19 декабря, 2012 27 комментариев

Народ должен мобилизоваться на изучение языка

Туркестан №49

В Послании президента Нурсултана Назарбаева четко указаны наши языковые приоритеты: «Сейчас доля взрослого населения, свободно владеющего государственным языком, составляет подавляющее большинство.

И это огромное достижение Независимости.

Наша задача состоит в том, чтобы к 2017 году число казахстанцев, овладевших государственным языком, достигло не менее 80-ти процентов.

А к 2020 году — не менее 95-ти процентов.

Через десять лет 100 процентов выпускников школ будут владеть государственным языком.

И мы всё для этого делаем.

Мы также будем развивать русский язык и языки других казахстанских этносов.

Я всегда говорил, что для современного казахстанца владение тремя языками — это обязательное условие собственного благополучия.

Поэтому считаю, что к 2020 году доля населения, владеющего английским языком, должна составлять не менее 20-ти процентов».

Заявление Елбасы «мы вместе смогли сделать Казахстан преуспевающим и вместе мы сможем сделать его процветающим государством…. Такой стране, как наша, в которой численность населения небольшая, а экономика развивается, как воздух нужны современные технологии.   Только тогда крупные государства мира и соседние страны будут с нами считаться. Конечная цель этой программы – открыть путь развитию казахов, как нации, создать условия к широкому развитию его языка и культуры», – должно стать путеводной звездой каждого нашего соотечественника. Язык – душа народа, основа его духовности и главная сила, которая заставит признать свободу народа и величие нации.

 

Н?зия ЖОЯМЕРГЕН?ЫЗЫ,

Перевод Кайрата Матрекова

(27) Комментарии

  1. тас:

    Не понимаю,как ЕБ хочет за оставшиеся 4 года (до 2017 года)обучить 75 процентов граждан страны казахскому языку.Тем более никаких подвижек к этому ,со стороны государства нет.Для этого нужны не пустые и громкие слова, а конкретные дела.Взять к примеру Россию.Она взяла да и приняла закон,по которому все,кто приезжает в Россию работать и жить,должны сдавать экзамен на знание русского языка и истории России.Почему бы и нам не продублировать этот закон.Чтобы президентская программа по развитию языков на 2011-2020 г.г.была реализована нужны координальные действия в этом направлении,не взирая на визг и вопли некоторых граждан Казахстана.Недовольные всегда будут и не только в вопросах развития казахского языка.Поэтому обращать внимание на них не стоит.Ведь будет решаться вопрос государственной важности,который определит вектор языкового развития государства на века.И тут нельзя малодушничать.Сказав «А» надо говорить и дальше.Нужно принимать целый комплекс сопутствующих законов,таких как закон «О государственном языке»,вносить изменения дополнения в Конституцию РК и т.д и т.п.Нужно открывать бесплатные курсы по изучению гос.языка в каждом населенном пункте страны,обеспечить население необходимой литературой и методическими пособиями.И самое главное,руководству страны надо самим переходить в своей служебной и повседневной жизни на государственный язык.Тогда будет мотивация к изучению казахского языка всеми гражданами страны.И только в этом случае указанная программа может быть реализована качественно и в срок.В противном случае эта программа станет очередным блефом.

  2. Аноним:

    Согласен с тобой на все сто.

  3. жаза:

    В ближайшие 4 года в Россию и другие страны СНГ могут перехать около миллиона неказахов. Никто их гнать не будет . Это будет их осознанный выбор. Это будут те кто изначально колебался учить или не учить госязык. А теперь когда гос-во ясно продемонстрировало языковой вектор эти люди определятся в своем решении.. Они решат что их детям будет лучше жить на исторической родине. В их возвращении на историческую родину сильно заинтересована и Россия. Она уже внесла в конце этого года несколько изменении в программу переселения соотечественников сделав эту программу более доступной. Видимо на это и расчитывал Елбасы когда говорил о 80 % казахоязычных в 17-м году.

  4. тас:

    Жаза,здесь я с тобой не соглашусь.Было бы глупо и несерьезно расчитывать на отьезд неказахов до 17 года и тем самым реализовать президентскую программу по развитию языков на 2011-2020 г.г.Уверен,что составители этой программы об этом вряд ли думали.Да и расчитывать на отьезд неказахов из нашей страны и тем самым ничего не делать по развитию госязыка,думаю было бы неправильно.Данная программа будет реализована только огромными усилиями как государства,так и всех граждан Казахстана об этом сказал выше.

  5. жаза:

    Тас! Ты тоже по своему прав. Но согласись демографическая обстановка в соседней Россиии просто катастрофическая. Уже сейчас там не хватает рабочих рук. А прогнозы экспертов на демографическое будущее России очень мрачные. Депопуляция там будет только нарастать. В этой связи Россия просто вынуждена привлекать мигрантов. И вопрос с переселением «своих» русскоязычных соотечественников из других постсоветских стран приобретает для нее первоочередной характер. И Путин чтобы поднять свой упавший рейтинг и стремясь заработать на этом очки сделает все от него зависящее чтобы как можно больше русских привлечь в Россию. Я не исключаю даже заговора на очень высоком уровне двух государств. То есть со следующего года начнется активная, массированная компания направленная на поголовную казахизацию с молчаливого согласия кремля. Ну может кремль для видимости мягко пожурит Казахстан. И все. Ведь Россия останется в выигрыше от этого. А Казахстан вначале столкнется с некоторым негативом из-за массового отьезда русскоязычных. Но в конечном счете все образуется. Я сомневаюсь что даже если гос-во предоставит все условия для изучения гос-ного языка все русские станут поголовно учить его. Некоторая и немалая его часть все же предпочтет уехать на свою историческую родину. Конечно жаль если это произойдет но так по моему будет справедливо. Думаю наш Елбасы как всегда просчитал все возможные и вероятные сценарии развития событии. И не стал бы так голословно утверждать о сроках казахизации.

  6. не сомневайся брат , Жаза:

    «Я сомневаюсь что даже если гос-во предоставит все условия для изучения гос-ного языка все русские станут поголовно учить его.»
    ЭХ, если бы это действительно зависело от этих бестолковых русских.
    Мои деды держали эту землю от китайцев и все знали казахский не хуже казахов. Мри дядьки — их было 8 — тоже свободно говорили на казахском. Потом казахи сами перестали говорить на казахском. Казахские сказки начал писать Васильев , а казахскую музыку -Брусиловский.
    Язык в школе преподовали и у меня была 5ка.
    Но язык не выучили ни мои русские товарищи ни мои друзья , казахи.
    И не потому , что государство не хотело организовать изучение языка, а потому, что хреновые были преподаватели.
    Сейчас у меня уже внуки. И я и дети мои с энтузиазмом и настойчивостью заставляем их учить язык. Казахский -один из приоритетных предметов , на которые мы из ориентируем.
    И какой же результат?
    А ровно такой же как и был у нас, когда казахский был предметом второстепенным.
    И причина осталась таже -хреновые учителя и методики.
    И виновато не Государство, а люди , которым государство это поручило. И в первую очередь болтуны , якобы заботящиеся о возраждении значения языка , а на самом деле ни хрена не делающие.
    Ну , почему наши внуки уже начинают говорить по английски и попрежнему на нуле на казахском?
    Вместе с этим ажиатажем, который вы хдесь подняли, пойдите в школы в министерство образования. Ну столкните вы, наконец .эту гору дерьма ничего не делающего и ужасно бестолкового.
    Я в школе и в универе учил немецкий- понадобилось и я в 50 выучил английский. Сейчас по работе понадобился китайский и я выучу его.
    Проще всего погадить в очередной раз на бестолковых русских, но это не в характере по настоящему великих народов.

  7. жаза:

    Я русских бестолковыми не считаю. Я всего лишь утверждаю что немалая часть русских в силу обьективных и субьективных причин предпочтет уехать на свою историческую родину нежели учить гос. язык Казахстана и вливаться в казахскую среду. И дело тут не в казахах и не в естесственной для нашей страны казахизации. Субьективные причины — это тревога русских за свое будущее, за будущее своих детей. Они боятся что их дети оторвуться от своих корней, религии ,позабудут свой родной язык. А обьективная причина это Россия. Она в последние годы очень сильно заинтересована в переезде русскоязычных соотечественников со всех стран СНГ. А они эти соотечественники для нее являются прежде всего людскими и трудовыми ресурсами. То есть она на государственном уровне будет конкурировать за них. И конкурировать жестко и даже недобросовестно . И всякого рода провокации устраивать чтобы вызвать у части русскоязычного населения в сопредельных странах панику и ускоренный отьезд в Россию. Вот и все что я хотел сказать. А Казахстан все равно будет казахоязычным. Я в этом уверен(тф?,тф?,тф?).

  8. аноним:

    А Казахстан все равно будет казахоязычным. Я в этом уверен(тф?,тф?,тф?).
    Я так не думаю,китаеязычным 100%стать его историческая судьба,но естественно,никак не казахоязычным,китайцы этого просто напросто не допустят,господства примитивного и архаичного языка,на такой огромной территории,в построенных резервациях,может быть и да,но абсолютно исключено применение неконкурентного языка по всей территории,бывшей одной из республик Советского Союза.

  9. адаец:

    Русские уезжают не из за нежелания учить казахский язык. Не надо лицемерить.
    Я постоянно смотрю назначения на гос. должности в КЗ по «номад». Много там кроме казахов? И процесс отъезда не остановить из за амбиций казахов, к сожалению.

  10. жаза:

    Почему это казахский ты считаешь примитивным? Только потому что не знаешь его? А чем китайский лучше его? Китайский язык это самый сложный в мире язык с самой сложной в мире письменностью. Сами китайцы друг друга не понимают из-за огромного количества диалектов . Пекинский диалект это одно а южный кантонский диалект это другое. К тому же эти языки очень бедны хоть на них и говорят свыше 1250 миллионов человек. Взять хотя бы к примеру их имена и фамилии. Одно и то же слово»ЛИ» встречается десятки миллионов раз. И с другими именами у китайцев полный дефицит. Куда больший выбор тут у казахов. Мне приходилось слышать как разговаривают между собой китайцы на пекинском; — это извините один сплошной «лай и визг» временами срывающийся на крик. Когда я спросил почему они так кричат ведь вроде не ругаются знающие люди обьяснили мне что многое в их языке зависит от интонации в словах поскольку они (слова)очень схожи. Вот и вынуждены бедные китайцы кричать , пользоваться переводчиками чтобы понять китайцев с соседнего района и носить очки по причине очень сложного «алфавита». Единственное что их обьединяет в единую страну — это тоталитарная и авторитарная система основание которой заложили еще маньжурские племена в 17-м веке.

  11. Болат:

    жаза: 19.12.12
    Почему это казахский ты считаешь примитивным?

    Жаза! Вы не правы. Не нужно кому-то Анониму объяснять, что казахский язык не примитивный. Этот человек просто оскорбляет наш казахский язык. Таких нужно топить в луже грязи.

    Аноним
    19.12.12
    «…китайцы этого просто напросто не допустят,господства примитивного и архаичного языка…».

    Китайцы так не думают. Казахский язык в Синьцзяне широко используется в СМИ, общественной жизни, на казахском языке в КНР можно получить высшее образование, в отличие от РФ и СССР.

  12. Болат:

    адаец: 19.12.12
    Русские уезжают не из за нежелания учить казахский язык. Не надо лицемерить.
    Я постоянно смотрю назначения на гос. должности в КЗ по «номад». Много там кроме казахов? И процесс отъезда не остановить из за амбиций казахов, к сожалению.

    Адаец! Назовите тогда хотя бы одного из лидеров русских империалистов в РК (например, казачество, русские общины, ладовцы), который свободно владеет казахским языком.

  13. анонимВасилий:

    Будут русские знать или не будут казахский язык, не имеет никакого значения. Работы в государственных учреждениях любого уровня им не видать, как своих ушей. И не надо лицкемерить на эту тему. Только для отмазки назначат два-три человека, чтобы при случае показать-вот у нас русские на гослужбе.

  14. тас:

    Вася ты не прав.Русских на госслужбе ровно столько,сколько и должно быть в нашей стране,исходя из демографической и языковой ситуации.Ну,не сможет чиновник,русской национальности работать там,где в ходу гос.язык.У моего знакомого сын не смог работать в акимате г.Астаны,поскольу не знает казахского языка.Благо набрался смелости уйти по собственному желанию.Так кто в этом виноват?И такая ситуация будет нарастать с каждым днем.Это обьективный процесс.Поэтому и ЕБ, видя это, просто вынужден делать крен в сторону гос.языка.А куда деваться.Поэтому,еще раз хочу сказать,что неправы те,кто считает,что знай или не знай казахский язык,все равно хорошую работу не найдешь.Наоборот.Если неказах знает казахский язык,то к нему больше симпатий и уважения со стороны казахов и он будет пользоваться большей поддержкой и преимуществом.И таких примеров в стране много.

  15. ??????:

    А скажите мне уважаемый ТАС знание гос языка поможет избавиться от нищеты и многих социальных проблем в стране? Вы в аулах бывали ? Там гос язык знают.Молодежь имеет образование.Вот только это им не как не помогает.Нет богатого дяди и сиди на попе ровно.работай за 50000 т. И корми семью.плати налоги.ком. услуги.Язык не самая острая проблема РК. Соц сфера больное место.

  16. Аноним:

    Если неказах знает казахский язык,то к нему больше симпатий и уважения со стороны казахов и он будет пользоваться большей поддержкой и преимуществом
    —————————————————
    Тас, ты прав, пример тому Мария Вольнова, которая хорошо говорит по казахски. Журналистка которая брала у нее интервью в рот ей заглядывала от удивления и уважения. Мария Вольнова, выучив казахский язык, доказала тем самым, что уважает казахов.

  17. у русских одно на уме:

    хорошо пожрать и напиться им до остального получается … если судить по их отговоркам что нужно сначала бесконечно жрать и пить
    только по русскому языку у них другое мнение
    что аж под угрозой заставляют учить другие народы а не то жития не будет не будут брать на работу и т.д. да и что-то не видно чтобы кавказцев знающих русский брали в министры и в президенты ведь не пускают даже в армию перестали брать и в те отрасли связанные с госбезопасностью следовательно русские кавказцам не доверяют
    а спрашивается с какого перепугу казахи тогда должны доверять русским которые спят и видят чтобы Казахстан вновь оказался в русском государстве
    казахи все не могут понять
    что основная масса русских никогда не будет признавать казахскую государственность и язык
    это природа и казахам это не изменить — констатировать факт и все
    не хотят их проблемы
    будут иметь неудобства и все
    как русские не могут переварить кавказцев
    так и казахи не смогут переварить столько русских
    часть русских
    конечно интегрируется и будет гармонично жить в казахском государстве
    а остальным это не дано
    то же самое и в Украине
    А вот в Прибалтике ведь учат
    потому что знают
    что жизнь в Евросоюзе лучше
    чем в России
    и не спешат перебераться на свою историческую
    несмотря на то
    что их там по всякому
    оккупанты, убийцы и т.д.
    получается жизнь в Евросоюзе дороже
    чем жизнь в РФ

  18. тас:

    ???????.Твои доводы не совсем правильны.Ты говоришь о разных вещах.Если судить по твоему,то в любой стране мира гос.язык не помогает избавиться от нищеты и других социальных проблем.Мы не исключение.Это разные категории вещей.Ты социально-экономическое положение людей связываешь с духовно-нравственной категорией,что неверно.Нищих людей хватает и со знанием русского,английского,китайского и пр.языков. Ясно одно,что и социально-экономическую и духовно-нравственную сферу жизни нашего общества надо решать одинаково хорошо и упорно.

  19. ?????:

    тас. Возможно где то я и заблуждаюсь.

  20. Из Новосиба:

    А как интересно это выглядет со стороны,т.е. с точки зрения американской демократии,т.н дипломатии канонерок(пропорциональное (ну или хотя бы приемлемое)соотношение представителей этносов республики во властных структурах),ведь они могут и возбудится,как так ведь есть прямое нарушениее,столпов и основополагающих устоев,или в этом вопросе, ваши кумиры амеры,автоматически становятся для вас шовинистами и империалистами

  21. этот вопрос они скорее зададут россии:

    почему на федеральном уровне не представлены все народы РФ
    где кавказцы
    где министры кавказцы и т.д.
    русским сначала нужно самим нерусских в России на первые места ставить
    потом уж поучать всех остальных
    в т.ч. и казахов и украинцев
    ведь к кавказцам у русских настороженное отношение
    то же самое и в Казахстане
    у казахов настороженное отношение к русским и не без основания
    а русские особо и не скрывают
    и после этого еще и чего-то требуют
    вот когда министров-кавказцев в РФ будет много и других народов
    тогда и можно о чем-то рассуждать
    а так бревна в своем глазу не вижу
    еще и поучаю другие народы

  22. Из Новосиба:

    этот вопрос они скорее зададут россии:
    20.12.12
    ты зубы не заговаривай безмозглый демагог,в каждой национальной республике РФ они составляют,во властных структурах свой превалирующий процент,федеральный уровень не их уровень в соответствии с тем же процентном соотношении.Повторю,не болтай и не заговаривай зубы о министрах-кавказцах,а ответь на простой вопрос,почему в РК процентное ссоотношение во властных структурах(ЛЮБОГО УРОВНЯ),никоим образом не соответствует элементарным демократическим нормам,и как на это отреагируют ваши кумиры из штатов

  23. ворчун:

    «Я всегда говорил, что для современного казахстанца владение тремя языками — это обязательное условие собственного благополучия».
    Ну, что ещё к этому добавишь? Ничего! Казахи должны владеть тремя языками. А лучше больше! Тогда страна будет лететь в высь в своём развитии. Русский казахи должны знать — северный сосед, неисчерпаемые ресурсы! богатая культура и т.д. Английский — понятно! Немецкий — понятно! Японский — понятно! Французский — понятно! и т.д.
    То, что живущие в Казахстане должны владеть казахским это даже не должно обсуждаться. Это так и всё! Все живущие народы должны знать свои языки — это мудро!
    Насчёт чиновников. Так они все живут в другом мире, другом измерении, на другой планете. И задача народа сделать так чтобы чиновники жили вместе со своим народом! Это главное. А если они начинают жить на другой планете, то все от безнаказанности, от вседозволенности становятся ворами, казнокрадами… И это независимо от национальности.
    Есть чиновники казахи, которые не знают свой язык. Они никогда и не выучат если народ будет продолжать перед ними лебезить. С чиновниками разговаривайте только на государственном языке. Не знает, его проблемы. Но только чтобы это были действительно проблемы. А не сами в дерьме оказались. Если мобилизоваться, так мобилизоваться!

  24. ворчун:

    И ещё. Жаза, ты взгляни на карту России. Это огромное море деревьев. Ты знаешь, русский народ может припеваюче жить только на продаже леса. Знаешь почему? Потому что это возобновляемый ресурс. Спилил пихту на этом месте через 30 лет новая вырастет. И так далее. Правда в России сегодня весь лес больной, сил не хватает его пилить. Его нужно валить, чтобы новый рос. Ты почитай об этом. Набери «лесное хозяйство России» и почитай. Найдешь всё, что тебе надо. Так вот, русский ты знаешь, тебе уже не надо его учить. Построй у себя, рядом со своим домом супер современный деревообрабаывающий завод. Завози из России лес, выпускай мебель. Продавай нам, казахстанцам. Даже если в России 10 — 20 таких, как у тебя заводов построят, ты без леса не останешься. Вот и президент говорит — «…это обязательное условие собственного благополучия»».

  25. жаза:

    ворчун:
    20.12.12

    И ещё. Жаза, ты взгляни на карту России. Это огромное море деревьев. Ты знаешь, русский народ может припеваюче жить только на продаже леса. Знаешь почему? Потому что это возобновляемый ресурс. Спилил пихту на этом месте через 30 лет новая вырастет

    Ошибаешься Ворчун! Лес не относится к категории возобновляемых ресурсов. Лес это легкие нашей планеты. И с каждым годом его становится все меньше. От пожаров, от беспощадной вырубки. Леса надо беречь. Это факт .

  26. я:

    Умные казахи никогда не откажутся от русского языка и вот почему:
    1) умные хотят продолжать образование поверх школьного базиса. Я за последние 3дня скачал в свободном доступе книги Ротбарда, Мизеса, Лебона на русском языке. Кто попробует отыскать то же самое на казахском — 5 за четверть!

    2) умные хотят жить на планете а не в своем маленьком мирке.
    Я в Таиланде задаю тайцу вопрос по-английски, он мне отвечает по-русски, в Китае я ,владея русским вполне обхожусь без переводчика. Турция, Кипр, Гоа — нереально представить кафе без меню на русском. (безовсякой оккупации заметьте).
    3) зная только казахский ты обрекаешь себя на вечное общение только с максимум 5000000 взрослых людей, зная русский и английский весь мир у твоих ног!!!
    неужели вы думаете умные казахи откажутся от такой привелегии?????
    P.S. Я РУССКИЙ, НО ЗНАЮ КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК НА УРОВНЕ, ДОСТАТОЧНОМ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК ЗА КАЗАХАМИ В КАЗАХСКИХ ТЕКСТАХ.

  27. друг:

    Надо организовать бесплатные курсы казахского языка и все будут знать и не будет проблемы!

Добавить комментарий