24 сентября, 2013 18 комментариев

Мухтар Шаханов высказался о проблемах казахского народа

Значок видеоО “национал-патриотах” – Я не знаю, как вам объяснить этот феномен, но, например, в России люди, борющиеся за статус русского языка, русских традиций, – в большом почете. Если не знаешь госязыка, ты не можешь устроиться на работу, получить гражданство. Мигрантов обучают русскому языку, чтобы они могли устроиться хотя бы дворниками! У нас же все наоборот. В стране живут представители разных национальностей, но я ни разу не выступал ни против них, ни против их языка. Я даже утверждаю, что мы должны сохранять языки других национальностей. Но от этого не должен страдать казахский язык. Поэтому я выступаю за возвращение ему подлинного статуса государственного языка. Но пренебрежение к нему отчего-то растет, и за то, что мы подняли этот вопрос, нас стали называть “националистами”, “национал-патриотами”.

У нас же нация понемногу превращается в космополитическую. Что значит быть космополитом? Многие называют это красивым словом “гражданин мира”. Но на деле это человек, оторванный от корней, от своей родины и языка, не говорящий и не думающий на нем. А где вы видели здоровое дерево без корней? Меня в вопросе сохранения национального языка, как ни странно, очень поддержали русские писатели и поэты – Сергей Михалков и Евгений Евтушенко. Об этом я пишу в книге “Правдоформула и восхождение на Эверест любви”, посвященной моему другу и брату Чингизу Айтматову.
А вот соотечественники, в том числе и так называемые шала-казахи, выступают против. Я их понимаю: они считают, если с них будут требовать знания казахского языка, а они не смогут соответствовать требованиям, то останутся без работы и средств к существованию. И так продолжается 20 с лишним лет…

О манкуртизме и запретной литературе

– “Манкурт”, как известно, – понятие, введенное Чингизом Айтматовым в романе “Буранный полустанок”. Это человек, которого взяли в плен и превратили в бездушного раба, не помнящего ничего из предыдущей жизни. Айтматов рассказывает, как молодого человека – Жоламана, попавшего в плен к жуаньжуанам, сделали манкуртом. Его мать Найман-Ана долго искала сына, а, когда нашла, он ее не узнал. И недолго думая убил ее по приказу своих хозяев. В моем понимании, манкурт – человек, утративший связь с корнями, нравственные ориентиры, язык предков, традиции и обычаи своего народа.

О декабрьских событиях

Случилось это в 1989 году. Колбин лично предупреждал меня, чтобы я не выступал по этому вопросу. Мне не давали слова. Я написал заявление Горбачеву с просьбой дать выступить, которое подписали 19 депутатов из Казахстана. Он спросил: “О чем хотите сказать?”. Пришлось пойти на обман: “Михаил Сергеевич, есть ряд мыслей о проблемах Арала, о которых нельзя не сказать”. Генсек дал согласие на три минуты. Но потом меня было не остановить… Ведь шло прямое включение из зала съезда.
Известно многое, но не все их понимают. Большинство до сих пор довольствуется штампами советской пропаганды. Один из таких моментов – операция “Метель”, ее совместно разработали МВД и КГБ СССР для подавления народных национальных выступлений. Но вот опробовать было не на ком. В республиках было спокойно. “Метель” лежала без дела. Пока на площадь Брежнева в Алма-Ате не вышли молодые люди 17–20 лет, их возмутил факт назначения руководителем Казахстана человека со стороны. Они не требовали поставить во главе республики казаха, а лишь человека из местных. Горбачев отдал приказ запустить операцию “Метель”, для которой специально подбирались солдаты из числа сирот, выросших без отца и матери. Они с особой жестокостью били молодых девчонок и парней по голове и почкам. Оправданна ли была эта жестокость? Нет! Позже я подавал иск в Конституционный суд на Горбачева. Суда не было. Но свои извинения он все же принес: в 2001 году, когда приезжал в Казахстан.

О казахах, узбеках и китайцах

Кто учится за границей? Дети богатых, зажиточных граждан, которым порой дела нет до судьбы своего народа. Говорят, что до 70 процентов наших студентов потом остаются жить за бугром… Все мои дети и внуки знают родной язык, живут рядом. Одна из моих внучек, Нурмерей, очень хотела учиться в Австралии. Я не разрешил. Но втайне от меня она сдала экзамены и поступила. Но, даже будучи далеко, в Австралии, обучала родному языку наших казахов, читала им мои стихи…
– Узбеки говорят: чтобы стать русским, нужно стать казахом. Потому что казахи быстро впитывают чужой язык, живут с оглядкой на других, в этом и плюс, и большой минус. Если взять узбеков, они даже в чужой стране говорят на своем языке, чтят традиции. Казахи же среди немцев становятся немцами, среди американцев – американцами…
Пусть человек будет большим писателем, поэтом, ученым, но если он утерял связь с исконными корнями, не может пустить от них новые корни для нравственного наследия, он для меня НИКТО. Если взять наш Союз писателей, в нем, кажется, 777 членов. Когда мы поднимаем глобальные нравственные проблемы, поддержку оказывают от силы семеро. Остальные 770 “лезут под стол”. И пусть они потом пишут распрекрасные книги о сохранении нации, языка и прочего… они перестают для меня существовать.

Источник: http://www.caravan.kz/



(18) Комментарии

  1. тахина says:

    Да,мы такие.

  2. Аноним says:

    Шаханов молодец! просто у нас принято всех мазать какими то клеше!

  3. Алма-Атинец says:

    Вот бродяга на съезде просил чтобы сняли понятие казахского национализма, так это очень обижает все коренное население.И бывший первый секретарь КЗ Колбин оказывается с его слов совсем даже ничего, заботится и решает определенные проблемы народа. Зато сейчас красава стал махровым нациком, которому больше неинтересна судьба больших и малых народов проживающих на территории КЗ, и на язык этих народностей ему наплевать.

  4. фашист says:

    сейчас надо именно поднимать этот вопрос языка. Потом будет слишком поздно. И будь что будет.

  5. ?! says:

    2 жорж. Зачем же так грубо переходить на личности? Господин Шаханов, как и вы, имеет право на свое мнение, и оба мнения имеют право на жизнь:)))) А господину Шаханову надо понять, что националистами называют не за усилия статусного признания языка:))) И вообще его мнение,это только его. Оно может быть приемлимо для кого-то, кому-то безразлично, третьему враждебно.

  6. Не Лохмаатинец says:

    Смотрите ка как завизжали свиношовики, разворошив их смердящее исконно «духовное» стойло.

  7. Аноним says:

    вы шахановы
    Калыбаевы хуже бешеных собак-фашистов.
    _______

    У сруского шовинистического свинобыдла очередное истерическое недержание, надо полагать -не зря.
    МЫ ничего не забыли и ВЫ за все ответите.

    http://youtu.be/rUwznCiuiM8

  8. Аноним says:

    «Есть любопытнейшая книга «Туркестан под властью Советов», автор Мустафа Шокай. Его книга основывается исключительно на газетной периодике Советского Туркестана 20-30 годов. Книга помогает снять розовые очки в этом вопросе.
    А в 70-80 уже конечно все было иначе. Действительно и в одни садики, и в одни школы в Казахстане ходили. Правда исключительно русские. Казахских школ в КазССР, как это не парадоксально, практически не было. Во всей полуторамиллионной Алма-Ате была одна единственная школа с казахским языком обучения. Так что перегибы в нац.политике были. И порой очень серьезные.
    Ну, а то, что русская царская политика была колониальной — так достаточно просто пролистать подшивки русских дореволюционных газет в библиотеке. Слова «колония», «туземцы», «наша колониальная власть» присутствуют в каждой русской заметке касательно Туркестана. В 1897году по переписи населения Российской Империи казахов насчитывалось 4 млн человек, спустя 30 лет в 1926 году — 3,9 млн человек, в 1936 — 3,1 млн человек (при этом все историки даже советского периода однозначно считают последнюю цифру сильно завышенной, поскольку потери казахов были действительно ошеломляющими). Только лишь в середине 70-х годов 20-го века казахи смогли восстановить свою численность до уровня 1926 года. И это при том, что казахи обычно многодетные семьи.
    Да, мы не были индейцами, однако понесли за первые десятилетия советской власти невообразимые потери, которых не испытал ни один другой народ СССР — ни русские, ни узбеки, ни белорусы. Так что любые фразы о том, что казахи якобы не вправе жаловаться на советскую власть, казах в лучшем случае будет воспринимать с нехорошей ухмылкой. У казахов события пятисотлетней давности свежи как вчерашний день, а уж катастрофа 20-30-х годов еще до сих пор аксакалами помнится. И не весь период советской власти казахи воспринимают как елейно-застойные брежневские годы, но и помнят с чего все начиналось.
    При этом казахи не выдвигают никаких требований в покаянии, как украинцы, грузины или прибалты, не плюют в прошлое, а истеблишмент даже устраивает торжественные вечера и концерты в годовщину комсомола.
    Только просто русским не надо рассказывать казахам о «прекрасном» отношении советской или русской власти к казахам. Ни один казах не задевает эту щепетильную тему, пока не услышит всякую фигню о всяких «ништяках», дарованных казахам царской или советской властью. Не хотите слышать обвинения в геноциде? Не начинайте разговор о «русских пряниках». У казахов практически все — потомки репрессированных или пострадавших от голодоморов. Мы же по советской классификации были поголовно в баи записаны оттого, что даже у бедняка было много скота, что было очень непривычно для русских большевиков, приезжавших из своих полуголодных деревень делать «Малый Октябрь» в нашу степь.»

  9. Қазақ says:

    Мұхтар Шаханов — халық ұлы! Әркім өз ісінде ұлтжанды болсын!

  10. гость says:

    вы бы лучше решали настоящие проблемы — разобрались с безработицей, высокими ценами на комуслуги, низкой зарплатой, коррупцией, которая толкает страну в пропасть. В советское время ее не было, все учились или работали, жили примерно одинаково, могли ездить отдыхать, получали бесплатно образование, жилье, бесплатно лечились. Что сейчас имеют простые люди? Хорошо живет лишь небольшая прослойка, а остальные пашут от зари до зари и сидят по уши в кредитах. Как создать семью молодежи, если нет жилья и невысокая зарплата? Вот над чем нужно работать и параллельно решать все остальные проблемы.

  11. Аноним says:

    убрали мой коммент.значит модератор жополиз шахановский.я попал в точку.у нациков+фашистов горит земля под ногами.

  12. Аноним says:

    у нациков+фашистов горит земля под ногами.
    ________

    У шовинистического свинобыдла обостренное чувство предвидения, этого у них не отнять.

  13. мен казакпын says:

    наши шала казахи не знают свой родной язык и не хотят его учить, потому что, потому что и потому что у них языки заняты другими делами, например лизанием задницу высокопоставленных чиновников, им так легче жить, ну пока что, но придет время когда придут новые чиновники — настоящие казахи, и им придет пипец, я верю в это!!!

  14. мен казакпын says:

    Мұхтар ағамыз айтты ғой басқа ұлттардың тіліне қарсылығым жоқ деп, онда немеге мына сары шошқалар сасып жатыр, сол уақыт тезирек келсе екен, шошқалардың қанын ішер едім!

  15. женись says:

    как говорил сталин о смерти гитлера: плохо кончил мерзавец . так и мы:плохо кончит шаханов.

  16. Шала казах says:

    Весь этот мир на сонный бред похож —
    Его душой разумной не возьмешь.
    Добро немилосердным он дарует,
    А в радости — с ним горечи хлебнешь.
    Не пребывай в спокойном равнодушье —
    Неверен мир, продаст тебя за грош.
    Дурную суть скрывает вид обманный —
    В поступках злобен, а лицом пригож.
    Рудаки

  17. Шала казах says:

    На мир взгляни разумным оком,
    Не так, как прежде ты глядел.
    Мир — это море. Плыть желаешь?
    Построй корабль из добрых дел.
    Рудаки

  18. Шала казах says:

    На мир взгляни разумным оком,
    Не так, как прежде ты глядел.
    Мир — это море. Плыть желаешь?
    Построй корабль из добрых дел.

Добавить комментарий