15 ноября, 2012 Нет комментариев

Мажилисменами одобрен большой пакет новых проектов законов

Сегодня в Мажилисе под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина состоялось пленарное заседание, которое продолжалось практически целый день. Депутатами одобрен большой пакет новых проектов законов, сообщает пресс-служба Мажилиса Парламента РК.

Данный блок включает в себя законодательные изменения и дополнения по вопросам противодействия терроризму, проект закона «О персональных данных» с сопутствующими поправками, законодательные нововведения относительно социально значимых государственных услуг и законопроект «О Государственной образовательной накопительной системе» с сопутствующими поправками. Пакет содержит также проект Закона РК «О ратификации Соглашения между правительством Республики Казахстан и правительством Азербайджанской Республики о взаимном предоставлении земельных участков для строительства зданий дипломатических представительств» и законодательные новшества по вопросам госслужбы.

Палата дала сегодня «добро» в первом чтении законопроекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия терроризму». Проект Закона внесен в порядке законодательной инициативы Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в Мажилис Парламента 1 ноября 2012 года.

Основной целью законопроекта является совершенствование государственной системы противодействия терроризму с учетом возросшей опасности терроризма, а также проявлением террористических угроз.

Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, а также ряд законов Республики Казахстан.

В Уголовный кодекс Республики Казахстан вносятся поправки уточняющего характера. В Уголовно-исполнительный кодекс внесены поправки с целью приведения статьи 12 в соответствие с Конституцией Республики Казахстан.

В Кодекс об административных правонарушениях вносятся изменения уточняющего характера в части конкретизации наименований объектов, уязвимых в террористическом отношении, определения ответственности за нарушения требования приостановления охранной деятельности при проведении антитеррористической операции, полномочий должностных лиц органов национальной безопасности в части составления протоколов об административном правонарушении и ряд других.

Внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «О противодействии терроризму» в части совершенствования понятийного аппарата, конкретизации полномочий Президента Республики Казахстан и Правительства, а также Комитета национальной безопасности в общегосударственной системе противодействия терроризму. Уточнены полномочия государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих противодействие терроризму. Определен порядок применения Вооруженных Сил Республики Казахстан для пресечения актов терроризма, а также порядок оповещения населения о введении режима антитеррористической операции.

Изменения и дополнения, вносимые в другие законы Республики Казахстан, носят уточняющий и редакционный характер. Комитеты Мажилиса Парламента представили заключение по данному законопроекту.

И в этот день Мажилисом в первом чтении принят после одобрения законопроект «О персональных данных» с сопутствующими поправками. Разработка законопроекта обусловлена необходимостью законодательного закрепления порядка работы с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, распространение, блокирование и уничтожение персональных данных.

К сведениям о частной жизни возможно отнесение персональных данных человека, поскольку под ними понимается информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу. Однако в действующем казахстанском законодательстве не регламентировано правовое положение персональных данных, в том числе и биометрических.

Отсутствие соответствующих механизмов создает предпосылки для злоупотребления персональными данными в криминальных целях, в том числе подделке документов, мошенничеству, незаконному копированию и распространению различных баз данных.

В этой связи законопроектом предлагается создать правовые основы для обеспечения защиты прав и свободы человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В ходе работы над законопроектом депутатами внесены ряд поправок.

Так, предложено заголовок законопроекта «О персональных данных» заменить на заголовок «О персональных данных и их защите».

Предлагается дополнить проект новой главой, посвященной защите персональных данных, также изменяется структурная часть законопроекта.

С учетом важностей и особенностей персональных данных человека, депутатами предлагается утвердить уполномоченный орган в сфере персональных данных, который будет заниматься координированием деятельности в сфере персональных данных, а также защитой прав субъектов персональных данных.

Предложены такие новые понятия как «собственник», «оператор», «защита персональных данных», «база, содержащая персональные данные».

Внесены поправки предусматривающие виды персональных данных.

Предлагается регламентировать действия, связанные с доступом, накоплением, хранением, изменением, дополнением, использованием, распространением, обезличиванием, блокированием и уничтожением персональных данных.

Законопроект был приведен в соответствие с правилами юридической техники.

Комитетом проведено тринадцать заседаний рабочей группы с участием представителей Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, министерств внутренних дел, юстиции, транспорта и коммуникаций, Национального Банка, Агентство по статистике Республики Казахстан и неправительственных организаций.

Сопутствующим проектом Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам персональных данных», в целях реализации положений основного законопроекта «О персональных данных» вводится административная ответственность за нарушения порядка обработки персональных данных. В Трудовом кодексе понятие обработки персональных данных работника дополняется сбором, систематизацией, обновлением, использованием, блокированием и уничтожением.

Согласно поправкам в Гражданский кодекс, гражданин вправе требовать запрещения использования его имени, когда это было сделано без его согласия, кроме случаев, предусмотренных законами.

На сегодняшнем пленарном заседании депутаты Мажилиса одобрили в первом чтении  законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социально значимых государственных услуг».

Проект Закона разработан в целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» в части развития «электронного правительства» и обеспечения до конца 2012 года предоставления 60 процентов социально значимых государственных услуг, в том числе всех видов лицензий, в электронной форме.

Законопроектом предусматривается возможность получения социально значимых услуг в электронной форме; установление сокращенных сроков оказания социально значимых государственных услуг; сокращение перечня и количества документов для получения услуг и установление межведомственного взаимодействия информационных систем государственных органов.

Законопроектом вносятся изменения и дополнения в 21 законодательный акт Республики Казахстан, направленные на оптимизацию оказания социально значимых государственных услуг в электронной форме или через центры обслуживания населения.

В рамках рабочей группы депутатами внесены поправки, касающиеся:

конкретизации порядка обращения граждан при государственной регистрации рождения ребенка;

уточнения порядка электронной регистрации залога движимого имущества;

оказания нескольких государственных услуг на основании одного заявления получателя государственной услуги;

уточнения порядка получения государственной услуги по назначению и выплате пособий на детей через центры обслуживания населения или веб-портал «электронного правительства»;

уточнения порядка государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующем органе либо через веб-портал «электронного правительства».

Также в рабочей группе депутатами были внесены поправки по совершенствованию отдельных норм и уточнению содержания законопроекта.

В ходе работы над законопроектом в рабочую группу поступило 130 предложений, которые были всесторонне обсуждены на 6 заседаниях рабочей группы с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций, а также на расширенном заседании Комитета.

В первом чтении одобрение Мажилиса получил на пленарном заседании и проект Закона Республики Казахстан «О Государственной образовательной накопительной системе».

Законопроект разработан в рамках реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 28 января 2011 года «Построим будущее вместе!» в целях внедрения нового финансово-экономического инструмента для расширения доступности образования.

В настоящее время в Казахстане доступ к получению высшего образования обеспечивается путем сочетания государственных образовательных грантов и частной платы за обучение.

В этой связи дополнительным инструментом государственной поддержки финансирования образовательных услуг является внедрение Государственной образовательной накопительной системы, которая позволит расширить доступность получения образования.

Законопроект определяет правовое регулирование и меры государственной поддержки системы образовательных накоплений в целях создания эффективных механизмов финансирования профессионального образования, повышения доступности и равных возможностей получения качественного образования.

Законопроект направлен на:

— создание в Республике Казахстан правовой основы функционирования и развития Государственной образовательной накопительной системы;

расширение и совершенствование видов финансирования образовательных услуг;

— предоставление доступного для граждан механизма сбережения и финансирования образовательных услуг.

В целом рабочей группой было рассмотрено более 180 поправок и предложений.

По большинству из них были приняты согласованные решения, многие непринятые поправки сняты их авторами.

В ходе обсуждения законопроекта на заседаниях рабочей группы отдельные его нормы конкретизированы и редакционно улучшены, приведены в соответствие с правилами юридической техники и нормотворческой практикой.

Так, в законопроект введены 3 новые статьи: «Основные принципы государственного регулирования Государственной образовательной накопительной системы», «Правовые основы функционирования Государственной образовательной накопительной системы» и «Регистрация договора об образовательном накопительном вкладе».

При этом статья «Регистрация договора об образовательном накопительном вкладе» предусматривает регистрацию договоров об образовательном накопительном вкладе в целях учета начисляемой премии государства и исключения функционирования двух и более договоров вклада в пользу одного вкладчика. Данная норма позволит исключить начисление премии государства на несколько вкладов. Наряду с этим, в законопроекте установлена обязанность оператора регистрировать договоры об образовательном накопительном вкладе.

Кроме того, внесена норма о том, что предложения о пересмотре размера премии государства в сторону увеличения, с учетом уровня инфляции, уполномоченные органы в области образования и по бюджетному планированию вносят не каждые три года, а ежегодно.

Вместе с тем, в законопроект была внесена норма, регламентирующая порядок возврата средств в государственный бюджет.

Предложена норма касательно утверждения методики расчета премий государства Правительством Республики Казахстан. В целях приведения законопроекта в соответствие с нормами Гражданского кодекса РК, стороной договора об образовательном накопительном вкладе определен вкладчик.

Пересмотрены группы приоритетных категорий вкладчиков с учетом законодательства Республики Казахстан в сфере социальной защиты и обеспечения возможности подтверждения вкладчиками своего статуса при установлении повышенной премии государства.

Кроме того, ужесточены требования к банкам-участникам в части наличия филиальной сети во всех областных центрах, столице и городе республиканского значения.

Существенно доработаны нормы, касающиеся:

—    условий распоряжения накопительным вкладом;

—    начисления вознаграждения банков-участников по вкладу;

—    условий пролонгации договора вклада и переуступки вклада в пользу третьего лица;

— оснований возврата начисленной государственной премии в республиканский бюджет;

— функций оператора для усиления мониторинга правомерности действий участников Государственной образовательной накопительной системы.

Концептуальные нормы, имеющие принципиальное значение, с целью определения по ним позиции Правительства Республики Казахстан, а также те поправки, которые требуют дополнительных государственных расходов из бюджета, в соответствии с пунктом 6 статьи 61 Конституции Республики Казахстан 27 июня и 18 октября 2012 года, были направлены на заключение Правительства Республики Казахстан. Из 13 предложений депутатов поддержана одна поправка, по остальным получено отрицательное заключение.

Сопутствующие поправки предусматривают внесение изменения и дополнения в:

—    Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), в части исключения из налогооблагаемого дохода сумм премий государства, начисляемых на образовательные накопительные вклады;

—    Закон Республики Казахстан «Об образовании» дополнен нормой о создании условий развития Государственной образовательной накопительной системы в рамках государственной поддержки образования.

На сегодняшнем пленарном заседании Палата приняла также, одобрив, проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Азербайджанской Республики о взаимном предоставлении земельных участков для строительства зданий дипломатических представительств».

Казахстанская Сторона предоставляет азербайджанской Стороне в возмездное землепользование земельный участок в городе Астана южнее улицы Ш.Калдаякова в районе Президентского парка общей площадью 0,5 га для строительства зданий Посольства Азербайджанской Республики в Республике Казахстан сроком на сорок девять лет за арендную плату в размере 1 тенге в год.

Азербайджанская Сторона предоставляет казахстанской Стороне в возмездное землепользование земельный участок в городе Баку в Хатаинском районе по улице Н. Рафиева в квартале 1210 общей площадью 0,5 га для строительства зданий Посольства Республики Казахстан в Азербайджанской Республике сроком на сорок девять лет за арендную плату в размере 1 манат в год.

Строительство зданий дипломатических представительств на паритетной основе освобождается от всех налогов, сборов, пошлин, взимаемых в соответствии с национальным законодательством государства пребывания, за исключением платы за пользование земельными участками.

Все расходы на конкретные виды работ, такие как землеустроительные и топографо-геодезические, экспертиза проекта и строительство здания, а также расходы на его содержание и ремонт, электро-, газо-, водо- и теплоснабжение, услуги связи и другие конкретные виды обслуживания Стороны оплачивают самостоятельно согласно нормативам и тарифам, действующим в государстве пребывания.

Во втором чтении принят сегодня Мажилисом законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы». Законопроект разработан в целях реализации Концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 года и направлен на повышение профессионализма и эффективности государственного аппарата через внедрение эффективных и прозрачных механизмов поступления на государственную службу, системы оценки и карьерного планирования, создание управленческого корпуса, а также повышение роли кадровых служб, совершенствование мер поощрения и мотивации государственных служащих, служебной этики и антикоррупционных мер.

Данный законопроект одобрен в первом чтении 7 ноября 2012 года.

В ходе работы рабочей группы депутатами внесены поправки по улучшению и уточнению редакции отдельных норм законопроекта.

Всеми комитетами Мажилиса Парламента даны положительные заключения по законопроекту. Все поступившие по законопроекту предложения всесторонне рассмотрены и обсуждены на заседаниях рабочей группы, расширенных заседаниях Комитета с участием заинтересованных министерств и ведомств.

ххх

И сегодня на пленарном заседании Мажилис согласился с поправками Сената в законопроект «О республиканском бюджете на 2013-2015 годы».

И в этот же день Палата поручила также  Комитету по международным делам, обороне и безопасности подготовку заключений по законопроектам: «О Государственной границе Республики Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам Государственной границы Республики Казахстан и пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан».

Палатой рассмотрены также вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий депутатами Мажилиса Муратом Абеновым и Дарьей Клебановой.

Источник: Информационная служба ZAKON.KZ

Добавить комментарий