19 мая, 2017 11 комментариев

Михаил Веллер: Я Атамбаеву не сакральная жертва дружбы народов!

Известный писатель попытался понять, почему президент Киргизии зачислил его и Константина Затулина в ксенофобы.


Киргизский лидер заявил, что проблема России не в мигрантах, а «в писателях и политиках».

Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев в торжественной  речи 9 мая неожиданно заявил, что писатель Михаил Веллер и российский политик Константин Затулин  являются чуть ли не идеологами ксенофобии в РФ. Причем первого во «враги киргизов» он зачислил на основании нескольких фраз, в которых анализируется и осуждается движение скинхедов в интервью 11-летней давности. «Росбалт» попросил самого Михаила Иосифовича помочь разобраться в причинах этого демарша киргизского лидера.

— 9 мая президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев на третьей минуте торжественной речи на площади Победы в Бишкеке назвал имя вашего покорного слуги. После меня такой чести удостоился только Затулин.

Цитирую: «Известный российский писатель Михаил Веллер в интервью агентству «Росбалт» фактически поддерживал скинхедов». Ну, дескать, они неосознанно берут на себя функции по защите государства и убивают сотни беззащитных людей, в том числе детей, защищая интересы России. Это все слова из его речи, только в несколько сокращенном изложении.

Неплохо и далее: «Не Затулиным и Веллерам говорить, что киргизы чужды России. Скорее, это их предки, судя по фамилиям, прибыли в Россию или из пустынь Палестины, или из лесов Европы». И проблема России, по его словам, не чужаки и трудовые мигранты из Киргизии, а некоторые писатели и политики, разжигающие национальную рознь.

Это интервью, на которое ссылается Атамбаев, забыл я, забыли все, и нашли только через день поисков. Оно состоялось ровно 11 лет тому назад, в мае 2006 года. Киргизы в нем никак не упоминаются. Я вообще о киргизах никогда, ничего не говорил — ну, просто повода и случая не было. А о скинхедах было сказано так: «Сегодняшний разгул национал-экстремизма можно считать уродливой, болезненной и опасной формой обострения инстинкта национального самосохранения».

Еще сказано: «В моем простом представлении никто не может поднимать руку на человека только потому, что он другого цвета». Я говорил еще и о героине, который весь почти идет через Таджикистан: «Но юные экстремисты, вместо того, чтобы искать и наказывать мафию, режут несчастную, невинную девочку».

Еще я говорил в том большом интервью, что в чужой монастырь не ходят со своим уставом, об иностранных студентах в Советском Союзе  периода моей юности, о гражданстве в Древнем Риме и мультикультурализме в сегодняшней Европе. Говорил об итальянском фашизме и германском национал-социализме, о старом Ле Пене и Муссолини, о сидящем в тюрьме Ходорковском и будущих выборах 2008 года. Несколько фраз о скинхедах занимали очень мало места в том разговоре.

И что характерно: когда-то я упоминал азербайджанскую рыночную мафию — и ведь молчал президент Азербайджана. Говорил о таджикском наркотрафике — ни слова из Таджикистана. Что ж в Кыргызстане такое стряслось, что Атамбаев так выступил? Понятно, что речь пишет спичрайтер, а материалы ему поставляют помощники и референты, но озвучивает-то это президент от своего имени!

Что касается меня лично. Судя по моей фамилии, предки мои прибыли когда-то из Англии или Германии. Возможно, господин президент не знал, что в Палестине таких фамилий не бывает. Это у него просто  явный отсыл к национальности, которая «не отсюда». И он дважды повторил: «Хотел бы от себя добавить несколько слов для господ веллеров и затулиных…» и «Не затулиным и веллерам говорить о том…» Это фразеология газеты «Правда» эпохи борьбы с «безродными космополитами» и «врачами-убийцами».

Это не новая идея — когда что-то не ладится, выделить «инородцев» и противопоставить их русским. То есть перевести стрелки на «чужаков», которые «пытаются разжечь рознь между двумя нашими родственными народами». Раньше это называлось «разыграть еврейскую карту». Никогда я ничего не говорил о чуждости киргизского и русского народов! И дискуссию на тему «Кто внес больше в сокровищницу русской культуры — киргизы или евреи» считаю категорически неуместной.

И что характерно: в России найдется немало русских националистов славянского происхождения¸ в том числе радикалов, придерживающихся агрессивных взглядов, — знаменитые фамилии на слуху. Из их жестких, ксенофобских высказываний можно составить и речь, и книгу. Так для чего нужно найти забытое интервью 11-летней давности, где можно хоть несколько фраз за уши притащить к этой теме? Именно потому, что фамилия автора именно Веллер, а не Хвостов или Калугин?

У меня остается еще один вопрос: а почему именно сейчас, господин президент? Не год назад, не три, не восемь и не десять?

 — Может, дело не в вас? Но вот понадобилось Атамбаеву «защитить соотечественников», он о вас и вспомнил. Ну, по отношению лично к вам, наверное, нехорошо, но, может, «дело того требует»? Политика, однако. Может, просто извините за это Алмазбека Шаршеновича? Правда, получается при этом, что уже вот десяток лет не нашлось в России другого «отрицательного примера» (кроме Затулина), на который можно было бы сослаться. Так, может, и проблемы-то нет? Тогда вообще непонятно.

 — Во-первых, я как частное лицо никак и никем не уполномочен на государственном уровне осуждать или извинять президента другого государства. Я могу выразить лишь свое лично мнение и свое понимание ситуации.

Соглашусь с вами в том, что за последние годы лично мне не известны какие-либо ксенофобские, расистские, националистические высказывания каких-то известных людей из «приличных», живущих и работающих в России. И мне неизвестно, что именно говорил упомянутый Атамбаевым Константин Затулин, но как я потом прочитал, он опроверг слова господина президента Киргизии о себе, и мне вообще ничего не известно о его «ксенофобии».

Я, в свою очередь, за последние 11 лет точно не говорил ничего такого, что можно было бы притянуть к этой теме хотя бы за уши. По моему пониманию, Атамбаеву понадобились хотя бы два человека, которые по фамилиям кажутся не представителями титульной национальности, для того, чтобы сформировать у слушателей убеждение: наши два народа дружат, а вражду между нами сеют представители других народов — неких национальных меньшинств. Вот эта «технология» мне представляется категорически недопустимой.

 — Хорошо. Почему понадобились именно Веллер и Затулин, вы объяснили. Но почему вообще прозвучали эти слова киргизского президента, которые говорят о якобы разгуле ксенофобии (и даже киргизофобии) в России, раздуваемой «известными политиками и писателями»? Конечно, в голову к Атамбаеву не залезть, но что можно хотя бы предположить?

 — Это стариннейший политический прием. Когда имеются трения между людьми двух народов и двух государств — а некоторые трения между русскими и приезжими есть, это невозможно отрицать — то их нужно объяснить наличием третьей, враждебной силы, которая возбуждает национальную рознь и виновна в этих трениях. И делается это с тем, чтобы сказать, что «наши два народа друг друга любят и будут любить, а вот «эти» нам мешают. То есть у нас с вами нет друг к другу претензий — мы относимся к вам, а вы к нам хорошо, но есть какая-то третья сила, отщепенцы, какой-то третий народец нам мешает.

Это одна из форм политической демагогии, один из способов перевалить с больной головы на здоровую, одна из форм отрицания существующей проблемы и попытки сделать хорошую мину при плохой игре.

Могу предположить еще одно. Россия — страна не только братская, но и кормящая: зарплаты гастарбайтеров очень помогают решать проблемы безработицы и нищеты госбюджета Киргизии. И тут — недавний теракт в метро Санкт-Петербурга. Гибель людей. Террорист-смертник  и его установленные сообщники — уроженцы Киргизии.

Это может на бытовом уровне как-то вызвать негативное отношение к Киргизии, порочить ее имидж в глазах какой-то части российского народа. И такие опасения могли возникнуть у кого-то и в Кыргызстане.  Вот этот неприятный момент надо сгладить, забыть. И проверенный способ отвлечь массы — указать им врага: вот из-за кого портятся наши прекрасные отношения, вот кто омрачает дружбу наших братских народов!

Этот азбучный политический ход известен со времен царя Хаммурапи. Как подружить двоих? Пусть оба враждуют с третьим, желательно мелким и неопасным, но хорошо известным. Ничто не объединяет так, как общий враг. В цивилизованном мире этот прием давно не применяется: и политкорректность не позволяет, и свободная пресса поймет и живьем сожрет. Но, как я понимаю, в некоторых государствах мнение лидера обсуждению и осуждению не подлежит. Приказано верить — поверят.

Так что над межнациональными проблемами в России, конечно же, нужно еще работать и работать.

 — Над чем именно? Если все же вернуться к той небольшой части вашего интервью 11-летней давности, касающейся проблем с мигрантами. Тогда (если предельно упростить) вы в качестве одной конкретной проблемы говорили о наркотрафике, в котором  таджики (конечно, далеко не все!) активно участвуют. То есть это не обвинение даже какого-то одного народа, а просто констатация. А если бы вам предложили сформулировать «главную проблему мигрантства» для России сегодня?

 — Начнем с того, что Россия 2006 и 2017 годов весьма сильно различается. Страна во многом стала другой. С тех пор она достигла относительного материального изобилия, а затем — снижала уровень своего процветания. С тех пор массы гастарбайтеров построили массу домов в массе российских городов. С тех пор прекратились разговоры о наркоторговле и наркотрафике, хотя распространение наркомании и смертность от наркотиков в РФ не снизилась. С тех пор стали значительно меньше писать о проблеме миграции. Напротив — пропагандировали дружбу народов, открыли огромную и красивую соборную мечеть в Москве, и вся обстановка стала выглядеть несравненно дружелюбнее.

Сегодня проблема мне представляется в другом. Во-первых, строители, предприниматели нанимают гастарбайтеров  в основном на очень тяжелых, кабальных условиях. И платят им значительно меньше, чем платили бы российским рабочим. Для них гастарбайтеры — это источник сверхприбыли и объект эксплуатации.

Второе, момент объективный. Сегодня рождаемость в России низка, а в государствах Центральной Азии она значительно выше. Но уровень экономический в этих бывших советских республиках чрезвычайно низок, а потому доля граждан этих государств, приехавших на заработки в РФ, все время повышается. В этом, разумеется, нет ничего плохого. Мы приветствуем все народы, мы за открытый мир и мы за дружбу. Но надо понимать, что именно по причине эксплуатации этих людей и извлечения из них сверхприбыли —  объективно они работают на люмпенизацию беднейших слоев российского народа, уровень жизни которых бедственно низок. И поэтому я всегда говорю, что при всей любви ко всем братским и небратским народам, при всей приветливости и открытости — конечно же, необходим закон, по которому, во-первых, сначала должны обеспечиваться работой граждане своего государства, но, во-вторых, чтобы при этом иностранцам не имели права платить меньше, чем россиянам.

Понимаете, никто не совершенен, но это еще не повод для вражды. И хозяин дома должен быть гостеприимным хозяином, и гость должен быть вежливым гостем, и отношения всегда должны быть справедливыми. И любые отношения можно и должно улучшать. Но вот через ложь и клевету ни любовь, ни дружбу не построишь.

Беседовал Александр Кривенков
 Росбалт

(11) Комментарии

  1. Бум:

    Ну ладно, К.Затулин — знатный провокатор. Много усилий приложил для разжигания войны с Украиной. Умудрялся в телевизионной аудитории с украинцами утверждать, что украинского языка не существует, как и народа, есть только единый русский народ. Украинцы обижались. Пожалуй, достоин ордена «дружбы народов» с закруткой на спине.

  2. Аноним:

    Можете до пены у рта оправдываться. Но то, что на россии фашизм — это факт!

  3. Акскл:

    Исторически русские земли наодятся к северу от Оки. На всех колонизированных территориях РФ к югу и востоку от Оки все тюрки могут считать себя коренным автохтонным населением. Читайте историю Степи на иностранных языках!

  4. оператор газенвагенов:

    Я бы наградил Атамбаева Железным Крестом.

    Каждый раз, когда я слышу такую риторику я радуюсь, что человечество не утеряло бдительности в борьбе с заразой

  5. алехан:

    Через 11 лет, ответ на интервью о якобы оскорблении народа Кыргыстана, при сегодняшней русофобии. Это надо задуматься.

  6. Аноним:

    Тихо шифером шурша крыша едет не спеша…

  7. /\/\/\:

    по ходу алмазик по полной прогоняется, зажрался…

  8. надан:

    Я не сакральная жертва дружбы народов это он верно сказал. Этот субъект теперь изображает из себя невинную овечку . Но известно что он убежденный рассист ведь это воспитывалось в течении длительного времени в подворотнях Сибири и Дальнего востока там жил в юности уберменш Велер там где живут малые народы набирался опыта рассовой ненависти геноссе Велер. О рассизме Велера свидетельсвуют его многочисленные высказывания на страницах его книг там и негры и арабы и закавказцы всех захватил своей рассисткой гребенкой Велер геноссе сам фюрер был бы доволен своим учеником. Несмотря на происхождение Веллера как не крути Велер ты сам себя нарисовал расистом. Очевидное нетрудно доказывается. Так что основания у Атамбаева говорить были другое дело что он играет на повышение своего рейтинга когда предоставился благоприятный случай тут он выставляет себя радетелем интересов народа ограбленного прежними кровососами. Так что рассказывать о толерантности Веллера можете рассказать какой нибудь старенькой бабушке.

  9. оператор газенвагенов:

    вообще вся национальная ненависть исходит от евреев, в этом вся их суть. они развязали ВВ2, при этом они строят из себя жертву.

    Расизм, фашизм, нацизм — еврейские изобретения

  10. -:

    Короче кацапы не виноваты.Пусть живут.Виноваты жиды.И точка.

  11. москаль:

    Конечно москали не виноваты, это жиды, именно они считают себя исключительными.

Добавить комментарий