библиотека 11 января, 2014 85 комментариев

Марлен Зиманов. НАЙМАНСКИЙ ПРОЕКТ СЕГИЗ-ОГУЗОВ

найманС падением Древнеуйгурского каганата связано исчезновение политического значения династии древнеуйгурских яглакар-эдизов. С этим фактом связано и то, что в восточном Туране утратил свое политически обобщающее значение политоним тогуз-огузов. Их царский или «главенствующий» улус Он-уйгур перестал упоминаться в Восточной степи, переместившись в северную Евразию.

С падением эдизских Яглакаров летописи некоторое время безмолвствовали о судьбе тогуз-огузов, хотя, как мы видели, они никуда не «исчезли». Но само политическое объединение девяти-племенных тогуз-огузов не исчезло. С уходом «ханского аймака» (он-уйгурского улуса) оно превратилось в союз восьми-племенных сегиз-огузов, названными в китайских источниках «западными Дзюбу», то есть «западными кочевниками». А в некоторых источниках имя «западных Цзу-Бу» дублируется именем «секиз-огуз». Улус Теле, ранее свергнувший тюркутскую орду, а затем освободившийся от владычества сиров-кыпчаков, наконец-то, освободился от манихействующей династии.

И ведь также никуда не исчезли и их предшественники и другие теле-огузские племена. Телесцы подпадали под политическую власть каганатов и их родовые имена скрывались под политическими именами господствующих династий. И хотя бы именно телесцы всегда выступали против притеснений центральной власти, но все древние каганаты «воевали их силами», используя их ополчения, как это заведено среди кочевников, в первой волне атаки. Но под всем этим политическим господством государственнических династий в среде телесцев неминуемо продолжалась их туранская родоплеменная жизнь, которая также неизбежно возобновляла конфедеративность улусов. И после падения последних каганатов, туранская конфедеративность телесцев и других массивных группировок тогуз-огузов была политически восстановлена.

Под властью древнетюркских империй и, особенно, в рамках последнего восточно-тюркского «суперпроекта» Древнеуйгурского каганата народнические подразделения тюрков переформатировались и образовали нечто суперэтническое целое в восточном Туране. Но при этом они продолжали туранскую родоплеменную традицию и сохраняли союзнические блоки. В них входили, прежде всего, сами он-уйгуры, тогуз-огузы, сменившие их яглакарскую династию эдизы со своим двух составным народом. Кроме того, сохраняли свои народничества другие телеские огузы, среди них сиры-кыпчаки (или же «народ шести бегов»), а также реликты древнетюркских имперских племен (в частности, орхонские тюрки). Это обширное народничество порой и взрывалось, а в 747 году впервые проявилось имя «сегиз-огузов» и «тогуз-татар», которые подняли мятеж, не признавая каганскую власть Моян-чура (то есть принца, или князя Мояна).

Тогда «часть народа – «восемь огузов» (найманы) и «девять татар», от него отложились, объявив своим каганом старшего сына Тай Бильге-тутука» (Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край). Здесь несколько смущает указание на то, что «мятеж» поднял «старший сын», но этот вопрос требует отдельного исследования, а историю пишут победители. Написал ее каган Моянчур. И «после смерти уйгурского хана — Кутлуг Бильге Кюль кагана в 747 г. ему наследовал его сын Моюн Чур, принявший как и его отец титул Тэнгридэй болмыш Иль-итмиш Бильге каган».

Таким образом, этноним «сегиз-огуз» и политическое значение этого народнического объединения (или телеского союзничества) проявилось впервые в 747 году. Знаменательным здесь является прямое указание на «восемь огузов», так как это косвенным образом указывает на недовольство части самой «тогуз-огузской» массы правящим режимом. Всё это подтачивало единство империи восточного Турана и стало одной из причин ее падения. …

Нашел монографию, поддерживающую мою версию:
К.И.Петров
ГЛАВА II
КЫМАКСКО-КЫРГЫЗСКИЕ И ДРУГИЕ ПЛЕМЕНА ЕНИСЕЙСКО-ИРТЫШСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ ДО XIII в.*
§ 3. Уйгуры и токуз-огузские племена Алтайско-Хангайского нагорья.

… при выяснении происхождения двух больших массивов пле­мен или народов, сменивших в XI—XII вв. тогуз-огузов, а именно: найман на Хангайско-Алтайском нагорье и соседних с ними уйгур Восточного Тянь-Шаня.
По нашим исследованиям, большая группа племен наро­да найман и группа племен Восточного Тянь-Шаня, за кото­рыми с XI в. закрепилось название уйгур, существовали с дав­них времен. Их объединение в общем именовалось народом тогуз-огузов с первоначальным значением «родственные огу­зы». Одна из групп называлась уйгуры, другая — секиз-огузы. Происхождение названия уйгур, по некоторым древним ле­гендам связывается с тюркским глаголом уймак—присоединять. Может быть, оно действительно означало примерно «объединившиеся, союзные племена».
По древним преданиям, такое название возникло в связи с присоединением уйгур к собственно огузским племенам леген­дарного Огуз-хана. Может быть, в этих преданиях есть доля истины, поскольку уйгуры, объединившиеся с секиз-огузами в составе тогуз-огузов (родичей огузов), находились на особом положении.
наймане
… сакиз—восемь как «восьмиплеменное» объединение. А уйгуры стали рассматриваться в качестве девятого племени объединения тогуз-огуз (о действительной численности племен мы скажем далее). Тюркско­му числительному секиз (8) в монгольском языке соответство­вало числительное найман. Первое время объединение сохра­няло тюркское название, затем за ним закрепилось монголь­ское найман.

… уйгуры являлись частью тогуз-огузов. Племя—народ уйгур было многочисленным. По преданиям, оно имело 10 родов и именовалось «он уйгур—десятиродовые уйгуры». Группа уйгурских родов долгое время занимала пер­венствующее положение в племенном объединении токуз-огузов. Секиз-огузы — найманы стояли на втором месте.

… борьбы тюркского кагана против токуз-огузов после их возвращения из Китая. В част­ности, в надписи в честь Могиляна говорится: «Часть их (то­куз-огузов) вернулась и подчинилась мне…, а другие умерли. Спустившись вниз по Селенге и сильно тесня их, я там разо­рил их дома. Уйгурский эльтебер (князь) убежал приблизи­тельно со 100 людьми на восток».
Это «неожиданное» упоминание о бегстве уйгурского кня­зя с сотней человек от общей массы токуз-огузов определенно указывает на вхождение уйгур в состав токуз-огузов.

… в надписи собственно уйгурского кагана (хана), в которой рассказыва­ется о событиях спустя 10 лет после смерти Могиляна. Народ тюркского кагана «властвовал над (поколениями) он-уйгур и над (всеми) токуз-огузами сто лет… я собрал и соединил мой собственный народ токуз-огуз». Это — надпись в честь кагана уйгур и токуз-огузов Моюн-Чура

… в надписи в честь Моюн-Чура (Гули Цэйло). В ней подробно описывается, как он вел борьбу со своими «секиз» племенами, собирая и соединяя их в единый народ токуз-огуз. Восемь племен везде именуются «секиз-огу-зами». Его прямое обращение к ним в надписи: «Вы мой на­род, — сказал я, — следуйте (за мной) и придите ко (мне)… Они не пришли. Я опять погнался за ними… сразился… побе­дил… забрал их скот… женщин. Они пришли все до последне­го. Секиз-огузы… пришли все до последнего».

(85) Комментарии

  1. Бабушка мороз-ясновидящая:

    Түркілердің яғни озимиздің тарихымызды зерттеу үшін міндетті түрде қазақша білетін адам болса болды тарих өз сөйлейді!
    Секретный ключ- казахский язык!
    ұйғыр деген ой қыр деген сөзден шыққан.ой мен қырда жүретіндерді атаған.Олардың өмір сүріп жатқан жерлері шынымен де сондай мысалы шынжаң.Сосын кез келген калалардын бурынгы аттарынын ози тарихты айтып турады.

  2. найман:

    бабушка- ты, наверно, токылдак.

  3. Аноним:

    Наибольшего успеха в карьере среди найманов добился только Масимов….
    Других найманов, сыгравших значительную роль в истории казахов, я что то не припомню…
    Может Марлен знает? что то о великих найманах…

  4. ХАН:

    Абай атамыз айтқан оқыңдар орыс тілін, деген себебі, үндістер сияқты, жойылып кетпес үшін оқыңдар деген. Сені түсінем ашумен істеп отырсын, сен нағыз қазақсын сенің қаныңда Алия, Мәншүктің ашуы бар. Біз бұларды тек біліммен, жеңемеміз, біліммен жеңеміз, НАН неге болашаққа түскендерді Ұлыбританияға жіберіп жатыр, себебі олардың қасында, орыстар кім, ешкім емес.
    Орыстілін білгеніміз жақсы болды, әйтпесе үндістер сияқтыжойылып кететін едік.
    Енді біз, орыстың әскери техникасын, локомотив, зауыт, әуе, теңіз, атом, ғарыш, химия білеміз, әрі қарай ағылшындардан көп нәрсені үйрену керек.
    22 жыл аз, тағы 15 жыл керек, тек шет елдегі, оралмандарды шақыру керек, квотаны көбейту керек.

    Қазақ байлар солтүстіктен зауыттар көб ашу керек. Оралмандарды солтүстікке сонда тарту керек, Шымкенттіктерді, солтүстікке жіберу керек, олар билікті жақсы көреді, 1-адам таққа отырса, 40-адам атқа отырады дейді, оңтүстікте билік үшін, өзгелерді, сындырады.
    Солтүстіктің қазақтары, көзі ашық, химия, алхимия, биохимия, физикадан жақсы оқиды, оларды тек технологияга шет елдерде Ұлыбританияда оқу керек.

    TEK ZANDI ZHOLMEN ARIS HATPEN

    AREKET ZHASANDAR AREKET ZHASANDAR AREKET ZHASANDAR

    Barligimis zhappai elbasiga hat zhasaishi. Soltystik onirlerge oralmandardi. Mongolia zhane Ozbekistannan aralastirip shakiru. Soltystik auildarga. Sebebi mal sharushilikpen Mongoliadan. Al zher sharuashiligimen Ozbekistannan kerek. Kop kvotamen shakiru kerek dep.

    Misalga men 500 adamga hol hoidirip zhiberdim. AREKET ZHASANDAR. NEMESSE KAUMDASTIK ASHSIK sandi tirmen ADILET ministirligine tirkeleik. TOPASKADA TYSINIKTI HILIP ZHASDIM

    Endi bir birimisdi osi saitta Seriktin kontakti degen bar sol arkili. birimizdin nemese barligimizdin hol simtetikke bir birimisben kelisemis zharaima
    BAUIRLAR.

    TEK ZANDI ZHOLMEN ARIS HATPEN

    AREKET ZHASANDAR AREKET ZHASANDAR AREKET ZHASANDAR

    ЕНДІ ҚАРАҢДАР ДҰРЫС АЙТАДЫ МЫНАУ КІМ БОЛСА-ДА ЖАНЫ АШЫП АЙТЫП НЕМЕСЕ КҮЛІП ОТЫР БИЗГЕ

    Аноним:
    11.01.14

    Сколько на одного бедного казаха недругов.
    Арабы со своим салафизмом и вахабизмом.
    Киргизы всё не успокоятся в том, что они старшие братья над казахами, а не наоборот.
    Узбеки кричат, что Чимкент это их город и казахам он не принадлежит.
    Русские никак не хотят учить казахский язык.
    А тут ещё и между собой никак не разберутся кто из жузов главнее, кто из родов многочисленнее и кто из них воинственннее.
    А тут ещё и тегрианцы выступают говоря, что истинная казахская вера это только у них.
    А тут ещё и западные страны их обирают, забирая за бесценок всю нефть.
    А ещё и китайцы так и норовят поселиться в Казахстане и стараются всеми способами увеличить свою диаспору.
    А ещё и амеры здесь от Сороса свои воскресные школы организуют.
    Ну турки то стали почти родными, во всяком случае пока живут в Казахстане. Считают казахов своими младшими братьями, свои лицеи пооткрывали, турецкий заставляют в них учить, а затем обучив в казахстанских институтах, зазывают грамотных к себе в Турцию. Зачем им чабаны.
    И всё это на одного бедного казаха.

  5. Айбалта:

    Приветствую всех найманов проживающих в Ичкерии,Ногайлы,Капказы,Карачаево-Черкесии,Алтае и В Казахии!!!

  6. аноним:

    ҚАЗАҚтар АЛҒА.

  7. торегали казиев:

    для чего нужно знать имена казахских родов?
    1.из родов составлен народ, это его структура. значит, зная рода — узнаешь лучше свой народ.
    2.в исторических источниках встречаются имена родов твоего народа — значит, по ним ты узнаешь многие страницы истории твоего народа.
    3.почему имя рода в источниках встречается чаще, чем имя народа — потому, что имя народа для предков не требовало объяснений и к тому же часто было табуированным для произнесения всуе и особенно при чужих- бөтеннің көзі тимесін деп. к тому же специфика кочевничества требовала отметки территорий именно родов — поэтому на кладбищенских камнях отмечались данные о родах. а к какому народу принадлежал тот род — знал каждый. в частной собственности находился скот, строения, посевы, ремесла и прочее имущество, а земля принадлежала роду, который допускал других только при сезонных переходах и в качестве взаимопомощи при чрезвычайных случаях как засуха, джут, война и т.д. черезполосица пастбищ и необходимость взаимопомощи кочевников при частых продолжительных засухах и прочих необходимостях общего регулирования и вызвала потребность в таком институте как ханство. причем в самом начале кочевничества, то есть еще с 6-го тысячелетия до н.э., как об этом утверждает современная мировая археологическая наука.
    4.поэтому такие сведения, которые даются в данном материале, обогащают наше знание об истории родного народа. и работу по сбору данных нужно продолжать и даже интенсифицировать.
    5.жизнь турана обеспечивалась деятельностью множества сквозных родов, которые одновременно (и неодновременно) могли входить в состав разных тюркских народов. и все были членами единого тюркского суперэтноса. можно утверждать, что роды казахского народа, жившего в центре турана, служили и каркасом структуры всего тюркского суперэтноса. к тому же надо иметь в виду, что у каждого рода имелось несколько имен, кроме основного и в источники могли попадать разные имена одного и того же рода.
    6.колонизаторы с самых первых дней своей захватнической политики в степи старались воспитать в казахах пренебрежение к родовому составу народа — для чего? для того, чтобы новые поколения степняков скорее забыли о своих родах и значит — о землях, принадлежавших их славным предкам.
    7. так что рахмет таким поисковикам, как автор данного материала. успехов, уважаемый марлен зиманов!

  8. Кокжал:

    Полавина казахов Наймани совр Казахстане почти все оппозиция половина провительство,спортсмены, койшы руга болнбей баримиз Найман болайыкшы.

  9. Аноним:

    Марлен Зиманов молодой и умный исследователь, значит с исторической наукой у нас все в порядке. Таких кстати среди казахов очень много и во всех областях. На зависть всем недоброжелателям мы не канем в Лету. Манги ел жасасын!
    Согласен с Торегали Казиевым на все сто.

  10. ТОГУЗ ОГУЗ:

    Наиманы не сегиз огузы , для начинающего юзера который только что начил изучать историю я думаю это материал будет добротным он его как говорится сест ,не подавится . Но все остальные тюркологи с мировым имени не когда наиман не причисляли к сигуз огузам ,а скорее кинданям . Автор извени но ты фоль историк

  11. автор:

    Спасибо за поддержку! торегали казиев,у Вас очень содержательный коммент! Не со всем согласен.
    Интересен термин «сквозные рода», хотя здесь более уместен другой, подумать надо?
    Согласен полностью с: «роды казахского народа, жившего в центре турана, служили и каркасом структуры всего тюркского суперэтноса». Поэтому все исторические споры неизбежно приводят к казахам, на любом форуме! Я использую термин «Центральный, Орта Туран».

  12. автор:

    ТОГУЗ ОГУЗ!
    Если Вы не согласны со мной, то можете поспорить в Фейсбуке под своим именем. Там тоже приличная дискуссия идет.
    Ну, а если, кроме Вас, все — фольки, то оспорьте в академическом издании — «К.И.Петров
    ГЛАВА II
    КЫМАКСКО-КЫРГЫЗСКИЕ И ДРУГИЕ ПЛЕМЕНА ЕНИСЕЙСКО-ИРТЫШСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ ДО XIII в.*
    § 3. Уйгуры и токуз-огузские племена Алтайско-Хангайского нагорья»…

  13. Аноним:

    Марлен не отвлекайся на троллей типа тогуз огуз и ему подобных. На фейсбуке то надо харю раскрыть и ответить за слова), поэтому он свой гной здесь сливает. Торегали ага, молодец. Пока есть такие как вы и Марлен нам казахам насрать на свиножопых бездарей. Без вас было бы сложновато однако. Молодцы парни, имейе их и в хвост и в гриву

  14. Гунн.:

    Бир катыннын котне таласып елнен айрылып калган агайынды
    наймандардын елин есме тусургенде, каным кайнап,арак
    ишким келеди.

  15. торегали казиев:

    автору. 1.то, что вы не согласны с некоторыми моими формулами, говорит, что увеличивается количество самостоятельных поисковиков. у алмаза тысячи граней и каждый исследователь видит свою грань. точно также и у других тюркских народов и когда-то наступит время состыковки. может, завтра. напишите, какие положения вызывают ваши сомнения, дайте кратко вашу позицию и аргументы.2.термин «сквозные рода» пришел при сопоставлении шумерских тамкаров и наших родов, следы которых обнаруживаются в местах, далеких друг от друга на многие тысячи км. тамкары (торговые представители) шумера находились от шумера на тысячи км и целыми поколениями жили в разных странах, уплачивая налог государству. любой договор тюрков с любым государством начинался с пункта о торговле. сквозных родов примеры — кипчаки, дулаты (дуло), табыны, усун (по м.закиеву касан среднетатарские, кушан, косян и т.д — идентичны усунам), шомекей актюбинский и прочий(чумугунам, что граничили с китаем) — это я навскидку, грубо-без обработки… может, все роды казахские — сквозные. та интерпретация, где все объяснялось какими-то единовременными миграциями — отходит в сторону по мере новых изысканий. например, дуло во главе булгар в европе и поволжье и дулаты на алтае, названия перекрещиваются с кучами других соответствий. или табын в монголии, где топонимика табынская, даже река кобдо, как и кобда актюбинская — есть этот род и у геродота в 5 в. дон.э., и у птолемея и прочих на рубеже эр на южном урале. поэтому нужно расширять поиск. каждому из нас углублять шахту — там еще много незнаемых сокровищ.

  16. Маккейн:

    Гуннге: катынын котин неге андыйсын канша ишсенде барибир устатпайды олар ку боладыгой.

  17. ТОГУЗ-ОГУЗ:

    А как вы думаете уважаемый автор ,можно ли приводить примеры Петрова которые как вы видите не стыкуються с ДНК генеалогией ,если мы говорим о ДНК наиман ,то вопрос фактический отпадает . Гумилев Кляшторный продолжать дальше вот эти вот тюркологи не когда не говорили о Наиманах как о сегиз огузах ,скорее это мнение автора который решил изменить устаревшую концепцию — ведь доказано что Наиманы Киданий — а сколько десертаций научных изысканий проводили кандидаты наук ,сдавая свои научные работы на эту тему . Так что пусть Петров и пишет около научную белберу то с ней я думаю врятли согласятся остальные тюркологи ,написать то можно но как образумить весть остальной научный мир . так что пожалуйста не надрываитесь ,до вас то же люди старались и не к чему хорошему это ни привело. А наоборот пришли к обратному знаменателю . Не забываите про Елюи Даши .

  18. ТОГУЗ-ОГУЗ:

    Торегали . Дулаты и Дуло это две разные вещи , вы уж точно фольк ,без гармма совести .В том числе и автор — извиняюсь если что .

  19. автор:

    Тореке!
    Я так далеко к шумерам не заглядываю, но помню, что базовые слова совпадали: ата, ана, нан и т.д.
    Но я занимаюсь историей собственно тюрков и казахов. Здесь бы разобраться.

  20. автор:

    ТОГУЗ-ОГУЗ
    Ну, что Вы пустой разговор ведете? особенно вот это:
    «Так что пусть Петров и пишет около научную белберу то с ней я думаю врятли согласятся остальные тюркологи».
    Есть его критика, опубликуйте?! Нет, так не разбрасывайтесь якобы «ученной критикой».

  21. медвежонок Айка:

    У казахов есть принцип 7 поколений, а могут ли 2 физлица заключить брачный союз, если они являются представителями одних и тех же субродов? Например Шапырашты — шапырашты, каракесек — каракесек, бабасан — бабасан и т.д. У знакомой как-то была такая проблема, в итоге не разобрались можно или нельзя

  22. автор:

    На мой взгляд, Жеты-ата — это близкое родство, а внутри одного рода — это дальнее родство?

  23. Аноним:

    медвежонок, однозначно нельзя, если не хотите инцестных дебильных потомков вроде шныря сявки.

  24. санат:

    вам\больше\делать\нечего\лучше\подумали\бы\как\нам\всем\казахам\нашшу\страну\поднять\на\высокий\уровень\все\есть\а\куль\туры\нет\чем\мы\хуже\китайцев\или\оаэ\

  25. ТОГУЗ ОГУЗ:

    При этом Хотелось напомнить что истинные наиманы которые присутствую у казахов очевидно очень малы , так как после захвата Каракитаев ,часть наиман была перебита ,остались каракитаий в большинстве . То есть внутри наиман шала ожесточенная воина за власть над племенем ,в которой каракитаи одержали верх . Каракитай ДНК O3a3c ,а настоящие наиманы скорее представители C3c .

  26. медвежонок Айка:

    1- 100%
    2 — 50%
    3 — 25%
    4 — 12,5%
    5 — 6,125%
    6 — 1,5625%
    7 — 0,78125%
    8 — 0,390625%
    9 — 0,1953125%
    10 — 0,09765625%

    Получается 7 поколений достаточно, дальше 0,…., т.е. меньше 1%.

  27. автор:

    ТОГУЗ ОГУЗ.
    генетические исследования только начались и база слабая, идет через знакомых и родственников. Увеличится база, там и видно будет. Первые исследования, в которых провели выборочную узкорегиональную выборку, показали прогнозируемый результат. Этот результат сейчас используется в соответствующих целях. Поэтому торопиться не будем. Все народа ЦА — сборные.

  28. автор:

    медвежонок Айка:
    Получается 7 поколений достаточно, дальше 0,…., т.е. меньше 1%
    =
    Вообще-то, воля Ваша. Но если вдруг сыграет и этот 1%? Хотя мутации могут быть и в межэтническом браке.Кто это знает?

  29. алты ата байлы:

    вообще-то то тогуз огуз — бездарь. строящий из себя специалиста.

  30. кырык мылтык:

    братан, как ты этого мудью точно обеспечил!

  31. 12 ата плюс:

    жігіттер, асықпаңдар…

  32. торегали казиев:

    автору.
    тюрков вы с какого века начинаете?
    казахов?
    в смысле того, когда они начались?
    ваша гипотеза, кратко…

  33. торегали казиев:

    что-то не пропускаете май вопрос, вот этот:
    автору.
    тюрков вы с какого века начинаете?
    казахов?
    в смысле того, когда они начались?
    ваша гипотеза, кратко…

  34. торегали казиев:

    тогуз огузу

    я уходил. теперь смотрю вы в чем-то сомневаетесь. ваше имя и фамилия. уважающие себя люди имеют фио. как говорит автор — кого нет имени, у того нет благородства.

  35. ТОГУЗ ОГУЗ:

    Торегали ..

    А кто несет чужь получается благородный , ех вы Торегали изучали бы историю без предрассудков , я не в чем не сомневаюсь ,а говорю то что думаю ,в отличие от некоторых . Если будет доказано что намиманы сегуз огузы я это подержу ,при этом хотелось бы напомнить что надо руководствоваться фактами ,а не домыслами ,и у каждого рода есть кирме ,в том числе у наиман ,а ведь они в большинстве.Кокжарлы Ергенекты вот я думаю истиные наиманы — и их я бы мог с удовольствие сравнивать с сегиз огузами .

  36. торегали казиев:

    автору.
    прочел несколько ваших вещей в интернете, так что вопрос свой снимаю.

  37. торегали казиев:

    тогуз огузу.

    и все же, почему вы так боитесь бороться за истину под своим именем? если и вправду спец, можно же сказать, вот, мол, я доктор ист. наук ахметов арман считаю, что дело обстоит так… и т.д. тогда читатели приняли бы эту истину. а то видят люди возможного провокатора, нападающего на тех, кто ищет истину… сознательно запутывающего дело.

  38. ТОГУЗ ОГУЗ:

    Нет если вы считаете нужным считать наиман сегиз огузами ваше право , весь вопрос отпал когда вы назвали дулат дуло . Я думаю любой другой историк поправил бы вас ,но раз таких нет ,я слюней брызнул .Насчет имени это не важно ,и регали тут не причем ,если у вас есть сомнения на счет самой темы ,и в моих доводах отстаивать их вам а не мне ,в том числе и автору .

  39. торегали казиев:

    вот именно — брызнул… любой нормальный человек старается соблюдать приличия, хотя, конечно, для пиара и шляпами друг в друга кидаются — 21 век. но к делу. года два назад прочел я замечательную книжку о казахском эпосе, одного доктора филологич.наук, не выдержал и тотчас же поехал через весь город в университет пожать ему руку. поговорили, подарил я ему свою книжку, он мне свою. и выяснилось, что мы на отдельные вещи смотрим совсем с разных сторон. он — средневековые пласты изучает, а меня интересуют самые древние пласты. и он мне говорит, что о тех древнейших пластах казахского эпоса он не то что не писал, но и подумать не мог, что они есть. и он сказал замечательную фразу, что, оказывается, мы с ним забиваем бреши в казахской обороне на разных участках одного фронта. и автор обсуждаемого материала при одном обсуждении сказал, что не совсем со мной согласен. и это отлично, т.к. согласны бывают во всем только попугаи. мнение каждого поисковика нужно складывать в банк данных, как делают японцы, и со временем количественные накопления сведений о казахской истории дадут великий качественный эффект.

  40. автор:

    в моих доводах отстаивать их вам а не мне ,в том числе и автору .
    =
    Опять ни о чем. Я же Вам предложил. Вы не согласились с моим видением, так как Вы позиционируете себя как специалиста. Тогда как специалист покажите критику Петрова?

  41. Саумалгуль:

    Уважаемый Марлен, очень уважаю вас как ученого и как личность, но по статье у меня есть вопросы. Задам только один. Как вы объясняете матриархат в современных найманских семьях? Принимая во внимание тот факт, что под найманской семьей у найманов подразумевается та, в которой найманом является мать, а не отец. Это не афишируется, но это так.Такая постановка уже о многом говорит. Испокон века глава семьи у казахов мужчина. Существовала поговорка: Кыздын ели — барган жери, и даже самые родовитые женщины не могли претендовать на лидерство в семье мужа, в лучшем случае сына выделяли в отдельную ветвь, фактически изолируя от клана, лишив тем самым его жену возможности влиять на род мужа изнутри, в интересах ее собственных родичей. Почему у найманов иначе? Почему наследником -и в материальном и в духовном плане мать-найманка делает дочь, а не сына? Если вспомнить эволюцию, которую проделали найманы при Чингисхане, быстро превратившись из завоеванных вассалов в один из ведущих родов -что произошло не последнюю очередь благодаря найманским женщинам, становившимся младшими женами чингизидов, и впоследствии продвигавших своих родственников на ключевые посты в империи, становится понятным, откуда растут ноги современного положения дел. Напрашивается вопрос: а не было ли это повторением ситуации при захвате найманов кара-киданями и не выполнили ли тогда кара-киданьские женщины роль троянских коней в найманском стане? Спустя века применив ту же самую тактику уже в чингизидском стане. В этом случае тема «найманы и каракидани», или, может быть «найманы и каракиданьские женщины» заслуживает большего внимания, вы так не считаете?

  42. автор:

    Уважаемая Саумалгуль! Интересное у Вас имя, в первый раз слышу?! Эта версия появилась недавно как поэтическая. Однако, я ни разу не слышал, что у казахов было войско из женщин. Тогда как все вопросы решало количество войск. Войска состояли из мужчин.
    Кстати,перешел на фейсбук. Там интересные дискуссии, без анонимов.

  43. Саумалгуль:

    Имя как имя. если не нравится, можете называть меня Кармеш или Бахытгуль, сути дела это не меняет. Я казашка, это главное.

    «Тогда как все вопросы решало количество войск. Войска состояли из мужчин».

    С этим никто не спорит. Но найманы, как ни один другой род, отводят особую роль своим женщинам, и мне кажется, это очень перекликается с обычаями калмыков, маньчжуров и прочих монголоязычных соседей прошлого. Доминирующая роль женщины (причем именно молодой женщины!) у них даже не оспаривалась, и принимала совершенно уродливые формы, например у калмыков до 20 века был закон о том, что «сноха, избившая свою свекровь, подлежит порицанию», и т.п. В отличие от казахской семьи, где женщина обретала тем больше веса и уважения, чем она становилась старше, у калмыков царил некий закон джунглей — молодая полная сил самка естественным образом захватывает власть в семье- а что? это же так естественно, право сильного. Не хочу спекулировать на теме «казахи и калмыки — кто кого, кто у кого что когда», и так далее, но некоторые параллели настолько очевидны, что…
    А от ответа на вопрос вы все-таки ушли, что впрочем, вполне объяснимо.

  44. автор:

    Саумалгуль, большая роль женщины у Найманов может быть связана с катастрофическими потерями после истребления джунгарами. Отголоском этого истребления является легенда-быль об Окиреш-шале, последнем из своего рода ушедшем в Мавераннахр.

  45. nureke:

    автору.
    Саумалгуль-это тролль.. и скорее всего неказах.. потому что любой казах знает что такое саумал(свежесдоенное кобылье молоко).. и в природе таких имен у казахов не было.. кто-то над ним насмеялся и сказал что может использовать это имя.. а он или она приняли это за чистую монету..

  46. Балхаш:

    http://exclusive.kz/eksperty/2021
    Здесь Дмитрий Мадигожин на основе открытия Урджарской Принцессы предполагает о высоком статусе женщин

  47. Кен:

    Есть некоторые неточности во мнении автора.
    В середине восьмого века племена Байуркы и Едиз образовали третий тюркский каганат, впоследствии которого прозвали Уйгурским каганатом.
    Ел Етмиш Билге Каган племя Байуркы разделил на два крыла, правое крыло составляло Тогыз огузы, впоследствии их соседи прозвапли Кереями, по месту их обитания у реки Кейре в центральной Монголии, а левое крыло составляло Сегиз огузы, которых впоследствии их соседи прозвали Найманами, по числу входящих в него родов(тайп). А племя Едиз состояло из 10-уйгуров, потому их прозвали он уйгур.
    В середине девятого века Кыргы и Тюргеши обьединились и восстали против правителей Уйгурского каганата и каганат пал, власть в нем перешла в руки Кыргызов, которые правили тристо лет. Это было уже не уйгурский каганат, а стал Кыргызским.
    Так что-Сегиз Огузы-Найманы, Тогыз Огузы-Кереи, а Едизы-Он уйгуры, все они образовали третий тюркский каганат после распада второго восточно тюркского каганата.
    Уйгурский каганат по существу образовали не уйгуры а Найманы и Кереи, которые составляли 17 племен , подчинив десяти уйгшурских племен. Столица Уйгурского каганат Пор Бажын была основана на территории современной Тувы.

  48. автор:

    Кен, Ваша точка зрения — то же интересная, но ее надо подкрепить первоисточниками.
    Например, в первый раз слышу, что «племя Едиз состояло из 10-уйгуров». Напротив, Эдиз входил в состав.
    сейчас дискуссии идут в Фейсбуке на моем статусе. Так что присоединяйтесь.

  49. знаю:

    Масимов — уак

  50. Амир:

    Марлен! мне нравится ваши статьи и вы многое понимаете, чем наши великие ученые.
    В надписи в честь Моюн-Чура и других Орхонских надписьях, написано не то,что все комментируют? в частности и Вы!
    Я уверен? что транскрипция этих надписей соответствуют действительности на 80процентов, но переводы соответствуют только на 5процентов!!!Что вы перечисляете «тогуз» «он» «уш»-это все не название родов? а количество!
    И они написаны не 7-8 веках? там написано история 13 века!!!

  51. Амир:

    Кен!!! вся история которых вы перечисляете-это не «история»!Мне обидно, за наших историков! Ни какие Телесов не существовала и они жили в Телецком районе-это подданные Толеша т,е, Толехана-сына Чингисхана-родовым гнездом явлеюся
    Телецкое озеро их земли!!
    А Тюрки-Сиры-это Тюрки сырдарьи-Түрік-сыр халқы-этого названия до «мыңқолов» не было!!!

  52. Амир:

    все Казахи относятся к Киргизам, точнее основная часть, а остальные те же Огузы, те же Татары, те же Тюргеши, те же Кипчаки и другие роды! Чингисхан создал нас Казахов, объединив Тюркские роды!!!
    Читайте Орхоно-Енесейские надписи на казахском и киргизском-вы это поймете!!!!

  53. Амир:

    Все кипчаки думают раз написали в камне Монголии, значить они жили там, ничего подобного! Там написаны все связанные с историей Чингисхана, так значить они жили в Монголии и Тибет и согдийцы и бухара и Клыш и.е.Бухара инаходится там?
    Как вы это представляете???

  54. Амир:

    Клыш -самый последний правитель Хорезма из рода клышей, убитый в 1212 году.

  55. Аноним:

    Тогуз Огуз!»……часть наиман была перебита ,остались каракитаий в большинстве……»
    Найманы никогда не были родственный каракитаям, если считать их метисами с китайцев и тюрок тогда может быть.
    Написанное историками слово «Кытан»-это не китайцы и вообще не народ, а слово «Ак атын» т.е «Светлое имя»
    Найманы -выходцы с Алтая и Чингисхан с этого рода, Завоевав новые земли, он оставлял часть этого рода,чтобы управляли этими людьми,и так появились монгольские, киргизские, каракалпакские роды, об этом можно прочитать в книге «ЫркБитиг». Завоевывав Найманский род Матай появился в Киргизии и название местности Матай в Жети-Су.
    Где кочевала некоторое время мать Чингисхана и написала:
    » Кызыл кия -кыслагым, жасыл кия -жайлагым»
    «Кызыл кия»-местность в Киргизии,подходящее место для зимовок!!!

  56. Амир:

    Рядом с «Кызыл кия» есть городок и местность «Найман»!!!
    И там же описаны завоевание городов «Еки Огуз» и Ин-Ин(Жур-Жур) и другие походы против АлтанХана-Золотоголового Змея!!!

  57. амир:

    Саумалгуль!! «….быстро превратившись из завоеванных вассалов в один из ведущих родов…..»
    Здесь найманские женщины ни причем и никаких «превращении» не могло быть,как вы это представляете? Как можно превратить монгольскую речь на казахскую речь — Вы изучали монгольский язык? Монгольская речь-это искаженная казахская речь! И корни слов у монголов потеряны, они не могут с корня слов образовать как у казахов множество слова; Сақ;Сақын(13-15 века),Сақа(бывалый,опытный войн),Сақал(растет у бывалого),Сақшы(17-21века), Сақшығдар(13-14 век),Сақман,Сақау(ант.балтун-находка для шпиона).
    И нам диктуют, что это слово персидское «спака»-вероятно персы это слово приняли у тюрков исказив значение?преследующего персов тюрков, они не могли иначе назвать!!
    Помните строки; Алып,Алып ал сақын,
    Аңдып жүрген дұспаннан жүз сақын…
    Этого нет и не может быть у монголов,хотя их относят к тюркским языкам!!!

  58. Амир:

    Марлен Зиманов!!!
    Хотелось бы, чтобы вы прочитали книгу С.Малова 1951 г.»Памятники древнетюркских памятников» . Прочитайте транскрипцию и сравните с казахским(киргизским-башкуртским-татарам сибири) языком!!! Переводы прочитав вы поймете -соответствуют тексту от силы-5%.Это поймете наверное только Вы-человек «свободного» мышления, не боготворящий «лжеучения»!!!

  59. Amir:

    Подсказка на каком языке надо прочитать написано Радловым и Мелиоранским в книге:»Древнетюркские надписи в «Кошо-Цайдаме»

  60. Amir:

    Понятия как «тогуз огуз» вообще не существует. А есть в ОЕ налписях «Отыз Тогуз Огуз»-можете проверить.
    А почему слово «Отуз» убрали мне это не понятно, поэтому идет полное непонимания сути ОЕ письем.
    Нам не хватает «смелости» признать ошибки тюркологов,которые занимаются только переводами с русского языка,почему эти «лжепереводы» принимаем за ИСТИНУ??? Автор этих ОЕ письмнестей-мать Чингисхана-Торхана по имени Марал!!! Рогатая мать олениха(ЧА), по китайский Олуэн(лань или рогатая олениха) и данный народом прозвище «ҰлыЕне»

  61. Бекенов Ербол:

    В споре рождается Истина (если помнить, что Народ состоит из родов, а не Народ делится на роды)

  62. кынык:

    Тогузогузы — Токсоба(Тогуз огуз.Ток-Саба аул в Крыму) в Младшем жузе. род Байбакты — Байулы. Байегу — один из племен тогузогузов. Соба — племя в составе рода Алке.Токсоба(Байбакты) и Соба(Алке и Кызылкур) от Султансиык — Аскар.
    Токсил и Саба были среди тохаров Афганистана во 2-м веке н.э. Дионисий Периегет «Описание Ойкумены».

  63. кынык:

    Тогузогузы — Токсоба(Тогуз огуз.Ток-Саба аул в Крыму) в Младшем жузе. род Байбакты — Байулы. Байегу — один из племен тогузогузов. Соба — племя в составе рода Алке.Токсоба(Байбакты) и Соба(Алке) и Кызылкурт от Султансиык — Аскар.
    Токсил и Саба были среди тохаров-карлуков Афганистана во 2-м веке н.э. Дионисий Периегет «Описание Ойкумены».
    также в составе Байбакты есть Батак-карлуки.Жабагы(Ябаку)-карлуки .Алтеке (Ак Алтеке)-туркмены. Кынык — огузы.

  64. Кара.:

    Кыпшаки великое древнее многочисленное племя, именем которого называлось вся великая степь Дешт и Кыпчак.
    Их называют кыпчак «кос алып»(соединяй великих кыпчаков).Это соединения, объединения древних кыпшаских родов «алып-кара-уран»,так же их именуют «токсан екi баулы кыпшак»(92- колен кыпчакских).

    КЫПШАКИ АЛЫПЫ:Смысл и значение «алып» встречается в книгах «Авеста».В те далекие времена «алып» означало (великий),батыр, вождь, герой, сильный и мужественный.

    КЫПШАКИ КАРА: Рода «кара» означает исконный, самый старый, мог быть этнонимом могучих (ДАУКАРА), многочисленных, большой род или коренной народ.

    КЫПШАКИ УРАНЫ: Этот клич являлся именем одного из предков прославленных древних батыров, знаменитых духовных лидеров, происходивших из данного племени.Название «уран»на тюркском и монгольском языке обозначает «кай»,дракон(уранкай).

    Наша тамга I Y I называется кыпшак «кос алып»(соединяй великих кыпшаков),одна I и две I I черные черты, как пара стрел (кос-ок),т.е. соединяй, затем объединяй уч- ок(три стрелы).Тамга ‘кос-алып’ одна I и две черные черты, как пара стрел I I превращается в тамгу ‘три стрелы’ Н или ‘дракон’(три стрелы -союз трех родов: кайев, баятов и кунов). И герб Y волка(бори)племенного союза или ельбори (народ волков).

    Арифметическая традиция называния союзов строго по количеству объединяющихся племен сохранились у кыпшаков. Кыпшак «кос алып»(соединяй великих кыпшаков),одна I и две I I черные черты, как пара стрел (кос-ок), уч- ок(три стрелы-H),тортоба(четыре стрелы),колоба(пять стрел),жетi ру (семь стрел),кун-токсоба(девять стрел).
    А затем, когда объединились десять племен, появляется в текстах термин десять стрел (он ок),так образовалось племя дулло.

  65. Кара.:

    МЫ кыпшаки 92-96 колен кыпшакских, их называют ҚЫПШАҚ«ҚОС АЛЫП»(соединяй великих кыпшаков). Это соединения ,объединения древних кыпшакских племен и родов из династии: «АЛЫП-КАРА -УРАН».

    КЫПШАКИ АЛЫПЫ: Смысл и значение «алып» встречается в книгах «Авеста». Почетное имя, присоединяемое со времен саков и гуннов к собственным именам батыров, защищавших свой народ от врагов. В те далекие времена «алып» означало (великий),батыр, вождь, герой, сильный и мужественный.
    Арабы и Европа знали кыпшаков под названием Сак Алып(Сак Алиб)т.е. Сак Алыпы(кыпшаки великие саки)

    КЫПШАКИ КАРА: Рода «кара» означает исконный, самый старый, мог быть этнонимом могучих, многочисленных, большой род или коренной народ.Кара ханы считали себя домом Алып –Арыс-бия (Арий)по прозванию «Туран». Алп-Арыс-би означает в переводе «правдив как Ак Арыс, по духу как Жан Арыс, властелин как Бек Арыс». От него считают свою генеалогию-шежире три казахские жуза – Ак-Арыс, Жан-Арыс и Бек-Арыс.

    Сак алып(великий сак)-Мади и шанью Моде вождь гуннов по прозванию мадиары кыпшаки.Томирис являлась потомком вождя сака алыпа Ишпакая.Правнучка Мади,внучка или дочка легендарного царя Сыпыра (Спаргапис). Имя мужа Томирис не установлено. По некоторым источникам, мужа звали Рустем, он был сыном царя сак алыпов тиграхаудов Кавада.

    КЫПШАКИ УРАНЫ: Уран — это существовавший у каждого племени особый боевой клич, призванный поддержать дух соплеменников в ходе сражения. Этот клич являлся именем одного из предков прославленных древних батыров, знаменитых биев или духовных лидеров, происходивших из данного племени. И объединяет все группы степных народов и кочевников великой степи, именем которого стало называться вся великая степь Дашт i Кыпшак.

    Уран родовой клич» Айбас»Кыпшак.
    Уран родовой клич»Алла»Кожа.
    Уран родовой клич» Алдажар»Карасакал.
    Уран родовой клич»Аркар»Торе.
    Уран родовой клич» Токкожа»Кеты.
    Уран родовой клич» Айыртау»Торткара.
    Уран родовой клич»Каптагай»Найман.
    Уран родовой клич»Дойт»Шомкей.
    Уран родовой клич» Бекет»Адай.
    Уран родовой клич» Байбарак»Алаша.
    Уран родовой клич»Баймурат»Алтын.
    Уран родовой клич» Шиембай»Кызылкурт.
    Уран родовой клич»Алдонгар»Есентемыр.
    Уран родовой клич» Баймурат»Жапас.
    Уран родовой клич» Карата»Маскар.
    Уран родовой клич» Шагырай»Шеркеш.
    Уран родовой клич» Бахтыбай»Щекты.
    Уран родовой клич»Даукара» Байбакты.
    Уран родовой клич» Агатай» Берш.
    Уран родовой клич» Бакай»Таз.
    Уран родовой клич» Тана»Тана.
    Уран родовой клич»Байтере»Ысык.
    Уран родовой клич»Малатау»Жагалбайлы.
    Уран родовой клич» Кожахмет»Кердери.
    Уран родовой клич» Дулат»Рамадан.
    Уран родовой клич»Тостаган»Табын.
    Уран родовой клич» Карабура»Тама.
    Уран родовой клич»Аксакал»Кереит.
    Уран родовой клич»Тулпар»Тилеу.
    Уран родовой клич» Бактиар» Дулат.
    Уран родовой клич» Райымбек» Албан.
    Уран родовой клич «Байтерек» Канлы.
    Уран родовой клич «Байток» Сары Уйсун.
    Уран родовой клич»Каблан «Жалайыр.
    Уран родовой клич» Бактиар»Ошакты.
    Уран родовой клич» Тоганас»Сиргели.
    Уран родовой клич» Байсуан»Суан.
    Уран родовой клич» Айырылмас»Шанышкылы..
    Уран родовой клич» Капасай «Шапырашты.
    Уран родовой клич»Жауатар»Ысты.
    Уран родовой клич» Акжол»Аргын.
    Уран родовой клич» Кара кожа»Керей.
    Уран родовой клич» Алатау»Конырат.
    Уран родовой клич» Жаубасар»Уак.
    Уран родовой клич» Айыртау»Каракесек.

  66. Кара.:

    Амир.
    О племени кият боржигин(джигиты подобны волку) из которого вышли все правящие династии Чингисидов.
    Дальний предок Чингиз хана Бори — теги -чин (наследник-потомок Бори).
    Большинство этого племени находится в Дешт и Кыпчак пишет своей книги об этом Рашид ад-Дин.
    Что род Кият большей частью разбросан по всей территории Дешт-и-Кипчак.
    Термин «Кыпчак» имел в рассматриваемые времена три значения:
    1 Территория Дешт-и Кыпчака.
    2 Житель Дешт и Кыпчака(тюрок кыпчак).
    3 И еще одно был клан (племя) кыпчак.
    Древний род кият берет свое начало от кыпчаков огузов, об этом написано в эпосе Коркыт Ата.
    Эпос Коркыт Ата, возникший в кыпчакско-огузской среде в бассейне реки Сырдарья около VIII в-X в.
    Коркыт — это реальный человек из бек огузо-кыпчакского племени кият.
    Тотем у кыпчаков «кок бори».
    Династийным ведущими племенами из кыпчаков были «токсоба» и «бори»(волк) или ель бори (народ волков).
    Арабский историк Дузджани писал, власть кыпчакских ханов передавалось по наследству ,из которых выходили все ханы.

  67. Кара.:

    Амир кыпчаки были в Монголии.
    Кипчак Тутуха полководец Чингизхана,создал кипчакский корпус(из тюрко-монголов),для похода на Китай. Китайцы кипчакский корпус называли кыпчак(циньча).Кыпчак Тутуха из рода баяут,из кипчакской династии токсоба(кун) из кипчакского племени кос алып ( кара уран кай).

    Субедей великий полководец, соратник Чингис-Хаана. Сын кузнеца Джарчиудая из племени уранкай, брат Джелме. Участвовал во всех основных походах первой половины XIII века — на Северный Китай (Империя Цзинь), меркитов, государство Хорезмшахов, Кавказ и Восточную Европу. Совместно с Джебе руководил в битве на калке (1223). Был фактическим руководителем в походах Бату-Хана на Русь (1237 — 1240) и Центральную Европу (1241 — 1242).

    Западно-кыпчакское ханстсто, во главе с династийным родом токсоба(кун) по сообщению арабского историка Ан-Нувайри называет их татаро-монгольским, их местность находились под наванием «змея»(уранкай).

  68. Кара.:

    Кочевники великой степи.
    Этноним «татары» на Русь пришло от кипчаков токсобичей и соответственно Русь узнала о вторжении «татар монголов» от кыпчаков. Это подтверждает Ибн Халдун арабский историк рассказывает что племя токсоба из татар а племя дурут из кипчаков. Тизенгаузен публикует отрывок из сочинения Ан-Нувери о старинном соперничестве между кипчакскими родами токсоба и дурут которое завершилось переходом токсобичей на сторону Чингизхана и разгромом дурутов. Ибн ал Асир описывает в рассказе о первом столкновении войск Чингизхана с кипчаками. Когда татары-монголы сразились с кипчаками(половцами) и не какая сторона не одержало верха. Тогда полководцы Чингизхана Субэдэй и Джэбэ послали к знатному кипчакскому хану Кодану «мы, татары-монголы, как и вы кипчаки одной крови и одного рода и племени».Дуруты во главе Коданом вынуждены были переселиться в Венгрию своим родственникам кипчакам(мадиарам),но и там им спокойной жизни тоже уже не было.

    Кипчаки токсобичи(девятиродцы)живут в сегодня у татарах, каракалпаках и башкирах и помнят свое происхождения.

  69. Кара.:

    До нашествия Чингизхана.
    Западно-кыпчакское ханстсто, во главе с династийным родом токсоба(кун) по сообщению арабского историка Ан-Нувайри называет их татаро-монгольским, их местность находились под наванием «змея»(уранкай).

  70. Кара.:

    До нашествия Чингизхана известно кыпчакское ханская династия правившая в Сыгнаке и Отраре. Алып кара уран, сын Джанкеши хана-хан Сыгнака 1169-1184 гг, хан правого крыла Кыпчакское ханство 1169-1184 гг.Кадыр-Бугу хан, сын Алып-Кара Уран-хан Сыгнака 1184-1200 гг, хан правого крыла Кыпчакское ханство 1184-1219 гг.Кайыр хан Алып-Дерек- хан Сыгнака 1200—1210 гг, хан Отрара 1210-1219 гг.

    Из кипчакского племени уранкай напоминает одного из известных в своё время кыпшакский (половецкий) Тугоркана. Врусских сказках Тугурул хана называли»змей горыныч»(дракон) потомок кара кыпшакского хана Сары хана(Шарухан).

  71. Кара.:

    кынык
    Байбакты токсоба в младшем жузе это кипчаки У них кипчакский уран «даукара».
    В подразделений у кыпчаков кахахов тоже есть род байбакты -коныр-токсоба.

  72. Кара.:

    Амир.
    Все мы потомки кыпчаков.
    МЫ кыпшаки 92-96 колен кыпшакских, их называют ҚЫПШАҚ«ҚОС АЛЫП»(соединяй великих кыпшаков). Это соединения, объединения древних кыпшакских племен и родов из династии: «АЛЫП-КАРА -УРАН».

  73. Кара.:

    Амир.
    Бату потомок Чингизхана был близким другом султана Бейбарса.А воевал против найманского Кетбука.

    О происхождении Бейбарса ведутся много споров. У султана Бейбарса основа кипчакская,кем бы его не называли родился в стране Дешт и Кипчак,на северном побережья черного море.

    Бейбарс из кипчаского племени ,потомок кара кипчаков из рода ток-берш(крепкий берш). Подтверждает и арабский историк Ахмед ан-Нувейри называет один из кипчакских родов беришоглы(боржогылы).Род ток берш(крепкий берш)в подразделения у кара кипчаков(карабалык)

  74. Кара.:

    Амир.кипчаки былив в монголии.
    Достоверное упоминание в надписях на Селенгинском камне Тюрки Кипчаки или Народ Кипчак обитали в Центральной Монголии это достоверный факт.Достоверное упоминание в надписях на Селенгинском камне (759г.) в центральной монголии “кыпчак”, “кыфчак” – в сочинениях мусульманских авторов: Ибн-Хордадбеха и Гардизи (IX в.), Махмуда Кашгари (IX в.), Ибн-Асира (XIII в.), Рашид ад-дина, ал-Омари, Ибн-Хал-дуна (XIX в.) и других.

  75. кынык:

    Кара
    в общем с вами согласна. но тамга «I» -ок? алып? это ведь тамга Канлы и Тана. потом добавляется еще один ок или алып и становится «кос ок» или «кос алып». в современных книгах тамгой Байбакты считается «Т» — молот и «Y»-бакан или багана. IYI-тамга Дулу-болгаров Аспаруха и Кайы-османов. что значит они огуз-кыпчаки. а османы кажется себя считают Канлы и туркменами . «Кара» — одно из главных племен туркмен. значит Кара -это кыпчаки или огузы?

  76. кынык:

    Амир
    если не ошибаюсь Т.Журтбай писал.что «спака» на иранском «собака».оттуда Спакай.Ишпакай. «саг» -собака. оттуда «саклаб» (Гардизи)

  77. кынык:

    племена Тикин и Канлы в 13-м веке жили рядом с Найманами(Сегиз огузами)(Рашид-ад-дин.Найманы). оттуда возможно и титул «тегин» у Онгутов и Кайы — газневидов. Ануш-тегин (онгут) и Себук-тегин (газневид) -Кайы. Тикин и Кыргыз — внуки Огуз кагана от наложниц (Абулгазы)

  78. кынык:

    «Балғалы»или «Балталы»-Т и «Баганалы»(бакан)-Y -это ведь Найманы. по тамгам .что Байбакты получается Найманы? есть отдельные племена Ток и Соба. Ток сейчас у ногаев. Соба вместе с Кызылкурт подрода Алке в Мл.жузе. Алке я тоже где-то видела. только не могу вспомнить у кого.у туркмен или у кого-то из кавказцев Бакиханова. кажется у Бакиханова.там был еще Ахмирлу(Акберли.отперлюево?сейчас у Байбакты) и Улуч (улашевичи?).

    Борджигин возможно тоже от Бори(Ельбори.Бурджан.Бурджоглы) и Тикин(огузы)

  79. кынык:

    значит кавказских косогов (чик.черкесы) и балканских косаваров(кособа.Косово) можно считать огуз-кыпчаками?

  80. кынык:

    у Канлы и Тана оказывается тамги не «I» — ок или алып. а косеу. у М.Кашгари тоже у Кынык тамга похожа на косеу. у Байбакты Тынбакты.оттуда Кынык считается Тана баласы.

  81. кынык:

    Здесь тамга Кыныков похожа на «косеу» (ожег (палочка.которой перемешивают топливо в очаге). сейчас в Западном Казахстане Кыныки стали размещать в надгробных памятниках
    http://drevlit.ru/texts/m/mahmud_kashg_text.php

  82. кынык:

    Мурат Монкеулы в своей поэме «Уш киян» туркменов называет «Сегиз сан Сеилхан». возможно они и есть Сегизогузы? оставшиеся на востоке — Найманы. ведь Рашид-ад-дин писал.что Огузхан назвал Уйгур. Канлы.Кыпчак.Карлук.Калач.Агач эри «Уйгурами».потом якобы они же стали и «Туркменами». Абулгазы Найманов и Уйгуров считал «бир бау». Кыпчак и Канлы «бир бау» .Уйгур-карлукское Жабагы (Аксу-Жабагылы?) есть сейчас среди казахов Мл.жуза (Адай.Байбакты.Торткара.Кердери) и среди ногаев и кыргызов Саруу

  83. кынык:

    Об Исфендияр-хане

    |63a| Это был государь мудрый и справедливый. Через сорок дней после того, как его отец Араб Мухаммед попал в плен к своим сыновьям, но (Исфендияр) ушел из Хазараспа и отправился к шаху Аббасу. Набрав с его помощью нукеров 10 из среды дурунских и балканских туркмен, Исфендияр направился к Ургенчу. В это время Ургенч погибал от безводья. (Жители его) построили себе укрепление (кала) на берегу реки, против Тук’а и там жили. Исфендияр вошел в это укрепление. Хабаш-султан, 11 узнав об этом, бежал в Хиву. Взяв хивинское войско, он, совместно с Ильбарс-султаном, [326] (своим братом) пошел на Ургенч. Исфендияр хан потерпел поражение и ушел на Мангышлак. Собрав снова войско, он пришел в Ургенч и, сразившись с султанами, оказался победителем. Он захватил Ильбарс-султана и предал его смерти. Хабаш-султан бежал к мангыту Шанек-мирзе, который (раньше) пользовался его кровом и пищей. Этот неблагодарный схватил его и отправил к Исфендияр-хану, а тот присоединил его к Ильбарс-султану (т. е. убил). Исфендияр-хан произвел поголовное избиение уйгур-найманов, способствовавших убийству отца его, Араб Мухаммеда. Он дружил с туркменами и привел их в свою землю (юрт).

    По этой причине другие узбеки стали его противниками и ушли в Мавераннахр, к мангытам (ногайцам) и к казахам.

    Опираясь на узбеков, Абулгази-хан (брат Исфендияра, историк) вступил в упорную борьбу с Исфендияром. Наконец, он потерпел поражение и был сослан в Ирак.

    В 1032 г. х. (1623 г.) он (Исфендияр) сделался падишахом; он умер, процарствовав 17 лет. 12 (Мунис)

  84. алет:

    Зная историю, мы видим прошлое. Живем настоящим не хотим осознавать что, мы казахи. Нас пытаються назвать младшими братьями. Мы молчим и терьпим. В конце концов никто не думал кто мы сейчас. Где мы родились и скакой стороны дул наш ветер в спепи. Когда мы родились на свет. Нам родители все говорили, что мы КАЗАХИ. Так давайте перестанем делится на юг, запад, восток, север и перестанем смотреть на другие нации кто о нас как говорит. Все вместе начнем трудиться и что то сделаем для страны.

  85. NAIMAN:

    Не о каком другом роде больше, чем о найманах не пишут, что у нас что у других. Найманы — это сила, это связь покалений, это преемственность истории ВЕЛИКОГО ТЮРКСКОГО ЕЛЯ. Да не шуточные идут дискусии, но мы все знаем что мы найманы, не отемлимая часть тюркского мира.

Добавить комментарий