидентификации?
    =
    Напротив, если каждый будет помнить, из какого он рода, какое уважение имеется к его родителям, то это будет сдерживать хотя бы от воровства

    Колонизацию,революцию,голод,репрессии,атомные испытания пережило родоплеменное деление казахов,а теперь вдруг-жузы это неправильно.
    =
    Вот в этом же ряду находятся и жузы. Их не было. Просто выгодно раздедить единый народ на трех мальчиков и играть ими в шалик-малик! Разве не так?

    — Вы с такой идеей к евреям обратитесь,мол ваши 12 колен,сейчас являются разобщающим вас фактором,откажитесь от этого разделения,вы единый народ…
    =
    Они разделены по другим признакам. Кстати, есть теории о том, что 13-е колено затерялось где-то среди тюрков?!

    Парадокс состоит в том,что несмотря на родоплеменое деление,мы остаемся единым этносом.
    =
    Это я называю «туранская матрица». Поэтому мы до сих пор во многом едины с другими тюрками-кыпчаками.

  21. Ворчун says:

    И начать бы надо со спортивных состязаний целыми семьями. Чтобы семьями на праздниках отстаивали честь своих родов. Папа, мама, детки в одной команде были.

  22. автор says:

    Оптимальное сочетание индивидуализма и коллективизма — национальная культура.

    Вы как то расшифровывайте ваши опусы…
    Национальная культура не есть этническая культура казахов….
    Национальная культура это совокупность всех культур (всех этносов, всех субкультур) граждан…
    =
    Вы контекст выражения чувствуете.
    Тут учебник не пересказывают. Поэтому я и использую понятия «этническая нация» и «нация-государство».
    А так можно и затеять дискуссию о понятиях нация, этнос, казахи — казахстанцы, этносообщество и гос.сообщество.
    А кому здесь это интересно? Все это и так знают.

  23. автор says:

    Николай Наумов
    У всех народов, как и у людей, есть «болячки», так вот надо не расчесывать их до крови, и каждый раз выть от боли, а надо заживлять их, и ЗАБЫВАТЬ о них!
    =
    У парсов есть национальный праздник с траурными мероприятиями — День проигрыша Дария Александру. Глубину исторического чувства и исторической консолидации чувствуете?

    — Только думая о хрошем и стремясь к исцелению. Тогда будет созидание и позитив. Разве мы плачим каждый день, о родственнике который умер в 1879 году?! Нет. Так и сдесь плакать не о чем, что было то случилось. Джунгарам в этом плане «повезло» больше.
    =
    О джунгарах нужно помнить, потому что это урок казахам. Вспоминайте, поймите, почему вы проигрывали. Думайте, чтобы не повторить ошибок снова. Разве не так?
    О хорошем — гордость за размах земли! Правильно, так надо знать, как она досталась в наследство от предков и знать, как они ее удержали и передали потомкам

  24. автор says:

    тас
    Трайбализм присущ элите, которая создает группы по семейно-фамильному принципу, но манипулирует и выдает их за родовые.
    — Это уже мафия и она никакого отношения к трайбализму не имеет.Надо называть вещи своими именами.
    =
    Так, вопрос в том, что они используют родоплеменные сообщества для солидаризации «избирателей». Манипуляция. Вот, к примеру, назначили кого-то на должность, так его сородичи — вот наш парень род поднимет. Аха, поднимет, он про них даже не знает….

    — Извините, а в чем я придал «сверхзначение»?
    — Жузовщина и трайбализм – вот причина «грустной» судьбы казахского народа. Хотите дальше петь грустные песни, разделитесь окончательно.
    = Именно эти два явления не позволяют объединить политическую волю народа…

  25. автор says:

    Ворчун — Молодец! Есть ещё БОГАТЫРШИ в народе! Не всё ещё потеряно! Надо не забывать рода, а устроить соревнование между ними — какой род лучше! В каком рождаемость выше! Какой род больше для страны пользы сделал! Какой род свои обычаи соблюдает! и т.д.
    =
    Именно этим и занимаются некоторые.
    А еще пишут сногшибательные книги, исключительно о своих. Вы на казахском читаете, Ворчун?

  26. автор says:

    И почему это-все у нас уныло,все печально? Нормально все! Или это вас нескончаемая череда трауров так подкосила? Ну так держитесь,их еще видимо будет немало. Ох не люблю я эту хитроумно навязываемую унылость . Смешайтесь и восстановитесь…
    =
    Ответ на это выссказывание так и не вышел.
    Поэтому повторюсь, статье — почти десять лет.

  27. автор says:

    Фосфат
    Любой народ может похвастаться многострадальностью (кроме исландцев разве что… и непальцев… всё вроде!). Так , что зря казахи упиваются своей исключительностью и глубиной на этом унылом поприще — я думаю вы даже в первый сороковник не входите!… Бездна народов даже этого не могут — некому!! Вот вам для пущей грусти
    =
    Коммент появился с запозданием.
    Но смотрите тоже выше — День персидской скорби по Дарию Ахемениду.
    У любого народа есть такие даты…

  28. автор says:

    А вообще спасибо всем!
    Как удивительно изменилось восприятие одной и той же статьи!
    Раньше было больше ура-патриотизма. Теперь скептицизма больше.
    Взрослеем!

  29. КZ says:

    ЖУЗЫ-НУЖНЫ (порядок).
    РОД-НУЖЕН (корни человека,историческая память.)
    РЕЛИГИЯ ИСЛАМ-НУЖНА (приобщение к общечеловеческим ценностям, обсуждению не подлежит).

  30. автор says:

    КZ
    ЖУЗЫ-НУЖНЫ (порядок).
    =
    В чём порядок?

  31. ворчун says:

    «РОД-НУЖЕН (корни человека,историческая память.)
    РЕЛИГИЯ ИСЛАМ-НУЖНА (приобщение к общечеловеческим ценностям, обсуждению не подлежит).»
    Казахский Род и Ислам разве вещи совместимые? Родовая идеология (предки, родство, родственные отношения, духи предков, родовая структура и т.д.) и идеология ислама, где всё это есть язычество (с точки зрения арабов, конечно).

    «Именно этим и занимаются некоторые.
    А еще пишут сногшибательные книги, исключительно о своих. Вы на казахском читаете, Ворчун?»
    Пусть пишут. Правильно делают, что пишут. Пусть поднимают честь, достоинство, авторитет своих родов раз государственный патриотизм молчит. Национальное патриотическое воспитание без национальной религии не возможно (очень сложно). А молчит он потому что религия — ислам. Как совместить ислам и патриотизм к родной казахской земле?
    Ворчун уже говорил о том, что не говорит на казахском.

  32. автор says:

    ворчун
    «РОД-НУЖЕН (корни человека,историческая память.)
    РЕЛИГИЯ ИСЛАМ-НУЖНА (приобщение к общечеловеческим ценностям, обсуждению не подлежит).»
    Казахский Род и Ислам разве вещи совместимые? Родовая идеология (предки, родство, родственные отношения, духи предков, родовая структура и т.д.) и идеология ислама, где всё это есть язычество (с точки зрения арабов, конечно).
    =
    Почему не совместимые.
    Арабы сами живут родами и правят у них династии.

  33. автор says:

    ворчун
    «Именно этим и занимаются некоторые.
    А еще пишут сногшибательные книги, исключительно о своих?»

    Пусть пишут. Правильно делают, что пишут. Пусть поднимают честь, достоинство, авторитет своих родов раз государственный патриотизм молчит.
    =
    Никто не возражает, когда пишут правду.
    А так, как они например, назначают своих батыров главнокомандующими в Аныракае, так писать нельзя.
    Или, например, Вы Ворчун не знаете, из какого рода Атилла? О они знают и пишут???

  34. ворчун says:

    Ворчун очень рад тому, что есть такие АВТОРЫ ищущие, думающие, болеющие за свой народ, за свою страну. Наверно ворчун самый сомневающийся человек, но ворчун думает так, что если род считает, что Атилла их предок верят в это, это помогает им жить и готовы ради этого отдать свои жизни (что конечно не обязательно) — значит это им надо. А сели это не так, этого нет, то самим авторам потом стыдно может быть. Правды нет ни в одной истории ни у одного народа. Истории — мифологизированы, надуманы, приукрашены, героизированы, политизированы и т.д. Наверно, народам так надо.

    «Арабы сами живут родами и правят у них династии». У арабов между родами проводятся различные состязания с древних времён. Ислам их культура поэтому не может быть противоречия.

  35. автор says:

    Ворчун очень рад тому, что есть такие АВТОРЫ ищущие, думающие, болеющие за свой народ, за свою страну.
    =
    спасибо на добром слове

    — Наверно ворчун самый сомневающийся человек,
    =
    Наверное, и я такой же. Сомнение привело меня к тому, что я начал искать ист. документы по жузам и не нашел их!

  36. автор says:

    но ворчун думает так, что если род считает, что Атилла их предок верят в это, это помогает им жить и готовы ради этого отдать свои жизни (что конечно не обязательно) — значит это им надо.
    =
    Такая же психологическая история и с жузами. На каком-то этапе они сыграли свою позитивную роль, но теперь они стали инструментом манипуляции. Никак не могу закончить статью о том, как в реальности появились жузы в казахской историографии. Занят поисками спонсоров, но история повторяется «патриоты, как всегда, бедны»…

    А сели это не так, этого нет, то самим авторам потом стыдно может быть.
    =
    Вот за это, действительно, стыдно должно быть

    — Правды нет ни в одной истории ни у одного народа. Истории — мифологизированы, надуманы, приукрашены, героизированы, политизированы и т.д. Наверно, народам так надо.
    =
    Действительно, это так. В любой истории… у любого народа…

  37. автор says:

    «Арабы сами живут родами и правят у них династии». У арабов между родами проводятся различные состязания с древних времён. Ислам их культура поэтому не может быть противоречия.
    =
    Среди них эти противоречия есть. Рода и племена разорвали и продолжают рвать Ливию и Сирию.
    Судан уже разорвался (хотя там чуть-чуть другая история).
    Поэтому нам необходимо избежать этого и перейти от жузовщины к идеологии единого народа

  38. КZ says:

    Ты «автор» видимо в армии не служил,как и большинство казахских писак на тонких ножках.
    Как нет «единой» армии,которая в таком случае просто ВООРУЖЁННАЯ ТОЛПА ,так нет на земном шаре ни одного «единого» народа, который в таком случае просто ТОЛПА ДИКАРЕЙ.
    Армия,как слепок с общества,подразделяется и территориально по округам,и по родам войск,и структурно на дивизии,полки,батальоны и т.д. В этом виде она действительно единая АРМИЯ.
    Оседлые народы подразделяются территориально(Урал,Сибирь,Дальний Восток),подразделяются на землячества(вологодцы,сибиряки,туляки),даже говоры.
    Кочевники:-территориально ЖУЗЫ,структурно РОДЫ, далее культурологически-ВЕРА,ОБЫЧАИ,ГОВОРЫ. Всё это делает из толпы дикарей и полу-обезьян НАРОД.
    Жалко мне вас,слабые и бестолковые мамбето-писаки.

  39. автор says:

    КZ
    Как нет «единой» армии,которая в таком случае просто ВООРУЖЁННАЯ ТОЛПА ,так нет на земном шаре ни одного «единого» народа, который в таком случае просто ТОЛПА ДИКАРЕЙ.
    =
    Я не понял, Вам не понравился термин какой-то?

    — Армия,как слепок с общества,подразделяется и территориально по округам,и по родам войск,и структурно на дивизии,полки,батальоны и т.д. В этом виде она действительно единая АРМИЯ.
    =
    Это сейчас такая армия. Раньше структура была трезвеньевой: центр, крылья + авангард, арьенргард + доп.
    Оседлые делились также на полки: центра, правый-левый и т.д.

  40. автор says:

    Оседлые народы подразделяются территориально(Урал,Сибирь,Дальний Восток),подразделяются на землячества(вологодцы,сибиряки,туляки),даже говоры.
    Кочевники:-территориально ЖУЗЫ,структурно РОДЫ, далее культурологически-ВЕРА,ОБЫЧАИ,ГОВОРЫ. Всё это делает из толпы дикарей и полу-обезьян НАРОД.
    =
    Кочевники подразделялись по улусам, а оседлые по князьям и городам.

  41. автор says:

    Жалко мне вас,слабые и бестолковые мамбето-писаки.
    =
    Сам-то из викингов что ли?

  42. КZ says:

    -Оседлые славянские племена:-Поляне,Древляне,Вятичи,Северяне,Бодричи,Радимичи,Дреговичи и т.д. Где здесь князья и города?
    -Говоря о кочевниках я имел в виду Казахское ханство т.е.улус, которое в свою очередь поделилось на ЖУЗЫ,ПЛЕМЕНА,РОДЫ. Улус,-это кочевое государство,как и ханство.
    А слабые и бестолковые мамбо-писаки обычно ещё и занудливые мудаки.
    Я же не викинг,а бери гораздо(!) выше. Обосную кому хочешь и когда хочешь.

  43. ворчун says:

    Автору спасибо за тему, но… Рода — это готовые коллективы, объединенные духовно (родовой идеологией) Это огромный плюс (капитал). Родам нужно помогать: создавать кассы взаимопомощи, иметь свой бюджет, открывать фонды развития и т.д. Брать землю, закупать технику и производить сельхоз продукцию под своим родовым брендом и т.д. Главное здесь что это готовые коллективы объединенные не финансовыми интересами, что обычно хрупко и быстро распадается при любом кризисе. Родовой коллектив не распадётся может только умереть. Родовой коллектив за своё производство будет бороться до конца, до последнего. Рода должны иметь свою структуру (родовую) помогать своим членам финансово, обеспечивать работой, помогать многодетным, поощрать увеличение рода, готовить специалистов. Приглашать специалистов. Примеры тому есть это япония. Где кланы создавали целые корпорации и правительство их поддерживало и всячески поощрало.
    Если в Сирии борьба идёт между родами то это пример того как не надо работать с родами. Сегодняшнее не работа с ними может также аукнуться потом. Открытие родами свои предприятия (корпорации) — это реально! Забыть рода — это не реально! Вообще, автор, как вы себе это представляете? Прийти и сказать им забудьте свои рода и не воспитывайте больше так своих детей? Да это не возможно. Возможно другое — ещё более сплочение родовых коллективов для совместной деятельности (аренда земли и выпуск сельхоз продукции, строительство заводов, даже и в военных, космических областях и т.д.)…
    Все рода может и не смогут объедениться (ума и таланта не у всех хватит) но если даже 5-7 сумеют — будущее казахстана будет обеспечено. Именно рода смогут под своим брендом производить качественную продукцию поставлять её во все уголки казахстана и мира. С этим справятся только рода, а чиновничье-бюррократическое правительство (командная система наша) как видим пока не очень-то.

  44. автор says:

    КZ
    -Оседлые славянские племена:-Поляне,Древляне,Вятичи,Северяне,Бодричи,Радимичи,Дреговичи и т.д. Где здесь князья и города?
    =
    Не придуманные здесь, наверное, только вятичи. А так, поле — значит, поляне, леса — значит дреговичи, север — значит северяне. Существуют карты расселения с реально существовавшими племенами от Балтии практически до Урала

    -Говоря о кочевниках я имел в виду Казахское ханство т.е.улус, которое в свою очередь поделилось на ЖУЗЫ,ПЛЕМЕНА,РОДЫ. Улус,-это кочевое государство,как и ханство.
    =
    Упорно и настойчиво про жузы. Так покажите документы.
    Про улус и так все знают.

  45. автор says:

    КZ. Я же не викинг,а бери гораздо(!) выше. Обосную кому хочешь и когда хочешь.
    =
    Хочу, чтобы Вы обосновали мне в личной встрече. Эл.почта указана в статье.

  46. автор says:

    Рода — это готовые коллективы, объединенные духовно (родовой идеологией) Это огромный плюс (капитал).
    =
    Раньше это были реальные коллективы, совместно кочевавшие летом и зимовавшие на кыстау.


    Родам нужно помогать: создавать кассы взаимопомощи, иметь свой бюджет, открывать фонды развития и т.д. Брать землю, закупать технику и производить сельхоз продукцию под своим родовым брендом и т.д. Главное здесь что это готовые коллективы объединенные не финансовыми интересами, что обычно хрупко и быстро распадается при любом кризисе. Родовой коллектив не распадётся может только умереть.
    =
    Сейчас — это «духовные» распадающиеся коллективы. Идет переход к «соседской общине» и урбанизация

  47. автор says:

    Примеры тому есть это япония. Где кланы создавали целые корпорации и правительство их поддерживало и всячески поощрало.
    =
    Япония использовала в качестве эталона родовую самурайскую честь, а в качестве всеобщей народнической идеологии — общинный корпоративизм народа.
    Молодцы!

  48. автор says:

    Комментарий не вышел. Поэтому повторяю.
    Япония использует в качестве эталона кодекс самурайской чести, а в качестве народнической идеологии — общинный корпоративизм.
    Кстати, в Японии в одном из токийских университетов моя книга идет в качестве пособия по курсу лекций о Центральной Азии?! Оказывается, уже около полугода?!

  49. автор says:

    Если в Сирии борьба идёт между родами то это пример того как не надо работать с родами.
    =
    Ситуация в Сирии, вроде бы, больше связана с этноконфессиональными противоречиями.

    — Все рода может и не смогут объедениться (ума и таланта не у всех хватит) но если даже 5-7 сумеют — будущее казахстана будет обеспечено.
    =
    В Ливии было построено социальное государство, но власть принадлежала двум племенам из ста: Каддафа и Варфалла. За полковника воевали только Каддафа (одна бригада была укомплектована ими, а в спецназе командиры были из них). Варфалла в основном воевать не стало, а приняло нейтралитет. Остальные племена были или сочувствующими, или воевали против — результат — страна разрушена.

  50. автор says:

    Открытие родами свои предприятия (корпорации) — это реально! Возможно другое — ещё более сплочение родовых коллективов для совместной деятельности (аренда земли и выпуск сельхоз продукции, строительство заводов, даже и в военных, космических областях и т.д.)…
    =
    Вполне реально, но не на госслужбе! См.выше — Ливия.

  51. автор says:

    Забыть рода — это не реально! Вообще, автор, как вы себе это представляете? Прийти и сказать им забудьте свои рода и не воспитывайте больше так своих детей? Да это не возможно.
    =
    Я не пойму, я разве призываю «забыть рода»? Разве я могу забыть свой род?
    Я говорю о другом — не поддавайтесь сказкам о жузовском разделении и помните о родовой чести своих племен — разве какой-нибудь из наших батыров действовал во вред своему народу. Так почему люди из таких славных родов и фамилий становятся «национал-предателями» и т.д. и т.п.

  52. автор says:

    Давайте, вернемся к дискуссии по теме:

    Так, «почему так грустна судьба казахского народа?»
    Исходим не из внешних влияний, а из внутренних условий и обстоятельств, в частности, из жузов и племен!
    Что хорошего «сделали» жузы (жузовское деление) для казахов и что плохого»?

  53. КZ says:

    Больной ты на всю голову автор,идиот и зануда. Для таких имбицилов как ты важнее метрика,а не реально существующий ребёнок. Ты бы ещё фотографии Керея и Жанибека требовал здесь и их паспорта. Нет паспорта-нет и человека.
    Да почти все исторические документы казахов,не изъятые при русских царях, изымали специальные команды сталинских ГПУ-шников,теперь они пылятся в спец-хранах Раши. И хрен они их отдадут.
    И ещё,ты со всеми лично встречаешься по электронной почте? Адрес давай! Домашний телефон! Номер автомобиля,если таковой имеется!РНН!(нет,это уже слишком. Не надо.)
    Наблевал здесь своих коментов больше,чем все остальные вместе взятые,графоманствующий идиот. Не с тобой бы дискутировать,с больными не спорят.

  54. автор says:

    КZ
    Больной ты на всю голову автор,идиот и зануда. Для таких имбицилов как ты важнее метрика,а не реально существующий ребёнок. Ты бы ещё фотографии Керея и Жанибека требовал здесь и их паспорта. Нет паспорта-нет и человека.
    Да почти все исторические документы казахов,не изъятые при русских царях, изымали специальные команды сталинских ГПУ-шников,теперь они пылятся в спец-хранах Раши. И хрен они их отдадут.
    И ещё,ты со всеми лично встречаешься по электронной почте? Адрес давай! Домашний телефон! Номер автомобиля,если таковой имеется!РНН!(нет,это уже слишком. Не надо.)
    Наблевал здесь своих коментов больше,чем все остальные вместе взятые,графоманствующий идиот. Не с тобой бы дискутировать,с больными не спорят.
    =
    Короче, мало того, что съехал, еще и истерику свою продемонстрировал.

  55. КZ says:

    комментарий удален

  56. автор says:

    Зря удалили комментарий!
    Я хотел бы почитать, да и людям, наверное, интересно, понять, какие мотивы у него?
    Пусть пишет, чего там.

  57. автор says:

    Кстати, можете отправить его коммент на мою электронку?

  58. КZ says:

    Аффтар,ты со всеми лично встречаешься по электронной почте? Адрес давай! Домашний телефон! Номер автомобиля,если таковой имеется!РНН!СИК!(нет,это уже слишком. Не надо.))))))

  59. Олигарх says:

    Шакарим — первый казахский генеалогист — резко выступал против абсолютизации шежире как исторического источника: «Родословные наших предков большей частью основаны на всевозможных слухах и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам и устным преданиям. Авторы подобных родословных таким образом хотели прослыть знающими, другие — показать свою родовитость, немало среди них и таких, кто на свой лад переиначивал услышанное, а потому сочинения их ошибочны и лживы» (5).

  60. автор says:

    КZ
    Аффтар,ты со всеми лично встречаешься по электронной почте? Адрес давай! Домашний телефон! Номер автомобиля,если таковой имеется!РНН!СИК!(нет,это уже слишком. Не надо.))))))
    =
    Не, не со всеми, а по мере необходимости. Пару раз уже договаривались по электронке, встречались, проясняли позиции сторон. Вполне адекватные люди, просто немного разные позиции. Самое главное, никто не желает зла своей стране.

  61. автор says:

    Олигарх
    Шакарим — первый казахский генеалогист — резко выступал против абсолютизации шежире как исторического источника:
    =
    Первый, наверное, дулат Мухаммад Дулати. Потом Кадыргали Жалаири, Шокан Валиханов и др.

    «Родословные наших предков большей частью основаны на всевозможных слухах и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам и устным преданиям. Авторы подобных родословных таким образом хотели прослыть знающими, другие — показать свою родовитость, немало среди них и таких, кто на свой лад переиначивал услышанное, а потому сочинения их ошибочны и лживы» (5).
    =
    Чистая правда про приукрашивание. Поэтому истина — только в сопоставлении шежире между собой и сравнение с ист.данными

  62. jalpaktil says:

    «Жузовщина и трайбализм – вот причина «грустной» судьбы казахского народа. Хотите дальше петь грустные песни, разделитесь окончательно» деп оттап, басты қатыра берудің қәжеті жоқ. Жеті атасын, руын білмеген қазақ қазақ емес. Қазақ халқының басқа ұлттардан өзгешелігіде осыда. Солай болған солай болады да.

  63. автор says:

    Жеті атасын, руын білмеген қазақ қазақ емес.
    =
    айтканыз дурыс.
    бирак мени тусенген жоксыз.
    Жуз болган жок деймин. Жуз болмаса, жузге болингемизде болмайды!

  64. ВЕТЕР says:

    Хотите дальше петь грустные песни, разделитесь окончательно. Автор, а как Вы в целом, имеете представление разделения казахов, а? В случае худшего сценария нашей то-ле-рань-тности, как Вы видите возможность разделения и каким путем оно будеть иметь место? На мой взгляд, это все не так просто разрушать наше и того хрупкое единство! И никто никому этого не позволит сделать…! Так нельзя рассуждать, обделять, пробуждать и нагнетать самосознание простых людей, на котором в целом и строится наше общество и государство! Это очень взрывоопасно! Не забывайте, что из искры возможно возгорется пламя!

  65. KZ says:

    Хотите дальше петь грустные песни, разделитесь окончательно. Автор, а как Вы в целом, имеете представление разделения казахов, а? В случае худшего сценария нашей то-ле-рань-тности, как Вы видите возможность разделения и каким путем оно будеть иметь место? На мой взгляд, это все не так просто разрушать наше и того хрупкое единство! И никто никому этого не позволит сделать…! Так нельзя рассуждать, обделять, пробуждать и нагнетать самосознание простых людей, на котором в целом и строится наше общество и государство! Это очень взрывоопасно! Не забывайте, что из искры возможно возгорется пламя!

  66. автор says:

    Автор, а как Вы в целом, имеете представление разделения казахов, а? В случае худшего сценария нашей то-ле-рань-тности, как Вы видите возможность разделения и каким путем оно будеть иметь место? На мой взгляд, это все не так просто разрушать наше и того хрупкое единство! И никто никому этого не позволит сделать…!
    =
    Внутреннего политического разделения не будет, если не вмешаются внешние силы…

  67. автор says:

    Так нельзя рассуждать, обделять, пробуждать и нагнетать самосознание простых людей, на котором в целом и строится наше общество и государство! Это очень взрывоопасно! Не забывайте, что из искры возможно возгорется пламя!
    =
    В самосознании простых людей (к коим я отношу и себя и свою родню) нет жузовщины.
    Но есть проблема жузовского разделения элиты, называемая трайбализмом.
    Поэтому и нельзя игнорировать проблему. А жузы (вернее, трайбализм, непотизм элиты) и есть проблема.
    Представьте три группы людей, разделенных идеологией своих жузов и «возглавляемых» своими «вождями». А теперь представьте, если они начнут двигаться в колоннах по улусам. Помните историю про Мадияра, Кудияра …

  68. ногай ак орда says:

    казак деген халык болмаган, жуз деген бул улыс орда дегендей, ру деген соз туыскан адамдар деген соз (родственник), тайпа (племя) рулар тайпага кiредi, (адай,керей,аргын,дулат ж/е б олар ру емес себеби бир биримен туыс емес олар тайпага айналган коне улттар) казак деген халык емес хандык (15 гасырда пайда болган)

Добавить комментарий